Уроки пандемии: чему мы научились в 2020-м

  • DOI: 10.22394/2070-8378-2020-22-6-63-67
  • Предварительные уроки пандемии-2020 и национальная безопасность государства
  • ИННА ЮРЬЕВНА ТИМОФЕЕВА, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и проектного менеджмента, директор

Смоленский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (214025, Российская Федерация, Смоленск, Чуриловский тупик, 6/2). E-mail: mail@smol.ranepa.ru АРТЕМ ИГОРЕВИЧ ТИМОФЕЕВ, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления

Смоленский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (214025, Российская Федерация, Смоленск, Чуриловский тупик, 6/2). E-mail: gmu@smol.ranepa.ru

Аннотация: В статье исследуются глобальные последствия пандемии и общемировые тенденции в контексте национальной безопасности государства.

На основе анализа макроэкономических показателей, докладов Международной организации труда и Всемирной организации здравоохранения за 2020 год были выявлены основные проблемы, с которыми столкнулось мировое сообщество при распространении новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Наиболее тяжело вирус ударил по обездоленным и уязвимым слоям населения, что привело к резкому росту безработицы, бедности и смертности. При этом перспективы повышения уровня национальной безопасности в ближайшее время остаются неопределенными.

Сделан вывод о том, что эффективные меры самоизоляции, принятые на ранней стадии эпидемии, могут привести к более быстрому восстановлению экономики за счет сдерживания распространения вируса.

Предварительные уроки пандемии 2020 года, над которыми необходимо работать, следующие: 1) процесс восстановления мировой экономики будет напрямую зависеть от преодоления кризиса в здравоохранении, глубокого преобразования системы охраны здоровья и социальной помощи в разных странах; 2) построение будущего с учетом цифровых и дистанционных инноваций на основе потребностей людей; 3) мировое сообщество стало перед выбором: спасение жизней людей или спасение их экономического существования; 4) с глобальными кризисами и пандемиями никакая страна в одиночку не справится, поэтому требуется коллективная межгосударственная взаимопомощь, несмотря на политические разногласия и экономические санкции. Ключевые слова: пандемия, национальная безопасность, здравоохранение, экономическая активность, кризис, безработица, бедность

Статья поступила в редакцию 3 декабря 2020 года.

Тимофеева И.Ю., Тимофеев А.И. Предварительные уроки пандемии-2020 и национальная безопасность государства. Государственная служба. 2020. № 6. С. 63-67.

PRELIMINARY LESSONS OF THE 2020 PANDEMIC AND NATIONAL SECURITY OF THE STATE

INNA Y. TIMOFEEVA, Doctor of Sci. (Economics), Professor of the Department of Economics and Project Management, Director

Smolensk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (6/2, Churilovsky

tupik, Smolensk, 214025, Russian Federation). E-mail: gmu@smol.ranepa.ru

ARTEM I. TIMOFEEV, Senior Lecturer at the Department of State and Municipal Administration

Smolensk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (6/2, Churilovsky tupik, Smolensk, 214025, Russian Federation). E-mail: gmu@smol.ranepa.ru

Уроки коронавируса чему пандемия научила российское образование

То, что для нашего образования назад пути нет, стало понятно, когда школьников экстренно отправили учиться домой, а затем объявили длинные каникулы.

Учителей при этом уже из официального “президентского” отпуска стали напрягать необходимостью готовиться к онлайн-обучению, скачивать мессенджеры, изучать новые распоряжения и форматы работы. Всё это — в максимально сжатые сроки.

Этакая школьная “шоковая терапия”, последствия которой предугадать сложно.  Мы попросили порассуждать о будущем, которое ждет наше образование, абсолютных победителей конкурса “Учитель года”. 

— Цифровизация медленно, но верно внедрялась в систему образования все последние годы, — рассказывает Алихан Динаев, учитель обществознания и права, абсолютный победитель Всероссийского конкурса в 2018 году.

 — Она встречала множество преград и недовольных учителей, родителей, школьников.

“У нас нет быстрого интернета!”, “У меня нет времени этим заниматься!”  “Кто будет платить за трафик?” “Они и так целый день в телефонах сидят, теперь еще и все уроки онлайн?!”

Карантин и пандемия дали колоссальный импульс развитию электронных образовательных ресурсов. Во-первых, резко выросло и будет дальше расти их общее число. Во-вторых, с каждым днем повышается их качество.

В-третьих, совсем скоро наверняка появится единый агрегатор этих ресурсов, чтобы всю информацию с сотен онлайн-ресурсов можно было получить на одном сайте. Нечто подобное оперативно создали в Китае. Что-то вроде «онлайн-школа.

рф» (кстати, когда я последний раз вводил такой адрес в браузер, то внезапно открылась страница, где продают медицинские маски за, страшно сказать, 650 рублей штука!).

Миллионы школьников и учителей впервые по-настоящему познакомились с электронной школой. И вот здесь начинается большой водораздел.

Одни попробовали и внезапно осознали, что, оказывается, учиться можно и дома. Зачем мне эта школа с ее проблемами и конфликтами, если все необходимое есть в интернете? Это наверняка приведет к тому, что резко возрастет количество учеников, перешедших на домашнее обучение.

С другой стороны, преувеличивать эту тенденцию не стоит. Родители консервативны. Немногие из них захотят, чтобы дети учились, не выходя из дома, просиживая часами перед экраном ноутбука или телефона. И это сейчас родители на карантине, могут контролировать процесс, наблюдать, интересоваться, смотреть вместе с детьми.

А через месяц они, уставшие, но счастливые, наконец-то отправятся на работу. И вот здесь уже родители почувствуют, что детям нужен взрослый и «живой» наставник.

Я читал об одном исследовании, где у подростков спрашивали, ради чего они ходят в школу. Самый популярный ответ — «ради общения». Дети хотят общаться! Так что и ученики, уверен, уже считают дни, когда этот треклятый карантин завершится.

Мне честно, очень хочется верить, что многие ученики почувствуют: онлайн-учеба совершенно не то же самое, что и живое общение учителями. Проведя за последние две недели примерно 15 онлайн-уроков, я могу лишь «процитировать» одного из знаменитых советских киногероев: «Какая же гадость это ваше дистанционное образование». Так что back to school! 

— Я знаю, что сейчас существуют страхи, что теперь, после всего этого, останется только “дистанционка”. Но мне кажется, такой переход в принципе невозможен, — согласна с коллегой Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы, абсолютный победитель “Учителя года” в 2019 году.

 — Конечно, мы к дистанционке оказались не готовы. Всё произошло в стрессовой ситуации, а не в спокойной, логичной обстановке с последовательными шагами, увы и ах. Сейчас сложно давать прогнозы, мы в принципе не знаем, как долго продлится самоизоляция.

Одно могу сказать точно — информационная грамотность и педагогов, и детей повысится однозначно. 

Но переход на полностью дистанционное обучение вряд ли возможен — у нас нет таких технических средств, да и кадров. А вот то, что элементы онлайн-обучения будут вводиться более активно, вероятность большая. Хотя бы просто для того, чтобы в похожих ситуациях школа могла легко и безболезненно перейти в подобный формат. 

От печали до радости: как пандемия изменила нашу жизнь в 2020 году – Моя Околица

Завершается 2020 год. Для всего мира он в первую очередь стал годом испытаний и потерь. Планета содрогнулась под натиском невиданного вируса COVID-19, унесшего миллионы жизней.

Наша жизнь изменилась так, как никто и не представлял себе даже в самом страшном сне. В каждую семью пандемия принесла большие перемены.

Так что изменилось в нашей жизни? Что плохого и что хорошего мы вынесли из апокалипсиса, который все еще заставляет сжиматься наши сердца и держит в напряжении? 

Вирус ударил по всем фронтам

Работа, шопинг, отдых, финансовое планирование, социализация, путешествия. Все пошло не так, как только люди столкнулись с невиданной заразой, в сравнение с которой не идут эпидемии птичьего и свиного гриппа и даже чума.

Закрылись границы, остановились поезда, самолеты. Скрыты под масками лица людей. Людям приходится говорить “глазами”. Мы вынуждены сидеть дома, “взаперти”, перешли на “удаленку”. И работаем, и учимся дистанционно.

Кто бы еще год назад сказал, что такое произойдет — не поверили бы, точно. 

Нормальный уклад жизни разрушился. Многим пришлось отменить все свои планы, связанные с важными событиями, деловыми встречами, путешествиями. Ограничения сказались на общении с родными, друзьями.

Сколько семей разлучила “корона”! Страх, неопределенность, боязнь заражения, переживания за близких — эти чувства мы испытываем вот уже почти год.

С тревогой “прислушиваемся” и присматриваемся к симптомам: “Оно или не оно?” С ужасом читаем сводки по заболеваемости, кривая которых к концу года стала стремительно расти. Идет реальная война с вирусом по всем фронтам.

Приходится подстраиваться под обстоятельства, связанные с эпидемией. “Корона”, “дистанционка”, “удаленка”, “красная зона”, “изоляция”, “карантин”, “самоизоляция”, “социальная дистанция” — эти слова и понятия так прочно вошли в наш ежедневный лексикон, что мы не представляем, когда перестанем их произносить. 

Еще более востребованными стали интернет-магазины, покупки онлайн продуктов, различных товаров, лекарств. Небывалым спросом стала пользоваться услуга доставки еды на дом.

Мы стали меньше ходить, меньше заниматься спортом, больше есть из-за стресса и домашней изоляции. Боимся заболеть любой “болячкой”, чтобы не пришлось обращаться за медицинской помощью и идти в поликлинику.

В магазинах боимся приближаться к людям больше, чем на полтора метра, вздрагиваем, если кто-то кашлянет или чихнет в общественном транспорте. 

“Обнаженная” медицина

Обнажились проблемы, на которые долгое время не обращали внимание, особенно в здравоохранении. Врачей не хватает, больницы переполнены, мест для заболевших тоже катастрофически не хватает и медицинские учреждения не способны помочь всем, кто нуждается в помощи.

Без нее остались не только многие люди с коронавирусом, но и пациенты с онкологическими и другими хроническими заболеваниями. Как заявил Генеральный секретарь ООН, сегодня всем очевидно, что качественная медицинская помощь – это не роскошь, а залог выживания всего человечества.

Очевидно, что мир был не готов к пандемии.

Плохое состояние больниц, нехватка оборудования для диагностики, дефицит кадров — эти проблемы особенно остро обнажились в нашей стране. Здания многих фельдшерских пунктов, поликлиник и районных больниц находятся в неудовлетворительном состоянии. Попасть на приём в поликлинике очень сложно.

Трудно не согласиться с выводом, опубликованным на сайте газеты “Ведомости”: “Скоропалительная реформа здравоохранения провалилась. Ткань социального государства просто расходится, образуя пространство социального гетто, в котором люди живут и умирают, не получая вовремя медицинской помощи”. Врачи сами болеют, а некоторые увольняются.

Медиков, которые спасают жизни, рискуя своими собственными, считают героями. 

Читайте также:  Вас укусил клещ: как поступить и чего делать точно нельзя

Образование трещит по швам

Трещит по швам и образование. Эпидемия крайне негативно отразилась на учебе школьников и студентов. Во время всероссийского опроса 46 процентов родителей школьников отметили, что из-за удаленного обучения их дети стали менее организованными, а 60% заметили снижение мотивации к учебе после перехода на «дистанционку».

Кроме того, более трети опрошенных жаловались на эмоциональную перегрузку и нехватку времени на помощь ребенку с учебой. Сбои онлайн-платформ для обучения, проблемы с интернетом и электронными устройствами — это тоже стало огромным минусом в процессе удаленного образования. Сейчас дети вернулись в школы, но не во все.

Там, где есть заболевшие, вновь уходят на карантин и учителя, и ученики.

Попали в трудную ситуацию и студенты. Большинство считают, что на “дистанциоке” обучение стало менее эффективным. К тому же дает сбой техника, меньше стало общения с одногруппниками и не хватает занятий “глаза в глаза” с преподавателями. Многие просто устали от бесконечного “онлайна”. 

В докладе Международной организации труда исследователи заявили, что “вызванный пандемией кризис в экономике имеет опустошительный эффект для получения образования и профессиональной подготовки молодежи”.

  65% опрошенных молодых людей сообщили, что после вспышки коронавируса объем учебной нагрузки у них снизился из-за “удаленки”. Половина молодых ожидает, что получение ими образования затянется, а 9 процентов опасаются потерпеть в учебе фиаско.

38% молодых не уверены в своих перспективах в карьере, потому что пандемия, как ожидается, осложнит ситуацию на рынке труда.

Где тонко, там и порвалось

Еще один сильнейший удар общество получило в виде увеличения числа безработных. В России с марта их стало больше на 6,4%, и это только официально зарегистрированных. Пик роста пришелся на сентябрь. Сложно говорить о работающих неофициально и потерявших работу из-за карантина. Но судя по взрывной волне возмущения в соцсетях, таких россиян очень много. 

Вынужденная изоляция привела к напряженности в семьях и к росту разводов. Психологи утверждают, что перемены часто вызывают конфликты. Люди склонны оттягивать решение проблем до последнего, пока совместная жизнь не станет невыносимой.

Как считают психологи, в условиях самоизоляции обнажились те проблемы, которые накопились, а люди, запертые в квартире, вынуждены были их решать. Кто-то смог укрепить брак, а кто-то решил развестись.

Статистика разводов и расставаний после ослабления самоизоляции повысилась не только в России. Такая же ситуация и в Китае.

Но недели, месяцы вынужденной изоляции обостряют и чувство одиночества. Ученые давно доказали, что социальная изоляция может иметь глубокие последствия для психического и физического здоровья.

Исследователи утверждают, что одиночество убивает так же, как курение или алкогольная зависимость, а отношения с людьми влияют на здоровье и продолжительность жизни сильнее, чем гены, интеллект, деньги или социальный статус. 

Стали сильнее, добрее, отзывчивее

 Но рядом с печалью всегда есть место радости, пусть даже очень небольшой.

Ведь люди за время пандемии многому научились, у них получилось вынести из плохого что-то хорошее! “Карантин научил меня многому: печь вкусные торты, стоять на голове, разговаривать с потолком, кактусами, голубями на подоконнике и не спать двое суток подряд”, — призналась в соцсетях школьница из Норильска. “А я ещё сильнее сблизилась с мамой. Мы с ней вместе мучаемся с младшим братом и его уроками”, — написала другая. 

Вы заметили, что в самоизоляции люди находят для себя новые смыслы, новое развитие? Многие стали больше разбираться в гаджетах, освоили Zoom (платформу для онлайн-занятий), научились пользоваться электронной почтой. Часть пенсионеров с помощью компьютеров проводили время в онлайне, занимаясь творчеством, гимнастикой, танцами.

Некоторые даже поделились с “Околицей”, что у них появилась возможность научиться рисовать, не выходя из дома.  А еще из-за закрытых границ мы гораздо больше узнали о своей стране. Виртуальные туры по городам и музеям позволили нам попасть туда, куда и не попали бы, не случись карантина. Да каждый из нас вспомнит что-то, что порадовало, чему научились.

Например, как это сделали участники нашего конкурса “Яркие краски жизни”.

Мы научились ценить время, помощь и поддержку. Главное — в условиях стресса очень многие люди начали помогать другим. Как много стало волонтеров разного возраста! Люди объединились, чтобы помогать. Одиноким людям — продуктами и лекарствами, врачам — с доставкой их к заболевшим, животным — кормом и препаратами.

Внимательнее и сострадательнее стали относиться к брошенным животным, откликаясь на сигналы “sos” из приютов, цирков, зоопарков. Вспомните, как вместе с “Околицей” наши читатели поддержали приют для пострадавших животных “Краснодог”. У нас в газете появилась новая рубрика “Время добрых дел”.

Для добрых дел всегда должно быть время, а если беда пришла — то особенно. 

Это был особенный год, и он научил нас быть сильнее, добрее, отзывчивее. Мы сплотились перед опасностью, принимали вызовы, находили правильные решения. 

Теперь пора готовиться к наступлению Нового года и вспомнить о хорошем. Лучше сделать это в кругу семьи, чтобы и наступающий год провести всем вместе и “зарядить” его позитивными эмоциями. Праздничного вам настроения, дорогие читатели! Мы тоже с вами!  

 Наталья Иваненко.

В новый год — с подарками от «Моей Околицы». Шанс получить деньги есть у каждого

Вирусная революция

Облачная организация, контроль результата, упрощение трудовых соглашений сделают ненужным содержание раздутых бэк-офисов. В результате всех изменений численность офисных сотрудников может сократиться в отдельных случаях на треть.

В ряде стран это остро поставит вопрос, что делать с невостребованными людьми. Не исключено, что даже российская экономика, до этого избегавшая существенной безработицы, столкнется с этой проблемой.

Но качество безработицы тоже изменится. До сих пор считалось, что если ты образован, умен и готов работать, то работу найдешь в любом случае. Ну а если ты безработный в большом городе — это твой выбор.

В новой реальности все будет жестче. Появятся проигравшие, которые плохими работниками не являются, но которые просто оказались несколько хуже других таких же работников.

Явление станет очень похожим на безработицу промышленных рабочих в первой половине ХХ века, когда потеря работы воспринималась как социальный вызов. И в этот раз она будет восприниматься так же.

Потому что одно дело, когда человек добровольно предпочел не искать работу, и совсем другое дело, когда сузившийся спрос на работников повышает для них вероятность «невезения».

Торговля без аренды

Пару лет назад в Гуанчжоу меня поразила пустота в магазинах — на весь огромный этаж бродила пара покупателей, и это явно были иностранцы. Китайские коллеги просветили — так мы давно все покупаем онлайн. Российские да и европейские магазины сопротивлялись дольше.

Кризис подтолкнет очевидные изменения в розничной торговле. Сравните цены на электронику (да на что угодно) в интернет-магазинах и у нормальных торговых сетей или фирменных магазинов — разница начинается с 20 и заканчивается нередко 50%.

Интернет-торговля окончательно вытеснит традиционную, оставив ей отдельные ниши типа дорогих бутиков или супермаркетов.

Но параллельно резко вырастет индустрия доставки, станет более удобной и более точной, ведь люди не согласятся ждать заказы часами за счет своего времени.

Детализируется система размеров одежды и обуви, примерка приобретет несложное цифровое измерение — движки виртуальной примерки уже разработаны. Если сегодня сети еще сопротивляются маркировке товаров, завтра они поймут, что это их преимущество перед «дикими» продавцами.

Города ожидает падение спроса на офисную и торговую недвижимость, эти рынки сожмутся на 25 и 50% соответственно. Судьба торговых центров — стать центрами семейных развлечений, фудкортами и коворкингами.

Да, они будут по-прежнему перемежаться магазинами-шоурумами, где можно «пощупать» новые вещи и девайсы. Но покупатели как минимум не станут носить купленное с собой.

А коворкинги в торговых центрах и на месте магазинов будут особенно востребованы в жилых районах: не все работники, остающиеся дома, могут позволить себе выделить для работы отдельную комнату.

Экономия на торговых пространствах и частично на продавцах снизит издержки на 20–30% даже с учетом возросших затрат на систему доставки. Повысит это доходность бизнеса или целиком уйдет в снижение цены, будет решено в борьбе крупного ретейла за выживание.

На стороне больших игроков против неизвестных фирм будут играть репутация, гарантии и оперативность обслуживания. По товарам длительного пользования — контракты жизненного цикла. Вместо покупки и доставки телевизора — подключение и беспроблемное его использование пять-семь лет, своевременное обновление модели.

Кому при этом будет принадлежать предмет «телевизор», не так уж важно.

На мой взгляд, крупные торговые сети не только выживут — они победят.

Перезагрузка государства

Тектонические сдвиги на рынке труда могут привести к совершенно другой структуре социальных отношений. Вполне возможно, даже к новым социальным битвам, похожим на борьбу за социализм первой половины ХХ века.

Альтернативой может стать более мягкая европейская модель распределения «не работы» на каждого.

Фактически в том или ином виде может начать функционировать модель гарантированного дохода, при которой, с одной стороны, ты не работаешь и получаешь относительно приличные деньги, с другой — происходит распределение безработицы на всех членов общества путем законодательного ограничения рабочего времени, например, четырьмя рабочими днями. Но и такой маневр в долгосрочной перспективе неэффективен. При удаленке грань между рабочим и нерабочим временем условна, а работодатель будет нанимать только результативных людей.

Заниматься проблемами граждан, которые потеряют работу и привычный образ жизни, придется государству. Его ждет настоящая перезагрузка.

Сегодня мы относимся к государству как некоему регулировщику того, что мы делаем. Или воспринимаем его как нечто не очень нужное.

Читайте также:  Почему нельзя заменять лекарство бадом?

Во втором случае проявляется своего рода стихийный либерализм, который развился в наших обществах. Пренебрежение государством касается и Европы, и России, и США.

Если кризис, связанный с коронавирусом, продлится больше года, в общественном сознании во многих странах мира политика устойчивости станет важнее, чем политика роста.

Государство будет востребовано в первую очередь как гарант, механизм обеспечения устойчивости.

Такое возрастание ценности государства будет связано с повышенной готовностью людей ему повиноваться, отказываться от части своих прав в кризисной ситуации.

Государство как стабилизатор и государственная политика, направленная не на рост, а на устойчивость, не на изменения, а на воспроизводство предсказуемых условий жизни для людей, которые сами будут продолжать ставить цели, могут стать самым сильным результатом нынешнего кризиса. Рост станет проблемой частных лиц, общей задачей — устойчивость.

Новая медицина, новая мораль

Пандемия коронавируса продемонстрировала готовность человечества к солидарности; народы и правительства сделали важный выбор между экономическим ростом, получением дохода и сохранением жизни пожилых людей. Такой выбор не менее исторически важен, чем формирование пенсионной системы и общедоступной медицины в первой половине прошлого века.

Ценность человека абсолютна, она не исчерпывается человеческим капиталом — его способностью работать и приносить доход своей семье, работодателю и государству. Эти слова материализовались в массовом поведении, они стали экономическим фактом начала 2020 года. Впервые в истории мир может гордиться цифрами падения ВВП.

Будем надеяться, что через несколько месяцев этот повод для гордости исчезнет.

Медицина тем не менее получит серьезный толчок и изменение фокуса своего развития. Если сегодня в развитых странах это в большой степени частное дело, частная ответственность каждого за свое здоровье, где ты покупаешь страховку в зависимости от своего дохода, то шок от пандемии с большой вероятностью приведет к расширению зоны и масштаба публичной ответственности за жизнь и здоровье граждан.

Тем более что цифровая революция предоставляет достаточно приемлемые по цене решения в этой области. Ранняя диагностика и удаленный контроль состояния хронических больных — проекция «интернета вещей» на «интернет тела»; бесплатное или льготное обеспечение лекарствами — все это в конечном счете может изменить соотношение страховой и государственной (благотворительной) медицины в пользу последней.

Глобальный университет, распределенный университет

Невероятные изменения происходят в сфере образования, которая оказалась на переднем краю глобальной кризисной трансформации. У нас на глазах практически за несколько дней полностью остановилось очное формальное образование, но вузы и школы в большинстве стран не остановились, а продолжили работу в удаленном режиме или готовятся это сделать.

Собственно, изменения накапливались уже почти десять лет. Быстро растут глобальные платформы МООС — массовых открытых онлайн-курсов. Число их слушателей уже сопоставимо с числом студентов вузов.

Люди, где бы они ни находились, могут изучать курсы Гарварда, Йельского университета, Лондонской школы экономики, МГУ. В передовых вузах мира (и России тоже) в учебной программе присутствуют сотни онлайн-курсов, в основном — «чужих» профессоров.

В школах развиваются цифровые платформы, предлагающие множество вариантов уроков и самостоятельной работы.

Новые методы при всей своей эффективности с порога отвергались или игнорировались традиционалистами, а традиционалистов в образовании большинство. Работа же в условиях кризиса и вынужденной изоляции вынудит буквально каждого на практике освоить современные технологии. По выходу из кризиса образование уже не вернется в традиционное состояние.

Кризис подтолкнет отказ от заведомо устаревших форм преподавания. В первую очередь лекций, форма которых не меняется с XVI–XVII веков. Их и до кризиса в среднем посещали 15% студентов.

Сегодня уже очевидно, что онлайн-курс является гораздо более мобилизующей формой, чем стандартная лекция. В нем больше встроенных элементов контроля, а освоение материала более устойчивое. Главное же преимущество для обучающегося — такой курс можно слушать в любое удобное время.

Многие преподаватели утверждают, что даже на семинарах онлайн обеспечивает лучшую концентрацию участников.

Онлайн-технологии позволят людям внутри своей образовательной программы не только выбирать курсы именитых вузов, но и маркировать их.

Такого рода маркировку можно назвать микростепенью, которую человек захочет указать в своем резюме, вместе с указанием степени бакалавриата или магистра не такого престижного вуза. На рынке труда появится новый сигнал, который в значительной степени станет влиять на отбор работников.

Как следующий шаг в развитии образования возникнут своего рода композитные степени, когда обучающийся самостоятельно выбирает для себя онлайн-курсы из набора возможных и находит учебное заведение, которое их признает и выдает диплом бакалавра или магистра. В сфере массового высшего образования появятся вузы-интеграторы.

Но ни университет, ни школа не уйдут со сцены. Человек — существо социальное, а качество обучения прямо зависит в том числе от качества образовательной среды, которая не может вся быть виртуальной.

Коворкинги и лаборатории вместо лекционных залов и классных комнат. Значительное увеличение рекреационной и спортивной составляющей образовательных пространств.

В ближайшие десятилетия человечество будет инвестировать в строительство новых кампусов.

Новые технологии сделают образование менее формальным и более распределенным. В производство образовательного контента войдут ИТ-гиганты. Сейчас в России в эту сферу активно инвестируют такие компании, как 1С, Mail.ru Group, Сбербанк и «Яндекс».

Образовательные продукты потеряют университетскую (школьную) академичность, а место традиционных учебников займут цифровые интерактивные комплексы. Появится образовательная среда, где исчезнет разница между основным и дополнительным образованием.

В результате, когда этот кризис все же закончится, мир вокруг нас окажется совсем другим.

Игорь Мартынов об уроках пандемии и переносе сроков рассмотрения бюджета

2021-05-13T11:45:08+04:00

12 мая на заседании Государственной Думы был заслушан ежегодный отчет Правительства Российской Федерации о результатах деятельности в 2020 году. Председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов, в качестве представителя законодательной ветви власти от Южного федерального округа принял участие в заседании. Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин рассказал о результатах деятельности кабмина за 2020 год. Поддержка граждан и бизнеса, ситуация с COVID-19, развитие отраслей экономики, промышленного сектора, туристической отрасли, сохранение экологии. Эти и многие другие важные аспекты были затронуты в выступлении. Отчет и его обсуждение длились более двух часов. 

По итогам обсуждения спикер регионального парламента Игорь Мартынов прокомментировал: «Для регионов прозвучала значимая новость – Михаил Владимирович Мишустин выступил с инициативой перенести срок внесения в Госдуму проекта федерального бюджета с первого октября на 15 сентября. Мы неоднократно поднимали эту тему в рамках Совета законодателей при Федеральном собрании. Такое решение поможет регионам при подготовке своих бюджетов, а также ускорит процессы заключения соглашений».

Значительная часть выступления Михаила Мишустина посвящена работе в условиях пандемии COVID-19. За год количество оборудованных инфекционных коек выросло более чем в 5 раз. Было построено свыше 40 инфекционных стационаров. Игорь Мартынов напомнил, что два из ковидных госпиталей в кратчайшие сроки были построены в Астраханской области.

Сейчас обстановка с коронавирусом постепенно улучшается, однако о полном восстановлении говорить рано. В ходе выступления Михаил Мишустин указал, что уже более 24 млн россиян прошли разные этапы вакцинации от коронавируса.

Игорь Мартынов отметил: «В нашем регионе вакцинация набирает темпы, и пройти ее, считаю, должно максимальное количество людей. Это поможет преодолеть сложный период, связанный с COVID-19, и вернуться к привычной жизни».

В заключение спикер регионального парламента подчеркнул: «Пандемия преподнесла значительный урок. Но вместе с тем помогла увидеть новые пути решения самых различных вопросов и новые способы взаимодействия.

Да, вся страна столкнулась с трудностями, прежде всего, организационного характера, но сейчас, спустя год, мы видим, и Председатель Правительства РФ это отметил, что создан действенный механизм обратной связи между людьми и государством, о котором неоднократно говорил Президент».

Чему мы научились в период самоизоляции и научили детей — Сервисы на vc.ru

В общеобразовательной школе «Дом Знаний» еще в марте 2020 года училось несколько десятков детей. Как только обычные школы начали закрываться на карантин, количество учеников у нас выросло более чем в 500 раз. Рассказываю, как мы справились с молниеносным ростом и почему дети не хотят возвращаться к привычной системе обучения.

Меня зовут Халипа Тагиров, я — директор пока единственной на Северном Кавказе онлайн-школы «Дом Знаний», где учатся дети с 1 по 11 класс. В августе 2019 года мы получили лицензию на образовательную деятельность и в сентябре начали свой первый учебный год.

Учителя. В «Доме знаний» более 60 учителей: часть из них на полной ставке, остальные совмещают работу у нас с обычной школой.

Почти все педагоги высшей категории, победители различных конкурсов, в том числе «Учитель года» — те люди, которым интересны новые подходы к обучению.

Преподаватели работают в офисе в Махачкале, где есть «учительские», специальные студии для записи и кабинеты, оборудованные специальными звукопоглощающими материалами и техникой для проведения индивидуальных консультаций.

Учителя в кабинетах сопровождения Зарема Алиева

Ученики. До марта 2020 года у нас обучались несколько десятков учеников (в первый год мы ставили задачу отработки всех механизмов, а не увеличения количества учеников). Большинство — самые обычные дети, есть дети на семейном обучении, спортсмены, часто болеющие дети и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Для обучения ребенка родители выбирают одну из трех форм — с зачислением, без зачисления и предметную. Тариф с зачислением предусматривает получение полного среднего образования с выдачей аттестата, без зачисления — доступ ко всем предметам и возможностям школы, предметный — доступ к видеоурокам и сервисам в соответствии с выбранными предметами.

Инструменты. Мы используем онлайн-доску, видеочаты и текстовые чаты для обратной связи и контроля знаний, «умные» ручки, камеры. У детей есть доступ к библиотеке с электронными учебниками и аудиокнигами. Все, что нужно самим ученикам, — устройство для работы в системе и доступ в интернет.

Уроки. Видеоуроки записывает целая команда: педагоги, ИТ-специалисты, операторы, монтажеры.

Уроки ведутся в соответствии с учебным планом, соответствующим ФГОС, и по учебникам, утвержденным Минпросвещения России.

Даже по ИЗО, музыке, технологии и физкультуре учителя выдают полноценную теоретическую базу, консультируют ребенка и оценивают практическую работу. Всего в нашей базе — более 10 000 уроков по всем предметам.

Студия, где монтируют видеоуроки Зарема Алиева

Вести урок и удерживать внимание детей учителям помогают анимированные герои — Енот, девочка Эрика, мальчик Эрик, Колбочка и другие. В записи многих уроков участвовали эксперты-практики: врачи, дикторы, технологи, экономисты, дизайнеры, представители власти — от министров до простых специалистов.

Они наглядно показывали детям, как те или иные знания пригодятся в обычной жизни. Например, на уроке геометрии строитель объяснил, зачем нужно правильно рассчитывать углы. Врач-онколог на занятии по химии рассказал и продемонстрировал процесс применения изотопов при лечении онкологических заболеваний.

Как видите, мы полноценная школа, только работающая в дистанционном формате.

У нас есть лицензия, аккредитация и другие документы, необходимые для ведения образовательной деятельности в соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Нашу платформу можно использовать не только как дополнительный сервис-помощник, но и как полноценную альтернативу обычной школе. Многие школы в период изоляции так и сделали — сейчас увидите, что из этого вышло.

Как только обычные школы из-за пандемии закрылись на карантин, мы предложили всем желающим подключиться к «Дому знаний» бесплатно. Опубликовали информацию в своем Инстаграме, связались с Правительством Республики Дагестан и Министерством образования и науки РД, а позднее и непосредственно с управлениями образований и школами.

Приглашение на бесплатное дистанционное обучение

К нам обратились более 30 школ. Доступ ко всем видеоурокам, тренажерам, тестам и электронной библиотеке получили более 21 000 учеников. Для школ, которые изъявили желание полностью перейти к нам на обучение, механизм регистрации был упрощен — им оставалось только отправить нам списки пользователей. Родители из других школ регистрировались сами.

Для бесплатного обучения на период самоизоляции мы разработали четвертую форму обучения — «На карантине»

Сразу скажу, такой стремительный рост дался нам непросто, поэтому первое время вся команда работала практически круглосуточно. Мы начали готовиться к наплыву пользователей чуть раньше, так что платформа смогла выдержать десятки тысяч одновременных подключений. Практически все технические проблемы были на стороне клиентов.

Например, дети жаловались, что не подгружаются уроки с компьютера или смартфона. Иногда приходилось подключаться удаленно или давать инструкции по видеосвязи, чтобы пользователь смог обновить браузер.

Больше всего проблем было с профилями, паролями и сообщениями от пользователей.

Что случилось. Многие пользователи с компьютером на «вы», поэтому путались, как регистрироваться, когда и куда заходить. Сайт устроен таким образом, что родитель создает личный кабинет и добавляет в него своих детей.

Соответственно, у родителей есть определенные права доступа — к урокам, просмотру результатов тестов и т.д. Мы полагали, что по умолчанию понятно: дети для обучения заходят через свой профиль.

На практике многие ученики заходили на сайт школы через родительский профиль, поэтому часть функций им, естественно, оставалась недоступной, и в связи с этим возникали вопросы.

Как решили. Создали ролик о том, как пройти регистрацию на сайте «Дома знаний» и добавить ребенка в личный кабинет, разместили видеоинструкцию в Инстаграме. Разработали методические рекомендации, разослали их по школам и родителям, в том числе, разместили информацию в личных кабинетах.

Ролик с инструкцией по регистрации в онлайн-школе «Дом знаний»

Что случилось. Клиенты забывали пароли и не могли восстановить их самостоятельно. Некоторые из тех, кто подключался через школы, не могли зайти в свои личные кабинеты, потому что получили чужие пароли и логины.

Были и двойные регистрации — человек регистрировался сам, а потом его регистрировали через школу. Профили не объединялись из-за разницы в данных, предоставленных самими пользователями.

Ученик заходил на сайт через профиль, который создал сам, а не который сделала для него школа, — учитель не видел, что ребенок занимается и сдает тесты.

Как решили. Мы помогали восстановить пароли и найти правильные данные для входа. При двойной регистрации либо еще раз предоставляли логины и пароли, либо, если ученик уже прошел какие-то тесты, добавляли его в нужный класс к своему учителю.

Что случилось. Представьте, раньше нам писали и звонили несколько десятков клиентов, а теперь тысячи. Сообщения сыпались в Инстаграм, Ватсап, форму обратной связи. Сотни прямых звонков и запросов на обратный звонок. Простыни комментариев и вопросов от учеников под видеоуроками. Мы не успевали ответить сразу всем, и родители иногда выражали недовольство.

Как решили. Увеличили штат людей, которые занимались именно этими вопросами. Переориентировали часть сотрудников и обучили, как правильно решать те или иные проблемы пользователей. Для себя разработали систему, кто и за какие задачи ответственный, какая отчетность должна быть предоставлена.

Сотрудники, ответственные за звонки, — прием, обратные звонки по запросу — консультировали пользователей и фиксировали наиболее часто задаваемые вопросы, чтобы мы могли проводить разъяснительную работу.

Сотрудники, отвечающие за форму обратной связи, после решения вопроса фиксировали результат в самой системе, как отработанный. Ватсап, Инстаграм также обслуживали отдельно.

Информацию в целом сводили к ответственному за данную работу лицу, который отвечал за реализацию обратной связи с пользователями.

Если до самоизоляции наши учителя работали с каждым учеником индивидуально, в том числе, проводили видеоконсультации «один на один», то с таким количеством учеников стало очевидно — формат предоставления обратной связи надо менять. К тому же для обеспечения правил безопасности и сохранения здоровья персонала мы перестроили график сотрудников, присутствующих в офисе. Сделали так, чтобы в офисе одновременно находились не более 15 человек.

В процесс обучения пришлось внести коррективы:

  • Вместо индивидуальных видеоконференций педагоги проводят вебинары, где отвечают на вопросы детей, собранные по итогам просмотра урока. Мы привлекли всех учителей — они анализируют вопросы, готовят материалы и презентации дома, а транслируют уже из офиса по расписанию.
  • Контент на сайте рассчитан на разные формы взаимодействия между учителем и учеником, в том числе для реализации индивидуальной траектории обучения. Есть задания с решением задач, выводом ответа, записью изложений и сочинений. В этот непростой для детей период, когда им и без того, как оказалось, много задают в обычных школах, мы решили упростить задания — предоставить для самоконтроля учеников только тесты с выбором ответа, автоматической проверкой и оцениванием результатов.
  • Школам, которые к нам подключились, мы предоставили возможность создавать в системе свои классы и самостоятельно контролировать прохождение учениками тестовых заданий.

Тест по литературе с закрытыми вопросами

За два месяца самоизоляции школа «Дом знаний» получила хороший опыт масштабирования. Мы быстро приняли решение о бесплатном обучении и буквально за неделю создали все условия, чтобы массово создавать личные кабинеты, регистрировать пользователей, подключать школы целиком.

Сумели оперативно сделать дополнительный функционал, который либо не был предусмотрен, либо его реализация планировалась на более поздние сроки.

Педагоги перестроились — изменили формат предоставления обратной связи и перешли к вебинарам, а администрация приобрела навык взаимодействия со школами.

У нас еще до пандемии были ученики, которые учились на предметной форме и со следующего года собирались перейти на полноценное обучение в зачислением. Были запросы от родителей, которые узнали о нас посреди учебного года и с сентября 2020 планировали перевести детей к нам.

Дети из числа подключившихся тоже все больше интересуются удаленным обучением и вот почему:

  • Ребенок может смотреть уроки в любое время. У каждого свои биологические часы, поэтому не всем удобно вставать в школу к восьми. К тому же, многие дети сейчас засиживаются допоздна и встают чуть ли не к обеду, но никуда не опаздывают и все успевают.
  • Презентации, анимация и графика помогают быстрее запомнить материал без зубрежки.
  • Кому-то больше нравится читать, кому-то слушать или смотреть — для лучшего восприятия информации мы выдаем ее в текстовом, аудио- и видеоформатах.
  • Удобно, что можно менять последовательность уроков и пересматривать видео сколько угодно раз.
  • Дети очень активно общаются в чатах и создают конференции, чтобы помогать друг другу в учебе. Можно выбрать, с кем общаться, и никаких конфликтов с одноклассниками.
  • Ученик занимается столько, сколько ему нужно, а не отсиживает по 45 минут вместе со всеми. Кто-то справляется быстрее, кому-то нужно больше времени — у каждого ребенка свой темп.

Учеба в режиме самоизоляции

Сколько из двадцати тысяч детей останется с нами, пока говорить сложно. Я думаю, около трети как минимум рассматривают если не полноценное зачисление, то предметное обучение — точно.

Для тех, кто придет к нам, мы за лето подготовим большой блок дополнительных курсов вроде актерского мастерства, кулинарии, игры на гитаре, акварельной живописи, риторики. То есть ученики будут заниматься и по школьной программе, и по интересам.

Планируем и дальше развивать центры компетенций, созданные у нас на базе кафедр, чтобы дети могли сами выбирать для себя дополнительные занятия по желанию и таким образом готовиться к получению будущей профессии. Уже сейчас мы взаимодействуем с вузами и обсуждаем дополнительные варианты сотрудничества.

И, конечно, будем продолжать решать нашу главную задачу — повышение мотивации к знаниям у учеников. Массовое обучение показало, что у большинства ее либо вообще нет, либо она очень низкая. В том числе для этого мы будем наращивать нашу базу материалов — уже сейчас начинаем разрабатывать новые тесты, тренажеры, игры, виртуальные опыты, викторины, чтобы детям было интересно учиться.

#онлайн_образование #онлайн_школа #дистанционное_обучение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *