Главные убийцы концентрации внимания

Концентрация внимания помогает нам эффективнее познавать окружающий мир. Ее снижение одинаково опасно как для детей, так и для взрослых. Как проверить свою концентрацию и повысить ее, расскажет эта статья.

Определение «концентрация внимания» современная психология трактует как момент удержания информации о любом объекте в нашей кратковременной памяти. Наука характеризует концентрацию как одно из свойств внимания.

Благодаря ей из множества объектов внутри нас и вовне наше внимание «выхватывает» определенные объекты, чтобы получить о них в той или иной ситуации максимум оперативных сведений.

Если у человека нарушена способность фокусировать свой «внутренний луч» на чем-то, то говорят о рассеянности.

Как работает наша концентрация, представить несложно. Обратите внимание, как быстро дети «схватывают» все, кто им кажется интересным, и как трудно бывает сосредоточить малыша на том, что не вызывает у него искреннего интереса. Учить этому детей не нужно – они от рождения умеют концентрировать свое внимание.

Но вот приучать к этой полезной привычке стоит в обязательном порядке. То, на что человек направляет свой «внутренний луч» – объект концентрации внимания, в данный момент для него является самым важным. Все остальное воспринимается несколько размыто, неконкретно и без деталей. Чем дольше человек способен удерживать внимание на объекте, тем лучше.

Такие люди отличаются высокой наблюдательностью, самоконтролем.

Умение концентрировать луч на одном объекте крайне важно для ученых, а умение рассеивать его на большой круг вещей имеет решающее значение для бойцов отрядов специального назначения, для разведчиков, водителей. Но тренировать концентрацию нужно всем без исключения людям, кем бы они ни работали.

Сосредоточенность позволяет эффективнее выполнять любые задачи.

Главные убийцы концентрации внимания

Концентрация внимания бывает трех видов.

  • Произвольная — это сознательное направление «внутреннего луча» на определенный объект, совершенное с усилием. Такая концентрация нами используется обычно при обучении, выполнении своих профессиональных обязанностей.
  • Непроизвольная — фокус внимания сосредотачивается на чем-то сам, человек не прикладывает к этому ровным счетом никаких усилий. Громкий звук, необычный, нестандартный объект — вот что может отвлечь нас от важного дела и мгновенно переключить внимание на новый предмет.
  • Построизвольная — концентрация удерживается на объекте после примененных произвольных усилий сама.

Такое происходит тогда, когда человек невероятно заинтересован в том, что делает в данный момент.

Главные убийцы концентрации внимания

Уровень собственной концентрации внимания определить несложно. Для такой проверки разработаны специальные тесты. В современной психологии используют три основных теста, благодаря которым вы сами сможете определить свою способность управлять концентрацией внимания, ее длительностью.

Буквенный тест. На листе среди множества отдельных букв «спрятаны» целые слова. Посмотрите внимательно и как можно быстрее находите эти слова.

Исследования показали, что оптимальное время для тестирования — две минуты. За это промежуток человек способен выделить максимум слов, который и будет описывать степень его личной концентрации.

Найденные слова подчеркивают карандашом. Вот пример:

Бсолнцевтргщоирайонзшнучновостъаахэьгчяфактыукэкзаментрочагщ гцкпрокуроргурстабеютеориянтобж еубжамаъхоккейтруицыкцуигателевизорболджщэхюэлгщбпамятьшогею жпждрегщкнодвосприятиейцукенгоизхъвафыпролдблюбовьавыфпросдспектакльячсимтьбю нбюерадостьвуфциеолджнародолдждбшйрепортажждорлафы вьюефбьюконкурсйфныувскаяпрриличн остьзжэьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпрткомедиящлодкуивотчаяниенфрлн ьячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилоснованияж.

В этом наборе букв 23 спрятанных слова. Если за 2 минуты отведенного времени вам удалось их найти, с концентрацией внимания у вас все в порядке. Если не успели, то это признак низкой, слабой концентрации. Ваш мозг отлично справляется с управлением концентрацией и обработкой информации, если 23 слова найдены до того, как истекло контрольное время.

Главные убийцы концентрации внимания

Это числовые таблицы, в которых цифры разбросаны случайным образом. В течение 1 минуты нужно смотреть на таблицу, а потом убрать ее и постараться воспроизвести на бумаге все, что вы запомнили.

Второй способ — без предварительного созерцания. Человек берет таблицу и на время сразу начинает определять местоположение чисел по порядку возрастания — 1,2,3 и т. д., показывая на нужную клетку кончиком ручки.

Ставить метки запрещено.

На высокий уровень концентрации внимания указывает завершение задачи за 40 секунд. 50 секунд — результат тоже хороший, говорящий, что уровень концентрации и ее длительность достаточные. Если же потребовалось более 55 секунд, следует заняться повышением концентрации – она слаба.

Попросите кого-то зачитать вам десять слов, которые никак не связаны между собой, не имеющих даже ассоциативных взаимосвязей: рыба, небо, мэр, страх, кубик и т. д.

После первого же прочтения нужно воспроизвести в любом порядке то, что удалось запомнить из списка. Результат 8 и более слов считается отличным.

Если удалось запомнить только 7 слов, то говорят об удовлетворительной концентрации. Если меньше 7 слов — уровень слабый, требуется коррекция.

Главные убийцы концентрации внимания

Нарушение концентрации внимания может наблюдаться как у ребенка, так и у взрослого в любом возрасте. Неспособность свободно концентрировать фокус внутреннего сосредоточения ведет к проблемам с обучением, работой, может представлять опасность для жизни.

Потеря или отсутствие концентрации снижает уровень жизни. Человек с подобными нарушениями не может концентрировать внимание даже с усилием на нужном объекте, не может его удерживать продолжительное время, испытывает трудности с выполнением работы. Человек часто отвлекается, плохо запоминает поступающую информацию.

Что же приводит к расстройствам?

  • Отсутствие интереса и потребности в объекте — для человека не имеет значения то, на что ему нужно или предлагается обратить внимание.
  • Эмоциональное состояние — и ощущение радости, и горе, и стресс искажают наше восприятие, поэтому не стоит удивляться, что у влюбленного концентрация временно ухудшилась, а у человека, переживающего личную драму, она и вовсе плохая.
  • Внешние условия — концентрация будет чаще переключаться на непроизвольные формы, будет нарушена, если вокруг шум, гам, громкие и резкие звуки, световые вспышки и т. д.
  • Усталость и стресс — слишком долгое напряжение, в том числе и умственное, приводит к снижению концентрации. Нужен отдых, прежде чем способность восстановится в полной мере.
  • Гормональные нарушения — именно из-за нестабильности гормонального фона беременные женщины, пожилые люди, подростки часто кажутся рассеянными и забывчивыми, невнимательными.
  • Нерациональный режим дня, при котором человек не высыпается, не отдыхает полноценно в отведенное для этого время.
  • Голод, диеты также снижают уровень концентрации внимания.

Также снизить уровень концентрации как временно, так и постоянно могут алкоголь и наркотические вещества, некоторые медикаменты, возрастные изменения мозга в пожилом возрасте.

Главные убийцы концентрации внимания Главные убийцы концентрации внимания

Повышение личной концентрации внимания у детей в процессе обучения часто проводят по системе Монтессори, для взрослых и детей одинаково полезна методика Пьерона-Рузера, направленная на повышение устойчивости внутреннего фокуса сосредоточенности. Улучшить концентрацию может каждый, даже если тренировки и упражнения, описанные ниже, поначалу покажутся скучноватыми и монотонными. Терпеливый подход и системность занятий помогут добиться впечатляющих результатов.

  • «Только спокойствие!». Суть упражнения в том, чтобы спокойно сидеть на стуле или в удобном кресле. Постарайтесь принять удобную позу и быть настолько спокойными, насколько можете. Старайтесь не совершать спонтанных движений, следите за расслабленностью мышц. Продержитесь в таком состоянии хотя бы четверть часа, но начать можно и с пяти минут. Упражнение поможет концентрировать фокус внимания на себе, внутренних ощущениях, научит расслабляться и бороться со стрессами и отвлекающими факторами.
  • «Посмотрите на пальцы». Сядьте ровно, спину держите прямо, поднимите правую руку на уровень плеча и внимательно посмотрите на пальцы. Будьте неподвижны и сосредоточены ровно 1 минуту. Постепенно время увеличивайте. Когда правая рука будет подконтрольна, переходите к тому же упражнению, но уже на левую руку.
  • «Стакан воды». Небольшой прозрачный стакан наполните водой. Возьмите его в руку и держите перед собой, стараясь не допускать колебаний поверхности воды. Для начала сосредоточьтесь на мышечном расслаблении и концентрации взгляда на поверхности жидкости на минуту, постепенно доведите время до 5 минут. После правой руки поручите держать стакан левой руке.
  • «Кулачки». Это простое упражнение очень эффективно. Сядьте за стол, положите на него руки и сожмите пальцы в кулаки. Сосредоточьтесь на каждом отдельном пальце по очереди, медленно расправляя их последовательно, начиная с указательного. Распрямив все, так же медленно по одному сложите их в исходное положение.
  • «Чувствую все». Концентрируйте свое внимание на запахах, когда проходите мимо цветов, когда едете в транспорте. Выберите из ароматов только один и сосредоточьтесь на нем, пытаясь представить себе, откуда он исходит. На улице это может быть запах горячих пирожков, сигаретного дыма, духов и т. д.
  • «Часы». Поставьте или положите перед собой часы с секундной стрелкой. Постарайтесь следить за ее движением глазами и мысленно, не думая ни о чем, кроме стрелки.

Для начала постарайтесь осилить хотя бы один полный круг, то есть концентрироваться ровно минуту. Постепенно наращивайте время выполнения упражнения.

Читайте также:  Играй гормон: зачем нам нужен инсулин

Главные убийцы концентрации внимания Главные убийцы концентрации внимания

Повысить степень концентрации внимания поможет техника сосредоточения на внутренних процессах. Следите последовательно за тем, как бьется ваше сердце, как вы дышите, как кровь поступает в пальцы, мышцы.

Пытайтесь максимально сосредоточиться на ощущениях, представляя себе происходящее в деталях.

Очень скоро вы поймете, что стали чувствовать себя иначе, что ваш организм во многом помогает вам даже в принятии решений, поскольку сигнализирует о любом напряжении, негативных мыслях.

Широко распространена и так называемая зеркальная техника. Отметьте на зеркале в районе отражения ваших глаз маркером две точки. Это будут вымышленные глаза вашего воображаемого собеседника. Держите спину прямой, уверенно смотрите в эти «глаза». Сосредоточьтесь на том, что вы уверены в себе. Старайтесь не напрягать ни единого мускула вашего тела.

В восточных практиках приняты особые техники. Сядьте прямо, закройте ноздрю рукой и второй ноздрей совершите медленный выдох, внутренне досчитывая до десяти. Второй ноздрей, поменяв руку, совершите такой же медленный и размеренных вдох. Повторите это несколько раз.

Также восточные йоги и тибетские монахи высоко ценят технику созерцания. Смотрите на что-то красивое — фотографию моря, горный пейзаж, живой цветок, стараясь просто созерцать, не давая никакой оценки и не допуская свободного потока хаотичных мыслей.

Поначалу будет сложно продержаться даже минуту, но с последующими тренировками навык сосредоточения будет совершенствоваться.

Главные убийцы концентрации внимания

Не последнее место отводится и техникам ментального контроля или контроля за мыслями и желаниями. Это наиболее сложная часть упражнений, поскольку желания и идеи вообще трудно контролировать.

Отмечайте все, что чувствуете в данную минуту, научитесь выделять свои желания, постепенно так же переходите к мыслям, осознанно блокируя негативные внутренней командой и поощряя себя за позитивное мышление.

Лучше всего тренировать ментальный контроль на таком примере: вы очень хотите поделиться с близким новостью или фактом, возьмите себя в руки, преодолейте это желание и внутренне несколько раз проговорите все, что еще пять минут назад собирались «выпалить».

И только тогда, когда ощутите, что желание сообщить новость у вас под контролем, начинайте говорить, спокойно и размеренно.

Больше читайте и непременно пересказывайте прочитанное вслух, делясь этим с окружающими. Пересказ прочитанного — отличное упражнение для вашей памяти, для навыков общения, для концентрации. Избегайте при этом долгих и размытых описаний.

То, что писатель уместил в пяти томах, мы должны рассказать кратко, емко и лаконично, подбирая только точные формулировки. Для того чтобы применять такие техники, необязательно выделять особое время.

Используйте те свободные пятиминутки, которые имеются на работе, учебе, по пути домой, время перед сном.

В итоге вскоре вы поймете, что вам легче выполнять все профессиональные задачи, на них стало уходить гораздо меньше времени, а также поймете, что стали более спокойны, размеренны, вас теперь сложнее вывести из себя и довести до стресса. Положительные изменения в вас непременно заметят и окружающие.

Главные убийцы концентрации внимания

Причины нарушения концентрации внимания у взрослых

Нарушение внимания может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. Зарегистрировано множество случаев развития этой проблемы в детстве с последующим углублением ее в старшем возрасте.

Специалисты характеризуют нарушение внимания, как процесс сужения количества внимания (человек отвлекается на побочные раздражения), а также понижением координации производимых действий.

Типы невнимательности

Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:

  1. «Порхающее внимание» или рассеянность можно охарактеризовать, как процесс неконтролируемого переключения внимания на раздражители, а также плохой концентрацией. Такой тип обычно присутствует у школьников, но может и возникать у людей старшего возраста, обычно при большой усталости.
  2. «Невнимательность ученого» — трудное переключение внимания с одного процесса на другой, в результате очень глубокой сосредоточенности на процессе или на своих мыслях. Человек с таким типом характеризуется присутствием навязчивых мыслей.
  3. «Рассеянность стариков» — состояние, которое характеризуется плохой концентрацией внимания и возможностью его переключения. Заболевание возникает в случае постоянного переутомления, кислородного голодания мозга, а также у людей, в основном преклонного возраста, которые болеют церебральным атеросклерозом.

Дефицит внимания у взрослых

Этот синдром может иметь не только ребенок, но и вполне взрослый человек.
Постоянная рассеянность, плохая самоорганизованность, забывчивость — вот к чему может это привести.

Чтобы перебороть это психологическое заболевание нужно сначала понять его первопричину.

В основном этот диагноз ставят детям еще в школьном возрасте, и потом он проявляется уже и в старшем возрасте. Но иногда впервые диагностируют симптом уже и в зрелом возрасте.

Уникальным является и процесс протекания болезни, симптоматика взрослых категорически отличается от детской.

Главные убийцы концентрации внимания

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок концентрации внимания по индивидуальной программе.

Болезни, при которых возникает нарушение концентрации

К списку таких болезней относятся:

  • депрессии;
  • гипопрозексии;
  • гиперпрозексии;
  • парапрозексии;
  • эпилепсии и при травмах головы.

Эпилептики и люди, страдающие депрессией, владеют так называемым тугоподвижным и «застреваемым» вниманием. В этом случае наблюдается снижение активности нервных процессов, неспособность переключать внимание.

Гипопрозексия вызывает ослабление концентрации. Ее разновидностью является апрозексия, при которой, в случае многочисленного отвлечения, концентрация и способность сосредотачиваться отсутствует совсем.

Чрезмерная концентрация человека на чем-то одном, например на одних действиях или мыслях, характерна при гиперпрозексии. Это так называемая односторонняя направленность внимания.

При парапрозексии могут возникать отклонения концентрации, которые характеризуются появлением бреда и галлюцинаций. Это возникает из-за того, что мозг человека постоянно напряжен, это и приводит к таким последствиям.

Такой эффект может наблюдаться даже у совершенно здорового человека, например у спортсменов, которые испытывают колоссальные моральные нагрузки.

Так бегун в ожидании сигнала «старт», концентрируя очень сильно внимание на этом, может услышать сигнал в голове, еще до его звучания в реальности.

Симптомы нарушения концентрации внимания

Плохая концентрация внимания у взрослых имеет разные формы:

1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания.

В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания.

Человек не способен концентрироваться на выполнении задачи, не обращает внимания на детали, не может сфокусироваться, например, при чтении книги или в случае ведения диалога.

Главные убийцы концентрации внимания

2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.

3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание — признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:

  • постоянное откладывание рабочих задач;
  • опоздания на работу и т.д.;
  • систематические потери вещей, забывания их места нахождения;
  • плохая ориентация во времени, не способность оценить примерное время работы и т.д.

4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.

5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:

  • постоянная смена настроения;
  • невозможность мотивировать себя и сохранять мотивацию;
  • пониженная самооценка, не восприятие критики;
  • гиперактивность;
  • постоянное возникновение чувства усталости;
  • частые нервные возбуждения.
  • Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.
  • В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.
  • Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.
  • Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.

Профилактика

В связи с озвученными выше причинами видно, что факторов, влияющих на нарушение концентрации внимания, достаточно много и они разнообразны, в связи с чем невозможно дать односложный совет, как этого избежать.

В неклинических случаях однозначно рекомендуется вести здоровый образ жизни, давать отдохнуть телу и духу при регулярных стрессах, менять род деятельности во время отдыха.

При этом профилактика — в ваших руках. Ведь мы знаем, что лучше не допускать, чем устранять последствия. На нашем ресурсе вы сможете пройти курс упражнений на концентрацию внимания, с помощью чего по возможности избежать ситуаций, требующих участия врачей.

Читайте также:  Раны языка: виды, первая помощь и лечение

Расстройства внимания

Главные убийцы концентрации внимания

Расстройства внимания – это патопсихологические симптомы нарушения направленности и избирательности психической деятельности. Сужение внимания проявляется неспособностью воспринимать информацию из разных источников, неустойчивость внимания – снижением концентрации, повышенной отвлекаемостью на раздражители, недостаточная переключаемость – трудностями произвольного перемещения концентрации с одного объекта (явления) на другой. Диагностика проводится с помощью беседы, наблюдения и специфических патопсихологических проб. При лечении используются медикаменты, психокоррекция и физиотерапия.

Внимание обеспечивает активность и целенаправленность всей познавательной деятельности. Его расстройства зачастую становятся основой для ухудшения других психических функций – мнестических, мыслительных, волевых. Ослабление внимания сопровождается ухудшением всех видов деятельности, ориентировки и адаптации к окружающей среде.

Сложно определить точные эпидемиологические показатели расстройств внимания, так как легкие временные симптомы возникают у каждого человека при переутомлении, соматических заболеваниях.

Умеренные и относительно стойкие проявления диагностируются у дошкольников, младших школьников (3-10%), а также у пожилых людей в связи с естественными инволютивными изменениями и возрастными заболеваниями ЦНС (12-17%).

Главные убийцы концентрации внимания

Расстройства внимания

На продуктивность функций направленного внимания влияют внешние и внутренние факторы: образ жизни, состояние здоровья, склонность к различным заболеваниям, общие адаптационные возможности организма, переживание стрессовых ситуаций и психологических травм. К наиболее распространенным причинам нарушений внимания относят:

  • Психопатологические синдромы. Снижение целенаправленного внимания входит в структуру психических расстройств. Повышение отвлекаемости определяется при маниях и СДВГ, растерянность – при депрессиях, бреде, галлюцинациях. Деменции и делирии сопровождаются грубыми патологиями внимания.
  • Органические поражения ЦНС. Внимание нарушается при дисфункции неспецифических подкорковых структур, специфических корковых отделов, при диффузных патологических процессах в мозге. Причиной расстройства могут стать ЧМТ, нейроинфекции, опухоли мозга, дегенеративные заболевания ЦНС, пренатальные и натальные поражения, эпилепсия.
  • Стресс. Аттентивные процессы изменяются при воздействии неблагоприятных внешних факторов – длительных эмоциональных, умственных и физических нагрузок, психотравмирующих ситуаций. Снижение активности внимания определяется у студентов во время сессий, у молодых мам после родов, у спортсменов в период интенсивной подготовки к соревнованиям.
  • Соматические болезни. Патологии внутренних органов и систем, инфекции, интоксикации зачастую провоцируют развитие астенического синдрома. Это состояние характеризуется повышенной утомляемостью, ухудшением работоспособности, снижением внимания, памяти и других когнитивных функций.

Аттентивные расстройства бывают модально-неспецифическими, когда нарушаются все виды и уровни внимания, и модально-специфическими, проявляющимися в одной сфере – зрительной, слуховой, моторной или тактильной. При модально-неспецифических симптомах возможны три варианта патогенеза.

Первый – поражение или дисфункция области продолговатого и среднего мозга. При этом формируется быстрая истощаемость, недостаток объема и концентрации внимания. Следующий вариант представлен нарушением работы диэнцефальных структур и лимбической системы.

Симптомы более грубые, сосредоточенность и концентрация неустойчивы.

Третий механизм – поражение медиобазальных отделов лобных и височных зон. Снижаются функции произвольного внимания, непроизвольное становится патологически усиленным (легкая отвлекаемость).

У людей со специфическими расстройствами возникают трудности осознания стимулов одной модальности при двойном предъявлении (два зрительных образа, два звука, два прикосновения).

Зрительное, слуховое, чувствительное или моторное невнимание основано на нарушении работы соответствующих корковых анализаторных мозговых систем, реже патологически измененным является функционирование подкорковых отделов.

Внимание – сознательное выделение одних объектов (явлений) и одновременное отвлечение от других, менее значимых.

Согласно этому определению аттентивные функции классифицируются на активные, которые реализуются произвольно, и пассивные, обусловленные не целенаправленностью человека, а внешними свойствами стимулов.

При расстройствах происходит ухудшение активного внимания, а непроизвольные операции снижаются, остаются прежними либо усиливаются. Выделяют следующие нарушения:

  • Снижение устойчивости. Данное расстройство называют также патологической отвлекаемостью, а в тяжелых случаях – сверхотвлекаемостью (гиперметаморфозом). Проявляется снижением избирательности, непроизвольным переключением на посторонние раздражители.
  • Повышение истощаемости. Как следствие чрезмерной утомляемости ухудшаются все основные параметры при психической нагрузке. Ослабляется активное и пассивное внимание.
  • Сужение объема. Определяется высокая сосредоточенность на одном (реже двух) объектах с полным игнорированием других. Примером такого расстройства являются сверхценные идеи, психотравмирующие переживания.
  • Снижение концентрации. Отмечается ослабление либо полная утрата способности сосредотачиваться на конкретных явлениях и объектах. Страдают активные формы внимания, пассивные остаются на прежнем уровне.
  • Повышение инертности. Тугоподвижность внимания – нарушение способности переключать фокус с наблюдаемого объекта или выполняемого действия. Характерна для органических поражений мозга, проявляется персеверациями на различных уровнях психики.

Наиболее распространенное нарушение внимания – чрезмерная истощаемость. Расстройство возникает при соматических болезнях, физических и умственных нагрузках, легких неврологических органических дисфункциях.

Выражается снижением способности длительно фокусироваться на деятельности из-за повышенной утомляемости. У больных даже после непродолжительного периода напряжения возникает усталость, они начинают отвлекаться, теряют интерес к основному занятию.

Часты жалобы на ощущение тяжести в голове, потребность в отдыхе, сонливость, неусидчивость.

При невротических расстройствах, органических заболеваниях мозга нередко происходит сокращение объема внимания. Больные не могут удерживать и целенаправленно оперировать несколькими объектами (темами, представлениями).

Им сложно дается многокомпонентная деятельность, при ее выполнении часто упускаются важные требования и условия, не принимаются в расчет меняющиеся обстоятельства. Пациенты выглядят рассеянными, забывчивыми, при беседе «теряют» мысль, которую только что хотели высказать.

Сознание удерживает от 1 до 3-4 единиц информации (при норме 7-10 единиц).

У детей и при поражении лобных зон коры мозга наблюдается преобладание пассивного внимания над активным. Клинически такой феномен выражается высокой отвлекаемостью, недостаточной наблюдательностью, неустойчивостью и недостаточной глубиной концентрации.

Больные не могут удерживать активное внимание на произвольной деятельности, не завершают начатое, отвлекаясь на более интенсивные стимулы – громкий звук, свет, движение.

Они невнимательно слушают вопросы, отвечают невпопад, переспрашивают, соскальзывают с ведущей темы беседы на случайные, но более интересные для них ассоциации (рассказывают о ситуациях из жизни, просмотренных фильмах).

При грубой отвлекаемости, характерной для маниакальных состояний, полностью утрачивается способность к сосредоточению, внимание расплывается на побочные стимулы, не задерживаясь ни на одном из них.

У пациентов с эпилепсией и иными органическими патологиями определяется тугоподвижность и инертность внимания. Ключевой признак – снижение возможности переключать концентрацию с действия либо объекта.

Больные инертны в своих установках, «застревают» на одной теме беседы, долго и подробно описывая ее в мелочах. Им трудно сменить цели, задачи, планы. Окружающие оценивают их как занудных, прилипчивых.

В крайней степени инертность проявляется персеверативным повторением слов, фраз, действий.

Нарушение направленности внимания развивается при ипохондрии, депрессии, психотравме, шизофрении. Пациенты сконцентрированы на определенных явлениях, другие стороны жизни игнорируются.

Вариантом искажения является патологическая рефлексия, при которой больные поглощены самоанализом, размышлениями о смысле жизни, отношениях с людьми. Они ведут дневники, подробно описывают переживания, пытаясь понять себя.

Вне поля внимания остаются бытовые аспекты, семейные отношения.

При ипохондрическом синдроме происходит фиксация на состоянии здоровья, самочувствии, болезненных ощущениях. Внимание депрессивных пациентов сосредоточено на негативных переживаниях из прошлого и тревожном пессимистичном ожидании будущего.

Изменение внимания шизофренических больных характеризуется рассеянностью, фокусировкой на второстепенных и латентных деталях происходящего. Окружающим оно кажется необычным, чудаковатым, своеобразным.

Например, при общении они пересчитывают предметы на столе, рассматривают рисунок обоев, отвлекаясь от содержания беседы.

Расстройства внимания ухудшают способность пациентов выполнять сложную деятельность, связанную с умственными и физическими нагрузками, планированием, контролем, составлением прогноза. Легкие нарушения негативно сказываются на решении профессиональных задач, качестве учебы школьников и студентов.

При грубых расстройствах утрачивается навык ведения беседы, ориентировки в пространстве. Больные оказываются дезадаптированными на социальном и бытовом уровне, нуждаются в уходе со стороны членов семьи.

Своевременная диагностика и лечение заболеваний, провоцирующих нарушение активности и целенаправленности внимания, позволяет избежать развития грубых дефектов, улучшить адаптацию пациентов.

Пациенты с расстройствами внимания обследуются врачами-неврологами и психиатрами. Сложности диагностики связаны с недостаточной способностью больных к переключению, быстрой утомляемостью, избирательной фиксацией на одних аспектах исследования и игнорировании других.

Рассеянность, забывчивость, частичная утрата коммуникативного навыка вследствие нарушения внимательности должны быть дифференцированы от общей интеллектуальной недостаточности. С этой целью проводится опрос и комплексное патопсихологическое тестирование когнитивной сферы.

При подозрении на неврологическое заболевание назначается неврологический осмотр и инструментальные обследования головного мозга. Непосредственно расстройства внимания изучаются следующими методами:

  1. Беседа и наблюдение. Врач-психиатр выясняет жалобы, наличие психических и неврологических расстройств, стрессов и психотравм, собирает семейный анамнез. Пациенты переспрашивают, отвлекаются на внешние раздражители, задерживаются на единичном аспекте темы либо говорят расплывчато, обрывками, не фиксируясь на каком-то одном обсуждении. Им необходима организующая и направляющая помощь.
  2. Методы двойной стимуляции. Данные техники направлены на диагностику модально-специфических нарушений. Их суть заключается в одновременном предъявлении стимулов одинаковой модальности, оценке способности распределять и удерживать внимание. Для выявления зрительного невнимания предъявляются два стимула-объекта. Слуховое невнимание определяется одномоментным воздействием разных звуков в оба уха; тактильное невнимание – прикосновением двойной локализации, но различной интенсивности/характера; двигательное невнимание – повторением сложных движений.
  3. Патопсихологические пробы. Представляют собой тестовые задания со структурированным стимульным материалом. По успешности выполнения и характеру ошибок психолог определяет нарушения функции. Распространенными методиками являются:
  • Корректурная проба. Используется для определения концентрации и устойчивости внимания. Оценивается темп выполнения теста, количество, характер и распределение ошибок.
  • Счет по Крепелину. Применяется для исследования работоспособности, переключаемости внимания. По результатам определяется врабатываемость, истощаемость, инертность.
  • Таблицы Шульте. Проба на отыскивание чисел выявляет подвижность внимания, утомляемость, сосредоточенность. Учитывается скорость и правильность выполнения заданий.
  • Красно-черные таблицы. Основное назначение методики – оценка операции переключения. Общее затраченное время указывает на темп когнитивной деятельности.
  • Отсчитывание. Проба позволяет оценить сосредоточенность, концентрацию и истощаемость. Экспериментатор регистрирует характер ошибок, следование инструкции.
Читайте также:  Виноваты гены: учёные объяснили нелюбовь к овощам

Тактика терапии определяется основным заболеванием, спровоцировавшим ухудшение внимания. В ряде случаев удается восстановить функцию, устранив этиологический фактор – астению, депрессию, последствия черепно-мозговой травмы, приступы эпилепсии. При большинстве патологий показаны следующие виды терапевтического воздействия:

  • Медикаментозное лечение. Основной группой препаратов для коррекции функций внимания являются ноотропы. Они улучшают процессы метаболизма в нервных клетках, восстанавливают направленность и скорость нейропередачи. В отдельных случаях положительный эффект наблюдается при приеме лекарств, стимулирующих нервную систему (психостимуляторы, растительные средства). При выраженных расстройствах с ослаблением всех типов внимания показаны антидепрессанты.
  • Психокоррекция. Занятия с психологами и коррекционными педагогами наиболее эффективны в детском возрасте, когда происходит формирование познавательной сферы, и в периоды восстановления после ЧМТ, инсультов, нейроинфекций. Применяются развивающие игры и задания, ориентированные на усиление концентрации, устойчивости, распределения внимания. Дополнительно проводятся упражнения на освоение релаксации, саморегуляции напряжение и расслабления.
  • Физиотерапия. В настоящее время для лечения когнитивных дисфункций нередко применяется метод электростимуляции коры больших полушарий и подкорковых систем мозга постоянными и переменными низкочастотными токами. Процедуры получают все большее распространение благодаря неинвазивности и минимальному риску побочных эффектов. При расстройстве познавательных функций на фоне неврастенического синдрома пациентам показаны общеоздоравливающие процедуры – массаж, бальнеотерапия, ЛФК.

Легкие и умеренные расстройства внимания при правильно подобранной медикаментозной терапии и активной психокоррекции имеют благоприятный прогноз. При тяжелых нарушениях исход полностью зависит от характера течения ведущей болезни.

Профилактика основывается на поддержании соматического и психического здоровья, отказе от курения и употребления алкоголя, предупреждении утомления. Необходимо рационально распределять нагрузку в течение дня, чередуя периоды работы и отдыха.

При наличии факторов риска по развитию неврологических и психических заболеваний нужно регулярно проходить профилактическую диагностику.

Концентрация внимания: все вижу, все слышу и делаю то, что нужно

Как часто вы замечали за собой такую ситуацию: надо срочно выполнить какое-то дело качественно и быстро. А для этого нам нужно настроиться и сосредоточиться, но в этот момент вас кто-то неожиданно отвлекает. Бывает, что вы долго готовитесь выполнить какое-то дело, продумываете его в деталях, а когда сели выполнять, не можете сосредоточиться.

Нина Шевчук, эксперт в области эффективных технологий обучения, преподаватель

Вопрос: как вы думаете, можно ли управлять своим уровнем концентрации внимания и в нужный момент всегда выполнять свою работу безупречно?

Конечно же, можно! И сегодня мы поговорим о том, что такое концентрация внимания и как ее развивать.

Что такое внимание?

Сначала, давайте разберемся, а что же такое внимание? Это интегративная когнитивная функция, уровень которой зависит от слаженной работы ее составляющих:

  • концентрированность,
  • объем,
  • распределяемость,
  • переключаемость,
  • устойчивость.

Если один из компонентов имеет низкий уровень сформированности, то он все равно снижает общий уровень внимания. Поэтому хорошее внимание — это внимание с широким объемом, хорошо распределяемое, быстро переключаемое между 2-3 видами деятельности, с достаточно высокой интенсивностью и устойчивостью к внешним раздражителям.

Как же развивать внимание?

Наверняка вы замечали, что есть очень наблюдательные люди, у которых концентрация внимания находится на высоком уровне. Мы последуем их примеру: будем учиться наблюдать, подмечать множество деталей, быстро вычленять очевидные закономерности, сравнивать и сопоставлять между собой предметы с различной степенью сходства.

Какие упражнения помогают развивать концентрацию внимания? В одной из наших статей мы говорили об упражнении «Чтение неинтересной книги», когда нужно придумать то, ради чего стоило бы дочитать книгу до конца. Наша цель — сформировать сознание, что неинтересная книга оказывается очень интересной.

Сначала это упражнение очень сложно выполнять. Но постепенно у нас формируется умение управлять своим интересом. Мы начинаем пользоваться «кнопкой»: «включать/выключать» интерес сознательно.

Это очень хороший навык, позволяющий увеличивать количество часов для интеллектуальных нагрузок.

Когда вы уже невыносимо устали, то просто «нажимаете кнопку», и ваша концентрация внимания работает с новой силой.

Вообще очень полезно натренировать себя «нажимать кнопку» высокой концентрации.

Когда вы устали, можно снять напряжение, представляя себя на берегу моря: чувствовать запах морского прибоя, ощущать капли брызг, наблюдать как солнечные лучи отражаются на поверхности моря.

Вы успокаиваетесь и нажимаете на «кнопку внимания», чтобы с новой силой продолжить работать. Для этого нужно потратить некоторое время, чтобы научиться входить в такое состояние сознательно с помощью силы воли.

Зачем вам высокая концентрация внимания?

Сколько минут человек настраивается на свою работу, когда его отвлекли неожиданно? Обычно 10-15 минут, а иногда целых полчаса! Представьте, что вы научитесь это делать за несколько секунд — сели на рабочее место, включили кнопку и продолжаете работать как ни в чем не бывало. Как это поможет в вашей работе? Увеличит продуктивность в десятки раз. Пока кто-то настраивается, вы уже сделали большой объем работы.

Высокая концентрация внимания помогает нам добиваться эффективности в работе. А если мы хотим много делать и долго не уставать, то стоит заняться ее развитием.

Чем еще полезна высокая концентрация внимания? Рассмотрим такой пример. Рабочий день человека длится 6-8 часов.

Как вы думаете: сколько на самом деле часов он работает на пике своих возможностей, с высокой концентрацией внимания? Если 15-30 минут входит в ритм, еще 10 минут разбирается с текущими делами, еще 20 минут придумывает, с чего начать и что сделать за день. Учитывая, что человек может держать концентрацию внимания в среднем 10-20 минут, то на самом деле, эффективная работа всего 2 часа.

Давайте проведем простые арифметические вычисления. Представьте, что вы можете «нажимать на кнопку» и держать высокий предел концентрации не 20-30 минут, а целых полтора часа без остановки.

1,5 ч = 90 мин, что в 3 раза превышает результативность в работе. Делаем перерыв 10 минут и тогда три подхода по 1,5 часа + 3 перерыва по 10 минут — это ровно 5 часов высокой продуктивной работы. Таким образом, вы можете сократить свой рабочий день до 5 часов и регулировать количество часов и интенсивность работы, двигаясь на пути к цели.

Думаю, что теперь вы точно понимаете, что иметь высокую концентрацию внимания — это здорово. Работая над умением длительно выдерживать интеллектуальные нагрузки, мы дополнительно получили способность запоминать прочитанное или услышанное с первого раза. Почему? Потому что процессы памяти и внимания работают как единый слаженный механизм, где ваш фокус внимания, там и долговременная память.

Упражнение для тренировки внимания

А теперь поговорим о тренировочных упражнениях, выполняя которые, вы можете чувствовать расслабление и успокоение. Упражнения можно делать несколько раз в день по 5-10 минут в моменты снижения концентрации внимания.

  • «Стрелка»: смотреть на секундную стрелку и ни о чем не думать в течение 5 минут. Фактически вы учитесь владеть состоянием «тишины», когда вас ничего не отвлекает.
  • Поиск чисел 1-49, 1-90, 1-100.
  • Пазлы.

Все эти упражнения вы уже делаете, тренируя память, но кроме того они еще и помогают развивать высокую концентрацию внимания. В результате вы добиваетесь в работе точности, четкости, конкретности, системности, логичности, а также более детально просчитываете стратегию и разрабатываете тактику достижения цели, учитывая множество деталей.

  • Желаю вам удачи в тренировках и достижении всех высот, которые вы себе запланировали!
  • Еще больше полезных советов в журнале «Психология эффективной жизни» .
  • Присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных женщин, у которых сбываются все мечты!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *