Более 60% родителей переживают стресс из-за того, что ребенок пошел в школу

Понятное дело, что есть те, кто сдает ребенка в сад с плохо скрываемым ликованием и не вспоминает о чаде до самого вечера (мы вас прекрасно понимаем и не осуждаем!), но ведь есть и те родители, которым вынужденная разлука с ребенком дается непросто и становится дополнительным поводом для тревог, переживаний и страхов.

Справляться с родительской тревогой из-за сада можно теми же методами, что с детской — утверждает клинический психолог Ильзе ДиМарко.

Чтобы это доказать, ДиМарко проконсультировалась с другим психологом, специалисткой по детским истерикам Ребеккой Хершберг и узнала, что та рекомендует детям, которые сильно переживают из-за разлуки с родителями, а потом «перевела» ее инструкции, чтобы они были доступны и взрослым тоже. Вот, что у нее получилось.

Более 60% родителей переживают стресс из-за того, что ребенок пошел в школу Используйте осознанность, чтобы управлять тревогой. Хершберг рекомендует тревожным детям развивать осознанность: «Я говорю детям, что тревога — настолько неприятное чувство, что заставляет нас хотеть как можно скорее от нее избавиться. Но на самом деле лучший способ с ней справиться — это осознанно ее пережить, как морскую волну. Помните, что тревога — это всего лишь чувство, и оно пройдет».

Рекомендация для взрослых: используйте осознанность, чтобы принять тревогу и нехватку контроля. Нам нужно принять тот факт, что мы будем переживать за наших детей, пока они в саду или школе, и мы очень мало можем повлиять на то, что там с ними будет происходить.

Осознанный подход к нашим переживанием заключается в том, что мы позволяем им проходить через нас, и является лучшим способом с ними справиться. Если мы изо всех сил пытаемся контролировать свою тревогу и/или опыт наших детей, то в итоге мы просто переживаем и беспокоимся еще сильнее.

Более 60% родителей переживают стресс из-за того, что ребенок пошел в школу Помните о том, что дети считывают ваши эмоции. По словам Хершберг, дети, тяжело переживающие расставание с родителями, делают это потому, что чувствуют тревогу родителей. Это означает, что «родители должны донести детям, что они в безопасности. Конечно, об этом можно говорить напрямую, но еще это надо доносить при помощи своего спокойствия и уверенности, которые читаются через невербальные сигналы: тон голоса и язык тела».

Рекомендация для взрослых: считывайте эмоции детей. Обращайте внимание не только на то, что ваши дети говорят (или не говорят) вам после возвращения из сада, а в целом на их состояние и настрой. Если по утрам ваши дети выглядят радостными и энергичными, расценивайте это как знак того, что им нравится в саду или школе, а значит, и переживать не о чем.

 Поддерживайте связь друг с другом даже на расстоянии. Доктор Хершберг рекомендует родителям поддерживать связь со своими детьми, даже когда их нет рядом: например, вкладывать им в рюкзак записку с добрыми словами или маленькую игрушку или сувенир, который напомнит о доме. Еще хорошо работает идея стать в чем-то «близнецами»: надеть с утра одежду одного цвета или сделать одинаковые переводные татуировки, которые целый день будут напоминать родителю и ребенку друг о друге.

Рекомендация для взрослых: сделайте то, что можете, чтобы подчеркнуть свою связь с ребенком. Эту рекомендацию ДиМарко испробовала на себе: «Я не верила, что этот метод поможет взрослым, но я решила попробовать.

Однажды утром мы с детьми вышли из дома, все одетые в футболки из колледжа моей племянницы. А еще я присоединила к своей сумке ремешок, который мои сыновья для меня смастерили.

Эти действия пробудили во мне чувства любви и тепла, отличное противоядие от тревоги, которую я ощущала».

Более 60% родителей переживают стресс из-за того, что ребенок пошел в школу Помните, что их переживания не обязательно должны становиться вашими переживаниями. Хершберг призывает родителей отделять свои эмоции от переживаний своих детей. Просто потому, что ваши дети страдают, не значит, что вы должны страдать тоже, — отмечает психолог.

Рекомендация для взрослых: помните, что ваше беспокойство не должно становиться беспокойством ваших детей.

Родители могут переживать по самым разным поводам: как ребенок впишется в коллектив, как справится с учебой, будет ли он есть и спать.

Однако не исключено, что детей все эти вопросы совершенно не заботят — и это значит, что тревога родителей не должна превращаться в тревогу детей.

Более 60% родителей переживают стресс из-за того, что ребенок пошел в школу Не увлекайтесь переубеждениями. Согласно Хершберг, дети, тревожащиеся из-за разлуки с родителями, часто нуждаются в постоянных убеждениях в том, что все будет хорошо. Однако психолог рекомендует родителям не подпитывать эту жажду переубеждения: «Вы думаете, что это поможет, но они будут просить еще и еще». Вместо этого Хершберг рекомендует валидировать переживания ребенка и поддерживать его, например: «Я вижу, что ты сейчас переживаешь, и я знаю, что ты справишься с этим чувством».

Рекомендация для взрослых: перестаньте выкачивать из своих детей информацию. Перестаньте ежедневно пытать своих детей на тему того, как прошел их день. Это не только не помогает вам справиться с тревогой, но еще и раздражает детей. Вместо этого расслабьтесь, убедитесь, что ребенок чувствует себя хорошо и спокойно, и проживите свою тревогу самостоятельно.

И дети, и родители испытывают самые разные чувства, когда приходит пора идти в сад, в школу и на работу. Нет ничего страшного в том, чтобы тревожиться за своих детей и переживать разлуку с ними — главное, напоминать себе, что это всего лишь чувство, которое обязательно пройдет, и не «инфицировать» детей своими переживаниями.

Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?

Поступление ребёнка в первый класс – неизбежный для каждой семьи и достаточно критический момент, который нарушает привычный ход вещей и заставляет всю семью приспосабливаться к новым условиям, утверждают психологи.

Для разных семей он проходит по-разному, но это всегда непросто. Большинство первоклассников поступают в школу из детского сада, где был очень спокойный режим – с ними играли в игры, водили на прогулки, они спали днём.

А в школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом режиме нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, и к ним начнёт применяться новая система требований, к которой они не привыкли.

Кроме этого, маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место.

Опыт родителей, практических психологов и школьных учителей показывает, что не все дети готовы к этому. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, социальная адаптация оказывается очень трудна, в основном из-за того, что личность ребёнка, способная слышать, понимать и подчиняться школьному режиму, нормам поведения и обязанностям, ещё не сформировалась.

Именно поэтому многие первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

И, конечно же, начинают часто болеть. В первые недели и месяцы школьного обучения особенно часты жалобы детей на усталость, головную боль, они становятся раздражительными, капризными, плаксивыми, истеричными.

Снижается аппетит, дети теряют в весе, плохо спят.

У многих детей в это время формируется устойчивое чувство страха перед посещением школы (вплоть до повышения температуры каждое утро), нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям, негатив и страхи, связанные с недостаточными способностями.

Все эти симптомы носят названия «адаптационная болезнь», «школьный шок» и «школьный стресс».

Три группы первоклассников

Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше.

Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе.

Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.

Более 60% родителей переживают стресс из-за того, что ребенок пошел в школу

Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.

Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации.

Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.

И третью группу составляют «трудные» дети.

Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.

Типичные проблемы первоклассников

Хроническая неуспеваемость

Часты случаи, когда неуспеваемость ребёнка по основным предметам в школе связана с отношением родителей. Например, ожидание и даже требование от ребёнка только хороших оценок и демонстративное недовольство тем, что он с чем-то не справляется.

Ребёнок становится «хорошим», когда у него получается, и «плохим», когда приносит плохие отметки.

Многие родители при этом уверены, что это правильное воспитание и таким образом они стимулируют ребёнка лучше учиться, но на самом деле под влиянием такого оценочного поведения у первоклассника снижается уверенность в себе и повышается тревожность, возникает дополнительный страх вызвать недовольство домашних.

Это приводит к волнению, ухудшению его концентрации и дезорганизует его при выполнении домашних заданий, что приводит к неудаче в школе. Каждая новая неудача вызывает осуждение дома, тревожность нарастает, и получается замкнутый круг, в котором ребёнок может начать бояться проявлять себя и привыкает к роли неудачника. У таких детей неуспеваемость становится хронической.

Как правильно поступать: не реагируйте слишком эмоционально на плохие и хорошие отметки своего ребёнка. Ругать его за неудачи и хвалить за успехи – не та практика, которая поможет ему сейчас. Ему нужна ваша добрая поддержка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.

Читайте также:  Топ-3 ошибок в лечении ангины

Уход в себя

Это ситуация, когда ребёнок формально присутствует на уроке, но в то же самое время будто бы отсутствует. Он не воспринимает материал, не слышит и не выполняет задания учителя.

При этом это не связано с тем, что его внимание занято посторонними занятиями и предметами, скорее, это уход в себя и в свой внутренний мир, в воображение и фантазии.

Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания и любви дома, и, не находя поддержки во внешнем мире, они склонны уходить в лучший, вымышленный.

Что нужно делать: чаще всего в такой ситуации родителям необходимо пересмотреть в целом свои отношения с ребёнком, постараться уделять ему больше внимания, интересоваться его играми, играть вместе с ним, разговаривать с ним, стараться не оставлять его надолго одного.

Негативные выходки

Демонстративно негативное поведение, специально для того, чтобы позлить взрослых, получение удовольствия от совершения чего-то запретного, нарушения общего порядка, вызывание на себя гнева со стороны учителей, срывание уроков.

На таких детей часто жалуются не из-за неуспеваемости, а за плохое поведение и нарушения дисциплины. При этом взрослые наказывают его, но парадоксальным образом для такого ребёнка это действует как поощрение и стимулирует его продолжать вести себя именно так.

Такое поведение характерно для детей с повышенной потребностью во внимании. Позитивным образом привлечь повышенное внимание взрослых проблематично, поэтому они привлекают негативным и испытывают удовлетворение, когда это у них получается.

На самом деле истинное наказание для таких детей – лишение внимания. Имеет смысл при реакции на выходки такого ребёнка это учитывать.

Более 60% родителей переживают стресс из-за того, что ребенок пошел в школу

Как правильно поступать: как и в предыдущем случае, лучшим вариантом для родителей здесь будет пересмотреть свои отношения с ребёнком, понять, где они потеряли с ним связь и не уделяли ему достаточного внимания дома. И, конечно, лучший рецепт – ласка, любовь, понимание и приятие.

Вербализм

Высокая степень развития речи при задержке мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и чаще всего связан с прикладыванием родителями больших усилий к тому, чтобы ребёнок быстрее научился хорошо говорить – читать книжки, стихи, сказки, выступать с этим перед взрослыми и так далее. При этом развитие образного и логического мышления отстаёт.

Бойкая речь и чёткие ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые постоянно поощряют за это ребёнка, и у него формируется высокая самооценка при достаточно средних способностях к решению более глубоких логических или образных задач. Естественно, в школе это вызывает трудности.

Не понимая, в чем причина, родители склонны винить ребёнка за неуспешность – «ты же умный, почему ты не понимаешь?» – и заставлять ребёнка больше заниматься, вызывая у него неуверенность и тревожность.

А это, как уже было описано выше, приводит к хронической неуспеваемости и страху перед школой.

Как правильно поступать: необходимо уделять больше времени развитию мышления ребёнка. Заниматься с ним музыкой, рисованием, конструированием, лепкой. Основная тактика здесь: сдерживать речевой поток и стимулировать продуктивные виды деятельности.

Постоянные заболевания

Одно ОРВИ сменяет другое, у него или неё болит то голова, то живот, странные дерматиты и высыпания, ребёнок становится капризным, плаксивым, плохо спит.

При выполнении домашних заданий он хочет есть, спать или у него что-то болит, при этом в период выходных или каникул, когда он играет в компьютер или с друзьями, никаких недомоганий не проявляется.

Причина здесь одна – ребёнок не хочет ходить в школу. И его организм с ним полностью согласен.

Что нужно делать: постоянно оставлять ребёнка дома и лечить одно его психосоматическое заболевание за другим – плохая тактика. Этим можно очень серьёзно подорвать детское здоровье.

Придётся выяснить – что именно вызывает нежелание вашего ребёнка идти в школу? Это не сложившиеся отношения с одноклассниками или неуверенность в себе, страх перед получением негативных оценок или предпочтение своего внутреннего мира и привычного домашнего одиночества шумному внешнему миру школы, в который он никак не может вписаться – докопаться до истины имеет смысл. Не бойтесь в таком случае обратиться к школьному или независимому детскому психологу.

Лень

Обычно под тем, что учителя и родители называют ленью ребёнка, скрывается сразу несколько совершенно разных процессов.

Неуверенность в себе – «я не буду делать, потому что у меня все равно не получится», но так как делать заставляют – «я буду оттягивать всё настолько, насколько смогу». Этот процесс легко распознаётся, если в ситуациях, не связанных с обучением, ваш ребёнок обычно шустрый и не медлительный.

Более 60% родителей переживают стресс из-за того, что ребенок пошел в школу

Фото с сайта malinalife.ru

Как правильно поступать: прекратить обвинять его за неудачи и, возможно, пересмотреть своё отношение к этому, потому что, если вы умолчите искусственно, ребёнок все равно считает ваше осуждение по невербальному каналу.

Особенности темперамента – возможно, ваш ребёнок трудится добросовестно, просто он делает это по-своему и несколько медленно, а родителям кажется, что ему лень шевелиться, они начинают его подгонять, раздражаются и проявляют недовольство. Ребёнок при этом чувствует, что он не нужен, что он «не такой».

Как правильно поступать: если ваш ребёнок медлителен в целом, вы не поможете ему ничем, подгоняя его. Это может измениться со временем, а пока примите его темперамент и, если нужно, останавливайте учителей, которые пытаются слишком подгонять его.

«Я не знаю, как делать» – и высокая тревога, связанная с этим чувством, иногда расценивается родителями как лень. Например, ребёнок никак не напишет фразу, потому что он глобально не уверен, как и что надо писать. Почему он боится уточнить – это следующий вопрос. Но из-за того, что он всё время не уверен, он увиливает от любого ответственного действия или бесконечно оттягивает его.

Как правильно поступать: выяснить, чего он так боится. Сделать неправильно или задать вопрос? Почему он этого боится? Не требуете ли вы от него слишком много? Не осуждаете ли вы его?

Избалованность – ребёнок ленится, потому что не приучен к дисциплине и привык делать только то, что ему нравится.

Как правильно поступать: только в этом случае метод заставления действительно работает.

Общие рекомендации

В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать.

Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления.

Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное.

Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.

Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.

Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.

Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно.

Отводите его в школу и встречайте его.

Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.

Читайте также:  Алоэ от ожогов: виды средств и правила применения

Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!

Как избавиться от тревоги за детей и их учебу в школе. Как перестать переживать за детей

Кто испытывает больший стресс от учебы в школе — дети или родители? Иногда кажется, что именно взрослые больше переживают за школьные оценки, больше боятся предстоящих экзаменов и предъявляют более строгие требования к учителям.

«Но мы не можем не беспокоиться, все слишком серьезно!» — говорят родители. На самом деле — можем. Избавиться от тревоги, снизить накал отрицательных эмоций будет только полезно.

Как — объясняет психолог Михаил Хорс, ведущий программы «На приеме у психолога» на телеканале «Доктор».

Более 60% родителей переживают стресс из-за того, что ребенок пошел в школу

Отгремел первый месяц в этом учебном году. Сентябрь — это маленький пожар! Мы бегаем по родительским собраниям, заказываем карты и атласы, собираемся в чаты WhatsApp, знакомимся с новыми учителями. Вместе с нашими детьми вспоминаем, что такое домашние задания, и входим в обычный учебный ритм, от которого так здорово научились отдыхать за время летних каникул.

Для родителей учебный год — далеко не всегда сплошное удовольствие. Школа зачастую несет тревоги, переживания, стресс. И эти отрицательные состояния изнашивают нервную систему и забирают силы похлеще физической нагрузки!

Надо понимать, что когда мы испытываем отрицательные эмоции, наши нервные ткани находятся в напряжении, которое мешает им выполнять другие функции. Это может привести даже к заболеваниям. Часто говорят, что все болезни от нервов. Это преувеличение, конечно. Но вот интенсивность заболеваний и их динамика напрямую зависят от склонности человека к отрицательному эмоционированию.

К сожалению, совсем без отрицательных эмоций не обойтись. Полностью спокойный человек — это покойник. Душевно здоровый человек имеет негативные переживания. Важно, насколько они длительные и яркие! И вот на эти характеристики можно влиять.

Как научиться меньше переживать за детей

Мы можем снизить интенсивность наших негативных эмоций. Для этого давайте задумаемся: что является причиной ярких отрицательных переживаний? Из-за чего мы испытываем сильные тревогу, раздражение, страх, гнев?

Обычно, когда я задаю этот вопрос во время консультации, на меня смотрят удивлённо: «Что за глупый вопрос? Дураку понятно, что мы переживаем из-за тех событий, которые происходят с нами и нашими детьми!».

Однако этот ответ не совсем правильный. И вот простое тому доказательство: в рамках одинаковых событий разные родители могут чувствовать разные по интенсивности эмоции. Почти наверняка в вашей жизни были случаи, когда вы удивлялись, что кто-то из родителей чересчур раздражён в ерундовой с вашей точки зрения ситуации. И наоборот, ваше переживание может не разделять родитель другого ребёнка.

Здесь мы можем сделать вывод, что дело не в событиях. Дело в нас.

В том, что мы отрицаем возможность тех или иных ситуаций! Когда мы не принимаем что-то и не соглашаемся с чем-то, что происходит с нашим ребёнком, то испытываем сильные отрицательные эмоции. Когда мы лояльны к ситуации, т.е.

допускаем такую возможность, она нас будет заботить, но не так интенсивно. А значит, мы меньше устаем от переживаний и можем быть более эффективны в воспитании детей.

Вот небольшая подборка отрицательных переживаний родителей, связанных со школой, и причин, которые к ним приводят.

Более 60% родителей переживают стресс из-за того, что ребенок пошел в школу

Ребенок плохо учится

Недовольство тем, что ребёнок не может понять какое-то правило или выполнить какое-то задание. Возникает не потому, что ребёнок не понимает школьную программу. Оно проистекает из мнения, что сын или дочь обязаны всё схватывать на лету! Мы почему-то решили, что наш ребёнок — единственный в мире, кто не должен иметь проблем с пониманием и восприятием информации.

Но реальность такова, что любой ребёнок может сталкиваться с трудностями в учёбе. Если мы будем раздражаться каждый раз, когда чадо «пробуксовывает», этими переживаниями мы делу не поможем. Наоборот, чем больше тревожимся и раздражаемся, тем меньше у нас сил найти эффективный подход к обучению.

Разочарование и раздражение от того, что ребёнок получил плохую оценку. Мы решили (или общество нас убедило), что «двойка» — это плохая оценка. Это не так! «Двойка» — это показатель. Это вектор для развития. «Двойка» — это возможность стать лучше — и вам как родителю, и вашему ребёнку.

Покажите своему сыну или дочери, что можно радоваться «двойке». Поясните ему, что сам факт этой оценки не делает человека плохим. Наоборот, это вызов, приняв который, можно стать сильнее!

Детский срыв. Как спасти школьника от депрессии и плохого настроения из-за учёбы

83,8%школьников жалуются на проблемы с психическим состоянием на фоне дистанционного обучения и самоизоляции. К такому выводу пришли сотрудники Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава.

В опросе, который проводился в апреле-мае, приняло участие около 30 тысяч школьников из 79 регионов России. По данным исследования, депрессивные состояния отмечаются у 42,2% респондентов, астенические состояния, то есть быстрая утомляемость, — у 41,6%.

Лайф пообщался с одним из учеников школы в Челябинске. Виталий пошёл в 11-й класс, и, по его словам, действительно многие одноклассники сложно адаптируются к новым условиям. Весной, когда ученики были переведены на дистанционный режим обучения, за уроками приходилось проводить по десять часов, поскольку нужно было самостоятельно и освоить классную программу, и выполнить домашние задания.

Общения практически не было. Да, мы общались в соцсетях, но по десять часов сидеть за учебниками — это сложно. Ни на перемене побегать, ни списать ни у кого, ни повеселиться с друзьями. А теперь привыкнуть к ранним подъёмам и вернуться к дисциплине стало ещё труднее, — говорит школьник.

Исследователи заявляют о необходимости массовой психологической поддержки детей и подростков. Ведь для 21,2% школьников условия самоизоляции стали невыносимыми, а 37% крайне негативно отнеслись к карантину и невозможности жить привычной жизнью.

Золотое правило «сначала наденьте маску на себя, а затем обеспечьте маской ребёнка» работает всегда. Чтобы у детей не развивались пограничные состояния, нужно, чтобы родители были в порядке.

Если у одного из родителей или между родителями есть какие-то проблемы, нужно обязательно их решить, иначе мама или папа просто не заметят, что с их ребёнком что-то не так, — говорит гештальт-психотерапевт Анна Таипова.

Распорядок дня, недели и месяца также играет важную роль в развитии ребёнка и его психоэмоциональном состоянии. По словам эксперта, дети всегда берут пример со взрослых, поэтому ложиться вовремя спать, правильно питаться, заниматься спортом должны все члены семьи. Именно дисциплина может спасти от плохого настроения, чувства угнетённости и депрессии.

По данным исследования Минздрава, 68,3% школьников стали меньше гулять из-за самоизоляции, а 55,2% снизили свою физическую активность. Недостаток витаминов также может быть причиной негативного состояния.

Поэтому, как отмечает диетолог Екатерина Захарова, родителям необходимо отвести ребёнка в больницу и сдать кровь, чтобы проверить уровень витаминов группы B, D и С.

Возможно, что неправильное питание и низкая физическая нагрузка привели к снижению тонуса всего организма.

Конечно, мы все устаём. У нас у всех есть заботы, проблемы и свои дела. Но важно так выстроить свой день, чтобы в нём хватало сил на ребёнка.

Родителям должна быть интересна жизнь школьника: чем он увлечён, что его беспокоит, с кем он дружит. Желательно лично знать его друзей, приглашать их в гости, устраивать посиделки.

Задача родителя — организовать все сферы жизни ребёнка, — добавляет Анна Таипова.

Своего ребёнка нужно видеть ясно: если вы замечаете, что учёба даётся школьнику тяжело, важно ли вам, чтобы он был отличником? Возможно, ваши ожидания и требования приведут к тому, что вы задавите ребёнка и действительно спровоцируете депрессию, убьёте самооценку и разовьёте чувство вины. Может, нужно выделить 3–4 предмета, которые интересны школьнику и даются ему проще. Проявлять насилие опасно, лучше быть партнёром, которому ребёнок может доверять.

Более 60% родителей переживают стресс из-за того, что ребенок пошел в школу

Если ребёнок отказывается от еды, не высыпается, пребывает в плохом настроении, нервничает, хотя и в семье всё хорошо, и питание, и режим в норме, обратитесь к специалисту. Можно не бояться, что вас поставят на учёт или на вас как-то косо будут смотреть. Психологи сохраняют тайну клиентов и ни в какие контролирующие органы не сообщают о ваших проблемах.

Чтобы ребёнок не чувствовал себя брошенным и не считал, что он такой ужасный, раз его к врачу ведут, постарайтесь доверительно поговорить со школьником. Объясните, что вы хотите ему помочь и вы тоже обратитесь к специалисту для выстраивания отношений в семье.

Нет ничего стыдного в том, что вы что-то не знаете. Никто не рождается со знанием «как быть идеальным родителем» или «как воспитывать ребёнка, чтобы он всегда был доволен и счастлив». Поэтому не стоит поддаваться панике или бояться обращаться за помощью, — говорит психолог Юлия Гальцева.

В любом случае ваши любовь, забота и понимание способны исправить всякую проблему в вашей семье. Главное — вовремя заметить и приложить усилия.

Унижение в Сети. Как распознать, что ребёнка травят в Интернете?

Подпишитесь на LIFE

Дети-первоклассники — родители в стрессе. Правила поведения родителей первоклассника

Более 60% родителей переживают стресс из-за того, что ребенок пошел в школу

И непонятно, для кого эта ситуация является более стрессовой. Родителям тоже нужно привыкнуть к режиму, адаптироваться к новой социальной среде,  научиться безболезненно жертвовать личным временем и некоторыми привычками.

Без паники! Сомнения и тревоги — предшкольная реакция любящих родителей, а вовсе не повод расстраиваться.

Читайте также:  Пропал интерес к сексу: почему так произошло и что теперь делать?

Важно помнить, что ваше отношение к школе и учебе вашего ребенка влияет на отношение, которое формируется у ребенка к этим явлениям. Эмоции, которые испытывают родители, дети очень хорошо «считывают» и начинают тоже испытывать.

Ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, отсутствие страха перед возможными ошибками ребенка, вера в ребенка, что все у него получится — это все создает положительную мотивацию вашему ребенку.

Самое важное, не поддавайтесь паническому страху. Именно он толкает на непроизвольное запугивание детей, после чего дети боятся идти в школу.

Несколько практических советов для правильного поведения родителей:

  • Расскажите ребенку в оптимистичной манере о своем школьном времени, своих друзьях, о проказах, приключениях, об интересных уроках, умных учителях.
  • Создайте интересный и положительный образ школы. Внушите, что учеба приносит радость познания, открывает перед нами много возможностей, именно благодаря ней мы становимся мудрее.
  • Пообщайтесь с ребенком по душам, подготовьте его к неожиданным ситуациям, подстерегающим за воротами учебного заведения: как попросить чаю в столовой, как отпроситься в туалет, как реагировать когда дразнят, или игнорируют, обсудите его действия в той или иной ситуации шаг, за шагом.
  • Хорошо дисциплинирует и влияет на эмоциональное и физиологическое состояние ребенка правильный режим дня. Ребенку необходим продолжительный ночной сон, регулярное питание, двигательная активность и игровая деятельность.
  • Чтобы ребенок полюбил сам процесс обучения, учитесь вместе с ним, личным примером покажите ему, как это интересно. Если сами родители воспринимают уроки ребенка как тяжелое бремя и начинают говорить: «Сейчас ты быстренько сделаешь уроки, а потом мы займемся с тобой чем-то интересным», ребенок тоже начинает воспринимать уроки как преграду для веселых занятий.
  • Во всем, что происходит, не обвиняйте окружающих его взрослых людей и детей. Объясните ребенку, что в большинстве ситуаций в его жизни он является активным участником, способным влиять на происходящее.
  • Все свои опасения и сложности по решению школьных вопросов обговаривайте с учителем. Все трудности лучше обсудить в самом начале, чем решать накопившиеся проблемы. Важно запомнить, что родители и учитель партнеры.
  • Учите ребенка общаться со сверстниками. При общении с ребенком называйте его друзей по имени. Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в играх.
  • Объясните ребенку правила общения с учителем и другими взрослыми людьми.
  • Не критикуйте при ребенке его сверстников, учителей и саму систему образования.
  • Важно знать обо всех событиях, происходящих в школе и за ее приделами, интересуйтесь, чем живет ваш ребенок вне стен дома, не ограничивайтесь только вопросами про учебные успехи.
  • Сдерживайте свои эмоции, не наказывайте ребенка без причин. Не сравнивайте с другими детьми. Хвалите за достигнутые результаты и просто так. За то, что он есть!

Проверьте себя и сделайте выводы, тест для родителей

«Готов ли я быть родителем первоклассника?» автор Т. Патрушина.

Суммируйте все положительные ответы.

  • Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
  • Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.
  • На мой взгляд, четыре урока — непосильная нагрузка для маленького ребенка.
  • Трудно быть уверенным в том, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  • Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
  • Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться считать, писать и читать.
  • Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
  • Боюсь даже думать о том, что ребенок будет обходиться без дневного сна.
  • Мой ребенок пугается, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  • Мой ребенок не ходил в детский сад и никогда не расстается с матерью.
  • Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
  • Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  • Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
  • Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе?»

Что означают полученные результаты?

  • 4 или менее баллов: у Вас есть все основания встретить с оптимизмом первое сентября — вы сами готовы признать новую социальную роль Вашего ребенка.
  • 5-10 баллов: Вам желательно лучше подготовиться к возможным трудностям.
  • 10 баллов и более: Подумайте над своими ответами еще раз, возможно, Вам следует пересмотреть некоторые взгляды по изменению социальной роли Вашего ребенка.

Если Вы понимаете, что негативные чувства, тревоги и сомнения не отступают, то мы рекомендуем Вам обратиться за психологической помощью. Зачастую все страхи родителей можно объяснить детскими комплексами.

И очень важно научиться разделять свои страхи на собственные и на объективные. Ведь именно от Вашего состояния зависит настрой и успехи Вашего ребенка.

Запись на прием к врачу психологу

Обязательно пройдите консультацию квалифицированного специалиста в области детских психологических заболеваний в клинике «Семейная».

Чтобы уточнить цены на прием врача психолога или другие вопросы пройдите по ссылке ниже Метки Детский психолог Первоклассник

Первый раз в первый класс: психолог УрГПУ учит мам и пап переживать стресс от вызовов в школу

Родителям надо присмотреться, сколько времени ребёнку утром надо на сборы. Кому-то надо 15 минут, кому-то 40 минут. Портфель можно складывать с вечера. Но посмотрите, сколько времени ребёнку надо от пробуждения до выхода из дома, чтобы спокойно всё сделать.

Может быть, кому-то хватит времени и полчаса до выхода, кому-то час. Надо будить ребёнка, учитывая это время, и настраивать его на позитивный лад, предложить то, что он любит на завтрак, и не торопить без конца.

Если родитель в стрессе по утрам, ребёнок тоже им заражается.

– Как правильно провожать ребёнка в школу?

– Чем проще, тем лучше! Никаких особых слов говорить не надо, просто «пока, удачи» или так, как это принято в вашей семье между взрослыми.

Точно не надо давать негативных установок, таких как «давай без замечаний», «давай без двоек сегодня», он ничего ещё не сделал, а ему уже говорят про замечания.

У Григория Остера есть произведение, где перед уходом из дома мама говорит детям: «Только не выбрасывайте кошку в окно, не мажьте краску на обои» и ещё 20 разных перечислений с «не». Когда мама ушла, дети подумали «а это интересно» и пошли это всё делать.

Если бы не было такого посыла, может быть, сами бы и не догадались. Если есть какие-то наказы типа «Ты наша гордость! Мы надеемся на тебя!», то это тоже излишняя психологическая нагрузка, и ребёнок начинает бояться ошибиться, не оправдать ожидания.

– Как встречать первоклашку из школы?

– Самое важное – это интересоваться жизнью своего ребёнка и наблюдать за его состоянием, тогда родители будут в курсе всего, что с ним происходит.

Когда с ребёнком произошла неудача, важно помочь ему проанализировать ситуацию, а не ругать. Надо поддержать.

Надо больше слушать ребёнка, быть внимательным и чутким, и если ребёнок неохотно отвечает, то оставить его на время в покое и потом вернуться к этому разговору, когда он будет расположен к общению с вами.

Когда дело касается уроков, в первом классе важно контролировать.

Но как бы плохо ребёнок ни выполнил задание, надо обязательно его похвалить, найти какой-то положительный момент и при этом не врать: «Вот этот хвостик у буквы «у» получился у тебя просто замечательно».

Можно даже подчёркивать карандашиком места, которые понравились, важно подбадривать ребёнка. Учителей, критикующих и оценивающих, у него будет много, а мама и папа единственные, и ему очень важно получать их поддержку.

– Как справиться с гневом, когда ребёнок сильно нахулиганил?

– Есть разные варианты. Если родитель в гневе, то последовательные шаги могут быть такие. Первый шаг – это разобраться в ситуации. Например, на вас накричал учитель, уже можно радоваться тому, что его гнева меньше достанется вашему ребёнку.

Учитель тоже может быть переполнен эмоциями и может иногда сорваться. Важно быть на стороне ребёнка и следующим шагом обязательно выслушать его версию. Версию ребёнка никогда не надо сбрасывать со счетов.

И, если вдруг он обманывает, надо попытаться понять, почему он не говорит правду, что не так в ваших отношениях.

Если родитель злится и после разбора ситуации, самый верный путь – рассказать об этом ребёнку, называя своё состояние: «ты знаешь, я узнала о том, что ты так поступил, и сейчас я вне себя от гнева». Умение назвать своё чувство помогает справиться с ним и даёт модель поведения, как ребёнку выразить свои негативные чувства другому человеку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *