Избежать смерти можно. Но мало кому это удается…

С началом эпидемии многие сознавали, что молитва — едва ли не главное, что от нас требуется и что может помочь. Но в реальности на какое-то время храмы закрылись для большинства прихожан, Таинства стали труднодоступными — и ровно тогда, когда они, казалось бы, нужнее всего…

У многих заскребло в душе: что же это, страх перед вирусом оказался сильнее нашего доверия Богу? А не пахнет ли тут отступничеством от Христа? Не обещает ли Евангелие, что и волос с головы человека не упадет без воли Отца Небесного? (Ср. Мф 10:29–30.) В Откровении Иоанна Богослова не сказано ли, что у боязливых одна участь с неверными — гореть в озере, полыхающем серою (Ср. Откр. 21:8)?

Выбор между «святым бесстрашием» и «разумной осторожностью» — не новый.

Его приходилось совершать еще апостолам, а после — их преемникам — епископам, которым апостолы препоручили совершение Таинств, церковное руководство и дело учительства. О них мы поговорим в свое время.

Но прежде всего взглянем на пример Самого Иисуса Христа. Пример, следовать которому по определению должен каждый христианин.

Обязан ли христианин встречать любую опасность с открытым забралом и всегда быть готовым к смерти? Уклоняться от опасности — всегда ли значит предавать веру?

В Евангелии от Иоанна говорится, что после очередного спора с иудеями Иисус в течение некоторого времени ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его (Ин 7:1).

Он сделал вид, что не пойдет даже на праздник поставления кущей в Иерусалиме.

Вы пойдите на праздник сей, — сказал Иисус Своим нареченным , — а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось (Ин 7:8).

Другой эпизод мы находим в Евангелии от Луки. Иисус приходит в синагогу в Назарете, читает фрагмент из книги пророка Исаии и обращает внимание собравшихся на один крайне неприятный для них момент: Бог нередко оставляет израильтян, уверенных в своей праведности и избранности, и благословляет язычников — людей, по-видимому далеких от истинной веры, зато искренних и ищущих Бога.

Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился (Лк 4:28–30).

Что значит — пройдя посреди них? Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Лопухин предполагал, что Господь воспользовался Своей божественной властью и, «одним повелительным взглядом заставив расступиться теснивших Его людей, спокойно прошел среди них». Схожее мнение высказывал другой известный толкователь Евангелия Борис Гладков.

Мы же помним, что в Гефсимании, когда Иуда привел туда вооруженных людей, Господь не стал им сопротивляться. Апостол Петр попытался вступиться за Учителя, но Тот велел ему вложить меч в ножны: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что тáк должно быть? (Мф 26:53–54.)

  • Почему же тогда в Назарете Спаситель, можно сказать, сбежал от разъяренной толпы?
  • Не потому, что «бегал от страданий» вообще, а потому, что «ждал определенного времени», объяснял толкователь Нового Завета блаженный Феофилакт, епископ Болгарский: «Он пришел пострадать за нас; а теперь, когда еще [только] начиналась Его проповедь, Ему не дóлжно было предавать Себя на смерть».

Избежать смерти можно. Но мало кому это удается…Эсполио (фрагмент). Эль Греко. Церковь Санто Доминго эль Антигуо, Толедо

Если бы Христа сбросили в горную пропасть (или учинили над Ним какую-то иную расправу) еще в начале Его земного служения, Он не исполнил бы то дело — дело спасения нас от греха и смерти, — ради которого и пришел в мир. Не успел бы собрать учеников, которые станут основанием Церкви.

Не научил бы их тайнам Царства Небесного (те и так до самого распятия Христа недоумевали, в каком смысле Он толкует им о Своем единстве с Отцом и когда же наконец станет царем).

И может быть, самое главное — искупить грехи человечества должна была именно крестная смерть Христа за оградой Иерусалима, смерть мучительная и позорная, предваряемая предательством ученика и беснованием толпы. Почему это так — тайна Промысла Божия. Но такую смерть Христа предсказывали все пророки.

Господь предостерегал от безрассудной отваги и учеников. Посылая их на проповедь по городам Палестины, Он сказал: Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф 10:17, 23).

Конечно же, Иисус учил их не робости, «но тому, чтобы они не подвергали себя легкомысленно опасности, не умирали и не наносили ущерба тем, кому надлежало получить пользу от проповеди», — так объяснял эти слова в V веке святитель Кирилл Александрийский, один из величайших авторитетов христианской Церкви.

Другие важные слова Христос сказал ученикам незадолго до Своей смерти, возвещая им о предстоящем разрушении Иерусалима: Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное (Лк 21:20–22).

По сути, Господь велел ученикам: бегите из Иерусалима при первых признаках его осады. Судьба города предрешена, и ваша вера должна будет выражаться не в героическом сопротивлении врагу, а в том, чтобы вовремя уйти.

Именно так христиане и поступили во время Первой иудейской войны, когда в ответ на восстание евреев император Тит Веспасиан направил в Иудею карательную экспедицию во главе со своим сыном Титом.

Поначалу восставшим сопутствовал успех, но христиане Иерусалима помнили слова Иисуса и оставили город заранее, пока это еще было возможно. Потом к Иерусалиму подошли римские войска, много месяцев стояли под его стенами, а в августе 70 года ворвались внутрь и разрушили в городе всё, включая Храм.

По данным иудейского историка Иосифа Флавия, за месяцы осады погибло более миллиона иерусалимлян — не только от военных действий, но и от голода, и от болезней.

Христиане же, исполнив волю Господа, избежали гибели. Они сохранили не только жизнь, но и само христианство.

Пример того, как нужно относиться к опасностям, показал нам Сам Господь.

Страха у Него не было никогда и ни перед чем; вспомним, как безмятежно Он спал на возглавии лодки во время бури; как постоянно ободрял апостолов, говоря им: «Не бойтесь!»; как мужественно держался перед первосвященниками и Пилатом. И, тем не менее, в некоторых ситуациях Он явно предпочитал обходить опасность стороной, а не героически преодолевать ее. Почему?

Потому, что Христос пришел на землю не совершать подвиги, более или менее мелочные, и не побеждать врагов, более или менее ничтожных. Он пришел совершить один-единственный Подвиг – отдать Свою человеческую жизнь ради вечного спасения многих. Он явился победить одного врага – сатану, подчинившего весь человеческий род греху и смерти. И Он не собирался размениваться на мелочи.

И перед Своими учениками Христос не ставил задачу, что называется, «в упор не замечать» никакой опасности. Наоборот, Он призывал их к бдительности и предупреждал, что в «дни отмщения», уготованные Богом для неисправимых грешников, христиане должны отойти в сторону и переждать это грозное время вдали.

Избежать смерти можно. Но мало кому это удается…Побег апостола Павла из Дамаска. Англия, 1160–1180. Пластина реликвария. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Очевидно, Господь не ждет от нас какой-то непомерной отваги (которая часто бывает сопряжена с непомерной гордостью) и не хочет, чтобы мы бездумно рисковали, как бы вынуждая Его вмешиваться в ситуацию и выручать нас, когда мы по глупости попадем в беду.

Такое наше поведение было бы очень похоже на искушение, предложенное Христу сатаной в пустыне: если Ты Сын Божий, бросься вниз [с отвесной стены храма], ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя. Иисус на это, как вы помните, отвечал: написано также: не искушай Господа Бога Твоего (Ср.: Мф 4: 6, 7).

Христос хочет, чтобы мы действовали разумно, добросовестно исполняя то, что Он нам поручил, и не делая того, чего Он не поручал.

Уйти красиво: почему о своей смерти необходимо говорить при жизни

Мы все умрем, и это совершенно естественно. Но даже думать о смерти нам мучительно, так что мы лишний раз стараемся этого не делать.

И когда неизбежно сталкиваемся с ней, оказываемся совершенно не готовы: начинаем принимать необдуманные решения, делаем больно и без того страдающим близким, усугубляя их и собственные психологические травмы — а потом долго пытаемся их залечить.

Но можно этого избежать, если, набравшись мужества, принять смертность — свою и своих близких, считает создатель компании Death Over Dinner Майкл Хебб, организующей ужины, на которых члены семей могут обсуждать свой уход из жизни.

В книге  «Поговорим о смерти за ужином» он объясняет, как правильно поднять смерть с близкими и какие решения нужно принять до того, как она нагрянет. Reminder публикует отрывок из нее.

Избежать смерти можно. Но мало кому это удается…

Я нахожу очаровательным то, как человечество тратит столько денег, времени и энергии на самосовершенствование. Мы постоянно стремимся быть лучше и улучшать жизнь вокруг, ходим на сеансы психотерапии и курсы по медитации, садимся на диеты, записываемся на кроссфит и учимся грамотно распоряжаться бюджетом.

Мы — культура, одержимая трансформацией, и в то же время мы не способны признать, что любая трансформация предполагает смерть и возрождение. Примеров сколько угодно, даже в самой природе: так осень, умирая, превращается в зиму, а зима становится весной.

При всех наших благородных устремлениях, мы не в состоянии спокойно упомянуть смерть в разговоре. И это притом, что наша смертность и есть точка опоры всех личностных трансформаций. Нам совершенно не приходит в голову улучшить условия нашего умирания.

Читайте также:  5 самых вредных новогодних привычек

О нет, эта часть жизни почему-то не относится к тотальному стремлению все усовершенствовать. Хочу подчеркнуть, как много оттенков у смерти: это и потеря любимого человека, и смирение с тем, что все мы смертны, и сладость, и трагедия появления новой жизни.

А еще маленькие смерти внутри нас самих: те вещи, воспоминания и принципы, которые должны умереть, чтобы мы повзрослели и обрели подлинное «я». Сама модель восприятия смерти в наше время нарушена. 

Что далеко ходить, посмотрите на слова, которыми мы пользуемся, говоря об этом (точнее на слова, которых мы избегаем!).

Чайна Ву, преподаватель и специалист по скорби, рассказывает, что друзья постоянно призывают ее не упоминать слово «смерть» во время консультаций, а вместо этого говорить эвфемизмами «скончался» или «отправился на небеса».

В ответ Чайна говорит им, что если она не произнесет слова «смерть» и «умирание», то кто же еще это сделает.

Она выросла в Гонконге и ощущает, что западные люди испытывают особый дискомфорт при разговорах о смерти, что дело в западной медицине: она склонна считать, что может победить смерть.

Язык во многом отражает вот это подспудное «если я этого не скажу, то этого и не случится; контроль в моих руках».  Мы будто герои боевика, сражающиеся со злым врагом, и все зрители понимают, что хороший парень в конце победит. Мы — люди дела.

Мы — спасители. И если мы вступим в схватку со смертью, то выйдем победителями.

Конечно, это миф. И чем упорнее мы его поддерживаем, тем больше теряем как вид. Откровенно говоря, мы немного запутались во всем, что касается смерти.

С одной стороны, она окружает нас: мы прилипаем к экранам, увлекаясь мрачными драмами, сбрасываем скорость авто, потому что в голове засела маниакальная мысль о ДТП. Но говорить об этом друг с другом? Честно и открыто? О, забудьте.

Из-за этого противоречия мы теряем шанс на связь, общение, исцеление, на всю полноту жизни и умение ее ценить.

Но эти вещи становятся доступными, когда принимаешь мысль о смертности. Я познал это и в теории, и на практике. Когда я родился, моему отцу было уже семьдесят два года, и еще в начальной школе я понял, что с ним что-то не так. Однажды мы ехали в машине.

Помню ощущение счастья оттого, что мы вдвоем, только папа и я. Казалось, от него исходил медовый свет, в улыбке его мне виделся океан спокойной мудрости, а его присутствие наполняло меня неземной теплотой.

Мы ехали по дороге  как-то странно, однако мне было всего восемь, и я не сразу понял, в чем дело. И только когда проезжавший мимо байкер в бешенстве вскинул кулак, я осознал, что мы едем не по своей полосе.

Отец направил старый «Мерседес» в сторону от автострады, на одну из многочисленных велосипедных дорожек ранчо Блэк-Батт, в лес, предназначенный только для велосипедов. Остальные машины отстали по меньшей мере на полмили.

Тот день был словно скачок записи, резкая пауза, которая переросла в скрежет иглы по краю пластинки. В разуме моего отца произошел тот самый сбой, который мы, американцы, называем «тридцатишестичасовым днем». Он также известен как болезнь Альцгеймера. 

В следующие пять лет отца я почти не видел.

Почему? Все сложные и запутанные причины можно свести к одной очень простой культурной истине: здесь, в Соединенных Штатах (да и на Западе вообще), мы не знаем, как говорить о болезни и смерти друг с другом и особенно — с маленькими детьми.

Точнее сказать, мы забыли, как это делать. И если выйти за рамки всего одной, только моей истории, если посмотреть на общекультурное отрицание смерти и наши скудные навыки обсуждения смертельных болезней и потерь, то ущерб так велик, что оценить его невозможно.

Прежде всего, ущерб, который мы способны понять, оценивается на материальном уровне. Исследование Школы медицины Маунт-Синай выявило, что 43% участников программы медицинского страхования доплачивают из своего кармана на предсмертный уход.

Расходы на медицинские услуги — главная причина банкротства в Америке, при этом траты на уход в конце жизни, особенно на больничные расходы, лидируют. И, хотя приблизительно 80% американцев хотят умереть дома, только 20% из них это удается.

Более половины не получают того, что хотят и на что имеют право, а немногие счастливчики дорого платят за это до смерти. Семьи разоряются безо всякой причины: большинство умирающих даже не хотят дорогостоящих, экстремальных мер по продлению жизни, однако они не поговорили со своими семьями заранее.

Ведь никто и не спрашивал! В подавляющем большинстве случаев этого не делают ни врачи, ни члены семьи. В итоге мы предоставляем лечение и уход, никоим образом не согласованные с желаниями пациентов, и приносим страдания. 

Но стоит только задать несколько вопросов и направить наши усилия на то, что важно для больного, — результат ошеломительный.

Ряд исследований показал, что ситуация улучшается, если пациент обсуждает свои планы по уходу и паллиативному лечению с врачом.

Больные страдают меньше, в течение долгого времени сохраняют физическую и социальную активность, а члены их семьи менее подвержены депрессии. Да, они раньше отправляются в хоспис, но в целом живут дольше.

Cама смерть тоже обходится чертовски дорого. Череда скорбящих стекается в похоронное бюро без подготовки, не обдумав и не обсудив все заранее. Люди берут то, что им предлагают похоронные служащие, и, ослепленные горем, тратят много денег из чувства долга, чего совсем не хотели бы их усопшие близкие.

Эмоциональные потери подсчитать сложнее, но они не менее разрушительны. На тринадцатом году жизни, на Хэллоуин, я узнал, что мой отец умер. В тот вечер мы с друзьями отправились ходить по домам и просить конфеты, и никому из них я не рассказал о том, что произошло.

Моя мать не знала, как говорить о болезни отца, о своих эмоциях, как дать нам прочувствовать собственную боль. Так что мы не упоминали об отце, и в результате вообще практически не разговаривали.

Неспособный поделиться горем со сверстниками, я ощущал смятение, горе и был совершенно одинок.

Подавленное желание говорить оказывает на психику то же влияние, что и скрываемая тайна. Боль просыпалась даже оттого, что я был в одной комнате с другими членами семьи, так что мы избегали друг друга.

Недавнее исследование, проведенное Национальными институтами здравоохранения США (NIH), подтверждает этот «эффект криптонита»: каждый раз, когда вы думаете о глубоко запрятанном секрете, уровень гормонов стресса, таких как кортизол, повышается, влияя на память, давление и метаболизм.

Хронически высокий уровень кортизола становится причиной множества болезней, включая повышенное артериальное давление и тревожное расстройство. В семье мы не говорили о том, что нас действительно волновало, так что самым здоровым решением казалось держаться подальше друг от друга.

Чайне Ву было чуть за двадцать, когда она потеряла обоих родителей с разницей в три месяца. В этот момент ее карьера модели была на подъеме, так что она с головой окунулась в работу в Штатах, отдалившись от семьи, оставшейся на родине. Это усугубило депрессию, однако Чайна никому не говорила о том, что с ней происходит.

Лишь оказавшись в колледже несколько лет спустя она столкнулась со своим горем лицом к лицу.

Она обратилась в студенческую поликлинику по поводу какого-то мелкого заболевания, и медсестра задала несколько вопросов о семье, а когда Чайна рассказала, та не выдержала: «Боже мой, какой кошмар! Да как же ты справляешься с этим?» «Тогда я впервые услышала, что у меня посттравматическое стрессовое расстройство», — говорит Чайна. 

Я уверен: нам нужно двигаться вперед, нужно встретить мысль о смерти вместе, как сообщество, а не как кучка замкнутых индивидуалистов.

Недопустимо вспоминать о том, что все сущее смертно, лишь на похоронах, в больницах и в конторах нотариусов.

Когда вы напуганы, подавлены, тонете в горе, то не можете искренне и глубоко говорить о смерти. Это должно происходить в обстановке комфорта и спокойствия.

И, если повести этот «тяжелый разговор» должным образом, он может освободить или даже на глубинном уровне изменить вас.

Такие разговоры сближают, напоминают нам о человечности и о действительно важных вещах. От таких бесед мы становимся сильнее, мудрее и смелее. Они готовят нас к тем разговорам, которые неизбежно состоятся в минуту настоящего кризиса.

Исследования говорят совершенно однозначно: честные беседы с семьей, докторами и опекунами о том, какой вы хотите видеть свою смерть, обеспечивают лучший уход, провоцируют меньше страданий и в итоге даже продлевают жизнь. Более того, имея возможность открыто говорить о смерти, мы стали чаще смеяться!

Если не говорить о том, чего хочешь, гарантированно не получишь этого. Представьте на минуту последние дни и мгновения вашей жизни. Кто окружает вас? Вы в больнице? Будут ли похороны, и если да, то какая музыка там играет и кто произносит надгробную речь? Как близкие поступают с вашим телом? Какими вы хотите, чтобы вас запомнили?

Озвученные желания — это много больше, чем просто возможность почтить память. Это душевное спокойствие, которое позволит родным и близким должным образом оплакать вас, не тяготясь сомнениями и виной.

Моя подруга Люси, вдова, которая закончила и опубликовала мемуары своего мужа Пола Каланити «Когда дыхание растворяется в воздухе.

Иногда судьбе все равно, что ты врач» недавно сказала, что для нее беседы с мужем о его предстоящей смерти были словно вторая свадебная клятва: священный обмен, сокровенная тайна, обещание следовать и почитать.

Великий психолог Элизабет Кюблер-Росс однажды сказала: «Те, кто ввел табу на упоминание смерти, частично ответственны за людей, ведущих пустое, бесцельное существование. Ведь если кажется, что будешь жить вечно, легко откладывать на завтра то, что тебе предназначено сделать».

Читайте также:  Есть ли польза от горчичников?

Говорить о том, что мы и наши близкие смертны, — значит говорить о самой жизни, потому что смерть — это великое зеркало, и разговоры о ней не должны быть ни пугающими ни болезненными.

Как язвительно заметил мой соотечественник с Северо-Запада Майкл Мид, «для человека полностью реализоваться в жизни — значит отправиться к вратам смерти, обретя свое истинное «я».

Если мы возьмем на себя ответственность за собственную жизнь и смерть, то избавим близких от нерешительности и суеты, неизбежно связанной с уходом кого-то из жизни.

Книга предоставлена издательством «Бомбра». Приобрести ее можно здесь.

Предвестники смерти или встречи со Смертью не избежать

Свидание со Смертью отменить нельзя

«Встреча в Самаре»

Багдадский торговец отправил своего слугу на рынок чтобы тот купил еды. Когда слуга подбирал товар, он почувствовал, что кто-то прикоснулся к его руке и, оглянувшись, увидел белолицую женщину. Это была Смерть. Она показывала на него.

В испуге, слуга прибежал к хозяину и сказал, что Смерть манила его. Он стал умолять дать ему коня, чтобы ускакать из города и добраться до Самары, убежав таким образом от Смерти. Хозяин дал ему лошадь, и слуга помчался из города и от судьбы.

После торговец пошел на рынок и тоже увидел Смерть. Он спросил ее, зачем она так напугала его слугу. Но Смерть ответила, что она не пугала его, она была просто удивлена. Она не понимала, что слуга делает в Багдаде, если она ему назначила встречу в Самаре.

Такая история описана в пьесе Сомерсета Моэма «Шеппи», она же дала заголовок первому роману Джона О’Хара «Встреча в Самаре».

Немногие из нас знают о том, когда Смерть назначила нам «встречу в Самаре», но информацию о неминуемой смерти кого-то другого мы часто получаем во снах и видениях.

В некоторых случаях, к предстоящей кончине относятся спокойно и бесстрастно. В других случаях испуганный человек стремится сделать все возможное и невозможное, чтобы избежать смерти.

Как и в рассказе о встрече в Самаре, человек, которому приснилось, что он или кто-то из его близких скоро умрет, часто пытается что-то предпринять, чтобы появилась возможность изменить судьбу.

Если в пророчестве сказано, что он умрет в определенной стране, то ни за что не поедет в эту страну. Если увидав сцену авиакатастрофы, никогда не будет путешествовать самолетом.

Но все же обстоятельства складываются таким образом, чтобы встреча со Смертью состоялась.

Дальше мы рассмотрим ситуации, особенность которых состоит в том, что человек старается переставить фигуры на шахматной доске, но они по своей воле встают именно на те клетки, которые он пытается избежать.

Как в случае человек, которому была назначена «встреча в Самаре», принужден был вести себя весьма странным образом, чтобы сбылось то, чему суждено было сбыться, — как будто им управляла невидимая сила, которая направляла его к тому самому месту, где ждет его Смерть.

«Ты умрешь в 26 лет»

«Ты потеряешь отца через год в этот самый день. Ты будешь солдатом, но недолго. Ты женишься молодым, у тебя будет двое детей, и ты умрешь в 26 лет».

Оставалось жить всего 7 лет! Молодой 19-и летний француз смотрел на парапсихолога с тревогой, но лицо мадемуазель Ленорман, некроманки, оставалось бесстрастным. Она читала будущее, как книгу. Сейчас было 26 декабря 1879 года. Он проживет до 1886-го, и не более.

Отец молодого человека скончался 27 декабря 1880 года. Как и предсказала гадалка, он вступил в армию, но вышел в отставку всего через 7 месяцев. В скором времени он встретил девушку и они поженились. Когда приближалась 26-я годовщина со дня его рождения, у него было двое детей. Можно ли избежать смерти?

Молодой человек пришел за консультацией к известному психологу доктору Либо 7 января 1886 года. Правда ли, что ему оставалось жить всего месяц? Доктор рассмеялся. Это же полнейший предрассудок! Парень выглядел здоровым, полным сил. У него впереди долгая жизнь. Он должен гнать страх из своей головы.

Доктор введя юношу в гипнотический транс, внушил ему, что тот проживет еще 47 лет. Казалось, это подействовало. Прошел день рождения, прошло еще некоторое время, а он был все еще жив. Гадалка ошиблась. Он проживет еще по крайней мере 47 лет. Так сказал доктор.

Но 30 сентября 1886 года молодой человек, которому по-прежнему было 26 лет, скоропостижно скончался от перитонита. Несмотря на все предосторожности, встреча со Смертью состоялась.

«Я обману призрака»

Молодой человек, о котором говорилось выше, был в буквальном смысле «напуган до смерти». Несмотря на внушение, сделанное доктором, в глубине души он, скорей всего, боялся смерти. Не секрет, что страх смерти в основном сильнее, чем воля к жизни.

С лордом Литлтоном, жившем в XVIII столетии, произошел случай вовсе иного свойства. Во сне он увидал собственную смерть, но отнесся к этому легкомысленно. Ему приснился сон, что к нему в комнату залетела птица, обернувшаяся женщиной, одетой в белое. Она наказала ему готовиться к смерти.

— Надеюсь, что это случится не скоро? — сказал он. — Не через два же месяца?

— Нет, через три дня.

Через два дня лорд рассказывал своей подруге о сне. Она выглядела встревоженной, но он смеялся и говорил: «Я прожил два дня и, даст Бог, переживу еще один».

Следующим утром он проснулся с отличным самочувствием и сказал друзьям, что «обманет призрака». Весь день был необыкновенно весел, а перед сном приказал слуге, чтобы тот к завтраку приготовил вкусные булочки.

Литлтон собирался прожить четвертый день, а также много последующих.В четверть первого лорд посмотрел на часы, победоносно улыбнулся и сказал слуге: «Эта таинственная леди — плохая пророчица, как я погляжу».

Слуга пошел приготовить стакан тоника, а вернувшись, застал хозяина лежащим на кровати мертвый.

Уолтер Франклин Принс комментирует этот случай в книге «Знаменитые свидетели психических происшествий»: «Возникает вопрос: была ли смерть лорда Литлтона следствием самовнушения. Это кажется невероятным, судя по его реакции на предсказание». Несмотря на намерение лорда Литлтона «обмануть призрак», встреча со Смертью произошла точно через три дня.

«Я увидел тело и понял, оно принадлежит мне»

Порой человеку угрожает смерть в результате несчастного случая. Тогда он делает все возможное, чтобы не попасть в соответствующую ситуацию.Одному шотландцу приснился сон: он увидел толпу на берегу озера.

Из воды извлекли тело, он присмотрелся и с ужасом осознал, что это его тело. Он проснулся, дрожа от страха, поскольку это был один из тех очень живых снов, когда кажется, что все происходило на самом деле.

Он тут же начал размышлять, как избежать смерти.

Днем выяснилось, что ему по долгу службы следует переплыть с коллегами на гребной шлюпке озеро и на другом берегу встретиться с еще одной группой. День выдался спокойный, и ничто не предвещало беды.

Он решил, однако, принять кое-какие меры предосторожности: доплывет на шлюпке до противоположного берега, а остальную часть пути пройдет по суше, в то время как его партнеры будут двигаться дальше по воде.Его без происшествий переправили на другой берег. Выйдя из лодки, он с облегчением вздохнул, решив, что опасность миновала.

Дойдя до условленного места, он обнаружил, что коллеги еще не прибыли. Стоя на выступе, он смотрел на приближающуюся лодку. Неожиданно выступ,

подточенный водой, обрушился, мужчина упал в воду и утонул, прежде чем подоспела помощь.

Часто человек полагает, что роковой момент миновал. Но как только он расслабится, Смерть подступает к нему вплотную.

Жертва фейерверка

Роберт Моррис увидел сон, из которого отчетливо следовало, что он погибнет во время фейерверка, устроенного иностранным судном. Все же он рассчитывал перехитрить белолицую леди, приняв все возможные меры предосторожности во время фейерверка.

Этот случай описывается в биографии его сына Роберта Морриса младшего, финансиста из Америки, жившего в XVIII столетии, одного из разработчиков конституции США.

Роберт-старший, агент ливерпульской корабельной компании, ожидал прибытия судна «Ливерпуль» в Оксфорд, Мериленд.

За ночь до назначенного дня он увидел вещий сон, в котором он получил смертельную рану во время праздничного фейерверка.

https://www.youtube.com/watch?v=dqbVJ-qDqAI

У Морриса было неспокойно на душе, и он решил, что самым лучшим будет — не принимать участия в этом мероприятии. Капитан «Ливерпуля» Мэтьюс не принял всерьез отказ Морриса, на что тот сказал: «Называйте это предрассудком, если хотите, но наша семья обладает даром, а может, проклятьем, предчувствовать надвигающуюся смерть».

Капитан наконец успокоил Морриса, сказав, что фейерверка не будет, и Моррис неохотно согласился присоединиться к празднику. Но позднее капитан заметил, что команда расстроена тем что отменили фейерверк. Тогда Моррис сказал: «Хорошо, только не начинайте стрелять, пока я или кто-то еще не отдаст сигнал».

Капитан Мэтьюс решил вместе с Моррисом сойти на берег и подать сигнал, когда они отойдут на безопасное расстояние. Капитан приказал канонирам не стрелять, пока он не поднимет руку.

Прежде чем их лодка отошла на безопасное расстояние, на нос капитану села муха. Капитан взмахнул рукой, отгоняя ее, канониры, посчитали, что это и есть сигнал, выстрелили. Осколок одного из снарядов попал в плечо Моррису, раздробив кость. Возникло заражение, и через несколько дней Моррис умер.

Та бесчувственная сущность, посылающая вещий сон обреченному человеку, достаточно осторожна и опускает детали, которые помогли бы предотвратить трагедию. Если бы Моррис увидел, как все должно произойти на самом деле, включая муху, он был бы осторожнее. А так он видел только сам факт смерти — снаряд, которым он был смертельно ранен.

Удар железным оружием

Порой встреча со Смертью назначается любимому родственнику. Пророчества являются сестре или брату, отцу или матери, и те делают все, что в их силах, чтобы не подпустить близко белолицую леди.

Читайте также:  Витамины в мундире: чем полезна картошка

Морис Метерлинк пишет о молодом механике, который увидел сон, что он пришел домой в пять тридцать вечера и увидел, как его маленькую племянницу переехала машина. Он рассказал семье об увиденном во сне, были приняты меры предосторожности, и за ребенком смотрели день и ночь.

Но спустя несколько дней, точно в пять тридцать, девочка погибла в дорожном происшествии, так, как это и случилось во сне.

Царь древней Лидии Крез увидел сон о гибели своего сына и проснувшись, был полон решимости отвратить беду. Геродот пишет, что Крез, который уже заплатил за преступление своего предка, убившего прежнего царя Лидии, был наказан смертью сына, так как, «возможно, Бог был зол на него за то, что он считал себя счастливейшим из людей».

Крезу видел во сне, что его сын Атис будет убит ударом железного оружия. Царь души не чаял в своем сыне и решил во что бы то ни стало спасти его. Во-первых, он женил сына, посчитав, что жена отвлечет его от опасных мероприятий. После освободил Атиса от командования лидийскими солдатами, так как на войне он легко мог быть убит железным оружием.

Предусмотрительный Крез собрал все оружие, находящееся во дворце, и сложил его на женской половине, опасаясь, что какой-либо из дротиков или копий, висевших на стенах, может случайно упасть и убить Атиса.

Какое-то время Атис наслаждался ласками своей юной жены, но потом захотел отправиться на охоту на кабана, обитавшего неподалеку от горы Олимп. Это прожорливое животное уничтожало урожай и было таким свирепым, что никто не отваживался убить его. По словам Геродота, «неудачливые охотники получали больше ран, нежели сами могли нанести».

Мизийцы, на чьей территории обитал кабан, попросили у Креза помощи, посоветовав послать сына с отрядом воинов и собаками. Но Крез отказал им, сказав, что юноша слишком занят со своей молодой женой, но что он пошлет других людей.

Атис был крепкий и гордый юноша, и он настаивал на участии в охоте. Царь не разрешал, но сын заметил, что тогда его перестанут уважать подданные, не говоря об обожаемой жене. Крез был вынужден рассказать про свой сон, на что Атис возразил, что у кабана нет рук, и он не может нанести ему рану железным оружием.

Крез с неохотой согласился, но все же решил перестраховаться. В тот момент к царю пришел некто Адраст, фригиец, который, случайно убив своего брата, бежал из своей страны и теперь попросил у лидийского властителя убежища. Крез принял его и решил воспользоваться его услугами. Он повелел Адрасту ни на шаг не отходить от Атиса и охранять его от всяких опасностей.

Крез и не подозревал, что сам готовит убийство сына. Когда отряд охотников выследил кабана, взметнулся град копий. Копье фригийца не попало в цель, но смертельно ранило Атиса.

Здесь мы опять сталкиваемся с ситуацией, когда во сне фигурирует «железное оружие», но опущены детали надвигающейся трагедии. Почему Крезу не дали понять, что Адраст может быть причиной гибели сына? Возможно, Атис был обречен, и Крез не только не был в состоянии предотвратить волю рока, но и принужден был неосознанно приблизить трагический исход.

Крезу все же надо было хорошенько подумать, прежде чем назначать в телохранители сыну человека, убившего своего брата по неосторожности. В любом случае белолицая дама получила свою жертву.

Николай Непомнящий

ред. shtorm777.ru

15 фактов о смерти, которые ты вряд ли захочешь узнать

Смерть — это самая большая загадка человечества.

В будущем мы сможем покорить скорость света, строить огромные сферы Дайсона, которые будут снабжать энергией сотни миллиардов людей, вылечим все болезни, но, скорее всего, так и не познаем того, что находится за той чертой, откуда никто не возвращается.

Да, возможно, мы даже изобретём что-то вроде эликсира бессмертия, но даже он не защитит, к примеру, от дезинтеграции, то есть разложения на атомы или от другого вида смерти, где не поможет быстрая регенерация.

Люди боятся смерти, и это нормально.

Из-за страха смерти мы предпочитаем обходить эту тему стороной и хотим знать о ней как можно меньше. Сегодня мы расскажем об этом явлении то, что ты вряд ли бы загуглил не только из страха, но и из-за отвратительности некоторых связанных с ним вещей.

1. Обезглавливание — не самая гуманная смерть

Раньше считалось, что гильотина — чуть ли не самая гуманная участь для преступника, ведь она быстро отсекает голову от тела, из-за чего от сильного шока мозг мгновенно отключается. Но позже исследователи выяснили, что голова остаётся в бессознательном состоянии ещё в течение 20 секунд, которые для умирающего мозга могут превратиться в целую вечность. Хотя это спорное утверждение, ведь учёные до сих пор не знают, как умирающий мозг воспринимает реальность.

Факты про обезглавливание, которые начисто срывают «крышу»

2. После смерти тело начинает переваривать себя

Если точнее, то не тело, а ферменты и бактерии. В течение трёх дней после смерти ферменты пищеварительной системы начинают разрушать поджелудочную железу, кишечник и другие части ЖКТ, а потом за дело берутся бактерии, некогда представлявшие собой микрофлору желудка и кишечника. Они, лишившись основной работы, принимаются за тело своего бывшего хозяина.

Считается, что, когда человек находится в предсмертной агонии, его органы начинают отключаться друг за другом. И последним из органов чувств, которые выходят из строя, является слух. Возможно, умирающий, находясь в бессознательном состоянии, слышит, как его пытаются реанимировать.

4. Никто не умирает от старости

Когда говорят, мол, человек умер от старости, это обычно обозначает, что тот умер легко и не мучаясь, ведь он прожил столько, сколько ему было отмерено.

На деле же люди умирают от болезней, вызванных возрастными изменениями. Как правило, пожилые люди чаще всего умирают от ишемической болезни сердца или инсульта.

Так что все эти «он/она просто умер/умерла тихо и мирно в своей постели во сне от старости» — это просто успокоение для родственников.

Люди, которые фальсифицировали свою смерть

5. Трупы превращаются в воздушные шары

Выше мы уже сказали, что бактерии после смерти человека остаются живыми и начинают перерабатывать внутренние органы, прежде всего желудок и кишечник, выделяя при этом едкие пахучие газы, продукты их жизнедеятельности, из-за которых тело всё сильнее раздувает. Если это утопленник, то из-за того, что в воде тело разлагается в четыре раза быстрее, брюшную полость может даже порвать от скопившихся внутри газов.

6. Пальцы становятся более жуткими

После смерти кожа вокруг пальцев рук и ног разрушается, сохнет и сжимается. Из-за этого пальцы становятся похожими на то, какими их обычно изображают у той самой Смерти с косой, а также кажется, будто у покойника вырастают ногти.

И вовсе не скальпелем или чем-то подобным, а своим почерком. Согласно отчёту Института медицины Национальной академии наук, опубликованному в 2006 году, только за один год и только в США из-за небрежного почерка врачей, из которого сложно понять сокращение названий лекарств и правильную дозировку, умерло более семи тысяч человек, а пострадало — более полутора миллионов.

8. После смерти глазные яблоки становятся плоскими

Это можно сравнить с пожухлым виноградом, который, оставаясь на солнце, сжимается всё сильнее и сильнее. Для того чтобы труп, лежащий в открытом гробу, не пугал прощающихся впалыми веками, ритуальные агентства часто помещают под веки выпуклые накладки, воссоздающие форму глазных яблок.

9. Ты можешь умереть даже от воды

Самая простая очищенная вода может тебя убить, если ты превысишь дозировку, которая составляет 30–40 граммов на килограмм веса. В среднем принято считать, что человеку необходимо потреблять 2,5 литра воды в день — это с учётом той жидкости, которая содержится в пище. А если эту норму многократно превысить, то есть риск получить гипонатриемию — состояние, когда концентрация ионов натрия в плазме крови падает до критического уровня.

Это вызывает сердечную недостаточность, низкий уровень секреции гормонов, цирроз печени и нефроз. В 2007 году одна женщина выпила шесть литров воды за три часа в конкурсе, призом в котором была приставка Nintendo Wii. После превышения максимального порога её начало рвать, а через несколько часов она умерла.

10. При определённых обстоятельствах на теле появляется жировоск

Жировоск — это трупный воск или жир, напоминающий мыло, в которое иногда превращаются трупы, находящиеся во влажной среде или там, где недостаточно воздуха или его вообще нет, а также в текущей воде. Это происходит из-за анаэробного бактериального гидролиза. Труп при обрастании жировоском, в отличие от обычного разложения, сохраняет внешние формы тела и волосы.

В фильмах, даже когда показывают голых давно умерших людей, поверхность под ними совершенно чистая. Но на самом деле, когда мозг умирает, отключается и та его часть, которая регулирует непроизвольные функции, одними из которых является контроль мышц, удерживающих сфинктер закрытым. Поэтому через какое-то время после смерти сфинктер так ослабляется, что происходит выход из тела мочи и кала.

12. Умершие женщины ещё могут родить

Это называется посмертным выдавливанием плода, и оно происходит тогда, когда в брюшной области мёртвой беременной женщины накапливаются газы, которые выталкивают плод из организма через естественные пути.

13. Тело может ещё какое-то время дёргаться

Опять же, в фильмах это практически никогда не показывается, но у трупа в течение 12 часов могут возникать посмертные спазмы, которые могут проявляться в виде сокращения мышц, вызывая рефлекторные действия, съёживание кожи, подёргивание век и так далее. И это могут быть как малозаметные движения, так и достаточно мощные, как если бы живого человека ударили по локтю или под коленкой.

14. Трупы могут стонать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *