Лечись, студент: чем чаще всего болеют учащиеся

Установите мобильное приложение Аптеки Столички

Лечись, студент: чем чаще всего болеют учащиеся Лечись, студент: чем чаще всего болеют учащиеся

Ваш город Москва?

  • Главная
  • Читай
  • Статьи
  • Школьные болезни. Что это? Какая нужна профилактика?

К школьным болезням относят группу отклонений в состоянии здоровья детей в возрасте 7(6) – 17 (18) лет.

Лечись, студент: чем чаще всего болеют учащиеся

Отклонения провоцируются чрезмерными нагрузками при учебном процессе (физическими и/психоэмоциональными, а также регулярными и эпизодическими стрессами) и могут проявлять себя:

  • нарушениями зрения (близорукость);
  • болезнями органов пищеварения;
  • искривлением позвоночника;
  • неврозами и пр.

Организм ребенка продолжает развиваться на протяжении всего времени пребывания в школе. Дети больше подвержены разным патологиям, прогрессирующим у них быстрее/стремительнее, чем у взрослых людей.

Учитывая, что наблюдается стойкая тенденция к увеличению числа школьных болезней (независимо от регионов проживания и социального статуса школьника), следует серьезно относиться к состоянию здоровья детей и внимательно следить за их настроением.

В целях профилактики болезней родители обязаны показывать своего ребенка профильным специалистам, проходить назначенные обследования и строго выполнять предписания врачей:

  1. Для уменьшения нагрузки на спину необходимо обеспечить ребенку оптимальное место (стол, парту) для выполнения домашнего задания. А для предотвращения развития проблем со зрением нужно хорошее освещение.
  2. В игровой форме необходимо мотивировать ребенка для выполнения им специальных физических упражнений/комплексов для спины и укрепления организма в целом.
  3. Обеспечить ребенку достаточное время пребывания на воздухе, а также отдых и сон.
  4. Чрезмерно не перегружать детей дополнительными занятиями, посещением кружков и пр.

Внимание! Сколиоз представляет серьезную проблему для школьников. Неправильная поза за партой в течение длительного времени приводит к сильным болям в спине, ограничению движения, головным болям, головокружению, ухудшению памяти и концентрации внимания. Запущенные состояния требуют хирургической коррекции.

Любые болезни легче предотвращаются, чем лечатся. Профилактика – важная составляющая комплексной программы, направленной на сохранение здоровья школьников. Кроме того, следует позаботиться о приеме качественных препаратов для лечения и профилактики разнообразных болезней. Лекарства и витамины по доступным ценам можно купить в сети аптек Столички.

Этот блог не предназначен для обеспечения диагностики, лечения и медицинских советов. Информация на этом блоке предоставлена только в информационных целях. Пожалуйста, проконсультируйстесь с врачом о любых медицинских и связанных со здоровьем диагнозах и методах лечения. Информация на этом блоге не должна рассматриваться в качестве замены консультации с врачом.

Звонок онлайн

Больной по жизни: чем чаще всего болеют студенты и учащиеся?

Не болейте

Помните, как ваши родители жаловались на частые болезни, стоило им только отдать вас в детский сад? Тоже самое и в университете: стоит студенту пойти учиться в вуз, как там его уже поджидают злобные, коварные, беспощадные монстры – болезнетворные бактерии.

Но как в садике дети болеют определенным набором болезней, так и в университете студентам свойственны определенные недуги. Хотите знать, чем болеют студенты чаще всего? А мы все равно расскажем.

Первый раз на первый курс

На первом месте в рейтинге заболеваний среди первокурсников разместился…Не угадали – не гастрит! Хотя этот недуг тоже весьма популярен из-за нерегулярного и некачественного питания студентов.

Ну что, заинтригованы? Тогда потерпите еще чуть-чуть, нам нужно рассказать вам о том, как проводилось исследование.

Представители образования и медицины провели профилактический проект. В его рамках добровольной диспансеризации подверглись 73 студента.

Интересный факт: до начала проведения обследования большинство учащихся были уверены, что находятся в полном здравии. Но медработникам быстро удалось разубедить их.

Посмотрим, что там у вас внутри!

Среди множества найденных «неполадок» организма первое место заняли болезни глаз. Миопия была обнаружена у 26%. При этом в 68% случаев речь шла о миопии слабой, в 18,8% — миопии средней, в 3% — миопии сильной степени.

Если вы один из счастливчиков, не имеющих этой болезни, то полезно знать, что миопия – определенный дефект зрения (близорукость), в результате которого изображение формируется перед сетчаткой глаза, а не на ней.

Рейтинг заболеваний

Мы не будем с вами дискутировать на тему, почему болеют ОРВИ школьники и студенты – тут все как всегда. А просто перейдем к остальным «участникам» рейтинга самых популярных заболеваний среди первокурсников:

  • Сколиоз и другие болезни костно-мышечной системы;
  • Пролапс митрального клапана и другие болезни системы кровообращения;
  • Хронический гастродуоденит (заметьте – 4-е место после миопии и вышеуказанных) и прочие болезни органов пищеварения;
  • Болезни мочеполовой системы;
  • Болезни нервной и эндокринной системы.

В результате проведенных исследований многие уверенные в безупречном здоровье студенты были отправлены на прием к кардиологу. Мы уже не говорим о том, что многие из участников страдали отклонениями веса от нормы. В коррекции массы тела нуждались около 30% всех первокурсников.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Болезни старшекурсников

Я слишком стар для этого

С переходом на следующий курс проблемы не исчезают – они лишь видоизменяются. Если раньше речь шла о «безобидных» неполадках в желудке, то уровень недугов усложняется с каждым последующим курсом.

По итогам исследования вышло следующее:

  • 1 место — болезни органов дыхания;
  • 2 место – болезни мочеполовой системы;
  • 3 место – болезни костно-мышечной системы;
  • 4 место – болезни органов зрения.

А все почему? Потому что вы себя совсем не бережете, дорогие студенты! Будьте проще – заказывайте помощь в сдаче сессии дистанционно и берегите свое здоровье.

Лечись, студент: чем чаще всего болеют учащиеся

Наталья

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Что делать, если ребенок в школе часто болеет простудными заболеваниями — обучение часто болеющих детей

Причины могут быть как медицинские, например, частые простуды из-за слабого иммунитета, так и психосоматические, то есть связанные с эмоциональным состоянием.

Болезнь может быть психосоматической, если:

  • в семье произошли перемены: рождение ещё одного ребёнка, выход мамы на работу, развод родителей или переезд; 
  • ожидается важное событие, например, контрольная работа; 
  • есть конфликты с одноклассниками и учителями. 

Если взрослые не помогают ребёнку адаптироваться, то болезнь может быть психологической защитой, способом привлечь к себе внимание.   

Что делать, если ребёнок часто болеет в школе

Обычно без справки от врача можно пропустить не более трёх дней. Но если пропусков слишком много, будет замечание и выговор, а в особо запущенных случаях — отчисление. Как правило, ученик, пропустивший 70% учебной четверти или семестра, не может быть аттестован и переведён в следующий класс.

Пока школьник обследуется или лечится, важно не отставать от программы. Есть несколько способов учиться, если ребёнок очень часто болеет. Рассмотрим их подробнее.

Репетиторы или онлайн-курсы

Навёрстывать пропуски можно с помощью репетиторов или курсов в интернете. Это поможет справляться с домашними заданиями, родителям не придётся самостоятельно объяснять ребёнку темы, а школьник сможет чувствовать себя увереннее при возвращении в школу.

Плюсы

✅ Ребёнок остаётся в своей школе. ✅ Школьник и родители смогут меньше тревожиться из-за прогулов. ✅ Можно заниматься онлайн, не боясь кого-нибудь заразить или сильнее разболеться.

Минусы

❌ Услуги репетиторов и хорошие курсы — платные.  ❌ Если пропусков слишком много, всё равно могут быть проблемы в школе. 

Найти репетитора для индивидуальных занятий можно по рекомендациям знакомых или на сайтах по подбору персонала. При выборе репетитора обратите внимание на его опыт, отзывы и квалификацию.  

Онлайн-курсы, особенно если покупать не по отдельности, а пакетом, обойдутся дешевле репетиторов, но этот вариант потребует от школьника большей самостоятельности.

Так, в домашней школе «Фоксфорда» есть абонементы, которые включает в себя курсы по основным предметам школьной программы. Вы получаете доступ сразу ко всему курсу в записи и сами решаете, когда, как и сколько заниматься.

В курсах есть всё, что нужно, чтобы нагнать материал — вебинары, задачи с автопроверкой, теория. Не понадобится гуглить дополнительные материалы. 

Лечись, студент: чем чаще всего болеют учащиесяИсточник: freepik.com‍

Надомное обучение

Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Учителя приходят к болеющему ребёнку домой либо занимаются с ним дистанционно. График занятий при этом назначает школа. Часто родителям приходится отпрашиваться с работы или просить кого-то из родственников побыть дома, пока ребёнок занимается. 

Но перейти на надомное обучение можно только после медицинской комиссии и если заболевание входит в перечень, утверждённый Министерством здравоохранения. Например, при нарушении свёртываемости крови, эпилепсии, спинальной мышечной атрофии, сердечной недостаточности, детском церебральном параличе и других серьёзных недугах. Частые простудные заболевания в этот список не входят.

На практике качество такого образования сильно зависит от человеческого фактора. Бывает, что программа преподаётся поверхностно, а возможности ребёнка не учитываются. 

Плюсы

✅ Ребёнок будет заниматься со знакомыми учителями из своей школы. ✅ Это бесплатно.

Минусы

❌ Подходит не всем, а только ученикам с определёнными заболеваниями. ❌ Возможно низкое качество обучения. ❌ Нужно подстраиваться под график школы.

  • ❌ Желательно, чтобы во время занятий дома был кто-то из взрослых.
Читайте также:  14 причин боли в желудке

Заочное обучение

Заочным называют формат обучения, при котором ребёнок находится в контингенте школы, но не посещает её каждый день, а лишь приходит один или два раза в месяц за новыми заданиями. Учебную программу ребёнок осваивает самостоятельно и обязуется участвовать во всех срезах знаний, которые устраивает школа.  

По закону родители школьника вправе выбрать заочную форму обучения по любой причине, в том числе если ребёнок много болеет в школе. Если эта форма обучения предусмотрена уставом школы, то для перехода нужно просто написать заявление на имя директора. 

Плюсы 

✅ Не нужно регулярно ходить в школу. ✅ Можно заниматься в своём темпе и использовать любые ресурсы для подготовки. 

Минусы 

❌ Нужно проходить школьную программу самостоятельно.❌ Нужно придерживаться распорядка школы. 

❌ Не во всех школах возможен перевод на заочную форму. 

Семейное обучение

Если ребёнок постоянно болеет в школе, семейное обучение — подходящий формат, позволяющий заниматься полностью в своём темпе.

Ребёнок больше времени проводит дома, а значит, риск подхватить какую-нибудь инфекцию или замёрзнуть и простудиться гораздо ниже.

В домашней обстановке проще придерживаться прописанного врачами режима сна и питания, а также принимать лекарства по часам, если это необходимо. 

Такая форма получения образования подразумевает самостоятельное освоение программы. Зато школьник может придерживаться любой программы и использовать любые ресурсы для подготовки. Главное — подтверждать на промежуточных аттестациях, что знания и навыки, которые получает ребёнок, не ниже государственных стандартов. 

Ответственность за качество обучения и организация самого учебного процесса лежит на родителях школьника. Некоторые предпочитают самостоятельно заниматься с ребёнком, и тогда это бесплатно.

Другие привлекают помощников в виде репетиторов или онлайн-школ, и это добавляет статью расходов в семейный бюджет. Семейное обучение требует от школьника самодисциплины и достаточно развитой учебной мотивации.

Если этого нет, ученик может прокрастинировать, и качество его знаний снизится.

  1. Чтобы перейти на семейное обучение, нужно проинформировать департамент или управление образования по месту жительства, отчислиться из школы, найти школу для аттестаций, подписать договор и организовать обучение дома.
  2. Плюсы

✅ В школу можно не ходить вообще.✅ Можно заниматься по любой программе, использовать любые образовательные ресурсы. ✅ В домашней обстановке школьник сможет высыпаться и придерживаться диеты. 

  • ✅ Можно самостоятельно выстраивать распорядок дня, вовремя пить лекарства или делать упражнения.
  • Минусы

❌ Родители должны сами организовать процесс обучения. ❌ Занятия с репетиторами или в онлайн-школах — платные.

Студенты назвали основные проблемы онлайн-обучения :: Общество :: РБК

Так же высоко учащиеся оценили готовность к экстренному переходу на дистанционку: 62% респондентов на первом этапе опроса заявили, что их вуз скорее готов или готов полностью к такому формату, на втором этапе доля таких студентов составила 57%.

Однако к началу лета повысился процент учащихся, которые сталкивались с теми или иными трудностями при онлайн-обучении — с 75% весной до 86% к 1 июня. Более критичное отношение к дистанционному обучению исследователи связывают с усталостью от онлайн-формата.

Чаще всего (вопрос предполагал множественный выбор ответов) у студентов возникали технические проблемы и перебои с интернетом (52%), им не хватало общения с одногруппниками (43%), очных дискуссий с преподавателями (41%).

Больше трети учащихся пожаловались на сложность обучения дома (39%) и проблемы с концентрацией при самостоятельном изучении материала (36%). Еще 34% столкнулись со сложностью при ответах преподавателю в онлайн-формате.

По словам авторов исследования, сложнее всего на дистанционке пришлось первокурсникам, которые еще не успели приобрести достаточного опыта обучения офлайн.

Больше половины опрошенных студентов (65%) отметили, что обучение в дистанционном формате менее эффективно, чем обычное (этот и следующие тезисы предлагались в анкете во второй волне опроса).

Еще 58% респондентов заметили за собой, что часто откладывают выполнение заданий на потом, а треть (34%) испытывали проблемы со сном.

В то же время больше трети (43%) стали меньше уставать от учебы после перехода в онлайн.

Отношение к сдаче сессии онлайн

В исследовании отмечается, что студенты боятся экзаменов онлайн. Почти половина (48%) считают, что их оценки во время сдачи сессии онлайн не изменятся по сравнению с очным режимом. Больше трети (38%) думают, что оценки точно или скорее будут ниже при дистанционной сдаче экзаменов и лишь 14% уверены, что результаты будут выше.

По данным авторов, учащиеся вузов во время летней сессии ожидают увеличения распространения нечестного поведения при сдаче экзаменов: 63% ответили, что произойдет существенное или небольшое увеличение, еще 30% уверены, что изменений не произойдет.

Как изменилась жизнь студентов

Самоизоляция отразилась как на бытовой, так и на психологической жизни студентов. Абсолютное большинство (79%) стало чаще мыть руки или пользоваться антисептиками.

Ощущение стресса и беспокойства за будущее чаще стали испытывать 66%.

Четверть (26%) респондентов отметили увеличение времени на хобби, еще 32% ответили, что оно не увеличилось и не уменьшилось, 42%, наоборот, обратили внимание на его сокращение.

Лечись, студент: чем чаще всего болеют учащиеся

Сопоставимы показатели тех, кто во время пандемии стал чаще заниматься спортом (37%), и тех, кто занимался им реже (36%). Больше половины учащихся (63%) не изменили своего отношения к алкоголю, 23% опрошенных стали употреблять его реже, еще 14% — чаще.

Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ Иван Груздев объясняет это разделением приоритетов у студентов.

«Показатели говорят о том, что это такие виды деятельности, которые для одних важны как индивидуальные, а для других как коллективные. Если человек занимался спортом в компании, то [во время пандемии] перестал им заниматься.

С алкоголем так же — 23% алкоголь был не столько важен, сколько тусовка, поэтому они перестали его употреблять после закрытия баров», — пояснил он РБК.

Исследование Министерства науки и высшего образования и РАНХиГС, проведенное среди преподавателей вузов, показало, что каждый второй преподаватель (51,2%) отметил высокую распространенность плагиата или списывания. Подавляющее большинство (87,1%) преподавателей в летнюю сессию 2020 года принимали экзамены полностью дистанционно. Больше половины (66,8) педагогов назвали дистанционные условия приема экзаменов неудобными.

В начале августа министр науки и высшего образования Валерий Фальков объявил, что учеба в большинстве российских вузов 1 сентября начнется в очном формате. Ношение масок для студентов и сотрудников вузов будет обязательным, исключение делается лишь для занятий творческой направленности и для лекторов.

Лечись, студент: вторая волна COVID-19 может начаться с университетов

Российские ученые прогнозируют вторую волну коронавируса в сентябре, связывая ее с началом учебного года. В первую очередь речь идет о возвращении в мегаполисы иногородних студентов, которые могут завезти SARS-CoV-2в Москву и Санкт-Петербург.

В связи с этим может потребоваться двухнедельный карантин для прибывающих в столицы учащихся, особенно из регионов с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, сообщили «Известиям» эксперты. Также, по их мнению, стоит ввести обязательное тестирование на наличие инфекции.

Если эти меры окажутся недостаточными, не исключено возвращение к обучению в онлайн-формате.

Группа риска

Количество заболевших СОVID-19 может существенно возрасти c началом занятий в вузах, когда иногородние студенты вернутся в мегаполисы.

По сделанным в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) прогнозам с помощью методов математического моделирования, уже к 10–14 сентября (по истечении инкубационного периода патогена) число инфицированных в Москве и Санкт-Петербурге может вырасти на 15–20%.

— На мой взгляд, необходимо, чтобы все иногородние студенты, приезжая, проходили обязательное тестирование или, в качестве более строгой меры, двухнедельный карантин, — сообщил «Известиям» проректор по перспективным проектам СПбПУ, соруководитель рабочей группы «Технет» Национальной технологической инициативы Алексей Боровков.

Ученый также отметил, что вторая волна, спровоцированная в начале учебного года, будет не такой массовой, как первая, наблюдавшаяся в марте. Однако меры по ее профилактике обязательно необходимо учитывать руководителям высших учебных заведений. Тем более что опасная эпидемиологическая обстановка в университетах нанесет удар в первую очередь по их же сотрудникам.

— Большое количество преподавателей в университетах находятся в группе риска: им больше 65 лет, и мы увеличим вероятность потерять значимую группу педагогов, если не примем никаких мер и начнем учебный год как всегда — с лекциями в поточных аудиториях, практическими и лабораторными занятиями, предполагающими интенсивное общение, — подчеркнул Алексей Боровков.

Поэтому возможно университетам стоит сохранить онлайн-формат обучения в случае с возрастными педагогами.

Тесты раз в два дня

О рисках распространения коронавирусной инфекции в университетах говорят и зарубежные специалисты.

Ранее ученые из Йельской школы здравоохранения опубликовали препринт статьи, в которой описали стандарты эффективности скрининга SARS-CoV-2, позволяющие обеспечить безопасное возвращение студентов в кампусы в течение семестра осени 2020 года.

Математик Дэвид Палтиель и его коллеги смоделировали влияние различных стратегий тестирования на количество подтвержденных случаев, которые могут возникнуть у 5 тыс. студентов в течение 80-дневного семестра.

В одном сценарии исследователи предполагали, что пять новых случаев заражения будут возникать каждую неделю. При таком раскладе один инфицированный студент заразит 2,5 других. Предполагается, что после положительных тестов на коронавирус все зараженные будут изолированы.

Команда вычислила — чтобы сохранить минимальный порог инфицирования (порядка 135 случаев в течение семестра), недостаточно тестировать каждого обучающегося еженедельно. Для безопасного открытия жилых городков университетам, возможно, придется проверять всех на наличие COVID-19 каждые два дня.

Читайте также:  Бактериальный апокалипсис: действительно ли вам нужно принимать антибиотики?

Это обойдется примерно в $470 на одного студента.

Если скорость передачи инфекции будет выше, потребуется ежедневное тестирование, что удвоит затраты.

Сдержать угрозу

Наряду с обязательными общими мерами — физическое дистанцирование, гигиена, маски, изоляция инфицированных и отслеживание их контактов, действительно очень поможет тестирование, сообщил «Известиям» профессор «Сколтеха», вирусолог Егор Базыкин.

— Сейчас обсуждается, насколько частым его надо делать для студентов, живущих в общежитии. Это зависит от многого: эпидемической ситуации, размера общежития и стоимости тестирования. Математические модели показывают, что частое тестирование позволит держать ситуацию под контролем, даже если тест не стопроцентно эффективный, — подчеркнул эксперт.

По словам Егора Базыкина, сейчас эпидемия продолжается по всей России и перемещение людей между регионами мало на что повлияет. Основная проблема связана не с самим фактом приезда иногородних студентов, а с тем, что с началом очного обучения резко возрастает число контактов.

— По современным данным, дети старше 10 лет передают вирус так же легко, что и взрослые. Поэтому надежда, что подростки никого не заражают, не подтвердилась. Инфицирования будут происходить. Необходимо включать это в наши планы. Вирус диплом не спрашивает, так что заражаться будут и студенты, и преподаватели, — заявил Егор Базыкин.

Заместитель заведующего лабораторией анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ (вуз — участник проекта повышения конкурентоспособности образования «5-100») Станислав Отставнов пояснил, что в целом вузы показали достаточно оперативную и адекватную реакцию на имеющиеся угрозы и уже в марте — начале апреля перешли на дистанционное обучение, переведя максимально возможное число образовательных курсов в режим онлайн.

Сбежать в онлайн

— Опыт, который мы извлекли от экстренного перевода в онлайн, весьма существенен. И если в сентябре возникнет острая необходимость вновь перейти на эти рельсы, сделать это будет намного проще, — пояснил ученый.

— В зависимости от эпидемиологической ситуации может потребоваться двухнедельный карантин для пребывающих из других регионов, в первую очередь с неблагоприятной обстановкой. Тестирование студентов, как и термометрия на входе в помещение, к сожалению, не будут служить стопроцентной гарантией нераспространения инфекции.

Вариант максимально ограничить места пребывания студентов кампусной территорией также не вполне выполним, ведь далеко не у всех вузов имеется полноценный кампус.

В Роспотребнадзоре «Известиям» на вопрос о возможном 20-процентном росте количества зараженных в сентябре ответили, что осенью ожидается подъем заболеваемости СОVID-19, но не к 10–14 сентября, а в связи с сезонным ростом ОРВИ.

— Если сравнивать с весной (апрель-май), то такого уровня заболеваемости коронавирусной инфекцией быть не должно, так как постепенно происходит формирование коллективного иммунитета к новому коронавирусу, — сообщил директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Роспотребнадзора Арег Тотолян.

— По состоянию на июнь в Москве и Санкт-Петербурге доля населения с антителами к вирусу SARS-CoV-2 уже достигала 26%, и мы вправе ожидать, что к началу учебного года уровень иммунной прослойки будет еще больше.

Также важно учитывать, что максимальные показатели коллективного иммунитета установлены среди детей дошкольного и школьного возраста, что вселяет еще больше оптимизма относительно того, как пройдет начало учебного года.

Однако каков будет вклад именно коронавирусной инфекции в сезонный подъем заболеваемости, пока предсказать невозможно, считает замдиректора НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Антонина Плоскирева.

— В Южном полушарии, где сейчас зима, отмечается сезонный подъем заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом. Надо отметить, что благодаря проведению противоэпидемических мероприятий в отношении коронавирусной инфекции уровень заболеваемости гриппом и другими острыми респираторными инфекциями меньше, чем в предыдущие годы.

Точно сказать, что будет у нас в сентябре, пока невозможно. Наиболее реалистично мы можем прогнозировать только на краткосрочную перспективу — на 7–10 дней вперед. Сейчас ясно, что ситуация в России характеризуется снижением заболеваемости. Данных об ухудшении эпидемиологической ситуации в настоящее время нет, — уверена Антонина Плоскирева.

Рекомендации и меры

В Роспотребнадзоре подчеркнули, что методические рекомендации для предотвращения роста числа заболевших новой коронавирусной инфекцией выпущены.

При составлении расписания необходимо предусмотреть интервалы между началом занятий и перерывами в группах так, чтобы снизить до минимума возможность и продолжительность контактов между студентами (учащимися) разных групп.

При входе в здания должны быть организованы места для обработки рук дезинфицирующими средствами и термометрия с помощью бесконтактных приборов. Плюс регулярная дезинфекция помещений, где находятся студенты, с помощью санитайзеров и приборов для обеззараживания воздуха.

Студентов и сотрудников с признаками респираторной инфекции нельзя допускаться до занятий, а при выявлении их в течение учебного дня заболевшие должны быть немедленно изолированы.

Ранее в Минобрнауки заявили, что готовятся к стандартному началу учебного года, но возможны и другие варианты. Так, в ведомстве отметили, что университеты могут самостоятельно переносить начало учебного года вплоть до двух месяцев, если ситуация с коронавирусом в регионе не позволяет начать занятия раньше.

На запрос «Известий» в Министерстве высшего образования и науки ответили, что в настоящее время существуют различные точки зрения о возможном развитии ситуации с заболеваемостью коронавирусом. Но вероятность роста числа инфицированных к осени существует. Особенно при несоблюдении общепринятых мер по профилактике и предупреждению болезни.

Коклюш у детей: от младенцев до подростков

Коклюш – одна из самых серьезных и длительных инфекций, которая особенно опасна для детей первого года жизни, и сегодня есть случаи его развития даже у малышей 2–3 месяцев от роду. 

Протекает болезнь тяжело, длится до 10 недель и более, характеризуется приступами мучительного кашля, который не устраняется лекарствами.

Сегодня день коклюш перестал быть редкой инфекцией. В 2018 году, по данным Росстата, дети стали болеть коклюшем в 2,3 раза чаще, чем в предыдущем. 

Последние десять лет заболеваемость стабильно растет. И большая часть пациентов – это дети раннего возраста, малыши первых трех лет и дошкольники, то есть те, у кого болезнь протекает тяжелее всего. 

Такой рост заболеваемости связан с тем, что детям всё чаще не ставят вакцину АКДС или не проводят полный курс прививок в 1–2-й год жизни.

 А уж о том, чтобы дополнительно привить от коклюша детей перед школой, вообще почти никто из родителей не заботится.

Коклюш: что мы знаем о нем?

Хотя кашлем сопровождается множество детских болезней, но именно коклюшный кашель особенный: 10–40 приступов сухого надсадного кашля за сутки изматывают и ребенка, и родителей. 

Эпизоды кашля длятся от нескольких секунд до 2–3 минут, приводят к удушью и рвоте. Приступы кашля заканчиваются громким, высокотональным «петушиным криком». Это звук, когда ребенок судорожно пытается вдохнуть воздуха между повторяющимися кашлевыми приступами. 

Повторные эпизоды мучительного кашля называются «пароксизмами», что дает этому состоянию другое название, называемое «пароксизмальным кашлем». Коклюш сами врачи изредка именуют «100-дневным кашлем», что связано с его продолжительностью, которая составляет около 6–8 недель, а интенсивность приступов постепенно идет на спад.

Каким бы болезненным и опасным он ни был, вовремя диагностированный коклюш поддается лечению и может быть предотвращен с помощью вакцины. 

Но чтобы заподозрить коклюш по первым признакам, нужно знать о том, что ребенок контактировал с больным и подтвердить болезнь данными анализов – а это не всегда просто.

Коклюш провоцируют микробы Bordetella pertussis. Они проникают с частичками слизи, слюны и мокроты при чихании или кашле больного ребенка или взрослого в рот, горло и бронхи. 

Бактерии проникают на слизистые дыхательной системы, связываются там с клетками эпителия, и начинают продуцируовать цитоксин – особое вещество, влияющее на реснички мерцательного эпителия, которые покрывает респираторный тракт. Они помогают поддерживать дыхательные пути чистыми, как щеточка, вычищая слизь и мусор из дыхательных путей. 

Цитоксин блокирует их двигательную активность, и ребенок вынужден сильно кашлять, так как с эпителия респираторного тракта идут непрерывные сигналы, что нужна чистка. Это и приводит к эпизодам коклюшного кашля.

У детей может развиться коклюш, если они находятся в тесном контакте с зараженными — взрослыми или другими малышами. Бактерии разлетаются на метр вокруг больного при кашле или чихании. Заражается до 80 % детей, если у них не было прививки и нет иммунитета к этой болезни.

Все ли рискуют заболеть?

Хотя риск заражения в детском возрасте высокий, есть некоторые условия, которые существенно усиливают вероятность инфицирования:

  • Возраст младше 6 месяцев. Младенцы особенно чувствительны к заражению, особенно если рождены недоношенными. Они пока еще не вырабатывают адекватного количества антител, чтобы защититься от опасных микробов, поэтому их всячески нужно оберегать от инфекций.
  • Дети с ослабленным иммунитетом. Малыши с врожденным иммунодефицитом или одной из форм онкологических патологий рискуют больше других заболеть и тяжело переносить коклюш.
  • Не иммунизированные дети. Малыши, которые не были вакцинированы против коклюшной инфекции, также очень рискуют. На время вспышек их могут даже временно изолировать от других малышей.
Читайте также:  Витамин D: зачем он нужен и где его взять

Основные признаки коклюша

Распознать инфекцию в самом начале непросто, она может начинаться, как обычное ОРВИ, и только потом возникают уже типичные проявления. В среднем типичные репризы кашля проявляются к третьей-четвертой неделе инфекции. Симптомы возникают стадийно, выделяется несколько этапов в развитии болезни:

Первый этап ( первая-вторая неделя). Ведущие признаки коклюша у детей не выражены: возможно покашливание с редким чиханием. Если кашель и возникает, он вполне обычный, на приступы коклюшных репризов он пока не похож. Может быть невысокая лихорадка, не достигающая значений более 37,7 °C.

Синдром седьмого сентября: откуда у детей простуда в начале учебного года?

Второй этап (третья неделя). В это время коклюш проявляет себя вовсю, у ребенка проявляются типичные признаки. Нужна помощь врача, а также полноценный уход родителей, чтобы облегчить состояние.

Кашель возникает периодически, в виде повторных приступов, повторяющихся несколько раз за сутки.

Ребенок в течение реприза может непрерывно кашлять, пока эпизод не закончится петушиным криком или рвотой. 

Спустя непродолжительное время кашлевой приступ повторяется, симптомы постепенно нарастают. 

Каждый эпизод по времени длится до 20–30 секунд, пока малыш заходится в кашле, он может краснеть, а если кислорода не хватает, кожа приобретает синюшный оттенок, постепенно цвет лица восстанавливается после окончания кашлевого приступа.

 Сам кашель по тембру громкий, надсадный, он сухой и болезненный. В конце каждого из репризов формируется судорожный вдох, напоминающий крик петуха. Это возникает из-за нарушений полноценного дыхания, ребенок ощущает удушье и страх, из-за чего дополнительно спазмируется глотка.

Есть ощущение того, что каждый кашлевой эпизод становится всё более резким и громким, утяжеляется. Могут возникать затруднения на вдохе или на выдохе. Родители могут заметить, что после реприза у младенца часто появляется одышка. 

В свою очередь одышка может вызвать апноэ – относительно долгую задержку дыхания ребенка. Плач и суетливость, беспокойство будут сопровождать каждый эпизод кашля. Кроме того, кашлевой эпизод может завершиться рвотой, особенно если ребенок недавно поел.

Температура может подниматься до 38,3 ° C и выше. Ребенок на фоне коклюша может плакать без слез и мочиться реже — это признаки развития обезвоживания на фоне проблем с питьем, приемом пищи и учащением дыхания.

Третий этап (это середина четвертой недели). Проявления коклюша на этой стадии немного изменяются. Кашлевые и рвотные приступы постепенно становятся реже и не такими длительными. 

«Петушиный крик», сопровождающий кашлевые позывы, почти полностью исчезает только к шестой неделе болезни. 

Периодическое усиление кашля может провоцироваться любыми раздражителями и длится на протяжении двух и более месяцев.

Как диагностируется коклюш у детей?

Подтвердить диагноз коклюша не всегда просто, особенно если нет данных о том, что ребенок контактировал с болеющими этой инфекцией. Помочь в диагностике может:

  • Изучение симптомов. Врач расспросит родителей о таких симптомах, как наличие специфического звука на протяжении периода кашля. Если у ребенка кашлевой эпизод возникает в кабинете врача, то он сможет сразу же диагностировать это состояние. Важно также указание на то, что ребенок не прививался вакциной АКДС.
  • Исследование образца слизи. Небольшой образец слизи из носа и рта ребенка собирают на ватные тампоны и отправляют на лабораторный анализ. Высев коклюшной палочки подтверждает инфекцию.

Анализ крови. Он подтверждает специфические противококлюшные антитела в плазме, однозначно указывающие на коклюш.

Лечение болезни начинается сразу же после того, как диагноз подтверждается.

Как лечится кашель, чем помочь?

Лечение коклюша длится две недели, и вероятность госпитализации в больницу составляет до 50 %. Детей до 2 лет кладут обычно в больницу даже с легкой формой. 

В начальной стадии можно добиться того, что кашель будет не таким длительным и мучительным. 

Необходимые лекарства и процедуры для лечения коклюша у детей включают:

Антибиотики. Препараты используются для лечения коклюша, так как это бактериальная инфекция. Ребенку может потребоваться внутривенное введение антибиотиков или прием препаратов в суспензиях, таблетках. Врач назначит антибиотик в зависимости от возраста ребенка и тяжести инфекции.

Подача кислорода. Так как у маленького ребенка могут быть проблемы с дыханием, можно использовать маску с кислородом, чтобы помочь малышу чувствовать себя лучше.

Лекарства для облегчения лихорадки и боли. Если у ребенка сильные боль и жар, для подавления симптомов применяются жаропонижающие и противовоспалительные средства. Если ребенок не госпитализирован для лечения коклюша, родителям нужно соблюдать некоторые основные меры по уходу за ним на дому.

Как справиться с коклюшем у ребенка дома?

При лечении коклюша крайне важно обеспечить ребенку максимальный комфорт и полноценный уход, чтобы как можно легче перенести период кашля. Есть некоторые советы по уходу за болеющим ребенком на дому:

Ребенку с коклюшем нужно больше отдыхать. Отдых необходим, так как постоянные приступы кашля могут привести к истощению ребенка. Нужно отказаться от путешествий и прогулок на улице в течение продолжительных периодов времени, чтобы избежать напряжения. Поддерживайте комфортную температуру в детской комнате, чтобы воздух был влажным и прохладным, это уменьшает кашель.

Поддержание чистоты. Важно бороться с пылью и микробами, чтобы минимизировать риск развития вторичных респираторных инфекций и аллергии. Личные вещи ребенка, такие как игрушки и посуда, обрабатываются безопасными для детей дезинфицирующими жидкостями, одежда регулярно стирается в теплой воде.

Использование увлажнителя. Применение увлажнителя воздуха с холодным паром облегчает дыхание, поддерживая оптимальный уровень влажности в окружающем воздухе.

Получение дополнительной жидкости и пищи. В период коклюша ребенок хуже ест, так как во время приемов пищи нередко возникают приступы кашля. Важно дополнительно поить его водой, чтобы не возникало обезвоживания, а также пересмотреть питание. Нужно давать ему небольшие порции пищи чаще, чем обычно. Это уменьшает вероятность тошноты и предотвращает рвоту.

Устранение триггеров. Нужно до минимума уменьшить воздействие на ребенка раздражителей, таких как дым и пыль, которые могут вызвать приступ коклюша.

Если ребенок не был госпитализирован на время лечения инфекции, врач назначит лекарства, которые необходимо принимать дома. Важно строго следовать назначенной схеме лечения, чтобы как можно скорее облегчить состояние ребенка, уменьшить эпизоды кашля и дать ему возможность полноценно питаться.

Лечение и пребывание дома может длиться от двух до трех недель, хотя оно может продолжаться в зависимости от интенсивности симптомов и возраста ребенка. Даже если бактерии полностью устранены, у ребенка может продолжаться кашель еще несколько недель. На фоне любых провоцирующих факторов приступы усиливаются.

Чем опасен коклюш у малышей и детей постарше?

Важно распознать инфекцию как можно раньше и начать лечение, без адекватной терапии коклюш может давать серьезные осложнения. Среди них стоит выделить:

  • Апноэ во сне. У ребенка могут сужаться дыхательные пути, из-за чего возможно хроническое апноэ во сне (остановки дыхания), легкие не получают достаточно воздуха для дыхания. Апноэ во сне является ведущим осложнением коклюша, оно развивается у 61 % детей.
  • Пневмония. На фоне коклюша возможно присоединение вторичной инфекции с поражением легочной ткани, из-за чего формируется пневмония, острое воспаление легких с ухудшением общего состояния.
  • Энцефалопатия и судороги. В редких случаях приступы кашля могут провоцировать длительную гипоксию мозга, что грозит нарушениями его работы. Кроме того, на фоне приступов кашля возможны судороги.

Профилактика коклюша: прививка!

Чтобы избежать опасных осложнений и предотвратить коклюш, необходима вакцинация детей. Ее проводят на первом году жизни. Это прививка АКДС, которую делают трижды с интервалом в 1,5 месяца. Затем закрепляют действие вакцины, повторяя ее на втором году – в 18 месяцев.

Это позволяет организму малыша накопить достаточно антител против инфекции, чтобы активно сопротивляться заражению. Но эти антитела постепенно исчезают из крови, и к школьному возрасту действие прививки ослабевает.

Поэтому дети-школьники могут болеть коклюшем, равно как и подростки, взрослые люди, у которых уже не осталось прививочного иммунитета. Соответственно, они могут заражать малышей. 

Поэтому сегодня вновь ведется речь о том, чтобы ввести в национальный календарь прививок дополнительную вакцинацию от коклюша детям школьного возраста. Но пока это может быть лишь личная инициатива родителей. Наряду с другими, они могут поставить и коклюшную вакцину в возрасте 6–7 лет, перед поступлением в школу.

Алена Парецкая 

Фото depositphotos.com 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *