Как ложь заставляет мозг работать?

28 апреля в здании Музея советских игровых автоматов прошла очередная встреча в рамках международного проекта Creative Mornings, который реализуется более чем в 160 городах мира.

В качестве приглашенного спикера в этот раз выступил психотерапевт Андрей Курпатов, чьи работы, посвященные вопросам психологии, методологии, философии и другим областям человеческого знания, не раз становились бестселлерами.

В рамках апрельской темы Creative Mornings «Beyond» («За пределами») известный врач рассказал о научных парадоксах, о том, как мозг ежесекундно обманывает нас, и почему в действительности наша воля в принятии решений всего лишь иллюзия.

Величие человека – исторический миф или непреложная истина?

«Самая главная вещь, которую мы должны для себя понять, – наша невероятная ограниченность.  Мы живем, руководствуясь мифом о человеке, согласно которому мы – венец творения и чудо мироздания.

Если посмотреть правде в глаза, этой вселенной 13,8 миллиардов лет, нам как виду от силы 200 тысяч лет, письменность вообще возникла меньше 10 тысяч лет назад. И вообще, все это очень скоро закончится.

Учитывая все катастрофы, которые возможны (технологические, глобальное потепление и т.д.), с вероятностью в 99% мы не протянем и 500 лет», – поделился врач.

Парадокс нейрофизиологии, или почему у нас нет собственного «Я»

Известно, что наука буквально «кишит» парадоксами. В физике, в частности квантовой механике, существуют противоречия, которые поражают любое рациональное мышление, например, частицы (твердые тела), которые  «волнятся».

  Когда мы проходим все эти парадоксы в школе или университете, нам, прежде всего, предлагают освоить некоторые константы, принимая очевидные противоречия как данность, которую можно объяснить.

И это, по словам Андрея Курпатова, самая большая ошибка, которую мы можем допустить, – пытаться приписать понятность тому, чего мы на самом деле не понимаем.

«Почему же мы не понимаем квантовую механику? Мы познаем ее интуитивно, потому что привыкли мыслить так, как нас создала эволюция. А эволюция нас создала для утилитарных целей: выжить в лесу, саванне и т.д.

Все, чем мы отличаемся от обезьяны, это язык, который мы чудесным образом освоили и сформировали у себя в мозгу. А язык был создан для коммуникативных целей, для того, чтобы люди коллективно могли о чем-то договориться. Язык вовсе не создавался для того, чтобы постигать квантовую механику.

И наш язык в этом смысле ужасен, он обманывает», – рассказывает Андрей Курпатов.

Как ложь заставляет мозг работать? Creative Mornings SPb. Источник: социальные сети.

Причины нашего поведения, оказывается, вовсе неподвластны нашему пониманию. Нам лишь кажется, что мы можем объяснить, почему мы выбрали ту или иную профессию или встречаемся с тем или иным человеком. Современная нейрофизиология говорит нам об обратном.

Все началось с революции Бенджамина Либета в начале 1970-х, который одним из первых продемонстрировал, что у человека нет свободы воли. Точнее, тогда выяснилось, что наш мозг принимает решение за полсекунды до того, как мы это решение осознаем. Либет для своего эксперимента использовал аппарат с множеством проводов – неточный метод.

Сегодня в Институте Макса Планка в Лейпциге с помощью специального аппарата, куда помещается человек, специалисты могут за 10 секунд предсказать, какое решение вы примете.

«Наш мозг обманывает нас фундаментальным образом. Нам кажется, что наши объяснения, наши решения есть продукт нашей сознательной деятельности, на самом деле это не так. И причина как раз в самом языке», – поделился врач.

В чем виноват язык, кроме того, что ограничивает нас в возможности выражения пока что невыразимых материй? Майкл Газзаниг, известный ученый, открыл феномен расщепленного мозга. Все мы слышали о том, что правое полушарие отвечает за творчество, а левое – за аналитический ум.

На самом деле, по словам Андрея Курпатова, все проще. Правое полушарие в меньшей степени справилось с осваиванием языка, в то время как левое полушарие пользуется языком виртуозно.

Поэтому мы имеем в голове двух субъектов, один – правдивый, потому что не умеет врать, так как языком пользуется плохо, а второй – умник, который способен объяснить все, что нам угодно.

«Вы берете любой факт и тут же находите ему объяснение – левое полушарие очень говорливое. Так работает огромная зона центра интерпретации, который был открыт Уайлдером Пенфилдом.

Дальше вы фиксируете факты и складываете из них ту картину мира, которая вам комфортна. Вам достаточно любого количества фактов для того, чтобы все, объяснив себе, сделать понятным, ясным и очевидным.

И это чудовищная драматургия», – поделился врач-психотерапевт.

В чем же заключается нейрофизиологический парадокс? Эволюционно мы предназначены к познанию только очень примитивного количества вещей. Ни квантовая физика недоступна нашему познанию, ни наш собственный мозг.

Все наши объяснения различных явлений – попытка мозга, нащупав достаточное количество фактов, объяснить нам природу этих явлений в соответствии с нашей картиной мира для наиболее комфортного восприятия реальности. Кроме того, у нас нет собственного «Я», мы и наш мозг не всегда союзники.

Все решения, которые мы принимаем и считаем «сознательными», в действительности принимает наш мозг заранее. Мы просто подгоняем мысли к тому, что наш мозг уже придумал без нашего участия.

Парадокс социальной психологии, или какова сила роли в жизни человека

«Мы привыкли думать, что мы хорошие люди, что мы движимы нашими внутренними установками в духе “я хочу самореализовываться” или “я хочу быть собой”. В социальной психологии исследования показали, что все, что мы про себя думаем, все нарративы и установки, которые мы создаем, ничего не стоят», – поделился Андрей Курпатов.

Филип Зимбардо, известный экспериментатор, организовал в подвале Стенфордского университета тюрьму, куда набрал молодых студентов, чтобы они приняли участие в ролевой игре (эксперимент описан в книге «Эффект Люцифера» Ф. Зимбардо). Вскоре после начала эксперимента то, что стало происходить в тюрьме, переросло в реальную катастрофу.

Степень унижения и страданий, которые доставляли «надсмотрщики» «заключенным», заставила готовить последних реальный побег. Зимбардо позже признался, что чувствовал себя «на вершине мира», когда был хозяином тюрьмы. Эксперимент должен был продлиться две недели.

На пятый день эксперимента Зимбардо пригласил свою невесту, которая тоже работала психологом в Стенфордском университете, чтобы она высказала профессиональное мнение об эксперименте. В результате этого визита и общения девушки с «надсмотрщиками» помолвка со стороны невесты была расторгнута. Через два дня Зимбардо прервал эксперимент.

Выяснилось, что под влиянием ситуации и социального давления у заключенных не было внутри никаких личностей и никаких внутренних установок. Ужас состоял в том, что никто не верил, что эксперимент закончился.

«Мы так вживаемся в свои роли, мы так подвержены влиянию ситуации, социальному давлению, что все, что мы считаем своей личностью, внутренним миром, может вмиг рассыпаться, и Зимбардо – это только один из великих экспериментаторов, которые это понимание нам дали», – поделился ученый.

Как ложь заставляет мозг работать? Creative Mornings SPb. Источник: социальные сети.

Можем ли мы, осознав роль, поменять ее? Уильям Джеймс, который стоит у истоков всей психологии, говорил, что у нас столько же социальных ролей, с каким количеством людей мы знакомы. С каждым человеком, с которым мы взаимодействуем, мы ведем себя по-разному. И это происходит абсолютно автоматически.

Дело в том, что наш мозг специально для каждого человека создает определенную роль. Можно ли это осознать? Да, но только как парадокс, потому что, даже если мы осознаем роли, мы не перестанем их играть.

Однако если вы знаете, что есть такой психологическо-квантовый парадокс, то это знание дает вам большую степень свободы.

Вы можете понять, что во взаимодействии с близким человеком вы стали заложником действующих стереотипов, что ваши конфликты, ссоры и непонимания являются лишь следствием тех ролей, которые вы натренировали.

Мозг, оказывается, не только лжет нам, но еще и ленится: однажды выработав модель поведения под конкретного человека, он постоянно ее повторяет. В процентном соотношении мозг составляет от всего тела человека лишь 2%, а поглощает у взрослого человека 20% энергии.

У детей эта цифра достигает 60 %, потому что они растут и со многим сталкиваются впервые. С точки зрения энергии тратить столько сил для регулярного изменения роли нерационально, но что еще важнее – мозг постоянно стремится все превратить в шаблоны, формы, стереотипы, привычки.

Нужен мощный внутренний вызов для того, чтобы говорить себе «мне непонятно», «я буду разбираться» и т.д. Мозг сопротивляется такому вызову, поэтому повторяет снова и снова однажды выработанную модель, а мы оказываемся заложниками этих ролей.

Для того, что принудить мозг выработать новую модель поведения, нужно осознать свою вариативность в огромном поле ролей и понять, что вы на самом деле не знаете человека.

Если мы осознаем иллюзорность тех образов, которые мы уже скроили под людей (а нейрофизиология уже обнаружила в мозгу человека зоны, где живут эти образы), и их истинную непонятность для нас, то мы готовы к настоящему человеческому общению, что, в свою очередь, понудит наш мозг создать другие роли.

«Все хорошее сложно.  Чем сложнее, тем, как правило, точнее и лучше. Но мозг хочет простенько и пошленько. Раньше книги читали, а сейчас можно просто картинки посмотреть. Мозг стремится к простоте и примитивности, к очень быстрому восприятию образов, и наша задача – видеть сложное», – поделился врач-психотерапевт.

Когнитивистика

Когнитивистика, по мнению Андрея Курпатова, выгодно отличается от нейрофизиологии и социальной психологии тем, что она оперирует гораздо меньшим количеством морали и нравственности и напрямую обращается к сознанию. Существует масса мифов о том, как работает сознание, однако главное заключается в следующем.

Сознание немногозадачно. В единицу времени оно способно решать только одну задачу. Если вы водите автомобиль и разговариваете при этом по телефону, вы делаете в это время только что-то одно. Мозг при этом быстро переключается и самое главное – врет, убеждая вас, что вы делаете и то, и другое.

Только три интеллектуальных объекта. Когда вы оперируете внутри сознания некоторыми интеллектуальными объектами, например, понятиями, то их может быть только три.

То есть, если вы думаете про теорию эволюции, вы можете думать еще про естественный отбор и про гены.

Но если в этот момент вам начнут напоминать про отсутствие промежуточных форм, что традиционно считают главным слабым местом теории эволюции, то один из терминов выпадет.

Длина мысли ограничивается тремя секундами. Затем сознание переключится на другую мысль и слепит воедино несколько мысленных актов. Так создается впечатление длительного мыслительного процесса. Однако думаете над одной мыслью вы всего три секунды.

«Понимать собственную ограниченность – это начало всякого понимания. Понимание, что вы чего-то не понимаете, делает вас на порядок умнее.

Читайте также:  Как перестать отвлекаться на телефон: 5 спасительных идей

Это рождает в вас поисковую активность, и вы начинаете видеть факты, грубо говоря, включаете правое полушарие, которое пытается соотносить все, что вы думаете, с реальностью.

И вот эта поисковая активность, ощущение того, что вы чего-то не понимаете, не знаете, но вам продолжает быть интересно, самая важная вещь», – заключает Андрей Курпатов. 

«Эффект Пиноккио»: как работает мозг лжеца

Чем чаще вы обманываете, тем быстрее работает ваш мозг: у патологических лжецов серого вещества на 14,2 % меньше, зато белого вещества (нервных волокон) на 22 % больше, чем у тех, кто не привык врать. О том, что еще нейронауке и психологии известно о лжи, пишет РИА «Новости».

Постоянная ложь может подавлять активность «центра страха» в мозге.

Эксперимент Университетского колледжа Лондона, в котором испытуемых просили обманывать друг друга, показал: чем чаще человек врет, тем меньше активность миндалевидного тела.

Когда человек обманывает в первый раз, миндалевидное тело активизируется, и мы ощущаем беспокойство. Но солгав еще и еще, привыкаем — и активность амигдалы падает.

Когда человек лжет, у него в крови резко повышается содержание кортизола и тестостерона. Мужской гормон тестостерон помогает избавиться от страха, что обман будет раскрыт, а гормон стресса кортизол способствует снятию эмоционального напряжения.

Ложь повышает температуру тела. Если человек говорит неправду о своих чувствах, кожа вокруг носа теплеет, а в мозге активизируется островок Рейля, участвующий в контроле температуры тела. Этот феномен ученые назвали «эффектом Пиноккио».

За ложь в мозге отвечают те же отделы, что и за речь, внимание и принятие решений. Когда человек обманывает, активизируются префронтальные, теменные и ассоциативные моторные области коры обоих полушарий. На МРТ видны все этапы лжи, даже предварительный — подготовка.

«Ложь требует от человека дополнительного напряжения, в результате усиливается взаимодействие между префронтальной корой, отвечающей за принятие решений и социальное поведение, и базальными ганглиями, связанными, предположительно, с сознанием», — говорится в статье.

Мозг лжеца сортирует истинные и ложные воспоминания. В эксперименте южнокорейских ученых участники запоминали список животных, а потом воспроизводили его, иногда добавляя в перечень свинью, которой там не было.

Когда испытуемые говорили правду, у них активизировались височные доли, ответственные за память и хранение информации. Когда лгали, активизировались передние отделы теменной доли.

Те же участки отвечают за способность понимать устройство целого через соотнесение частей, что позволяет читать и считать.

Осознанный обман с многоходовой комбинацией характерен лишь для человека и высших приматов, объясняет профессор биофака МГУ Зоя Зорина. Например, шимпанзе изобретательно отвлекают сородичей от кормушки, а обезьяны, обученные языкам-посредникам для коммуникации с учеными, обманывают их, чтобы добраться до угощения.

Глава 3. Детектор ошибок, или Как наш мозг реагирует на ложь

Глава 3. Детектор ошибок, или Как наш мозг реагирует на ложь

Удивительно, но человек начинает обманывать или проявлять свою склонность к обману фактически с самого момента рождения. Младенцы активно пользуются чем-то вроде обмана: Иэн Лесли называет это явление плутовством[15], Пол Экман – жульничеством[16].

Например, девятимесячный малыш пытается изобразить смех, чтобы окружающие обратили на него внимание и он смог оказаться в обществе взрослых. Маленькая девочка протягивает руки к своей матери, чтобы та обняла ее, и вдруг резко отдергивает их и при этом задорно смеется.

Существуют и другие формы обмана, которыми пользуются дети, это обусловлено необходимостью достижения самых простых целей и, как правило, очень быстро вызывает раскаяние. Подобные примитивные формы лжи появляются почти одновременно с первой попыткой общения, поэтому мы можем говорить о том, что ложь сопровождает нас с момента рождения.

В результате многочисленных эмпирических исследований психологи установили, что в возрасте трех с половиной – четырех лет дети начинают врать с большим энтузиазмом и превращаются в искусных лжецов. Ложь у них становится одним из элементов жизнедеятельности.

Виктория Талвар (профессор университета Макгилла, Монреаль, Канада) посвятила долгие годы своей профессиональной деятельности наблюдению за тем, как лгут дети, как они вырабатывают в себе чувство хорошего или плохого, как учатся пользоваться обманом в своей жизни. Исследователь провела эксперимент под названием «искусственное сопротивление обмана», или «игра в подглядывания»[17].

Способность мыслить и чувствовать дается нам от рождения. Большинство эмоций, особенно позитивных, формирует характер и личность человека, а эмоция страха делает самое главное для человека, даже для самого маленького: она формирует способность к выживанию, то есть способность быть успешным в нашем сложном мире.

Эксперимент проводился следующим образом: после знакомства и установления контакта исследователя и ребенка последнему предлагалась игра на угадывание. Ребенка усаживали лицом к стене и доставали какую-нибудь игрушку.

Задача испытуемого заключалась в том, чтобы по звуку определить, какой предмет его издавал. В процессе ребенку предъявлялись три игрушки. Первая и вторая обладали каким-нибудь характерным звуком, достаточно понятным малышу, а третья либо не издавала звука, либо звук носил нейтральный характер.

Первые две позиции ребенок угадывал очень быстро, с третьей же происходила следующая ситуация: исследователь выходил из комнаты и просил, чтобы ребенок не подсматривал. Естественно, когда исследователь возвращался, то делал все возможное, чтобы ребенок слышал, как он идет.

Испытуемый смотрел на игрушку, и когда исследователь возвращался в кабинет, где проводилось исследование, то ребенок с радостью и гордостью давал правильный ответ. После этого исследователь задавал вопрос, подглядывал малыш за игрушкой или нет.

Дети трехлетнего возраста и младше в большинстве своем сразу признавались, что подглядывали, а дети 6–7 лет в 95 % случаев использовали ложь с целью доказать, что угадали, какая это игрушка.

Что же происходит с детьми в четырехлетнем возрасте? По словам Виктории Талвар, именно в это время дети понимают, что другого человека просто обмануть. До своего первого дня рождения дети всего лишь улавливают взаимосвязь между своим поведением и теми действиями, которые они вызывают.

По результатам ряда исследований, девятимесячные младенцы точно знают, что взрослые, скорее всего, дадут им тот предмет, на который они посмотрели или к которому протянули руки. Ребенок, начинающий ходить, чувствует преграду между своими желаниями и реальной ситуацией, однако он точно знает, каким возгласом сообщить об этом окружающим, как потребовать тот или иной предмет.

Дети понимают, что у родителей есть стереотипы поведения и они своими действиями могут на них повлиять.

Таким образом, между поведением детей и социумом возникает петля обратной связи. Получение ребенком позитивной или негативной обратной связи формирует систему убеждений. Человек понимает, что, как существо социальное, он не может быть свободным от человечества, то есть если ты живешь по определенным правилам, принципам, то ты можешь спокойно выживать в социуме.

Эмоция страха позволяет очень четко фиксировать модели поведения, которые накапливаются в глубинной структуре человеческого опыта. К 3–4 годам ребенок начинает мыслить, исходя из своей реальности. Это позволяет нам сформировать очень важную эволюционную привычку – быть правым.

Большинство детей приобретает то, что психологи называют «теорией разума», приблизительно в возрасте от трех до трех с половиной лет. Иначе говоря, мы учимся угадывать или читать мысли окружающих. Более того, мы пользуемся этим умением каждый день, даже не задумываясь о том, что мы делаем.

Когда мы мыслим правильно, то в основном наша реальность и реальность социума совпадают, в этом случае незачем обманывать, и так формируются правильные стереотипы действий, которые можно назвать «детектором правильных действий».

В случае несовпадения нашего видения с видением социума, которое может проявляться в неправильном толковании поступков других людей, искаженном понимании их намерений и мотивов, происходит большое число неприятных ситуаций, недоразумений.

В этот момент эмоция страха включает «детектор ошибок», который был открыт русскими нейрофизиологами, он располагается в лобной доле коры полушарий головного мозга.

Эмоция страха предупреждает нас о том, что к нам приближается опасность. Это врожденный эволюционный механизм, благодаря которому вегетативная нервная система начинает работать иначе. Самый важный момент заключается в том, что для выживания, успешного существования среди себе подобных необходимо развивать интеллект.

Обманывать сложно, и дети, которые только-только начинают осваивать этот феномен, должны, во-первых, ясно представлять то, что произошло на самом деле, во-вторых, придумать иную, достаточно правдивую версию события и, в-третьих, мысленно сравнить обе версии.

При этом они должны заранее просчитывать возможную реакцию со стороны слушателей. Поразительно то, что уже четырехлетние дети очень неплохо с этим справляются.

В процессе обмана необходимо совмещать и живость ума, и быстроту реакции с физическим и эмоциональным самоконтролем.

Следует отметить, что ребенок, успешно вводящий окружающих в заблуждение, в первую очередь демонстрирует активность интеллекта, додумывая альтернативные версии события, поскольку даже для самой простой, примитивной лжи необходимо воображение. При этом нужно помнить, что превосходные обманщики умеют потрясающе чувствовать характер человека, то есть они обладают хорошо развитой эмпатией, которая эволюционирует в процессе жизнедеятельности.

Почему дети прибегают ко лжи? В некоторых случаях за счет плутовства ребенок достигает какого-то результата. Например, немножко схитрив, он получает ту конфету, которую ему не дают.

С возрастом формы лжи становятся все более разнообразными, более социализированными, но благодаря механизму обратной связи ребенок понимает, что если ложь будет озвучена, то он либо не получит этой конфеты, либо может быть наказан, и это заставляет его быть более изощренным.

Угроза разоблачения и наказания является мощным стимулом для успешного развития «детектора ошибок». В 2009 г. Виктория Талвар провела эксперимент, который это доказал. К исследованию были привлечены учащиеся двух школ. В школе «А» в качестве наказания за совершенный проступок ребенку объявлялся выговор или он лишался каких-либо привилегий.

В школе «Б» применялись телесные наказания. Это была обязанность одного из школьных служащих, который постоянно ходил из класса в класс, выясняя, каким было поведение учеников. Тех, кого учителя называли неуспешными учениками, выводили на школьный двор и били деревянной дубинкой.

Самое серьезное наказание в этой школе было назначено за уличение во лжи.

Дети из школы «А» чаще говорили правду, лишь изредка прибегая к обману, так как понимали, что неправда может доставить больше неприятностей, хотя и не очень значительных.

Учащиеся школы «Б», наоборот, ложь использовали как основную систему защиты, поскольку у них не было сомнения в том, что правда зачастую приводит к наказанию.

Данный эксперимент позволил выяснить, что у детей, подвергавшихся телесным наказаниям, навыки выживания оказались лучше сформированы и «детектор ошибок» работал точнее, чем у учеников школы «А».

«Детектор ошибок» говорит нам о том, что мы совершили действие, которое не соотносится с требованиями социума, и, следовательно, мы можем понести наказание за это. Угроза наказания порождает эмоциональную реакцию страха, которая всегда будет лежать в основе детекции лжи.

Читайте также:  Памятка. первая помощь при переломе конечности

Именно страх разоблачения позволяет верификаторам видеть основные невербальные признаки обмана: мимические, жестовые, признаки вегетативной нервной системы и др. В школе «Б» страх позволил создать высокоэффективных обманщиков, которые четко знали, как правильно обманывать преподавателей.

Абстрагируясь от того, что хорошо, что плохо, и от способности человека к выживанию, необходимо сказать, что у человека формируется собственный «детектор ошибок», который четко соотносится с нашим социальным опытом.

Необходимо помнить, что «детектор ошибок» у ребенка, который жил в социально благополучной семье, и «детектор ошибок» ребенка, который сформировался в неблагополучной среде, будут совершенно различными и ценности у этих детей будут разными.

Человек не в состоянии обмануть свой «детектор ошибок», который всегда дает нам сигнал о том, что мы собираемся сделать что-то не то или что перед нами что-то новое, неизвестное. Этот конфликт запускает эмоцию страха (угроза наказания) или состояние вины или стыда, когда нам становится неловко за то, что наше действие стало известно социуму и оно социумом осуждается.

Говоря языком нейрофизиологии, когда мы делаем что-то, что не является в нашем понятийном аппарате правильным, то в лобных долях коры головного мозга возникает активность, которая привлекает туда кровоток и которую нейрофизиологи назвали «детектором ошибок», а обмануть его человек не может, поскольку практически невозможно обмануть самого себя. Формирование «детектора ошибок» происходит в возрасте до трех с половиной – четырех лет. Поэтому уже в четыре года малыш, который находится в человеческом обществе, социализирован. Это подтверждает «феномен Маугли»: если взять малыша, который формировался в волчьей стае, то у него сформирована система отношений, «детектор ошибок», поведенческие стереотипы, характерные для волчьей стаи. После трех лет этот ребенок уже не мог социализироваться в нормальном обществе, поскольку механизм адаптации, механизм выживания уже сложился и не может быть изменен.

«Детектор ошибок» – это набор нервных клеток, расположенных в области передней поясной извилины в лобовой части коры полушарий головного мозга и отвечающих за автоматизм поведенческих действий человека. Благодаря этому мы можем не задумываясь выполнять многие действия.

Например, одновременно вести машину, разговаривать по телефону и обрабатывать еще какую-то информацию.

При рассогласовании внутреннего мира, то есть вашей модели поведения, со стимулами внешнего, социального мира, например с информацией о том, как себя вести нельзя, именно эти клетки запускают все механизмы выживания человека, именно они вызывают эмоцию страха, которая отвечает за выживание человека и за его адаптацию к социальной среде.

Главной задачей «детектора ошибок» для человека, для его выживания является умение отличать реальность от вымысла, правду ото лжи.

Если бы у нас не было этого механизма, то все человечество превратилось бы в людей аутичных либо страдающих шизофренией.

Именно эти люди сталкиваются с проблемой функционирования «детектора ошибок», то есть с неправильной работой этой части коры головного мозга. Этим фактом и объясняется странность их поведения с точки зрения социума.

Человеческий мозг разделен на обособленные, но взаимосвязанные отделы. Лобная часть коры головного мозга отвечает за автоматизм и распознавание скрытых смыслов в социальном контексте с учетом социальных отношений.

Как показали исследования, повреждения именно этой зоны коры головного мозга дают нам возможность объяснить некоторые типы обмана, которые можно рассматривать как патологические модели, например истероидные, истеричные, шизофреногенные, аутичные формы существования человека.

Исходя из этой гипотезы, качество обмана позволяет выживать группе, корректируется давлением социальной общности и внутренней системы контроля баланса, которая находится именно в «детекторе ошибок».

Таким образом, высшие корковые функции делают человека умелым лжецом благодаря возможности считывать еще и скрытые сигналы потенциальной жертвы.

Из-за нарушений этих функций ложь становится более очевидной, легко распознаваемой и иногда воспринимается как патология.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Все лгут: что происходит в мозге вруна и как вывести его на чистую воду

26 ноября 2020 в 17:00Гуманитарные наукиКакого цвета на ощупь динозавр, могут ли врать животные, насколько зависит ложь от возраста и полезна ли она для детей, расскажет новый выпуск рубрики «Шнобелевская премия — это серьезно».

«Все лгут» — эта фраза знакома не только любителям сериала «Доктор Хаус» (напомним, гениальный диагност предпочитал не верить своим пациентам на слово при сборе анамнеза — он был уверен, что все люди по тем или иным причинам врут, даже если понимают, что ложь повредит их здоровью). Тема лжи и ее распознавания присутствует во многих популярных книгах, фильмах и сериалах — «Обмани меня», «Поймай меня, если сможешь», разнообразных детективах и историях, связанных с расследованием преступлений и поиском преступников… Те же рассказы про Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл основаны на противостоянии «проницательный сыщик — пытающийся солгать и запутать следы преступник». Что же такое ложь, действительно ли все врут, умеют ли лгать животные и можно ли распознать вранье? На разговор об этом наводит одна из Шнобелевских премий 2016 года.

Лауреатами награды в номинации «Психология» стали ученые из Бельгии, США и Голландии. Они исследовали, как лгут люди разных возрастов, и пытались выяснить, меняется ли с возрастом частота и «качество» вранья. В опросе приняли участие 992 человека в возрасте от 6 до 77 лет.

Прежде всего им предлагалось ответить на вопросы о том, сколько раз и кому они лгали за последние 24 часа, а также о том, как именно они это делали — говорили неправду в глаза собеседнику или как-то иначе, например в переписке или по телефону.

Затем добровольцы проходили тест на скорость реакции (на экране компьютера показывались буквы Х или О, и в зависимости от этого участникам нужно было нажать левую или правую кнопку).

В заключение людям предлагалось ответить на 30 вопросов, подразумевающих однозначную реакцию «да» или «нет» (примеры вопросов: «Холодный ли лед?», «Теплый ли огонь?», «Белое ли молоко?», «Красные ли бананы?», «Продает ли мясник хлеб?»). Однако все было не так просто: иногда людям предписывалось солгать. Если вопрос был подсвечен синим цветом, добровольцы должны были отвечать неверно, а если желтым — говорить правду.

Авторы выяснили, что чаще всего лгут подростки в возрасте от 13 до 17 лет (в среднем чуть менее трех раз в день), а реже всего — пожилые люди (60–77 лет) и маленькие дети (6–8 лет). Представители этих возрастных групп говорят неправду чуть более полутора раз в день.

Получается, что кривая частоты лжи имеет форму пика, вершина которого приходится на возраст 13–17 лет. Остальные два эксперимента помогли исследователям подтвердить, во-первых, то, что ложь требует от человека более существенных «мозговых усилий», чем правда.

Иными словами, мы говорим правду, не задумываясь, но вот чтобы соврать, приходится поразмыслить — пусть и доли секунд. А во-вторых, стало ясно, что скорость реакции мозга соотносится с возрастным распределением лжи: быстрее всего выполняли задания подростки, а детям и пожилым людям требовалось на них больше времени.

Получается, люди чаще всего лгут в том возрасте, когда делать это максимально просто — то есть когда мозг работает с высокой скоростью.

Кстати, в последнем эпизоде первого сезона сериала «Доктор Хаус» Грегори Хаус использовал позитронно-эмиссионную томографию в качестве детектора лжи, чтобы поставить пациенту диагноз, — именно потому, что ложь действительно более творческий процесс и задействует большее количество участков коры, чем правда.

Маленькие дети действительно врут не так часто. В первую очередь это связано с тем, что лгать — как ходить или говорить — нужно научиться. А перед этим дети должны понять, что в жизни в принципе существует такая опция, как «сказать неправду».

Психолог из Университета Торонто Кан Ли провел эксперимент: дети должны были по проигрываемым звукам определить, какая игрушка лежит на столе у исследователя. Для части игрушек это было очевидно: лай обозначал собачку, мяуканье — котенка.

Но в некоторых случаях звуки не имели ничего общего с предметом — так, отрывок из симфонии Бетховена обозначал машинку.

В подобном сложном случае экспериментатор покидал комнату и строго-настрого запрещал ребенку заглядывать под покрывало и смотреть на игрушку — но, разумеется, подавляющее большинство детей не смогли побороть искушение.

Когда взрослый возвращался, он спрашивал юного подопытного, нарушил ли тот правила, — и вот тут поведение детей разного возраста отличалось. В группе двухлетних нарушителей лишь 30% соврали, сказав, что не смотрели на игрушку. Среди трехлетних не признались в содеянном 50%, а среди восьмилетних солгали целых 80%.

При помощи того же эксперимента Ли проследил, как с возрастом улучшается способность «выкручиваться» из ситуации, в которую ребенок ставит себя ложью. В три-четыре года дети просто выдавали правильный ответ — название игрушки, — не задумываясь о том, что это свидетельствует об их вранье.

В семь-восемь лет испытуемые скрывали ложь, отвечая неправильно или выстраивая логическую цепочку рассуждений, которая как бы приводила их к верному ответу. А вот пяти-шестилетние дети уже осознавали, что должны объяснить внезапно появившееся у них знание, но еще не понимали, как именно это сделать.

Так, пятилетняя испытуемая, отрицавшая, что заглянула под покрывало, поступила так: она попросила разрешения просунуть руку под ткань и пощупать мягкую игрушку, а затем сказала, что это был динозавр Барни (персонаж американского мультсериала «Барни и друзья» — плюшевый тираннозавр фиолетового цвета).

Когда ученый спросил, почему она решила, что это именно Барни, юная леди ответила: «На ощупь он фиолетовый».

Интересный факт на заметку родителям: врать плохо только с этической точки зрения. Если же говорить об умственном развитии, то чем раньше ваш ребенок начинает лгать, тем лучше.

В процессе конструирования неправды мозг задействует те же способности, что и при решении сложных задач, — планирование, самоконтроль, внимание к деталям.

В экспериментах профессора Ли было показано, что склонные к вранью дети справляются с тестами на когнитивное развитие лучше своих правдивых сверстников, причем это справедливо как для двухлетних испытуемых, так и для 16-летних подростков.

Зачем люди лгут? По разным причинам. В одном из исследований больше всего опрошенных — 22% — признались во лжи ради прикрытия собственных ошибок или проступков.

Примерно равное количество людей обычно врут ради экономической выгоды, получения иных, не финансовых преимуществ, а также чтобы избежать встречи с неприятными им людьми (16%, 15% и 14% соответственно). Для 8% ложь — это способ произвести хорошее впечатление на окружающих.

Читайте также:  Веганы против мясоедов: кто проживёт дольше?

Небольшие группы опрошенных среди причин для вранья назвали вежливость, стремление угодить окружающим и избежать ссоры, а также желание смешно пошутить. 7% признались, что не знают, зачем врут, а для 2% ложь оказалась патологическим состоянием.

Все эти причины в целом объясняют, почему ложь вообще возникла в человеческом сообществе. Основой выживания людей как вида издавна была способность к сотрудничеству, и несколько десятков тысяч лет назад Homo sapiens должны были прилагать немало усилий, чтобы отказываться от личной сиюминутной выгоды ради интересов общины.

Более того, сотрудничество предоставляло (и предоставляет до сих пор) множество возможностей для обмана: одни могли делать вид, что много работают, но на самом деле пользовались плодами труда других; если кому-то это не нравилось и он отказывался сотрудничать — терял множество преимуществ… Ученые Люк Мак-Нелли и Эндрю Джексон предположили, что способность людей убедительно лгать, скорее всего, возникла как результат кооперации.

Возникает резонный вопрос: люди — не единственные живые существа, имеющие общинную природу. Как насчет животных, особенно тех, что похожи на нас — горилл, шимпанзе? Биологи доказали, что они тоже умеют врать.

Один из самых известных и забавных примеров этого — случай с гориллой Коко, участницей исследовательской программы Стэнфордского университета.

Коко овладела более чем тысячью знаками жестового языка, а также понимала на слух около двух тысяч английских слов — ее словарный запас был на уровне трехлетнего ребенка. У гориллы был домашний питомец — котенок. Однажды Коко разозлилась и вырвала из стены своей комнаты умывальник.

Успокоившись, она поняла, что ученые будут не в восторге от этой выходки, и, когда исследователи зашли в комнату, горилла знаками сказала им: «Это сделал котенок». Налицо ложь ради прикрытия своего проступка — как мы помним, одна из самых распространенных причин вранья.

Если распознать ложь детей и горилл достаточно легко, то со взрослыми все намного сложнее.

Как понять, что человек врет? В популярных сериалах и фильмах мы знакомимся с гениальными психологами, которые распознают неправду по дрожанию века или движению пальца, наблюдаем за работой детекторов лжи… Но на самом деле, судя по всему, не существуют стопроцентно надежных способов вывести лгуна на чистую воду.

На стрелку полиграфа влияют стресс и эмоциональное напряжение (а кто не будет нервничать, проходя проверку на детекторе лжи?), мимика и жесты каждого человека индивидуальны.

Так называемые «сыворотки правды» — химические соединения, как правило, на основе барбитуратов — оказывают на нервную систему угнетающее воздействие и снижают контроль человека над его действиями, что теоретически может заставить выболтать правду.

Иногда «сыворотки правды» работают (иначе, вероятно, спецслужбы разных стран не использовали бы их при допросе особо важных преступников), но действие этих химикатов непредсказуемо — под их влиянием некоторые люди становятся легко внушаемыми, могут испытывать сонливость, кроме того, они все равно могут контролировать свои действия, пусть и в меньшей степени. По мнению некоторых специалистов, барбитураты ненамного эффективнее алкоголя — как известно, крепкие напитки тоже довольно хорошо развязывают язык.

По мнению ученых, одним из свидетельств вранья могут быть частые паузы, оговорки, повторы слов и иные признаки того, что человек напряженно думает над своей речью. Но это работает лишь в случае спонтанной лжи — если у говорящего было время подготовиться, вам придется полагаться на свою интуицию.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Все врут: как ваш мозг вас обманывает?

Интересное

Все врут: как ваш мозг вас обманывает?

13 карточек 17 февраля 2020 13 201 просмотр

Лиана Хазиахметова

Мозг — самый сложный орган человеческого тела. И определенно самый хитрый ???? Мозг потребляет больше всего энергии, меняется незаметно для человека, любит спать в одиночестве и многое другое.

Об этих вещах мы никогда бы не узнали, если бы не исследования, потому что мозг всячески старается нас запутать. Например, не любит решать сложные задачки, но при этом нуждается в них, чтобы оставаться здоровым.

Этот и другие факты читайте в нашей статье.

1

Мозг подвержен влиянию брендов

Исследования давно выявили, что брендовая упаковка меняет вкус еды. Опыты показали: с точки зрения потребителя, вкус продукта далеко не всегда важнейшее его качество.

Так, «Сладкий газированный напиток А» стабильно обходит «Сладкий газированный напиток Б» при слепой дегустации, но также постоянно проигрывает, если участники эксперимента видят их названия. Вот еще один пример.

Если в описании дорогого вина упоминается малиновый привкус с легкими нотками миндаля, его вкус будет лучше, чем у точно такого же напитка в простой бутылке.

Конечно, откровенно плохое вино никто не спутает с прекрасным марочным. Ожидания — сила очень серьезная, но не безграничная.

2

Плацебо — не миф

Слышали о плацебо? Это не фокус для доверчивых, а вполне измеримая мозговая деятельность, говорится в книге «Внушаемый мозг». Например, на пациентов с депрессией желтые таблетки плацебо оказывают более сильный эффект, чем синие. Крупные таблетки эффективнее мелких. А фиктивные уколы действуют лучше фиктивных таблеток.

Есть целый ряд состояний, на которые легко повлиять с помощью плацебо: боль, тревожность, депрессия, синдром раздраженного кишечника, зависимость, тошнота. Доля пациентов, на которых действует плацебо, может достигать 80%. И это сводит на нет необходимость в реальных лекарствах. Внушаемость может облегчить боль или вылечить простуду. Просто задумайтесь, насколько это важно.

3

А есть еще ноцебо…

«Плацебо» переводится с латыни как «понравлюсь». «Ноцебо» означает «наврежу». Если плацебо, вмешиваясь в мозговые процессы, успокаивает боль, то ноцебо провоцирует ее.

Ноцебо можно вызвать в лабораторных условиях. Оно также связано с дофамином и опиатами. От него также зависят боль, тошнота, депрессия и тревожность. Разумеется, ноцебо усиливает их, а не помогает излечить.

Ноцебо может спровоцировать почти любую болезнь.

Например, зная, что ваше лекарство вызывает тошноту, вы почти наверняка сосредоточитесь на этом побочном эффекте и будете его ожидать. Словом, всеми силами избегайте негативных предположений, страшных историй и злобных предсказателей.

4

Ложные воспоминания

Память — это не видеозапись, а развернутое личное повествование. Никто не застрахован от ложных воспоминаний.

Известен случай с Хиллари Клинтон. Она заявила, что в боснийском аэропорту ее чуть не подстрелил снайпер. Это был вымысел. Гостей (миссис Клинтон и комика Синбада) встретили очень тепло, никаких инцидентов не было.

Ясно, что с точки зрения общественности это случай неприемлемой лжи.

Однако эксперты в вопросах памяти нередко сочувствуют таким людям, а также свидетелям, которые опознаю ́т преступников и лишь спустя годы понимают, что указали не на того человека.

5

Три мозга

В нашей голове заключен не один, а три мозга, пишет Джон Медина в книге «Правила мозга». Один, доставшийся в наследство от пращуров, отвечает за естественное функционирование биологического организма; второй управляет эмоциями; и третий, располагающийся поверх первых двух, как тонкий слой желе, и делает нас высокоразвитыми, интеллектуальными существами.

6

Мозг меняется, но мы этого не видим

Мозг работает как мышца: чем больше активности вы проявляете, тем крупнее и сложнее он становится. Приводит ли это к развитию интеллекта — другой вопрос, но факт остается неоспоримым: физическая активность влияет на форму мозга. Вы можете создавать и изменять «проводку» простой сменой музыкального инструмента или вида спорта.

7

Становится зависим от того, что его разрушает

Каждое вещество, влияющее на настроение, действует на один или несколько основных нейротрансмиттеров, объясняется в книге «Как подружиться с головой».

Алкоголь влияет на все нейромедиаторы сразу, становясь причиной обезвоживания, истощения, повреждения клеток и синапсов.

Существует мнение, что умеренное потребление алкоголя снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний, но нервная система страдает в любом случае. Чем больше человек пьет, тем сильнее уменьшается объем его мозга.

8

Любит общение, но высыпается в одиночестве

Ночной сон в одной кровати с партнером считается фактором истощения мозга. По результатам недавнего исследования австрийских ученых, люди обоих полов лучше высыпаются в одиночестве, хотя мужчины и женщины воспринимают этот факт по-разному.

В исследовании профессора Герхарда Клоша участвовали восемь не состоящих в браке бездетных пар в возрасте 20-25 лет. Они выполняли когнитивные тесты 20 дней подряд. Также у них измеряли уровни гормона стресса и спрашивали, насколько качественным был их сон.

Мужчины говорили, что им лучше спалось вдвоем с партнершей, но результаты когнитивных тестов это опровергали. Женщины сообщали, что лучше высыпались одни, но их уровень стресса и когнитивные способности и во время сна с партнером не так уж сильно страдали. Доктор Нил Стэнли, специалист по сну из Университета Суррея, не удивлен: «Сон не должен быть совместным…

Это самое эгоистичное занятие на свете. Он жизненно важен для физического и психического здоровья».

9

Деградирует, когда смотрит телевизор

Элтон Джон назвал телевидение «деформирующим мозг». Не верите ему — послушайте ученых: по данным многих исследований, телевидение дурно влияет на мозг, особенно детский.

Оно поощряет интеллектуальную пассивность и лишает мозг стимулирующих переживаний.

Когда мы смотрим телевизор, электрические волны в мозге приобретают альфа-рисунок, что повышает нашу внушаемость (это удобно для рекламы и пропаганды).

10

Мозг фильтрует информацию

Можно видеть что-то важное, но не замечать его. Мозг фильтрует бо́льшую часть входящей информации от органов чувств. Это неизбежно, иначе мы не смогли бы ни на чем сосредоточиться. Об опасности избирательного внимания говорят исследователи Дэниел Саймонс и Кристофер Чабрис.

Саймонс предупреждает: «Мы инстинктивно полагаем, что внимание сфокусируется на том, что для нас важно. Но это опасная ошибка». Это самая распространенная причина столкновений автомобилей и мотоциклов: автомобиль выезжает на перекресток на пути мотоцикла, поскольку водитель не ожидает мотоцикл, даже если тот явно находился в поле его зрения.

11

Нуждается в сложных задачах, хотя и не любит их

Если вы каждый день предлагаете мозгу стимулирующие, развлекающие, новые и сложные действия, получаете умеренную физическую нагрузку, следите за питанием и регулярно общаетесь, нет причин для снижения ваших умственных способностей, которое обычно ассоциируется с пожилым возрастом. Иногда процесс можно даже обернуть вспять.

Исследования показывают, что у здоровых людей при повышенной интеллектуальной стимуляции вдвое ниже риск болезни Альцгеймера и других форм деменции.

«Факты свидетельствуют, что снижение интеллекта — не часть старения, а симптом заболевания», — говорит Джон Моррис, доктор медицины, содиректор Исследовательского центра по изучению болезни Альцгеймера в Школе медицины Вашингтонского университета.

12

Плохое настроение — следствие слабых мест в мозге

Многие люди и не подозревают, что перепады настроения и «неконтролируемые» вспышки гнева — прямое следствие слабых мест в их мозге, пишет Дэйв Эспри в книге «Биохакинг мозга». Префронтальная кора требует больше всего энергии для своего функционирования.

Из-за значительных потребностей в энергии и потому, что она получает ее последней, эта часть мозга обычно страдает первой, когда энергии у нас не хватает. Именно префронтальная кора помогает контролировать настроение. Эта часть мозга отвечает за личные качества, принятие решений и регулирование социальных взаимоотношений.

Очевидно, что вы будете действовать не лучшим образом, если принимаете плохие решения и неважно ведете себя в различных ситуациях. Поэтому критически важно, чтобы эта часть мозга получала достаточно энергии.

13

Мозг сам сочиняет истории

Наш мозг — мастер придумывать истории. Зомби-программы делают свое дело, а мозг объясняет всё так, чтобы мы были уверены: этот выбор — наш. Ученые выяснили это, наблюдая за пациентами с разделенными полушариями, говорится в книге «Инкогнито».

Если правому полушарию показать команду «иди», человек встает и идет. Но если спросить, почему он пошел, левое полушарие тут же состряпает ответ вроде: «Я встал, чтобы выпить воды».

Если у вас есть убедительное объяснение поступка — это не значит, что вы его обдумали.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *