Влияние музыки на креативное мышление: стимуляция или подавление?

Влияние музыки на креативное мышление: стимуляция или подавление?

Люди — далеко не единственные существа на планете, способные издавать мелодии, но только мы можем так сильно наслаждаться и вдохновляться ими (хотя у животных тоже есть к этому предпосылки). Но почему музыка играет такую важную роль в нашей жизни? Как именно мы воспринимаем её и как ведёт себя при этом наш мозг? Собрали десять фактов, которые помогут в этом разобраться.

Влияние музыки на креативное мышление: стимуляция или подавление?

Учёные задались вопросом, в каком возрасте мы начинаем слышать музыку — не как набор отдельных звуков, а как мелодию. Для этого они провели эксперимент: измерили, как мозг новорождённых реагирует на мелодии, использовав в том числе отрывки с нарушенным ритмом.

Выяснилось, что дети реагируют на эту «поломку», — это было видно по изменениям активности мозга. Исследование было небольшим, но оно позволяет предположить, что способность понимать ритм мелодии есть у нас с рождения. К тому же в утробе зародыш может слышать различные ритмы — например, сердцебиение матери.

Также младенцы могут различать длительность и высоту звуков, что тоже помогает воспринимать мелодии.

Логично, что многие задаются вопросом, какую музыку стоит ставить детям, — самая популярная версия гласит, что классическую. Есть даже так называемый эффект Моцарта — гипотеза, которая гласит, что прослушивание музыки этого композитора повышает IQ.

В 1993 году учёные провели следующий эксперимент. Студентов поделили на три группы: первой дали послушать произведения Моцарта, второй — инструкции по релаксации, а третью оставили в тишине.

После этого участникам дали тест на пространственное мышление — выяснилось, что результаты улучшались только у тех студентов, которые слушали Моцарта.

Что же не так с этим экспериментом? Как это часто бывает, проблема в массовой интерпретации: IQ повышался лишь на десять минут, а долговременных изменений не было.

Позже выяснилось, что результаты теста улучшаются, если человеку поставить любую мелодию, которая ему нравится (будь то Моцарт, Шуберт или даже зачитанное вслух произведение Стивена Кинга).

Любимая музыка активизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и бодрит — и именно поэтому тесты получается решать лучше.

Итак, умнее нас музыка не сделает. Но как-то же она должна влиять на наше мышление? В одном исследовании приняли участие разработчики — работники достаточно творческой специальности.

На протяжении нескольких недель они то слушали музыку во время работы, то работали в тишине.

Через пять недель выяснилось, что, работая под музыку, люди были более продуктивны и пришли к большему количеству креативных решений.

Другие учёные выяснили, что быть креативными нам скорее помогает «счастливая» музыка — то есть та, где больше мажорных и торжественных нот. Кроме того, здесь может играть роль тот же механизм, что и при эффекте Моцарта: повышение настроения стимулирует креативность.

Влияние музыки на креативное мышление: стимуляция или подавление?

У привычки слушать музыку, чтобы отвлечься, есть научное объяснение: она действительно может снижать стресс и регулировать настроение. Одна из возможных причин этого процесса — песни повышают самооценку и уверенность в себе.

Есть и другое объяснение — биологическое.

Доказано, что прослушивание музыки снижает уровень кортизола — гормона, который выделяется при переживании тяжёлых и стрессовых ситуаций (не важно, идёт речь о классической музыке или поп-песнях).

Прослушивание музыки также может помогать снижать давление, пульс и расслабляться. Этот факт, например, используют, чтобы снизить волнение пациентов перед операцией.

Многие люди во время занятий спортом слушают музыку — и правильно делают. Исследования показали, что она усиливает выносливость и работоспособность во время тренировок.

Одна из причин, по которой музыка эффективна, — она отвлекает нас от усталости.

При этом подкасты и аудиокниги выполняют ту же функцию, но меньше помогают облегчить тренировки — так что дело не только в том, чтобы отвлечь внимание от нагрузки.

Музыка, особенно быстрая (в пределах 125–140 BPM), повышает настроение и мотивацию для занятий спортом. Многие спортсмены перед серьёзными стартами слушают музыку «для правильного настроя» и говорят, что это помогает им зарядиться уверенностью и сосредоточиться. К тому же ритмические особенности музыки помогают не сбавлять темп при нагрузках аэробного типа — скажем, беге.

Считается, что по предпочтениям в музыке можно предсказать черты характера человека и что любители определённых жанров часто схожи между собой.

Учёные провели тестирование среди более тысячи подростков, чтобы определить главные характеристики их личности — так называемую big five, или большую пятёрку (сюда относят экстраверсию, доброжелательность, эмоциональную стабильность, сознательность и открытость опыту).

Затем эти черты сопоставили с их музыкальными вкусами.

Выяснилось, что, например, у подростков, предпочитающих рок, низкие показатели по шкале сознательности и высокие по открытости к опыту, а те, кто предпочитают поп и танцевальную музыку, в большей степени экстравертны и доброжелательны. Но, конечно, не стоит говорить, что мы любим рок или хип-хоп из-за определённого характера — на это влияет ещё множество факторов.

Влияние музыки на креативное мышление: стимуляция или подавление?

Спорить с тем, что человечество любит слушать музыку, сложно. Нас выдаёт даже наш мозг: при её прослушивании активируются центры, связанные с системой наслаждения и вознаграждения. Они же приходят в действие, например, во время приёма пищи и секса — но при этом музыка, в отличие от пищи и размножения, для выживания человечеству не нужна. Возникает вопрос: с чем же связано удовольствие?

Есть теория, согласно которой нам нравится предсказывать возможные повороты мелодий. Люди вообще склонны пытаться предсказывать будущее, и музыка — отличный материал для этого. Слушая музыку, мы строим догадки, какая нота прозвучит дальше и как будет меняться ритм. Если мы угадали, в мозге активируется система вознаграждения и мы испытываем положительные эмоции.

Часто можно услышать, что какие-то исполнители вживую звучат лучше — но это не всегда связано только с качеством выступлений. Одна из причин, по которым нам нравится ходить на концерты, кроется в зеркальной системе мозга.

Она включает в себя нейроны, которые активируются, когда мы переживаем определённую эмоцию, а также когда мы видим человека, который испытывает её. Например, отвращение и наблюдение за кем-то другим, кто испытывает его же, активирует островковую кору.

А чувство боли и наблюдение за страданием другого — поясную извилину.

На живых выступлениях музыканта именно это и происходит: мы видим, какие эмоции исполнитель вкладывает в песню, и начинаем испытывать их же. Кроме того, на концерте может сработать эмоциональное заражение — механизм, с помощью которого настроение передаётся людям вокруг. Стоя в толпе, легче начать радоваться или переживать из-за звуков музыки, чем слушая запись в одиночестве.

Далеко не все люди получают одинаковое удовольствие от музыки. Начнём с того, что существует заболевание амузия, проявляется оно в неспособности понимать и исполнять мелодии.

Чаще всего у людей с этой особенностью поражены некоторые отделы височных долей мозга или проводящие пути. Сталкиваются люди с ней нередко — по разным данным, от 1,5 до 4 % населения имеют врождённую амузию.

Кроме этого, она может возникнуть после инсультов и других нарушений работы мозга.

Разумеется, не у всех, кто не любит слушать музыку, есть заболевание — часто человек просто не получает удовольствия. Это может быть связано и с особенностью мозга: у таких людей он реагирует на мелодии слабее, чем у тех, кто любит слушать музыку.

Существует даже музыкотерапия — когда врачи используют музыку в качестве лечебного средства. Когда мы слушаем мелодии, происходит релаксация вегетативной нервной системы — это приводит к снижению давления и пульса, мышечного напряжения и поглощения кислорода. Благодаря этому снижается уровень тревожности, а также меньше ощущается боль.

Но это ещё не всё. Музыка может влиять на иммунитет: в одном эксперименте детям, находившимся в больнице, давали слушать мелодии, чтобы выяснить, улучшится ли у них настроение. Оно улучшилось — а вместе с этим возросло содержание иммуноглобулина в слюне. Правда, важно заметить, что исследований в этом направлении пока недостаточно, чтобы делать далеко идущие выводы.

ФОТОГРАФИИ: New Africa — stock.adobe.com (1, 2), Nitiphol — stock.adobe.com

Эффект Моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х.

В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление.

Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ.

В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный.

Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников.

По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект.

Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга.

Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже.

Позже похожие результаты получили и другие ученые. Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет.

Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.

Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны.

В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов.

Читайте также:  7 причин выпадения волос у мужчин

Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.

Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг

Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.

Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.

Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться

Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет.

Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии.

Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.

Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.

В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.

Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.

Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще.

С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает.

Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым.

Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.

Влияние музыки на креативное мышление: стимуляция или подавление?

Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса.

Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались.

У детей, которые играли в оркестре, активнее развивались зоны, связанные с обработкой звука.

Их мозг работал по-другому и в ситуациях, не связанных с музыкой. Детям предлагали выполнить тест Струпа: им показывали карточки с названиями цветов и оттенков, но при этом цвет надписи и название цвета не совпадали (например, слово «красный» было написано зеленым).

Оказалось, что при выполнении задания у оркестрантов нейронная активность выше. Впрочем, дело может быть не только в музыке: подобный эффект наблюдался и у детей, которые активно занимались спортом.

Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды.

Не только дети: как музыка помогает взрослым?

Итак, тем, кто с детства играл на скрипке, пел в хоре или записывал с одноклассниками рэп, крупно повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает взрослую жизнь ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.

Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.

Почему так происходит, ученые пока не знают. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно — этим иногда объясняют и ее пользу для детей. Есть и другая версия: музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других.

К похожим выводам пришли испанские исследователи. Проанализировав 13 научных работ, они подтвердили: музыкальные занятия действительно помогают сохранять ясность рассудка в зрелом и пожилом возрасте.

Они улучшают внимание, способность к рассуждению и скорость обработки информации.

При этом у взрослых этот эффект, увы, не накапливается — когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро сходят на нет.

Еще одна сфера, где музыка незаменима, — профилактика бессонницы и других проблем со сном. Прослушивание музыки по вечерам действительно успокаивает и помогает легче засыпать, причем этот эффект накапливается. Какую же музыку лучше слушать перед сном? Тут мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что эффективны только композиции в медленном темпе (около 60 bpm).

Влияние музыки на креативное мышление: стимуляция или подавление?

Впрочем, судя по опросу, который провели Виктория Уильямсон и ее коллеги, засыпать помогает самая разная музыка. 650 респондентов назвали 545 исполнителей в 14 разных жанрах, которых чаще всего слушают, чтобы расслабиться и уснуть.

Чаще всего опрошенные упоминали произведения Иоганна Себастьяна Баха, а второе место занял Эд Ширан, обогнав Моцарта.

Главное, чтобы композиция не вызывала ярких воспоминаний: слушать перед сном «вашу песню» вскоре после расставания — явно не лучший выбор.

Это далеко не все доводы, говорящие о пользе музыки в любом возрасте. Мы не упомянули, например, о музыкотерапии, эффективно помогающей людям с различными заболеваниями.

На протяжении тысячелетий не меняется главное: ритм и мелодия по-прежнему способны воздействовать на нас.

Слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.

Исследование: музыка вредит творческому мышлению — разбираемся и обсуждаем альтернативные мнения

Специалисты из Ланкастерского университета обнаружили негативный эффект музыкального сопровождения на творческие способности людей. Разбираемся в результатах исследования и обсуждаем, в каких случаях лучше работать в тишине, а когда музыка помогает решать творческие задачи быстрее.

Фото Francesca Cappa / CC BY В одной из недавних научных работ «британских ученых» была подтверждена гипотеза о том, что влияние фоновой музыки на творческие способности людей все-таки есть. По словам специалистов, музыка отрицательно влияет на способности людей к выполнению задач, требующих «вербального мышления». В ходе эксперимента добровольцы решали задачи на «составные отдалённые ассоциации». Участникам исследования предлагали ряды из трёх слов. Задача состояла в том, чтобы предложить слово, которое позволит составить ряд новых слов путем комбинации с имеющимися. Например, для «dress, dial, flower» ответ был «sun» — и новые слова «sundress, sundial, sunflower».

Скорость решения задач проверили в трёх разных ситуациях: участники слушали музыку без слов, песни на неизвестном иностранном и родном языке.

Результаты двух первых тестов сравнивали с показателями при работе в тишине и с негромким «библиотечным» шумом, который состоял из неразборчивой речи, звуков набора на клавиатуре и шелеста бумаги. Оказалось, что любая музыка отвлекала участников эксперимента и замедляла процесс решения, а продуктивнее всего люди работали в тишине и при «библиотечном шуме». Причина — во время решения заданий участники тестирования задействовали вербальную рабочую память, которая «действует» не так эффективно в условиях изменяющегося звукового фона.

Ещё одно исследование, которое выявило негативное влияние музыки на творческие способности, опубликовали в 2001 году. Его авторы проверили, как музыкальное сопровождение влияет на скорость написания эссе. Результаты показали, что при прослушивании музыки участники тестирования писали медленнее и чаще исправляли текст, чем при работе в тишине.

Есть и научные работы с альтернативным мнением о том, что в некоторых ситуациях можно наблюдать положительное влияние музыки на творческие способности. Сразу две из них изучали взаимосвязь музыкального сопровождения и скорости решения «визуальных» задач.

В первой работе участники соотносили бумажные фигуры определённой формы в сложенном и развёрнутом виде, а во втором — сравнивали две вращающиеся в разные стороны фигуры и определяли их схожесть.

В обоих случаях с решением задач справлялись лучше при прослушивании музыки: в первом на результаты положительно повлияли произведения Моцарта, а во втором — любимые песни участников исследования. Специалисты связывают такой эффект с положительными эмоциями, которые у людей вызывает их любимая музыка. Ещё один пример с похожим экспериментом показал положительное влияние музыки на эффективность решения задач на дивергентное мышление, или поиск множества ответов на один и тот же вопрос. Его участники слушали классическую музыку с разным «настроением». Оказалось, что «счастливые» композиции положительно влияют на дивергентное мышление, — слушатели предлагали более оригинальные и полезные идеи, чем при прослушивании спокойной или грустной музыки и при работе в тишине. Авторы исследования объясняют такой эффект «счастливых» произведений тем, что они помогают слушателям «поверить в себя» и искать решения дольше и упорнее. Сложно поспорить с тем, что тишина влияет на эффективность работы и творчества, но иногда без музыки в наушниках не обойтись (например, в опенспейсах и коворкингах). Есть мнение, что некоторые жанры влияют на творческое мышление лучше, чем другие. Первый из них — эмбиент.

Когда в треке нет внезапных изменений, мозг не отвлекается от выполнения задачи, и продуктивность не снижается. Альтернативный вариант с чуть большим разнообразием — генеративная музыка.

Это — непрерывный аудиопоток, который собирает нейросеть из готовых сэмплов в режиме реального времени.

В такой музыке нет резких переходов или смены темпа, поэтому она практически незаметно встраивается в рабочий процесс.

Читайте также:  Перелом лодыжки со смещением и без: признаки, лечение и реабилитационный период

Фото Sergey Galyonkin / CC BY-SA

Тем, кто любит классику, исследователи рекомендуют слушать музыку эпохи барокко — произведения Баха, Генделя, Вивальди и других композиторов того времени. Подойдут для работы и сочинения эпохи классицизма. Однако положительное влияние оказывают только произведения в мажорной тональности, например «Соната для двух фортепиано, ре мажор» Моцарта.

В качестве музыкального сопровождения можно использовать и саундтреки к играм. Они специально созданы для того, чтобы поддерживать концентрацию, но не отвлекать внимание слушателя на себя. Одними из наиболее «продуктивных» игровых саундтреков считаются работы композитора Джерри Мартина (Jerry Martin) — он написал музыку к играм серий The Sims и SimCity.

Эффект музыкального сопровождения во многом зависит от характера работы и настроения слушателя. Однако исследователи сходятся на том, что при решении задач, связанных с текстом или поиском верного решения проблемы, слушатели фоновой музыки работают менее продуктивно, чем в тишине.

Наиболее оптимальный фон для решения любых задач — тишина или белый шум. Влияние последнего на продуктивность доказано исследованиями — под белый шум люди выполняли расчеты и задачи на запоминание лучше, чем под музыку или звуки речи. Этот эффект используют даже некоторые коворкинги, например бостонский WorkBar, который включает белый шум в зоне «повышенной продуктивности».

О чем мы пишем в «Мире Hi-Fi» и нашем Telegram-канале:

​​​ Разработан метод шумоизоляции, гасящий до 94% шумов — как он работает

​​​ В чем особенности и задачи звукового сопровождения игр Музыкальная ангедония, или не все любят музыку Энтузиаст воссоздал звуковую карту Sound Blaster 1.0 — чем примечателен проект

Британские ученые определили влияние музыки на креативное мышление — МК

Некоторые люди считают, что музыка помогает им сосредоточиться и подстегивает творческое мышление. Тем не менее, британские психологи считают что в действительности мелодия сказывается на креативности человека отрицательно. Во всяком случае, об этом свидетельствуют результаты недавнего эксперимента.

Специалисты провели серию экспериментов, в каждом из которых принимали участие несколько десятков человек. Добровольцам предлагался набор из трёх слов и предлагалось придумать понятие, которое подошло бы к каждому из них.

Например, в случае с русским языком заданием могли бы стать слова «бой», «узел» и «котик», а участникам в этом случае необходимо было бы найти слово «морской».

При этом иногда эксперимент проводился под музыку, иногда — в полной тишине, а иногда — под записанные звуки, характерные для библиотек.

Как оказалось, в максимальной степени проявить свою креативность участникам эксперимента удавалось в полной тишине, однако и «библиотечные» звуки на их результатах почти не сказывались.

В то же время, музыка на креативности сказывалась отрицательно, причём это касалось как мелодий без текста, так и песен со словами, будь то на знакомом или незнакомом человеку языке.

Также исследователи отметили, что влияние музыки на творческие способности не слишком зависела от того, доставляло ли её прослушивание удовольствие добровольцам.

Исследователи предполагают, что музыка, вне зависимости от того, знакома ли она человеку, заставляет людей отвлекаться и не направлять все ресурсы на решение задачи. При этом звуки библиотеки отфильтровать как действительно «фоновые», по мнению ученых, может быть значительно легче.

Исследование было опубликовано в журнале Applied Cognitive Psychology.

К слову, на такую, казалось бы, «неуловимую» характеристику человека, как креативность, повлиять можно разнообразными средствами. Например, в прошлом году у израильские специалисты из Института Вейцмана продемонстрировали, что её можно повысить посредством самовнушения.

В ходе эксперимента добровольцам давали понюхать жидкость с запахом корицы, и те, кому сказали, что этот запах благотворно влияет на творческое мышление, впоследствии действительно справлялись с тестами на креативность лучше.

Как предполагают специалисты, плацебо помогло тем, кто в него «верил», преодолеть свои страхи, ощутить уверенность в собственных силах и расслабиться, а как следствие — фантазировать более свободно.

Читайте материал «Из-за людей европейские пчелы перестают танцевать»

Прослушивание музыки снижает уровень креативности, выяснили ученые

 РИА НовостиРИА Новости»Мы поставили под сомнение расхожий стереотип о том, что музыка повышает креативность человека. На самом деле, любые мелодии, вне зависимости от наличия у них лирики, ее смысла и понятности для слушателя, постоянно мешала добровольцам проявлять интуицию и умение мыслить нестандартно», — рассказывает Нил Маклатчи (Neil McLatchie) из университета Ланкастера (Великобритания).

Относительно недавно ученые начали активно дискутировать о том, как различные фоновые раздражители, в том числе расслабляющая или очень агрессивная музыка, влияют на поведение, концентрацию внимания и интеллектуальные способности человека.

Часть из них предположила еще в начале текущего десятилетия, что прослушивание музыки помогает хирургам точнее и успешнее проводить операции, улучшает успеваемость школьников и благотворно влияет на креативность представителей творческих профессий. С другой стороны, недавно другие социологи, нейрофизиологи и психологи показали, что многие из этих плюсов на самом деле не существуют.

Маклатчи и его коллеги развеяли еще один подобный миф, наблюдая за тем, как различные типы музыки с понятной или иностранной лирикой влияли на умственные способности трех дюжин студентов и аспирантов университета, согласившихся принять участие в опытах социологов.

Этот тест был очень простым по своей сути. На экран компьютера выводился набор из трех никак не связанных друг с другом слов и добровольцы должны были за очень короткое время подобрать слово, которое бы объединяло бы все эти выражения. К примеру, для «тройки» крем – цветок – часы в его роли выступало «солнце».

Ученых интересовали не сами результаты тестов, а то, как менялось поведение добровольцев и скорость поиска ими ответов в тех случаях, когда они проходили его в тишине или при относительно тихой или громкой музыке.

Как оказалось, любые типы музыки, вне зависимости от их стиля, громкости или лирики, негативно влияли на работу мозга добровольцев и уменьшали число правильных ответов, а также замедляли их формулировку. В среднем, она ухудшала их креативность на 15-30%, причем сильнее всего она влияла на решение относительно легких головоломок.

Получив подобные результаты, ученые задумались о том, что именно мешает студентам – просто высокий уровень шума или то, что они слушали «осмысленную» музыку. Они проверили эту гипотезу, записав типичный шум в библиотеке и проиграв его во время опытов вместо музыкальных произведений.

Как оказалось, подобные звуки никак не влияли на успеваемость студентов, что доказало «вину» музыки в снижении их креативности. Как предполагают ученые, это связано с тем, что прослушивание песен даже на незнакомом языке «мешает» нормальной работе центров памяти в мозге, необходимых для решения подобных задач.

Все это, как считают Маклатчи и его коллеги, следует учитывать не только представителям творческих профессий, но при организации работы больниц, дорожного транспорта и других элементов инфраструктуры, где необходимо предельно высокое внимание.

Влияние музыки на формирование мышления

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

© Бахтизина Д.И.*

Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета,

г. Сибай

Музыка является одним из мощных средств воздействия на человека. Общение с классической музыкой помогает человеку в формировании мышления — как образного, так и логического.

В музыке заложены универсальные закономерности бытия, которые были интуитивно открыты музыкантами еще до того, как это сделала наука. Восприятие и понимание музыки открывает перед человеком не только мир красоты, доставляющий наслаждение, но мир неявного знания о мироздании.

Закладываемое в подсознании, оно оказывает воздействие на духовное развитие человека, в частности, на формирование его мышления.

Музыка обладает способностью оказывать сильное влияние на сознание и, особенно, на подсознание человека. Сама музыка — это результат духовной жизни человека, эстетическое воплощение открытий и познания мира. В музыке нашли воплощение особенности эмоциональной и интеллектуальной жизни человека.

Переплавленные в единое целое, в музыке находят воплощение логическое и чувственное, сознательное бессознательное, интеллектуальное и эмоциональное, рациональное и иррациональное. Вся заложенная в музыке информация сопровождается преобладающей в музыке эмоциональной доминантой, которая усиливает суггестивную сторону музыкальной интонации.

Вследствие этого, все, что выражается музыкой, приобретает характер особой убедительности. Недаром музыка проникает в душу и будоражит воображение человека. Функция внушения, присущая музыке, особенно ярко проявляется в тех ситуациях, когда музыка используется в качестве фона для трансляции какой-либо информации.

Любая информация благодаря музыке насыщается более глубокими смыслами, что всегда широко использовалось в ритуалах.

Музыка постоянно сопровождала человека на протяжении тысячелетий его культурной истории. Более того, музыка была одним из факторов, способствовавших становлению homosapiens. В музыку человек закладывал очень ценную информацию, которая не могла быть передана каким-либо иным путем, ведь назначение музыки — выражать невыразимое, не поддающееся логике.

Прав был Г. Гейне, сказавший, что музыка начинается там, где кончается слово. Музыка способствовала формированию человеческой речи. Еще

* Доцент кафедры Музыки, доктор философских наук, доцент.

до того, как сформировалась человеческая речь, предположительно, существовала некая протоинтонация, заключавшая в себе зачатки музыки и речи. Впоследствии они разделились, речь стала областью логики и сознания, музыка — областью чувства и бессознательного. Но музыка продолжала, через подсознательные процессы, влиять на речь.

Читайте также:  В России появились тропические постельные клопы

Музыка и вербальная речь формировались параллельно, оказывая друг на друга влияние. В первую очередь, их объединяло то, что они складывались как системы общения и передачи информации.

Музыка, как и слово, выступает в качестве мощного средства общения, целью которого является, во-первых, сделать свое внутреннее переживание достоянием другого, а во-вторых, понять такое же переживание другого. Понимание внутренней жизни другого раскрывает перед человеком глубину его собственного духовного мира.

В этом — эффективный путь к обогащению эмоциональной жизни. Взаимопроникновение переживаний дает положительный результат, следствием которого становится то, что человек лучше понимает и другого, и себя.

Музыка является особой эстетической формой отражения процесса мышления. Она представляет собой не только результат познания — музыкальное произведение; процессуальная природа бытия музыки предполагает реализацию идеи произведения через акты мышления.

То, что музыка отражает в себе такие универсальные закономерности бытия, как процессуальность, цикличность, иерархичность, системность, было замечено давно. Знаменитая пифагорейская теория гармонии сфер -это признание музыки в качестве хранилища особых знаний о мироздании.

Еще древними мыслителями было замечено, что музыка воплощает в себе жизнь ритма, объединяющего сущность всего бытия. Ведь именно со времен античности пришло понятие «эвритмия» как гармоничного переживания бытия.

С тех же времен сохранилось представление о музыканте как о своеобразном передаточном канале божественных идей. Новое звучание данная идея обрела уже в XX веке. Австрийский композитор А.

Веберн, утверждавший, что искусство — это воплощение закономерностей универсума, творение природы в «особой форме человека», считал, что «эстетическое» — это проявление не столько человеческих законов красоты, сколько самих законов природы [2, с. 14].

Искусство — особая форма познания мироздания, познания, в котором присутствует эмоциональное переживание его ценности. В искусстве, считает В. Волошинов, впервые были интуитивно открыты закономерности мироздания; в искусстве «путем сердца» была угадана «эстетическая мощь симметрии» [3, с. 103].

Воплощенные в музыке нормы человеческого мышления носят универсальный характер. Заложенные в музыке, они ждут распредмечивания со стороны слушателя. Воспринимая музыку, слушатель на подсознательном уровне усваивает и их.

В музыке закономерности мироздания познаются особым способом; они переживаются и откладываются в подсознании, оказывая незаметное, но сильное влияние на личность человека.

Музыка — царство образного мышления, которое важно для человека возможностью цельного восприятия действительности. Музыка на протяжении тысячелетий формировалась как искусство воспитания чувства, эмоциональной отзывчивости, как искусство, способствующее более тонкому и чуткому пониманию окружающего мира.

Музыка учила человека понимать красоту мироздания, открывать в нем то, что неподвластно какому-либо иному способу познания. Обращение к музыке создает уникальные условия для формирования образно-чувственного восприятия. В музыке ярко проявляется сам принцип образного мышления, основанный на операциях, дающих возможность обобщения множества фактов и явлений.

Вслушивание в музыку — это не просто эстетическое наслаждение, но и напряженный мыслительный процесс.

Общение с музыкой формирует не только образное мышление. Музыка насыщена и логическими закономерностями, благодаря которым она существует в качестве музыкального произведения — стройного и внутренне цельного явления. Асафьев Б.

выдвинул идею, согласно которой на всех уровнях музыкального произведения действует формула развития, в само общем плане выражающая сущность мыслительного процесса — начало, развитие и завершение как итог двух предыдущих этапов. Таким образом, Б.

Асафьев обратил внимание на то, что в музыке действует универсальный диалектический принцип «тезис — антитезис — синтез».

Влияние музыки на подсознание позволяет приводить в движение скрытые механизмы духовных сил человека, пробуждая в нем творческие импульсы. Активизация культурной памяти, позволяя привлечь неявное знание, отложившееся в тайниках подсознания, вводит человека в пространство культуры. Это позволяет музыке выступать в качестве мощного стимула творчества.

Недаром А. Эйнштейн, сам бывший прекрасным скрипачом, видел в музыке импульс рождения новых научных идей. Проникновенность музыки рождает ситуацию сопричастности, когда она не просто звучит, но обращается к нам и, по словам Г. Гадамера «задевает нас», позволяя ощутить свою сопричастность бытию и, тем самым, открывая нам дорогу к его пониманию [4, с. 81].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на то, что музыка — это стихия, неподвластная логике, в ней имеется своя особая логика, которую необходимо понять. Ницше Ф. верно заметил, что стихийность, дионисийское начало музыки органично сочетается в ней со стройно-логическим, аполлоновским началом. Сквозь стихийность в музыке просвечивает логическая мысль.

Логичность и пропорциональность музыкального произведения нашла отражение в той роли, которую играет математика в этом виде искусства. То, что музыке подвластны не только чувства, но и логика, было замечено давно. Стравинский И. отмечал, что «музыка гораздо ближе к математике, чем к литературе», что в ней присутствует нечто, составляющее аналог ма-

тематическому мышлению и математическим соотношениям» [5, с. 169]. Музыку и математику роднит высокая степень обобщенности отражения мира, абстрактность, удаленность от повседневности, наличие сложных соотношений, благодаря которым существует музыкальная форма.

Возможно, по этой причине музыка с древности рассматривалась в качествеособого мира, законы которого экстраполируются на всю Вселенную. Не случайно на музыку долгое время смотрели как на математическую дисциплину.

Так, в эпоху античности и в средневековье ее относили к математическим предметам как науку, имеющую в своей основе абстрактный характер, не связанный непосредственно с чувственным миром. В таком качестве музыка находилась рядом с арифметикой, геометрией и астрономией.

Это позволяло трактовать музыку как «искусство, сущность которого составляет математическое знание, а не только покоящаяся на повседневности певческая практика» [6, с. 118].

Показателен тот факт, что физическая гармония как высшая целесообразность природного мира была впервые открыта античными мыслителями через акустическое совершенство, в красоте музыкальных звуков. Именно в музыке, пишет Бонфельд, была обнаружена «таинственная направляющая роль чисел в природе» [1, с. 14].

Данная традиция нашла свое продолжение в идее, которая воплотилась в капитальном труде И. Кеплера «Гармония мира». И хотя в последующие времена в первую очередь в музыке ценилась ее гуманитарная сторона, в XX веке взгляд на музыку какна хранилище математической информации, вновь стал актуальным.

В разнообразных композиторских техниках проявилось внимание к технической стороне музыкальной организации, имевшей строго логическую и, нередко, математическую основу. Примечательно то, чтосоздатель одной из таких техник, додекафонии, А. Шенберг, свой характеризует свой метод сочинения по отношению к своим произведениям как «модус применения верно вычлененной формулы» [8, с.

71]. Характерным для современной музыки является использование ряда математических закономерностей в строении музыкальных произведений. Например, ряд Фибоначчи, который встречается в произведениях Стравинского, Бартока, Штокхаузена; ряд Люка, представленный в сочинениях Дебюсси, Губайдулиной.

Есть примеры создания композиторами собственных числовых отношений и воплощения их в произведениях. Они, как правило, представляют собой числовые прогрессии, расположенные в определенном порядке. Композиторов привлекает при этом увлекательная игра для ума, создающая дополнительную сложность накладываемых условием задачи ограничений.

Впрочем, решение математических задач для композитора — обычное явление при создании любых масштабных произведений. Тщательный расчет, который выявляется при анализе многих полифонических произведений, свидетельствует не только о художественном, но и математическом таланте их создателей.

Конечно, музыка не способна с идеальной точностью отразить математические закономерности, она является искусством, для которого нормой становится отступление от нормы. Да этого и не требуется. В искусстве, где важнее догадываться, чем знать, нужен лишь намек, остальное дополнит воображение слушателя.

Кирнарская Д. замечает, что, занимаясь музыкой, ребенок развивает и свои математические способности [7, с. 76]. Проводимые во всем мире исследования дали однозначный положительный ответ на вопрос, способствует ли музыка развитию мышления.

Те дети, которые с раннего возраста занимаются музыкой, оказываются в более выгодном положении при изучении не только гуманитарных, но и точных наук.

Музыка — удивительный источник не только радости, но и знания, которое помогает человеку в освоении самой разнообразной информации.

Искусство дает человеку ответы на вопросы, которые не в состоянии дать другие формы духовной деятельности. Нередко эти вопросы являются самыми главными в жизни человека. Заставляя человека чувствовать и размышлять, искусство оправдывает человеческое существование и придает жизни высшую целесообразность.

Список литературы:

1. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. — М.: Владос, 2001. — 224 с.

2. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. — М.: Музыка, 1975. — 320 с.

3. Волошинов А.В. Еще раз о математической традиции красоты // Вопросы философии. — 2008. — № 8. — С. 102-112.

4. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991. — 367 с.

5. Друскин М. Игорь Стравинский. — М. — Л.: Советский композитор, 1974. — 220 с.

6. Золтаи Д. Этос и аффект. — М.: Прогресс, 1977. — 371 с.

7. Кирнарская Д.К. Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу // Музыкальная психология и психотерапия. — 2009. — № 6. — С. 75-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Соколов А.С. Введение в музыкальную композицию XX века. — М.: Владос, 2004. — 231 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *