Заоблачные инфекции: как не заболеть в самолёте

Заоблачные инфекции: как не заболеть в самолёте
74salt / Flickr

Чего лучше не делать…

Пить воду, налитую не из бутылки

В 2007 году издание The Wall Street Journal провело исследование 14 международных и внутренних рейсов на предмет наличия вредных микробов в бортовой воде. Нашли всех: от сальмонеллы до личинок насекомых. Уровень бактерий почти во всех образцах «в десятки, а иногда и сотни раз» превышал допустимые нормы.

Прочитав статью, американское Агенство по защите окружающей среды пригрозило авиакомпаниям, однако повторные исследования в 2013 году не выявили изменений.

Заоблачные инфекции: как не заболеть в самолёте
Halfpoint / Shutterstock

Включать вентилятор над сидением

По этой же причине не следует злоупотреблять вентилятором. Считается, что так воздух становится чище, но пассажиры забывают, что находятся в замкнутом пространстве. Система вентиляции собирает 99,9 % микробов. Если без вентилятора жарко и кружится голова, врачи рекомендует не направлять его в лицо и включать на среднюю или низкую мощность.

Заоблачные инфекции: как не заболеть в самолёте
Kay Kremerskothen / Flickr

Добавлять лед в напитки

Как сообщает CNN, на некоторых больших самолетах установлены собственные генераторы льда, которые делают кубики из бортовой воды. Баки пополняют в аэропортах разных стран. Качество воды в Норвегии и Мьянме, например, может сильно отличаться.

Заоблачные инфекции: как не заболеть в самолёте
Jamie H / Flickr

Пить кофе или чай

Кофе или чай на борту самолета, как правильно, не кип ятят до нужной температуры, которая убивает микробов. То же Агенство по защите окружающей среды нашло вредителей в 12 % горячих напитков в самолетах.

Заоблачные инфекции: как не заболеть в самолёте
Sean Gallup / Getty Images

Совсем не пить жидкости

Это тоже нехорошая идея. Самолетный воздух очень сухой и может вызывать головные боли, спазмы мышц и общую усталость. Проблему решит бутылка воды из Duty Free или кафе в зоне вылета. У стюардессы также можно попросить бутилированную воду.

Заоблачные инфекции: как не заболеть в самолёте
Steven Depolo / Flickr

Есть не приготовленную пищу

В 2009-м компания LSG Sky Chefs – одна из крупнейших кейтеринговых фирм, работающих с авиакомпаниями, попалась на некачественной еде. В ней нашли плесень и даже насекомых. Провинилась и еще одна фирма – Gate Gourmet. Это, конечно, единичные случаи, так как общий уровень обслуживания пассажиров сегодня достаточно высок, но есть сырую или холодную пищу без термообработки все же не стоит.

Заоблачные инфекции: как не заболеть в самолёте
Yuichi Sakuraba / Flickr

Использовать подушки и покрывала

В другом расследование журналисты The Wall Street Journal обнаружили, что авиакомпании стирают подушки и покрывала каждые 5-30 дней. Дома мы стираем их не чаще, но через самолет проходят сотни людей. Свежие выдаются только в первый утренний рейс. Если самолет совершает несколько перелетов за день, пассажиры пользуются тем, что было использовано до них.

Заоблачные инфекции: как не заболеть в самолёте
Jordan Tan / Shutterstock

Трогать раздвижной столик

Самая безобидная часть самолета – одна из самых грязных. Стюарды одной из авиакомпаний рассказали, что протирают их только раз в день. Другие видели, как матери меняли детям подгузники прямо на столиках. Не пользоваться столиком, конечно, не получится. Пассажирам рекомендуется протереть его влажной салфеткой с содержанием спирта, а еду есть только с подноса.

Заоблачные инфекции: как не заболеть в самолёте
Lucas Jackson / Reuters

Класть вещи в карман перед сидением

Каждый, кто был в самолете хоть раз, оставлял в кармане что-то ненужное. Многие делают это регулярно: грязные салфетки и носовые платки, газеты и журналы из аэропорта, пустые бутылки и остатки еды… Факультет биологических наук американского университета Auburn выяснил, что микробы живут в этих карманах неделями.

Заоблачные инфекции: как не заболеть в самолёте
Ferenc Szelepcsenyi / Shutterstock

Сидеть в местах у прохода

Ученые полагают, что пассажиры, сидящие в местах у прохода, больше подвержены риску, потому что чаще выходят в уборную – пожалуй, самое малоприятное место в самолете.

Путешественники с других проходных мест делают то же самое.

Во время посадки или, когда кто-то возвращается из уборной, люди часто касаются ручек и спинок чужих кресел, чтобы не потерять равновесие, и оставляют на них бактерии.

Yellowj / Shutterstock

Надеяться на чудо в уборной

Считается, что микробы не любят пластиковые поверхности и долго на них не задерживаются.

Джеймс Барбари (James Barbaree) из биологического факультета университета Auburn заявляет, что это скорее плохо, чем хорошо – микробы с пластика охотнее липнут к человеку.

В уборной голыми руками лучше ни к чему не прикасаться, вытирать руки влажными салфетками, а не мыть под краном, и не чистить зубы самолетной водой.

Tratong / Shutterstock

Стесняться окружающих

Нет правил, запрещающих больным пассажирам летать. В то же время авиакомпании сохраняют за собой право отказать в посадке человеку, который кажется слабым для полета. Что делать, если сосед в самолете не здоров? Попросить пересесть, если в самолете есть свободные места, или пересадить больного. Когда самолет полный, ситуация выглядит немного сложнее…

Можно обратиться к стюардессе с просьбой доложить капитану. В этом случае он сделает объявление и спросит, есть ли на борту доктор.

Если доктора нет, и капитан решит, что человек серьезно болен и угрожает здоровью окружающих, ему не останется ничего другого, как посадить самолет.

Но капитанам не нравятся незапланированные посадки и, скорее всего, он отложит «рассмотрение дела» до аэропорта прибытия.

Вывод: в полном самолете сделать ничего нельзя. Разве что… провести полет в туалете, но ты уже знаешь, что там тоже опасно.

Asiacamera / Flickr

Источник: Business Insider

Можно ли подхватить коронавирус на борту самолета? Отвечает пилот Airbus

Заоблачные инфекции: как не заболеть в самолёте

© Patipat Janthong / Echoes Wire/Barcroft Media via Getty Images

Автор РБК Стиль

23 апреля 2020

Пилот Airbus Михаил рассказал, защищены ли современные самолеты от биологических угроз вроде вируса COVID-19 и что авиакомпании делают, чтобы минимизировать риск распространения инфекции и заражения сотрудников.

В публикации для блога «Туту.ру» на портале «Хабр» Михаил, пишущий под ником triplebanana, подробно объяснил, как в закрытом пространстве самолета циркулирует воздух и может ли система кондиционирования стать причиной распространения коронавируса (и других инфекций).

Прежде всего, специалист напомнил, что во время прошлых пандемий (MERS/SARS) компания Airbus давала рекомендации относительно эксплуатации воздушных судов и отвечала на вопросы о рисках передачи вируса на борту. В марте рекомендации были обновлены под COVID-19.

«Пассажирская кабина самолета «нарезана» системой кондиционирования салона на много-много слоев, разделенных по рядам и состоящих из отдельных воздушных потоков.

Визуально это одно пространство, но благодаря данной системе крайне маловероятно, что вы сможете заразиться, кроме как от ближайшего соседа.

Плюс в полете воздух в салоне полностью обновляется раз в три минуты и перед тем, как вернуться обратно, пропускается через салонные HEPA-фильтры», — уточнил пилот.

По его словам, воздух попадает в систему кондиционирования сильно раскаленным, «настолько, что там ничего не выживает». Далее он охлаждается до 200 °С и смешивается с воздухом в салоне, проходя через фильтры, которые на 99,99% очищают его от «вирусных» частиц. Как именно проходит фильтрация, автор публикации показывает с помощью схем и фотографий.

Заоблачные инфекции: как не заболеть в самолёте

© Halil Fidan/Anadolu Agency via Getty Images

По мнению triplebanana, чтобы заразиться COVID-19, нужно получить достаточно большое количество вирионов (вирусных частиц), а быстрое обновление воздуха способствует быстрому же его очищению. Главное, чтобы не болел бортпроводник, потому что он контактирует со всем салоном.

«То есть риски «растащить» инфицированный воздух вдоль салона самолета минимальны, насколько это возможно в данном случае. Совместно с высокой частотой оборота воздуха в пассажирском салоне и наличием фильтров это ощутимо снижает риски инфицирования находящихся в самолете пассажиров и кабинного экипажа», — отмечает Михаил.

При этом Всемирная организация здравоохранения считает, что в зоне потенциального риска находятся пассажиры, размещенные в двух рядах перед инфицированным и в двух рядах после него. В то же время, если заболевшие — проводники, картина резко меняется: учитывая, что они довольно часто перемещаются по салону и общаются с пассажирами, вероятность инфицирования резко повышается.

Чтобы риск заразиться был минимальным, авиакомпании обязывают персонал работать в перчатках и масках, снабжают самолеты дезинфицирующими средствами, обрабатывают поверхности санитайзерами, проветривают салоны, полностью заменяя воздух на борту. При этом самолеты, которые используются для возвращения россиян из других стран, проходят дополнительную дезинфекцию пассажирского салона. 

Медики рассказали, как в самолете не заразиться коронавирусом

Заоблачные инфекции: как не заболеть в самолёте

Медики рассказали, как в самолете не заразиться коронавирусом

Рекомендации для туристов, готовых в ближайшее время отправляться в путь, невзирая на коронавирус, а также для желающих «пересидеть» ситуацию вдали от неспокойных мест, представили американские медики. Касается это и тех туристов, кто в данный момент возвращается с отдыха обратно домой.

И действительно, в ситуации, когда вирус распространяется по Земному шару, с носителем легко пересечься в самолете, есть риск «подхватить» его и в аэропорту. Что же делать, чтобы уберечься? С телеканалом CNBC поделились советами эксперты из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса. Представляем рекомендованный план действий «по пунктам».

1) До полёта:

В первую очередь необходимо следить за расписанием рейсов и обстановкой в назначения стране – есть риск «закрытия» любого направления и соответственно риск отмены рейса. А также надо не забыть позаботиться о собственной безопасности. Поэтому советы даны следующие:

  • Проверить сайт авиакомпании, а также рекомендации центров по контролю и профилактике заболеваний (для России это Роспотребнадзор) для получения актуальной информации о рекомендациях по путешествиям и оценке риска по странам, а также продумать планы действий в чрезвычайных ситуациях;
  • Положить с собой в сумку необходимые предметы гигиены, такие как дезинфицирующее средство для рук, салфетки и дополнительные медикаменты. Вам также рекомендуется сделать копии документов по вашей медицинской страховке перед полетом.
Читайте также:  30 лет неудач: будет ли создана вакцина против ВИЧ

2) В аэропорту:

Самолёты и аэропорты «кишат» микробами и вирусами и без всяких «громких эпидемий», предупреждают эксперты. Поэтому правила гигиены там необходимо соблюдать вдвойне. «Зараза» может передаваться через экраны киосков самообслуживания, емкости на контрольно-пропускных пунктах, поручни эскалаторов, кресла в зоне отдыха у гейтов и т.д.

  • Старайтесь не проходить без обуви через металлоискатель или сканер, подбирайте подходящую обувь;
  • Все, что можно – включая телефон и другое содержимое карманов, а также верхнюю одежду, положите на время прохода через досмотр в ручную кладь, а не в пластиковую емкость от аэропорта – она однозначно грязная в эпидемиологическом смысле;
  • Поищите местное оборудование для дезинфекции или воспользуйтесь своим запасом после того, как покинете зону проверки безопасности. Особенно если собираетесь потом перекусить в аэропорту. До дезинфекции не трогайте руками нос, глаза и уши, чтобы не занести коронавирус на свои слизистые. Американские эксперты также рекомендуют «не мчаться» в ресторанный дворик сразу после досмотра;
  • Ожидая свой рейс, желательно найдите «наименее людное место» и при возможности сидите на дистанции хотя бы в паре метров от окружающих (хотя в российских реалиях последнее практически нереально);
  • Не спешите и садитесь в самолет последним, чтобы как можно меньше находиться в плотной толпе других пассажиров – коронавирус легко передается воздушно-капельным путем как простая простуда.

3) В самолете:

Рекламные ролики о том, как обеззараживаются салоны самолетов, сейчас показывают многие авиакомпании. В первую очередь внимание уделяется дезинфекции подлокотников, ремней безопасности, подносных столов, верхних элементов управления вентиляционными отверстиями, кнопок освещения и кнопок вызова, а также внутренних и внешних ручек туалетов. Однако «береженого бог бережет». Поэтому:

  • Туристам настоятельно рекомендуется принести свои собственные антибактерицидные салфетки или маленький тюбик дезинфицирующей жидкости, и протереть всё то, к чему придется прикасаться в самолете – подлокотник, столик, кнопку, которой откидывается сиденье и пульт управления системой развлечений на борту, если она есть. Кстати, салфетками рекомендуют также поделиться с соседом.
  • Маски для лица здоровым туристам в самолете использовать не рекомендуют. Их защитный эффект невелик, а вот риск занести инфекцию «возясь с маской» — касаясь грязными руками носа и рта – существенен;
  • Микробов в вентиляции рекомендуют не опасаться – воздух в воздуходувке самолета фильтруется, при этом в нём удаляется более 99% пыли и микробов, утверждают американские эксперты. Конечно, при условии, что авиакомпания не сэкономила на фильтрах и вовремя их заменила. При этом включенная вентиляция «сдувает» возможные микрокапли, где может содержаться коронавирус, подальше от лица туриста – это уменьшает риск заражения.

➔ Также мы подобрали для вас другие интересные материалы о здоровье во время путешествий:

Если вы планируете лететь, то приобрести авиабилеты по самой низкой стоимости удобнее всего здесь.

А если вы в Европе столкнулись с задержкой или отменой любого вашего рейса, то вполне можете рассчитывать на компенсацию до 600 евро.

Причем получить ее можно просто и в автоматическом режиме — например, с помощью этого сервиса: вы загружаете свои данные и краткую жалобу на задержку с описанием ситуации, а сервис самостоятельно за небольшую комиссию от суммы компенсации «выбивает» её с авиакомпании по законам ЕС.

Как летать на самолете и не заразиться новой коронавирусной инфекцией Инструкция «Медузы» — Meduza

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Все материалы «Медузы» о коронавирусе открыты для распространения по лицензии Creative Commons CC BY. Вы можете их перепечатать! На фотографии лицензия не распространяется.

Официально авиасообщение внутри России не прерывалось, однако многие авиакомпании в апреле отменили свои рейсы (полностью или частично). В мае после официального окончания «нерабочих дней» спрос на авиаперевозки вырос; значительная часть внутренних перелетов будет возобновлена в июне.

Однако ограничения останутся и в воздухе, и на земле: так, Росавиация готова разрешить возобновление рейсов в туристические центры только при условии «сохранения карантинных мер в регионах».

Сами регионы (в том числе туристические) вводят ограничения для вновь прибывших — от обязательной самоизоляции до карантина в «обсерваторах».

В целом различные организации выступают за то, чтобы люди по-прежнему старались перемещаться по минимуму. Если у вас есть симптомы новой коронавирусной инфекции, поездку точно стоит отложить.

Если вы или кто-то из тех, с кем вы живете, переболел, то с полетом тоже стоит повременить: должно пройти минимум 10 дней после появления у вас симптомов и три дня после выздоровления.

А если симптомов не было вовсе, нужны два подряд отрицательных ПЦР-теста с паузой минимум в 24 часа.

Кроме того, рекомендуется обойтись без путешествий, если:

  • вы живете там, где активно распространяется коронавирус, или едете туда;
  • у вас или у человека, к которому вы едете, разовьется тяжелая форма заболевания.

2. Если лететь все-таки нужно, то соблюдайте все правила и ограничения

Если лететь все-таки нужно, то советы разных медицинских и правительственных организаций обычно одинаковые, и первый из них — не нарушайте правила, которые установлены в аэропорту и авиакомпанией. И чем короче будет перелет, тем лучше.

Согласно правилам (.pdf), выпущенным Росавиацией 20 мая, все рейсы разделят на уровни — малого, среднего и высокого риска.

На градацию будет влиять не только эпидемиологическая ситуация в месте вылета и прилета, но оснащенность самолета высокоэффективными фильтрами воздуха. Каждому уровню риска соответствует свой уровень ограничений.

Решения о том, какой набор мер ввести на конкретном рейсе, будет принимать руководство авиакомпании. Но неизвестно, будут ли сообщать об уровне риска пассажирам.

В России набор новых правил выпустили сразу два контролирующих органа — Роспотребнадзор, занимающийся борьбой с эпидемией, и Росавиация, регулирующая авиационные правила, выпустили рекомендации для авиакомпаний, аэропортов и пассажиров (входит в состав Минтранса). 

Два органа успели поспорить о том, какие меры необходимы и возможны. Роспотребнадзор еще в апреле настоятельно рекомендовал, чтобы авиакомпании продавали не более 50% билетов, чтобы можно было обеспечить социальное дистанцирование в самолете.

Кроме того, «рекомендовалось» обеспечить дистанцирование и в аэропортах, в том числе в местах возможного скопления людей вроде стоек регистрации и пунктов контроля безопасности. Передвижение пассажиров по самолету должно быть ограничено (инструкция не указывала, как быть тем, кому нужно воспользоваться туалетом).

При входе в самолет и выходе из него нужно будет «избегать скученности».

Чиновники Минтранса в ответ сказали, что авиакомпании не смогут вести бизнес, если вполовину ограничат продажу билетов (или будут вынуждены продавать их «минимум по 70 тысяч рублей»).

  В итоге они победили: 20 мая Росавиация выпустила свой документ (он был согласован с Роспотребнадзором); согласно ему, никаких ограничений на продажу билетов вводиться не будет.

Все меры «социального дистанцирования» в аэропортах и самолетах будут вводиться «с учетом возможностей инфраструктуры». 

3. Покупайте билеты в интернете — и лучше у окна

Покупайте билеты и регистрируйтесь по возможности онлайн. Возможно, место у окна безопаснее, потому что, сидя у прохода, вы контактируете с бóльшим количеством людей. В аэропорту используйте бесконтактные методы оплаты.

4. Перед выходом из дома проверьте свое состояние

Согласно правилам, выпущенным Росавиацией, у всех людей перед входом в аэропорт должна быть (бесконтактно) измерена температура.

Не будут допущены на рейс люди с признаками ОРВИ и повышенной температурой — выше 37 градусов. Это не очень хорошее правило, потому что для части людей такая температура — нормальна.

Остается надеяться на обещание чиновников, что правила могут быть смягчены по мере уменьшения эпидемии.

5. Планируйте время в аэропорту

Согласно правилам Росавиации, в аэровокзале нельзя будет находиться дольше, чем два часа. Помните, что в аэропортах закроют магазины, бары и кафе (кроме торгующих на вынос).

6. Соблюдайте те же правила, что и везде

  • Сейчас в российских аэропортах обязательно ношение масок;
  • некоторые медицинские организации поддерживают такие меры, но главное — постараться держаться от людей, особенно чихающих и кашляющих, как минимум на расстоянии двух метров;
  • часто и правильно мойте руки;
  • не трогайте лицо;
  • не трогайте других людей;
  • кашляйте и чихайте в локоть или же в салфетку (но тогда надо ее сразу выбросить и помыть руки).

7. В самолете пользуйтесь антисептиком

Медицинские организации советуют обязательно брать с собой антисептический гель (чтобы как минимум использовать его перед едой или перед тем, как тронуть лицо), необходимые вам лекарства (учтите, что иногда на них может потребоваться рецепт или справка от врача о том, что вам без них нельзя) и бумажные салфетки.

Росавиация также требует, чтобы руки всех пассажиров были обработаны антисептиками. В самолете вам должны выдать новые перчатки и маски (из обязательного запаса авиакомпании). Маски и перчатки во время полета нужно менять каждые 2-3 часа.

8. Во время полета оставайтесь на своем месте — и не спешите вставать с него после посадки

Заразиться в самолете можно при непосредственном контакте, через загрязненный предмет (ручку туалета, поручень, салфетку и т. д.) и через вирусные частицы, переносимые воздухом от кашляющего, чихающего или разговаривающего человека.

 Поэтому оставайтесь на своем месте и лишний раз постарайтесь никуда не ходить (но важно сидя разминать ноги). Если в полете у вас появились подозрительные симптомы — тем более, не вставайте со своего места и сообщите об этом члену экипажа.

Росавиация допускает, что авиакомпании вовсе запретят пассажирам расстегивать ремни безопасности весь полет и передвигаться по самолету (кроме как для посещения туалета). Чиновники также требуют избегать «скученности» при входе в самолет и выходе из него.

  • Бортпроводники должны пользоваться масками и перчатками. 
  • Для пилотов маски не обязательны, но их кабина (и органы управления самолетом) должны быть продезинфицированы перед каждым рейсом. Полная дезинфекция перед рейсом обязательна и для пассажирского салона.
  • Перед вылетом пилоты должны будут вместе с погодой и маршрутами изучать эпидемиологическую ситуацию в месте прилета.
  • Пилоты и бортпроводники в городах прилета должны передвигаться только на специально выделенном транспорте, а жить отдельно от всех прочих людей.
Читайте также:  Реабилитация после перелома шейки бедра: гимнастика и правила ухода

В других странах также установлены правила для членов экипажа. Они не сильно отличаются от рекомендаций для пассажиров, но включают также более активный контроль за состоянием сотрудников.

9. Если нужно в туалет, идите в ближайший

Теоретически нет большой беды в том, чтобы потерпеть и не ходить в туалет до посадки самолета (если, конечно, это не приведет у вас к недержанию мочи).

У врачей есть лишь основанная на теории рекомендация регулярно ходить в туалет, как только захочется (или каждые 3–4 часа), потому что иначе повышается риск развития бактериальной инфекции мочевыводящих путей. Но это, повторимся, неточно.

Если вам очень хочется в туалет, идите в тот, что ближе к вам, и обязательно помойте потом руки.

10. Даже если с вами летит больной человек, это не значит, что вы заразитесь. Но соблюдать меры безопасности нужно

Международная ассоциация воздушного транспорта считает, что находиться в самолете безопаснее с инфекционной точки зрения, чем в офисе или торговом центре. Все дело в хорошей системе очистки воздуха. И для таких утверждений есть основания, а авиапроизводители убеждают, что такими фильтрами обеспечены все современные лайнеры.

Система вентиляции в самолете устроена так: во время полета воздух забирается за бортом, нагревается, сжимается и подается через воздуховоды, открывающиеся в верхней части салона.

Затем он опускается вниз, примерно под теми же местами, где и подавался — то есть циркуляция в салоне устроена вертикально, а не горизонтально, что минимизирует передачу аэрозольных инфекций.

Также есть небольшой поток между головной и хвостовой частями самолета, но он не сравним по объему с вертикальным.

Отработанный воздух очищается в специальных HEPA-фильтрах, которые захватывают 99,97% всех частиц крупнее 0,3 микрона (это больше размера вируса, но существенно меньше размера капель жидкости, в которых он распространяется).

Обычно около половины поступающего в салон воздуха — это то, что забирается из-за борта, а остальное — рециркулированный водух. За час система вентиляции в самолете прогоняет 15-20 объемов всего салона, что примерно в полтора раза больше, чем в типичном офисном помещении.

При большем желании риск заражения в ходе авиаперелета можно попытаться количественно оценить — на основании правил комбинаторики, текущей статистики по активным случаям инфекции и литературным данным о вероятности заражения SARS-CoV-1. В таком случае она не превышает 3%.

Сделать это можно по формуле (1-(1-a*b/p)^n)*c, где a — текущее число активных случаев, то есть общее число заразных людей, b — доля тех из них, которые могут оказаться на борту, p — население страны, n — число мест на борту, c — вероятность заражения в случае, если на борт попадает инфицированный (attack rate). На основании проведенного моделирования для SARS-CoV-1 можно ожидать, что последнее значение составляет около 20%. Если при этом за a принять все выявленные инфекции за последние 10 дней (период, в течение которого человек может быть заразен), b — положить равным доле бессимптомных случаев инфекции, а за n взять среднее число мест в самых массовых лайнерах (150-200), то вероятность заражения на борту сегодня составит от одного до нескольких процентов (0.8-2.3%) в зависимости от того, какую долю от всех случаев инфекции мы ожидаем увидеть в официальной статистике (не все инфекции возможно детектировать). Следует подчеркнуть, что это очень грубое приближение, которое не учитывает особенности распространения нового коронавируса по сравнению c SARS-1 и возможные неточности в официальной статистике. Тем не менее, такое приближение позволяет оценить порядок искомой величины.

Но если рядом с вами сидит человек с явными симптомами болезни, это, конечно, повышает ваши риски. Хотя точно оценить их трудно. В любом случае, рекомендуется попросить стюарда или стюардессу пересадить вас — желательно на несколько рядов вперед или назад.

Есть множество научных работ, в которых исследуется передача инфекций при перелете, но почти все они посвящены не новой коронавирусной инфекции, а другим, более хорошо известным инфекциям: туберкулезу, гриппу и SARS-1.

Что касается SARS-1, существует лишь один подробно документированный случай передачи инфекции на борту самолета, он был описан в 2003 году в журнале NEJM, затем на его основе делалось множество подробных моделирований.

Общий вывод из исследований передачи инфекций воздушным путем на борту самолете можно сделать такой: она, безусловно, возможна, и зависит от близости к «индексному пациенту», но далеко не все, кто попадает в самолет с больным также инфицируются.

Считается (обзор здесь), что наибольший риск распространяется на два ряда кресел вперед и назад от инфицированного, хотя в описанном случае передачи SARS-1 наиболее удаленные заболевшие сидели на 7 рядов впереди и на 5 рядов сзади от заболевшего (впрочем, не все они могли заразиться именно через воздух).

11. После прибытия скорее езжайте домой или в гостиницу

Медицинские и правительственные организации не дают каких-то очень оригинальных советов, касающихся завершения путешествия. Они советуют скорее отправляться домой (по возможности пешком или на велосипеде), держаться от людей подальше и помыть руки сразу, как придете к себе. А если вы едете в гостиницу, то вдобавок изучить местные правила и следовать им.

12. В ближайшее время улететь в отпуск за пределы России, скорее всего, не получится

Многие иностранные авиакомпании возобновляют полеты в конце мая и в июне, но в Россию, которая закрыла для них свои аэропорты в марте, им пока летать запрещено. Страны, экономика которых зависит от российских туристов, вели переговоры с Москвой.

Турция открывается с 10 июня, Греция — с 1 июля; в июле возобновят прием туристов Испания и Италия. Однако пока переговоры об открытии границ России для граждан страны ни к чему не привели.

Так, Турция предлагала возить россиян на свои курорты чартерами; в туристических провинциях страны к сезону открыли новые койко-места в больницах, в том числе оснащенные аппаратами ИВЛ. Но Россия пока отказала Анкаре. 

Дата возобновления авиасообщения России с миром пока неизвестна даже с точностью до месяца. Премьер Михаил Мишустин на этой неделе сказал, что гражданам страны нужно воздержаться от зарубежных поездок, а туристическим компаниям лучше переориентироваться на внутренний туризм.

13. Готовьтесь к тому, что дальше легче не будет

В итоге правила авиаперевозок, вероятно, изменятся так же сильно, как после терактов 11 сентября 2001 года. 25 мая глобальный регулятор авиаотрасли IATA опубликовал рекомендации для авиакомпаний и властей всего мира.

Из них следует, что до тех пор, пока нет никаких способов полностью оградить пассажиров от заражения во время путешествия, придется довольствоваться стратегией снижения рисков с помощью «многослойной» защиты из мер.

Речь идет о стандартных наборах ограничений: дезинфекции, ношении масок и перчаток, скрининге температуры, социальном дистанцировании, закрытии мест скопления людей и т. д. Каждая из этих мер лишь немного снижает риск передачи вируса

В этой многослойной защите есть два слабых места:

  • Нет возможности оградить аэропорты и рейсы от всех переносчиков вируса: это связано с тем фактом, что около половины всех заражений происходит от инфицированных, у которых еще нет симптомов.
  • В самолетах не удастся организовать полностью эффективное социальное дистанцирование. Даже менее плотная посадка пассажиров нереальна с точки зрения экономики авиакомпаний, пишет IATA.

Поэтому после «перезапуска» авиаперелетов пассажиров и сотрудников компаний ждет смесь из высоких рисков и больших неудобств.

Со временем риски могут стать меньше, считают в IATA, а вот неудобств для пассажиров может прибавиться: службы безопасности аэропортов по мере развития технологий могут внедрить оперативное тестирование на наличие вируса (ПЦР) и на антитела прямо перед вылетом или после прилета, считает международный регулятор.

(Авиакомпания Emirates уже сообщила, что вводит мгновенное тестирование на вирус в аэропорту Дубаи; без теста въезд в эмират будет запрещен). Скорее всего, новые правила сохранятся до внедрения эффективной вакцины.

Дарья Саркисян, Дмитрий Кузнец, Александр Ершов

Как безопасно летать во время коронавируса

Карантин, введенный во многих странах для борьбы с распространением коронавируса, обернулся самым суровым кризисом за всю историю мировой авиации. Теперь постепенно авиасообщение, в том числе международное, налаживается.

Хотя правительства по-прежнему рекомендуют гражданам воздержаться от поездок, многие после самоизоляции подумывают о том, чтобы отправиться куда-то за пределы опостылевшей квартиры и города.

Но насколько это безопасно — вопрос открытый.

Самая главная угроза при перелетах — это контакт с другими людьми: с ними приходится общаться, с ними приходится бок о бок сидеть. Причем соблюдать социальную дистанцию может быть сложно сразу на нескольких этапах перелета: на пути в аэропорт, в аэропорту вылета, на борту, в аэропорту прилета и по пути до места назначения.

При перелетах возникает сразу несколько рисков: заразиться на борту, заболеть далеко от дома, оказаться в карантине, не найти безопасного и доступного жилья для изоляции, перечисляет Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).

Заразиться коронавирусом можно от инфицированных пассажиров, у которых даже может не быть симптомов.

Но они все равно будут источниками инфекции, которая напрямую может передаться другим людям, которые находятся в ближайшей досягаемости или касаются тех же поверхностей, что и зараженный.

В аэропортах люди стоят в очередях, контактируют с сотрудниками авиакомпаний, посещают места общественного пользования (например, туалет) и общепит.

Вопрос дискуссионный, и однозначного ответа на него пока нет, но большинство исследований и рекомендаций показывают, что риск распространения вируса в самолете по воздуху не очень большой.

Например, Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) прямо указывают, что большинство бактерий и вирусов обычно не распространяются широко в салоне самолета из-за особенностей циркуляции воздуха и его фильтрации.

В салоне самолета воздух состоит пополам из воздуха за бортом (который на высоте эшелона стерилен) и пополам из постоянно оборачиваемого воздуха внутри салона, который проходит через мощные фильтры. Например, Airbus и Boeing утверждают, что их самолеты оборудованы фильтрами HEPA, которые способны задерживать очень мелкие частицы, в том числе вирусы, пишет Bloomberg.

Читайте также:  Борьба за улыбку: правильный ли у вас прикус?

Кроме того, воздушный поток в самолетах как правило направлен сверху вниз, а не из задней части самолета в переднюю или наоборот, что также не позволяет вирусу свободно распространяться.

Но есть нюансы: например, вентиляция не всегда работает на полную мощность, когда самолет еще стоит на земле.

В самолете есть еще как минимум два фактора, которые мешают вирусу расплываться по салону: все люди сидят лицом в одном направлении, а не лицом к лицу, и при этом обычно остаются на своих местах после посадки. Еще один барьер — спинки кресел, перечисляет IATA.

Доцент медицинской школы Гарварда Лин Чен заявила National Geographic, что текущие данные указывают на только редкие случаи передачи вируса на борту самолета.

Пока данные противоречивы. IATA цитирует, например, исследование на примере рейса из США в Тайбэй 31 марта: у 12 пассажиров затем подтвердился коронавирус, но у других пассажиров и членов экипажа тесты дали отрицательные результаты. Другое исследование, в Великобритании, выявило 14 заразившихся пассажиров рейса всего от одного человека.

IATA опросила 18 крупных мировых авиакомпаний, и они за январь-март 2020 года выявили лишь четыре эпизода возможной передачи вируса во время полета, причем только от пассажиров членам экипажа.

Запрос большей группе из 70 авиалиний (которые составляют половину мирового объема перевозок) также не показал случаев с подозрением на передачу вируса во время полета.

Но есть и другие данные. Так, исследование на примере рейса из Гонконга в Пекин показало, что 20 человек заразились от одного больного пассажира.

Данные 2015 года, опубликованные на сайте Американского общества по микробиологии (American Society for Microbiology), свидетельствуют, что другие другие вирусы, как атипичная пневмония (SARS), грипп и оспа, которые, как и коронавирус переносятся воздушно-капельным путем, все же распространялись в самолетах.

Вывод: в самолете меньше вероятность распространения вируса, чем, например, в автобусах или старых вагонах метро без системы кондиционирования и очистки воздуха, но о полной безопасности все же говорить не приходится.

Путешествие на самолете подразумевает несколько стадий, на которых могут возникнуть риски. Но можно выделить две основных: в аэропорту и на борту. Вот какие меры безопасности называет IATA.

  1. Измерение температуры. Многие страны и аэропорты сделали обязательным термометрию при входе в здание аэровокзала. Жар — один из первых признаков COVID-19 у некоторых людей. Но проверка температуры не сможет выявить людей с заболеванием на ранней стадии, без симптомов, а также тех людей, у кого температура не является симптомом, или которые приняли жаропонижающее. При этом опросы показывают, что измерение температуры в аэропорту успокаивает пассажиров, а также убеждает некоторых людей с проявлениями заболевания отказаться от поездки.
  2. Отслеживание симптомов. Если перед поездкой начали проявляться любые из симптомов коронавируса (это может быть, например, жар, затрудненное дыхание или диарея), то от перелета следует отказаться. То же касается людей, которые живут с заболевшими, контактировали с ними или должны соблюдать самоизоляцию по предписанию госорганов. Многие страны уже сейчас требуют от пассажиров заполнять опросник на предмет симптомов. Некоторые ввели в аэропортах медосмотр людей с признаками заболевания — как правило, по прибытии.
  3. Тестирование на коронавирус. Такие страны, как Южная Корея, Китай, Австрия и Исландия, сделали отрицательные результаты теста на коронавирус официальным требованием для разрешения въезда. Тест должен быть сделан либо до вылета, либо после прилета. IATA утверждает, что идеальное время для тестирования — прямо перед поездкой, причем для простоты и удобства тесты должны быть организованы прямо в аэропорту вылета. Но тесты не всегда точны. Иногда они могут не выявить заболевание, особенно если человек заразился недавно, либо дать положительный результат, даже когда человек здоров. Есть и вопрос задержки в получении результатов: даже в лучшем случае она составит несколько часов. Тесты на антитела помогают узнать, переболел ли человек и получил ли он какой-нибудь иммунитет. Но антитела не выявляются на ранних стадии болезни и, к тому же, непонятно, как долго сохраняется иммунитет.
  4. Социальное дистанцирование. Коронавирус передается воздушно-капельным путем и содержится в микрочастицах, которые выдыхает человек. Поэтому один из самых эффективных способов борьбы с инфекцией — ограничить контакты людей и держать их подальше друг от друга. Аэропорты и авиакомпании адаптируют сервис для того, чтобы максимально добиться дистанцирования: например, перевозчики вводят определенный порядок посадки в самолет (например, сначала заходят задние ряды), продвигают онлайн-регистрацию, устанавливают стойки автоматической сдачи багажа. В США транспортная безопасность предлагает людям самим сканировать свои документы вместо того, чтобы передавать их сотруднику. Авиакомпания United Airlines установила защитные экраны на стойках регистрации. Компания закупает киоски самостоятельной регистрации, которых не нужно касаться: для печати посадочного можно использовать смартфон.
  1. В салоне самолета меры по социальному дистанцированию должны также соблюдаться. Добиться полного дистанцирования на борту сложно, если не делать совсем уж низкой загрузку рейсов, но в этом случае их стоимость для пассажиров резко подорожает. Кроме того, проблемой на борту становится перемещения людей — особенно при посадке и высадке, а также при пользовании туалетами. Взаимодействие экипажа с пассажирами минимизируется: например, заранее до посадки на местах размещают еду и воду. Некоторые авиакомпании ограничивают объем ручной клади и допускают к туалетам строго по одному человеку. Некоторые авиакомпании вроде Jet Blue Airways и Delta Air Lines пообещали оставлять пространство между пассажирами. Другие авиакомпании отказываются это делать, ссылаясь на недостаток изученности эффективности подобной меры и дороговизну такого шага.

Как не заболеть после авиаперелета? – Блог Купибилет

Вы слышали, что риск подхватить ОРВИ в самолете в 100 раз выше чем на земле? В этой статье мы рассмотрим основные причины такого быстрого распространения инфекции и, как обезопасить себя от нежелательной простуды.

Почему инфекции в самолете передаются быстрее? Причин может быть несколько.

Воздух в салоне самолета

Одно из самых распространенных заблуждений по поводу качества воздуха в салоне состоит в том, что на протяжении всего полета вы дышите одним и тем же воздухом, к счастью, это не так. Специальная система контроля внутренней среды самолета забирает наружный воздух  и смешивает его с отфильтрованным внутренним воздухом в пропорции 50 на 50 %, после чего подает в салон.

Конструкция системы вентиляции предусматривает подачу вентиляционного воздуха в каждый ряд кресел, а также сбор отработанного воздуха из пространства того же ряда. Это снижает, но не исключает риск распространения инфекций по всему салону самолета.

Для очистки воздуха в салоне применяются специальные HEPA-фильтры. Они задерживают вирусы и инфекции, эффективность очистки 94–99,97 %. Но для стабильной и эффективной работы эти фильтры должны регулярно проверяться. Если фильтры не подвергаются регулярному техническому обслуживанию, то риск ухудшения качества внутреннего воздуха повышается.

Что же делать? Выхода здесь два:

  • носите маску
  • пользуйтесь оксолиновой мазью

Бактерии и инфекции на внутренних частях салона

Подлокотники, откидные столики, туалет…. одним словом, все до чего вы можете дотронуться в салоне является носителем различных вирусов и инфекций.

После каждого рейса салон самолета убирают, но не дезинфицируют.  Вывод из этого можно сделать простой – чаще мойте руки и берите с собой антисептический гель для рук. Сейчас его можно купить на кассе практически любого магазина.

Низкая влажность воздуха

Третья и основная причина быстрого распространения инфекции – низкая влажность воздуха в салоне самолета.

Системы контроля внутренней среды самолетов осушают забортный воздух при помощи отделителей влаги. В итоге, источником влаги в салоне являются только дыхание пассажиров и испарения с поверхности человеческого тела.

Средняя влажность воздуха в салоне всего 10–20 %, когда в норме должна быть 35-40%.

При очень низком уровне влажности, естественная система защиты вашего организма, слизь в носу и горле пересыхает, таким образом, устраняя барьер между организмом и инфекцией.

Как избежать простуды в самолете?

Не допускайте обезвоживания. Пейте больше жидкости, в идеале небольшими порциями на протяжении всего полета. Помните, что кофе, алкоголь и напитки, содержащие кофеин, способствуют обезвоживанию, не увлекайтесь ими во время полета.

Держите руки в чистоте. Как мы уже писали чуть выше, чаще мойте руки и пользуйтесь  антисептическим гелем для рук.

Используйте противовирусные препараты. Одним из самых популярных является оксолиновая мазь, которой необходимо смазывать ноздри изнутри, тем самым создавая барьер для инфекций. Ваш лечащий врач может посоветовать вам и другие средства.

Если вы простыли, постарайтесь отложить поездку. Помните, что в правилах многих авиакомпаний есть пункт, согласно которому бортпроводники могут ссадить вас с самолета, если вы можете стать причиной заражения других пассажиров.

Хотите подобрать билеты в путешествие?

Подобрать билеты

15 Dec 2014      Анна Комок    

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *