Как распознать депрессию у детей и подростков

Депрессия у ребенка в возрасте 10-17 лет выражается немного иначе, чем у взрослых. Родителю необходимо знать, как заподозрить этот недуг.

Самостоятельно подростки редко говорят о своей депрессии, обычно они не способны распознать ее или не уверены, что встретят понимание родителей.

Тем не менее состояние подавленности, апатии, агрессии может свидетельствовать именно о наличии депрессии. Задача родителей вовремя отследить тревожный симптом и обратиться к специалисту.

В этой статье мы поговорим о причинах депрессии у ребенка, способах ее определения и методах лечения. Своевременная работа с проблемой способна предотвратить ее развитие и найти эффективные пути решения

Депрессия у ребенка (подростка) – что это?

Слово «депрессия» произошло от латинского deprimo — «давить», «подавить». Депрессия у ребенка (подростка) характеризуется подавленным или сниженным настроением, нежеланием получать удовольствие, пессимизмом, расстройством сна, а иногда и суицидальными наклонностями.

Дети в период 10 – 17 лет переживают различные эмоциональные потрясения: ссора с близким другом, конфликты в семье, неуспеваемость в школе, неудачи с противоположным полом. Помимо этого, многие недовольны своей внешностью (угревая сыпь или «немодная» одежда, внешность, не соответствующая «стандартам красоты»), что тоже отрицательно влияет на психологическую обстановку.

Усугубляется положение гормональными перестройками в организме: для некоторых детей они проходят бесследно, а для части подростков – это очередная буря эмоций, которую надо побороть.

Признаки детской депрессии:

В суете рабочих дней родители не всегда успевают полноценно общаться с детьми. Но заметить негативный настрой можно и за короткий промежуток времени. Обратите внимание на следующие симптомы:

  • · снижение интереса к любимым занятиям (к учебе или хобби)
  • · нарушение сна (например, вечером не может долго уснуть или просыпается несколько раз за ночь)
  • · изменение веса (набор лишних килограмм или похудение)
  • · состояние повышенной усталости
  • · перебои в аппетите, длительный отказ от еды
  • · чувство вины или стыда
  • · рассеянность, не может сосредоточиться на конкретном задании
  • · нежелание общаться с кем-либо
  • · мысли о суициде

В течение дня симптомы могут проявляться не сразу, а постепенно: подросток просыпается с хорошим настроением, завтракает, с удовольствием собирается в школу. Сталкиваясь с трудностями на занятиях или общаясь со сверстниками, он начинает заполнять себя негативными эмоциями.

Часто происходит зацикливание на своих переживаниях, замыкание в себе; может придя домой, сидеть неподвижно, смотреть в одну точку, отказаться от еды.

В такие моменты подростки часто жалуются на окружающих, критикуют любую ситуацию, замечают только негативную сторону, не видя позитивных нот.

В голове поселяется мысль (я некрасивый/ толстый/скучный/ у меня нет друзей/ меня никто не любит/я никому не нужен), которая сопровождает его на протяжении подавленного состояния. Постоянно думая об этом, он не может спокойно уснуть, что приводит к нарушению сна.

Депрессия у детей сопровождается внезапным всплеском хорошего настроения — ребенок радуется, шутит, общается. Но через час снова сидит уставший, грустный, недовольный.

Причины депрессии у детей и подростков:

Депрессия у ребенка никогда не возникает на пустом месте. Всегда существуют предпосылки к такому состоянию. Скорее всего, подросток столкнулся со стрессовой ситуацией, и в силу своего возраста, не смог ее правильно принять и пережить. А этого вполне достаточно для неокрепшей детской психики.

К основным причинам можно отнести:

1. Гормональные перестройки – процесс «бурный» и длительный. Созревание половой системы сопровождается высокими эмоциональными нагрузками: раздражение, тоска или повышенная тревожность. Как правило, этот период проходит через 2-4 года. За это время накопленный стресс может легко перерасти в серьезное расстройство.

2. Реалии взрослого мира – приходит понимание того, что мир, который он видел детскими глазами, не такой добрый и безоблачный, а полон жестокости и несправедливости.

3. Юношеский максимализм — подростку кажется, что его игнорируют, не видят и не замечают. Все делится на черное и белое, плохое и хорошее. На этом фоне зарождаются конфликты с родителями и педагогами.

4. Семейные конфликты – дети остро реагируют на ссоры между родителями, тяжело переживают развод или сложное материальное положение. Тяжело, если он постоянно слышит критику в свой адрес или недовольства родителей, связанные с неуспеваемостью в школе.

5. Отсутствие друзей. Самое главное для подростка – это общение со сверстниками, среда общения, возможность разделить общие интересы с друзьями.

В подростковом возрасте происходит эмоциональная эмансипация от родителей: если раньше ребенок делился своими переживаниями с родителями, то теперь может закрываться, не рассказывать о событиях дня и своих переживаниях.

В целом, это нормально для подростка, но важно найти место, где такой обмен эмоциями будет происходить. Эмоциональный контакт

подросток ищет со сверстниками, и если найти такой контакт не удалось, не произошло принятия в коллективе, установления дружеских связей — для подростка это очень болезненно и травматично. Он чувствует себя ненужным, неуспешным.

6. «Неидеальная» внешность – подростки склонны переживать, что выглядят не как все, имеют лишний вес (по его мнению), или проблемы с кожей обернут против них весь мир.

Несоответствие пресловутым «стандартам красоты» или стандартам, принятым в конкретном коллективе (например, обязательно быть спортивным или одеваться в брендовую одежду) могут обернуться для подростка насмешками в коллективе, низкой самооценкой, анорексией и в итоге- депрессией.

7. Частые переезды – отрыв от сложившегося коллектива и его привычной зоны комфорта выбивают из колеи. Приехав на новое место, подросток сталкивается с трудностями в общении и создании новых связей, что конечно же влияет на его состояние.

8. Издевательства в школе – подростки часто проявляют неоправданную жестокость, которая оставляет свой отпечаток на психике.

9. Зависимость от интернета и компьютерных игр — в виртуальном мире быть успешным легко и просто, в реальном — это намного сложнее.

10. Усиленные нагрузки – некоторым детям тяжело дается школьная программа. А многие родители настаивают на посещении дополнительных занятий и кружков, считая, что это идет только на пользу. Такой ритм жизни создает дополнительную стрессовую ситуацию, которая не каждому под силу.

11. Безответная любовь или первый неудачный сексуальный опыт — переживания в таком состоянии отнимают много энергии, а поделиться переживаниями и получить поддержку -зачастую не с кем и неоткуда.

Некоторые признаки потенциальной депрессии у подростка:

Ощущение пустоты и бессмысленности – подросток может хорошо учиться, вести нормальный образ жизни, но при этом чувствовать пустоту. Нет понимания, для чего он живет, ему кажется все однообразным и не интересным.

«Ничего не хочу». Отсутствие интересов, отсутствие желания общаться, заводить друзей, апатия.

«Я никому не нужен» – ощущение себя никому не нужным, становится ведомым. Попав под влияние более сильного товарища, расстройство только усиливается.

Эмоциональные перепады. Резкие смены настроения, затяжное плохое настроение может сменяться припадками ярости и агрессии, а затем пассивностью и самоуничижением.

Разговоры о смерти и суициде. Если подросток стал интересоваться темой смерти и суицида, важно вовремя обратить на это внимание. Подросток может использовать такие фразы как «незачем жить», «все равно все умрем», « не вижу смысла…».

Бессмысленные действия, зацикленность – зацикливание на бесполезном занятии, например постоянное пребывание в социальных сетях (регулярное обновление «ленты», в ожидании новой бессмысленной информации).

Резкие изменения – подросток резко меняет свое социальное поведение, изменяет внешний вид (покрасить волосы, пирсинг). Изменения могут касаться образа жизни, интересов, круга общения и мировоззрения.

«Всегда успешен» – это такие дети, которые «из кожи вон лезут», что бы достичь положительных результатов, добиться успеха. Но за ширмой «успешного подростка» скрывается ребенок, который прячет свои истинные переживания. Зачастую такие достижения не приносит морального удовлетворения и сопровождаются сильным страхом разочаровать родителей.

Каждый отдельно взятый пункт может и не быть обязательным признаком депрессии, но совокупность признаком иили явно выраженные проявления могут быть поводом для беспокойства и обращению к специалисту.

Виды депрессии:

Реактивная – считается доброкачественным видом расстройства. Такое состояние характерно для подростков, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Например: развод родителей или смерть близкого человека.

Меланхолическая – характерно состояние угнетения и тоски, интерес ко всему потерян, часто сидит в своей комнате в одном положении либо медленно передвигается (заторможенность). На фоне этих симптомов развивается нарушение сна и аппетита. Для девушек характерен сбой в менструальном цикле. К затянувшейся меланхолии могут прибавиться суицидальные мысли.

Биполярное расстройство –характеризуется быстрой сменой фаз, иногда в короткие промежутки времени. Чем меньше возраст, тем короче фазы и могут составлять от нескольких часов, до 2-3 недель.

Мания проявляется в виде агрессии и гнева.

Психологи могут не заметить биполярного расстройства, сославшись на «подростковое изменение характера», поэтому рекомендуется привлечение специалиста более узкого профиля (клинический психолог, психиатр).

Дистимия – это длительное психическое расстройство, обычно преследует в течение года, возможно несколько лет. Ребенок выглядит пассивными и одинокими, не может сосредоточиться на выполнении конкретной задачи. Может сопровождаться нарушением сна и потерей аппетита. Это заболевание часто перетекает в хроническую форму, изредка прерывается сменой настроения.

Сильная (большая) депрессия — носит затяжной характер. Длится от полугода до 9 месяцев. Подросток печальный и раздражительный, его ничего не интересует.

Симптомы могут быть не явными, например нарушение сна: родитель ссылается на усталость и загруженность. Некоторые дети начинают «заедать» это состояние большими порциями еды. Вот этот момент должен насторожить.

Ситуация усугубляется мыслями, в некоторых случаях попытками суицида.

Следует обратить особое внимание, если все чаще слышите упоминания о смерти и суициде, например:

1. Читает стихи и рассказы о самоубийстве, или начал сам писать на эту тематику

Читайте также:  Ученые назвали продукты, защищающие от рака кишечника

2. Романтизирует смерть и самого умирающего.

  1. 3. Шутит о смерти
  2. 4. Прощается с близкими и друзьями как будто в последний раз
  3. 5. Частые травмирования и порезы

6. Слышите фразы: «Лучше бы я умер», или «Зачем я родился?» или «Выхода нет»

В этом случае действовать надо немедленно, и как можно скорее найдите специалиста для оказания помощи.

Что делать родителям?

Семейная атмосфера очень важна для формирования детской психики. Родители всегда обратят внимание на нестандартное поведение ребенка. Но что именно нужно делать, если начались проблемы с учебой или школьными друзьями?

Если вы обнаружили признаки депрессии, то эксперты советуют следующее:

· Разговаривайте в комфортной для него обстановке. Постарайтесь выяснить, что именно вызвало беспокойство и такой результат.

· Помогите укрепить его самооценку. Покажите ему, насколько он важен и значим для вас и окружающих.

  • · Узнайте о его увлечениях, чем он интересуется, что делает пока вы на работе.
  • · Ограничьте опеку, дайте почувствовать, что вы ему доверяете.
  • · Дайте право выбора, не стоит все решать за него.
  • · Постарайтесь не критиковать, а направлять на правильное действие.
  • · Исключите разговоры на повышенных тонах, постарайтесь не конфликтовать.

· Найдите общий интерес – это может быть совместная вечерняя прогулка или катание на велосипедах, или игра в футбол. Посещайте мастер – классы: рисуйте и творите.

Психологи советуют найти как можно больше точек соприкосновения. Ребенку важно чувствовать поддержку и заботу. Но не стоит забывать, что усиленная опека только навредит и осложнит ситуацию.

Всегда искренне говорите, что вы его любите, цените и уважаете. Теплые и доверительные отношения в семье – залог крепкого психического здоровья всех ее членов.

Если вы понимаете, что ситуация не поддается вашему контролю, не затягивайте с походом к специалисту.

Лечение депрессии

Депрессия у детей и подростков – это серьезное заболевание, которое требует консультации специалиста. Родители должны понимать, что только они смогут помочь своему ребенку, разглядев характерные признаки. Не стоит пускать на самотек, лучше все держать под контролем, следуя советам специалиста.

Легкая форма поддается консультативному лечению: это может быть индивидуальная работа с психологом или посещение психологической группы. Тяжелые случаи (например, попытки суицида) требуют более серьезного, медикаментозного подхода. В таких случаях психолог и психиатр часто работают в паре, дополняя друг друга.

Обычно первый специалист, к которому необходимо обратиться за помощью – это психолог. В ходе беседы он помогает разобраться в причине появления заболевания. Поможет узнать какие эмоции и чувства сопровождают подростка.

Используя разные методики, специалист сможет пояснить какие страхи и сомнения поселились в детской голове. Есть вероятность, что после общения с психологом, он сам найдет пути решения проблемы и выйдет из этого состояния.

Психолог поможет справиться с легкими формами заболевания. Если ситуация сложная – то понадобится дополнительная помощь психотерапевта, психиатра.

Психотерапевт – врач, который помогает пациентам справиться с психическими заболеваниями. Схема лечения содержит психотерапевтические методики в комплексе с медикаментозным лечением.

Для постановки диагноза врач проводит беседу с пациентом, в ходе которой оценивает его состояние. Диагностика помогает установить точное заболевание, которое сопровождает подростка, а так же определиться с методом лечения.

Если выявляется затяжной характер заболевания, то одних бесед будет недостаточно. К лечению могут добавить антидепрессанты, которые снимут симптомы тревожности и апатии, помогут убрать раздражительность и справится со страхами.

«Эмпатия» — студия практической психологии

В «Эмпатию» приходят дети и подростки с разными эмоциональными проблемами. Мы помогаем им преодолеть трудности. Для этого в нашей команде есть специалисты, которые на протяжении 14 лет работают с детьми и взрослыми, помогают разобраться с внутренними проблемами.

Подростковый возраст — это период становления личности. И наша задача — помочь ребенку не сбиться с пути. Мы помогаем подросткам и родителям обрести и сохранить ту гармонию, при которой всем комфортно жить и развиваться.

В «Эмпатии» действуют психологические группы для подростков, в которых ребята могут поделиться важными переживаниями, получить поддержку и обратную связь, научиться выстраивать отношения со сверстниками и найти друзей. Здесь подросток может делиться своими проблемами, а мы поможем ему понять и разобраться в себе.

В таком формате общения формируется поддержка, уважение и доверие к сверстникам, а предпосылки к развитию депрессии у ребенка проходят сами собой.

Безусловно, нельзя говорить об универсальной панацее, но психологическая работа в группе очевидно является профилактикой депрессии; в случае необходимости, мы также направляем подростка и родителей к специалистам более узкого профиля.

Если вы столкнулись с непониманием внутри семьи, или обнаружили признаки депрессии у ребенка, обращайтесь к нам за помощью. Мы ждем вас в Студии практической психологии «Эмпатия».

Признаки, проявления и симптомы депрессии у подростков

Неспециалисту выявить наличие депрессии довольно сложно, особенно если страдающий этим заболеванием подросток стремится скрыть свое состояние. Но существует несколько косвенных признаков, которые могут помочь родителям распознать депрессию у ребенка. Они связаны с поведением подростка. О наличии депрессии могут сигнализировать следующие поведенческие проявления:

Ребенок может действительно сбежать или только угрожать сделать это. Даже к словам, не подкрепленным действием, нужно отнестись со всей серьезностью. Их нельзя рассматривать как манипуляцию или шантаж. Это тревожный сигнал, демонстрация душевного неблагополучия, крик о помощи, который не должен остаться без внимания.

Если ребенок стал плохо учиться и начал прогуливать школу, причин этому может быть множество: учебные перегрузки, проблемы с учителями или одноклассниками, безответственность, лень и т. д.

Но это может быть и развивающаяся депрессия.

Данное заболевание сопровождается заторможенностью мышления, ухудшением памяти, неспособностью концентрироваться, снижением мотивации к учебе и другим видам деятельности.

  • Изоляция, тяга к одиночеству.

При развивающейся депрессии подросток может перестать общаться со старыми друзьями. Он постепенно отгораживается от окружающих и замыкается в себе.  Сеть его социальных контактов все больше сужается. Часто подросток предпочитает виртуальное общение реальному. В особо тяжелых случаях он может вообще перестать выходить из дома.  

  • Проявления агрессивности, насильственные действия.

Агрессивное поведение подростков свидетельствует о беспомощности, растерянности и неспособности незрелой личности самостоятельно справиться со своими проблемами.

Часто агрессивное поведение демонстрируют те подростки, которые сами подвергались насилию. Агрессия проявляется в частых разговорах о насилии, вспышках гнева, в вербальных и физических насильственных действиях.

Один из индикаторов подростковой депрессии — аутоагрессия, нанесение вреда самому себе, стремление к самоповреждению.

  • Употребление психоактивных веществ.

Пребывающий в депрессии человек нередко прибегает к алкоголю и наркотикам, чтобы хоть на время заглушить боль, отключить сознание и сбежать из невыносимой действительности.

  • Рискованные формы поведения.

Подросток может намеренно провоцировать экстремальные ситуации, чтобы получить мощный выброс адреналина и таким образом переключиться, временно заблокировать симптомы депрессии.

Что такое рискованное поведение подростков? Это занятие экстремальными видами спорта, участие в правонарушениях, рискованное развязное поведение, опасные селфи, прогулки по крышам, стройкам и т. д.

Сюда же относятся эксперименты с наркотиками, курение, употребление алкоголя, нанесение себе повреждений.

Подростковый возраст сам по себе непростой период. Почти каждый подросток пробует те или иные формы поведения, отклоняющиеся от устоявшихся норм. Родителям придется приложить определенные усилия, чтобы распознать депрессию, а затем помочь ребенку выйти из этого состояния.

Жизнь важнее: как распознать детскую депрессию | Милосердие.ru

Ребенок всегда был белый и пушистый, а тут вдруг испортился. Был милый и дружелюбный, а стал злой и истеричный. Был почти отличник, а скатился на двойки и тройки. Был такой позитивный, а стал нытик. Кажется, пришли гномы, унесли хорошего ребенка, принесли какого-то гадкого подменыша.

Долгое время считалось, что никакой депрессии у детей вообще не бывает – что депрессией на сложные обстоятельства жизни может реагировать только сформированная личность. Потом врачи выяснили, что депрессия бывает и у детей, но отличается от депрессии у взрослых.

Детскую депрессию нелегко распознать и диагностировать, потому что она прячется за другие, более выраженные проблемы – в зависимости от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем труднее распознать депрессию за нытьем, жалобами «живот болит» и «ножки болят».

Ребенок плохо ест, плохо спит, плачет. У старших дошкольников на первый план выходят страхи, неусидчивость, тревожность, иногда агрессия. У школьников заметнее всего оказывается неуспеваемость, нежелание учиться, вспыльчивость и вздорность.

Взрослые чаще всего не в состоянии понять, что происходит с ребенком. Он кажется им то больным, то капризным. Они объясняют его состояние ленью, грубостью, распущенностью. Родители считают, что ребенок обнаглел, и хватаются за ремень, а надо бы за голову. До специалистов некоторые семьи добираются только тогда, когда ребенок начинает заговаривать о суициде.

Откуда это?

Детство принято считать счастливой и беззаботной порой, а детские проблемы кажутся взрослым пустяковыми, легко преодолимыми. Но дети, так же, как и взрослые, переживают стрессы и горе, – но, в отличие от взрослых, у них еще нет ни жизненного опыта, ни умения с ними справляться.

Детская депрессия, так же, как и взрослая, не имеет единой причины. Ученые выделяют несколько разных предпосылок.

Во-первых, это биологически факторы (в том числе врожденные нарушения нейробиохимического баланса в синапсах мозга, изменения в некоторых структурах мозга, нарушения биологических ритмов и т.д.)

Во-вторых, это генетические факторы (наследственная предрасположенность – у родственников детей с диагностированной депрессией часто есть депрессия, биполярное расстройство или другие психические заболевания).

В-третьих, психосоциальные предпосылки: в первую очередь – психические травмы.

Читайте также:  Пьем на понижение: какой томатный сок нормализует давление

У младенцев – отделение от матери (больница, санаторий, приют, детский дом); у детей старше 4 лет – скандалы в семье, развод родителей, смерть близких и рождение братьев или сестер; у школьников – школа; у всех – катастрофы, войны, тяжелые социально-экономические перемены. Причиной депрессии может стать тяжелая болезнь или возрастной кризис.

Некоторые ученые указывают, что одна из предпосылок к появлению депрессии – это личностные особенности и способы реагирования на стресс: одни дети легко адаптируются к трудной ситуации, другим она кажется невыносимой.

Как это выглядит

Клинические критерии большой депрессии (или монополярной, в отличие от биполярного расстройства с чередующимися маниакальной и депрессивной стадиями), согласно диагностико-статистическому руководству включают в себя подавленное настроение (чувство пустоты, слезливость, у детей и подростков – повышенную эмоциональную возбудимость); уменьшение интереса и удовольствия во всех сферах жизни; изменения веса и аппетита; бессонницу, сонливость; возбуждение или заторможенность; слабость и утрату энергии; чувство несостоятельности и необоснованной вины; неспособность мыслить и сосредоточиться; мысли о смерти, суицидальные мысли.

Американские психиатры предупреждают: дети в депрессии, особенно если они старше 12 лет, могут начать употреблять алкоголь и наркотики.

Дети в депрессии часто жалуются на то, что у них все болит – голова, живот, сердце, руки, ноги. У кого-то все сразу, у кого-то что-то одно, но зато всегда. Некоторые говорят, что трудно дышать, невозможно вздохнуть. Начинают много болеть, и очень часто до обращения к психологу или психиатру по несколько месяцев обследуются у разных врачей.

Многие «впадают в детство» – фактически возвращаются на предыдущие стадии развития: теряют освоенные навыки, начинают играть в давно брошенные игрушки, возвращаются к когда-то любимым книжкам для маленьких. Может появиться энурез и энкопрез. Некоторые начинают прикидываться малышами: сюсюкать, проситься на ручки, предлагать сыграть в детские игры.

Слезливость, страхи, нытье, липучесть и назойливость – с одной стороны, дети раздражаются и грубят взрослым, с другой – хотят от них подтверждений любви, – тоже приметы депрессии.

«У детей, как и у взрослых, может быть выражен суточный ритм эндогенной депрессии: утром они вялые, скучные, а вечером повышается уровень тревоги, раздражительности, нарастает моторное наблюдение», – говорит клинический психолог Наталья Науменко.

Дети часто размышляют о бессмысленности жизни, о смерти. Кто-то боится за себя и ищет у себя все возможные болячки, кто-то за маму: не попадет ли она под машину, не умрет ли? Кто-то террористов, воров, грабителей. Кто-то тревожится о судьбах мира: не будет ли войны, не станут ли нас бомбить, не умрет ли человечество от перенаселения или космической катастрофы.

Самый ничтожный повод может стать причиной дикой истерики. Отечественный психиатры Н.Иовчук и А.Северный описывают приступы возбуждения с плачем, безудержным движением, криком, слезами: «При этом жалобы детей ограничиваются лаконичным: «не могу так больше», «в груди вода и пожар», сопровождающимися однотипными причитаниями или криком», – пишут эти авторы.

«В момент безудержного движения дети бьют посуду, ломают игрушки, рвут одежду, выскакивали на балкон, во двор и там демонстративно пронзительно кричат, валяются по полу, даже грызут ножки стула.

При этом выкрикивают, что больше не могут, не будут жить, что лучше умереть, а нередко и предпринимают попытки покончить с собой.

Такие состояния продолжаются от 10-15 минут до 2 часов и сменяются двигательной заторможенностью с молчаливостью и малой доступностью.

Столь же непродолжительны и состояния с мучительными телесными ощущениями и страхом смерти, протекающие с двигательным беспокойством, реже – с обездвиженностью».

К любым обещаниям покончить с собой специалисты всегда призывают относиться с максимальной серьезностью.

Почему-то существует миф, что человек, который говорит, что покончит с собой, только пугает и никогда этого не сделает. С детьми беда еще в том, что у них часто нет ощущения грани между реальной попыткой суицида и попыткой понарошку, нет четкого понимания непоправимости своих поступков – оно появляется только к подростковому возрасту.

  • Ребенку кажется, что он сможет откуда-то со стороны пронаблюдать, как его оплакивают, как все раскаиваются, что были с ним несправедливы… Это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться.
  • Признаки суицидального поведения у детей:
  • (Из статьи Depression in Children)
  • Многочисленные симптомы депрессии (изменения аппетита, сна, активности).
  • Социальная изоляция, включая изоляцию в семье.
  • Разговоры о самоубийстве, безнадежности и беспомощности.
  • Агрессивность или нежелательное поведение (в том числе сексуальное).
  • Повышенная склонность к риску.
  • Частые несчастные случаи.
  • Употребление алкоголя и наркотиков.
  • Фиксация на смерти и негативных темах.
  • Разговоры о смерти и умирании.
  • Неспособность плакать или сниженная эмоциональность.
  • Раздача своих вещей.

Что потом?

Депрессивный эпизод у ребенка без лечения в среднем длится 9 месяцев. Это продолжительность целого учебного года. Дети обычно резко отстают от сверстников в учебе и выпадают из социальной жизни. Фактически – они теряют целый год жизни.

Депрессия часто возвращается.

Исследование, опубликованное в The Journal of the American Medical Association, показывает, что взрослые, пережившие депрессию в подростковом возрасте, меньше зарабатывают по сравнению со здоровыми сверстниками, реже получают высшее образование, чаще оказываются безработными, испытывают больше проблем на работе, в социальной и семейной жизни. Депрессией они страдают вдвое чаще, чем взрослые, у которых раньше не было таких проблем. 7% из них совершают самоубийство, 34% пытаются это сделать (0% – среди тех, кто в юности не страдал депрессией).

Рассказывают мамы

Вот несколько историй из жизни (имена мам и детей изменены). Во всех случаях диагноз «депрессия» был поставлен врачом.

Елизавета, мама Егора: «Все началось в пятом классе. Похоже, ему было трудно справляться с новыми требованиями в школе. Он говорил, что не хочет в школу, не пойдет, что у него болит живот. Несколько раз его рвало перед школой. Потом он стал говорить, что у него не ходят ноги.

Мне вообще стало казаться, что это чужой, незнакомый ребенок: мой никогда не хлопал дверями, не орал истерично. Разговоры с ним превратились в хождение по минному полю: никогда не знаешь, на что среагирует и где взорвется.

Он стал плохо засыпать по ночам, плакал, кричал, что не выспится, что утром не сможет пойти в школу, от этого совсем перестал спать. У него все время болела голова, начались тяжелые мигрени.

Учиться почти перестал – посыпались двойки и тройки по всем предметам, одна тетрадь для всех уроков, домашнюю работу не делал, после школы болтался с друзьями по чужим дворам. Подруги говорили – может, у него подростковый возраст начался? Но какой подростковый возраст у маленького десятилетки?

Потом стало совсем страшно: он начал говорить про бессмысленность жизни, про то, что не хочет жить, что все кругом – только сон…

Ничего не делал, сидел дома и катал свои машинки, в которые любил играть, когда ему было года два. Отказывался мыться, стричься, чистить зубы, причесываться, менять одежду. Жаловался, что не может читать – буквы не складываются в слова, не понимает смысла прочитанного, не может решить задачу, потому что не понимает, о чем она. Вот только тут я поняла, что с ним – и побежала с ним к врачу».

Татьяна, мама Антона: «Двое одноклассников Антона издевались над ним прямо на переменах в коридоре, под носом у учительницы, унижали его. А у него в это время было еще обострение бронхиальной астмы.

В результате – полная потеря работоспособности, утрата всех школьных навыков, сильная утомляемость, сонливость и вместе с тем, очень плохой сон; заметное снижение самооценки, страхи, несколько раз писался ночью.

Обострение астмы долго не могла купировать, присоединилась инфекция, в результате пневмония. Я предположила депрессию, пошла с ним к клиническому психологу и неврологу. Первая взяла его на занятия, вторая назначила лечение. Оно помогло, его отпустило, но восстанавливался потом еще два года с лишним, да и до сих пор аукается это все неуверенностью в себе».

Галина, мама Сережи: «Все началось в четвертом классе, осенью. Дети со сложностями в общении к этому, наверное, в принципе склонны.

В разговорах перед сном он стал высказывать страхи за свою жизнь и особенно за мою. Был глобальный страх смерти. Он плакал. Учительница в школе обратила внимание на резкий спад успеваемости и ухудшение поведения.

Нужно было что-то делать, чтобы помочь ребенку. У врача все и выяснилось. Лечение помогло быстро, и на этом все кончилось. Возможно, потому, как сказала врач, что мы поймали депрессию на самой начальной стадии».

Марина, мама Германа: «Сыну исполнилось 13, он пошел в седьмой класс. Почти одновременно из семьи ушел отец и умерла бабушка, которую сын очень любил. Сын лежал на диване в обнимку с кошкой и ничего не делал. Строил домики из подушек и одеял. Пропал аппетит. Появились головокружения, предобморочные состояния.

Сын стал уходить из школы после двух-трех уроков. Уроки не учил вовсе, причем объяснял это ленью, отсутствием силы воли: «Хочу, буду, собираюсь – но завтра, сегодня не могу». Потом тяжело заболела я.

Пока я лежала в больнице, сын жил у родственников, отказывался мыться, чистить зубы, прогуливал школу, лежал в постели, оборвал все социальные контакты. Лечение назначили, но оно не очень помогло, хотя восстановили сон и аппетит. Целый учебный год пропал.

Сейчас он учится на дому, приходят учителя, но больше 40 минут нелюбимыми предметами заниматься не может, сразу головные боли и дурнота».

Читайте также:  Можно ли не есть суп и хлеб: диетологи против родителей

Школа как причина

После семи лет главной причиной детских депрессий становится школа. Самые типичные проблемы – это тяжелое привыкание к первому и пятому классу, проблемы в отношениях с одноклассниками, школьная травля и непрофессиональное поведение учителя.

Симптомы депрессии у подростков

Детская депрессия — психическое и эмоциональное расстройство, симптомы которого затрагивают поведение и физическое самочувствие.

У детей до 3 лет депрессия проявляется в проблемах с аппетитом, частых рвотах и срыгиваниях пищи. Наблюдается недостаток массы тела. Заметна медлительность движений, присутствует задержка психоэмоционального развития. Ребенок с депрессией плаксивый, капризный.

У детей от 3 до 7 лет наблюдаются проблемы с двигательной активностью, пассивность, недостаток энергии. Пациент стремится к уединению, избегает контактов даже с родителями. Утрачивается интерес к любимым играм и занятиям. Мимические реакции угнетенные, голос тихий. Характерны различные страхи и соматические жалобы. У младших школьников доминируют соматические симптомы перед психическими.

Симптомы у детей 8-11 лет:

  • психосоматика — наличие энуреза, проблемы со сном и речевым общением (его угнетение);
  • расстройства ЖКТ, боли в животе;
  • тревожность;
  • заторможенность мыслительной деятельности и эмоциональных проявлений, которые заметны в речи;
  • стремление к самоизоляции;
  • потеря интереса к ранее любимым играм, учебному процессу;
  • трудности в освоении школьной программы;
  • прогулы занятий;
  • проблемы с личной гигиеной;
  • уходы из дома;
  • сосание пальцев;
  • мысли и высказывания о собственной неполноценности;
  • суицидальные мысли;
  • резкие перепады настроения;
  • агрессивное поведение, раздражительность, подавленность.

У девочек депрессия возникает раньше и чаще, чем у мальчиков. Вероятно, это связано с тем, что девочки демонстрируют более высокий уровень социальности. По каким-то причинам они более зависимы от социального одобрения. Причины развития патологии у девочек чаще касаются потерь друзей или животных. Риски заболевания увеличиваются по мере взросления человека.

Причины детской и подростковой депрессии

Исследователи указывают на несколько возможных причин детской депрессии или подталкивающих к ней факторов:

  • наследственная предрасположенность (часто) — касается не обязательно родственников первой линии;
  • педагогическая непросвещенность родителей (часто) — жестокое, неуважительное отношение к ребенку, ссоры между мамой и папой;
  • социальные причины (реже, скорее как пусковой фактор) — проблемы в школе, развод родителей, разногласия с одноклассниками, изменения в составе семьи и пр.;
  • психологические — эмоциональные потрясения, потеря родителей или смерть домашнего животного, психологическое давление со стороны родителей;
  • физическое или сексуальное насилие;
  • биохимические (особенно у подростков) — проблемы в соматическом здоровье, гормональные сбои;
  • алкоголизм или наркомания родителей, наличие психически больных родственников;
  • легкие сезонные депрессии — чувствительность организма к климатическим изменениям.

Даже при наличии генетической детерминированности депрессия запускается после каких-либо факторов риска. Это часто неадекватное воспитание со стороны родителей, разводы, напряженные отношения в доме между членами семьи.

Второй распространенный фактор риска, запускающий болезнь — школьный буллинг, травля со стороны одноклассников. В таком случае ребенок демонстрирует страх или отказ посещения школы.

Патогенез

Существуют биологические предпосылки формирования болезни, которые возможно проверить в медицинских условиях. Речь идет о дефиците нейромедиаторов в синапсах мозга (норадреналин, дофамин), о повышении уровня кортизола. Характерны нарушения секреции мелатонина. У пациентов обнаруживаются морфологические изменения в области миндалины, фронтальной коре мозга.

Большинство детей с депрессией переживают недостаток материнской любви. У многих перед началом заболевания присутствовали социальные и экономические перемены, острые стрессы. Заболевание чаще диагностируется у детей, которые до болезни уже были довольно интровертированы, тревожны, ранимы и невротичны.

Классификация

Чтобы классифицировать депрессии, стоит ознакомиться с рубриками МКБ-10:

  • F93.0 «тревожное расстройство на фоне разлуки» — тревога по отношению к тому человеку, к которому ребенок привязан и с которым его разлучили;
  • F93.1 «фобическое расстройство» — страхи, не соответствующие определенной возрастной фазе, патологический уровень тревожности;
  • F93.2 «социальное тревожное расстройство» — проблемы в социальном взаимодействии, высокий уровень стеснительности и зажатости при общении с незнакомыми людьми, но отсутствие таких показателей при взаимодействии с членами семьи;
  • смешанные варианты патологии – присутствие симптомов всех трех категорий.

Тревожное расстройство первого типа выражается в беспокойстве ребенка о возможных несчастных случаях, связанных с человеком, с которым произошла разлука. Характерно нежелание посещать школу вследствие страха расставания. Наблюдается страх одиночества, ночные кошмары по теме разлуки.

При социальном тревожном расстройстве на первый план выходит нарушение социальных взаимодействий. Отмечается наличие дистресса и дискомфорта в тех ситуациях, когда ребенок поневоле участвует в социальных мероприятиях.

Он начинает плакать, его речь спутана, отсутствует спонтанная речь. Симптоматика не уходит на протяжении минимум 4-х недель.

При этом заболевание не прогрессирует как грубое нарушение эмоций или поведения, отсутствуют характерные симптомы ПТСР или других заболеваний.

Осложнения

Без медицинской помощи детская депрессия прогрессирует во взрослые формы расстройства. Симптоматика обостряется, возникают новые проявления.

Нарушения все больше затрагивают соматическое состояние. В подростковый период внимание стоит уделить суицидальному поведению.

Многие подростки с депрессией демонстрируют намерения навредить себе или убить себя. Это проявляется в настораживающих моментах:

  • в разговоре заметно отсутствие надежд на будущее, веры в себя;
  • нет заинтересованности в ранее любимых занятиях;
  • безразличное отношение к себе или к родителям;
  • грубые девиации в поведении;
  • приготовления к суициду — написание прощальных записок, завещаний;
  • аутоагрессия — нанесение себе увечий или увлечение опасными для жизни занятиями;
  • увлеченность темой смерти;
  • прямолинейные высказывания или угрожающие заявления о намерениях закончить свою жизнь суицидом.

Единственный перенесенный приступ депрессии — огромная вероятность повторения заболевания.

Диагностика

При подозрении на депрессию для точной диагностики стоит посетить врача-психотерапевта или психиатра. Диагностика основывается не только на видимых для обычного человека симптомах.

Врач при диагностике проводит сбор информации, которую берет непосредственно от ребенка, его родителей и учителей. Пациент проходит краткое психологическое тестирование. Используется шкала Бекка, шкалы Гамильтона и тесты Монтгомери-Асберг.

Самостоятельная диагностика не эффективна. Установление ребенку диагноза «депрессия» затруднено даже для специалистов.

Причины в том, что симптомы очень изменчивы, неустойчивы, маскированы соматическими проявлениями. Детская замкнутость и печаль нередко ложно воспринимается за депрессию.

И наоборот — депрессию воспринимают как замкнутость и грусть. Один или три симптома — не признак заболевания.

Если ребенок раздражителен или печален — это не говорит о депрессии. Проявления зависят также от характерологических особенностей личности, возраста.

У детей от 12 до 15 лет присутствует множество фобий. Проблемы в освоении новых знаний становятся более острыми. Характерно падение успеваемости. Если родители ругают за неудачи в обучении и отсутствии ответственности — это вызывает у пациента еще больше страхов порицания, он полностью отказывается посещать школу.

Начальный подростковый возраст вне зависимости от уровня интеллекта подразумевает проблемы с выражением собственных чувств и переживаний. При депрессии проблема усугубляется, смешивается с тревогой и отсутствием самопринятия. Происходит падение самооценки, заметны высказывания о тотальном одиночестве и безысходном положении.

С 15 лет депрессивное расстройство начинает проявляться в девиантном поведении (бродяжничество, противозаконные действия, грабежи, аутоагрессия и пр.). В среднем и старшем подростковом возрасте подключается метафизическая интоксикация.

То есть происходит расстройство мыслительного процесса. Подросток склонен размышлять на отвлеченные темы, используя примитивные убеждения. Часто отсутствует критика своего состояния.

В высказываниях и размышлениях подростка заметны убеждения об утрате смысла жизни, присутствует заинтересованность в смерти.

Виды депрессий у подростка:

  • Реактивная — психогенный фактор развития, травмирующая ситуация заметна в переживаниях и высказываниях.
  • Меланхолическая — медлительность в действиях и мышлении, «застревание» мыслей, речевая заторможенность. Ангедония — невозможность получать удовольствие от чего-либо. Наличие мучительных физических ощущений, головной и желудочной боли.
  • Биполярное расстройство — смена депрессивной фазы с маниакальной. В маниакальной фазе наблюдается беспричинный подъем настроения, чрезмерная двигательная и речевая активность. Пациент совершает необдуманные, порой опасные поступки.
  • Сильная (большая) депрессия — симптоматика проявляется на протяжении 3-6 и более лет, полная утрата навыков общения и успеваемости, симптомы прогрессируют.
  • Субдепрессия — легкая форма заболевания, утрата работоспособности и состояние хронической усталости. Есть жалобы на плохой сон, сонливость днем и быструю утомляемость.
  • Анаклитическая — расстройство в младенческом возрасте, чаще встречается у детей, выросших в морально «холодной» обстановке. Патология подразумевает отсутствие и положительных, и отрицательных эмоциональных реакций.

Лечение депрессии с подросткового возраста — медикаментозное плюс психотерапевтические методы. Особенно актуальны семейные консультации у психотерапевта, если патология была спровоцирована плохой ситуацией дома. При явных суицидальных попытках подростка стоит госпитализировать в психиатрическое отделение.

После лечения антидепрессантами врач проводит оценку терапевтического ответа при помощи шкал депрессии. Детскую депрессию вначале лечат психотерапевтическими методиками. При отсутствии положительных изменений обязательно назначение малых доз препаратов. Применяют проверенные, разрешенные для детей лекарства. Трициклические антидепрессанты назначаются редко, в тяжелых случаях.

В качестве вспомогательных процедур применяется физиотерапия, ЛФК, плавание, рефлексотерапия. Очень важно создание благоприятных условий для жизни ребенка, контроль над уравновешенностью семейной ситуации дома, где живет ребенок.

Рекомендации для родителей

Шансы формирования депрессии существенно падают, если воспитание ребенка происходит в семье со спокойной психологической атмосферой.

Важно, чтобы детско-родительские отношения и взаимоотношения между родителями были уравновешенными. Недопустимо физическое или моральное насилие над ребенком, повышение голоса, унижение.

Фундамент для здоровой психики — наличие безусловной родительской любви.

Общие рекомендации включают в себя: уделять время ребенку, устанавливать дружеские взаимоотношения, ходить на прогулки, приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Важно обо всем разговаривать с ребенком, учитывая его мнение, решать возникшие вопросы совместно.

При подозрениях на начало депрессии можно спросить ребенка о его желании записаться на групповую терапию к психологу. Нельзя насильно принуждать или навязывать ребенку те занятия, которые ему не нравятся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *