Поэзия как лекарство: почему заикающиеся люди читают стихи в центре Москвы

Поэзия как лекарство: почему заикающиеся люди читают стихи в центре Москвы

m24.ru/Юлия Накошная

Поэзия требует чувства, мастерства, но в первую очередь – внимания аудитории. Специально ко дню поэзии m24.

ru подготовило обзор мест, где молодые поэты могут почитать свои тексты и познакомиться с собратьями по перу, а также послушать выступления поэтов с именем.

Для совсем юных авторов, которые еще только делают первые робкие шаги в мире поэзии, мы добавили места, где можно овладеть мастерством, – литературные студии.

Почитать свое

Поэзия как лекарство: почему заикающиеся люди читают стихи в центре Москвы

vk.com/mayakovskie

Маяковские чтения

У подножия памятника Маяковскому молодые поэты начали собираться в 2009 году по инициативе художника Матвея Крылова. Чтения проходят в формате «свободного микрофона» и, по замыслу организаторов, являются противовесом поэтическим салонам.

Каждое последнее воскресенье месяца с апреля по октябрь в 18:00 у памятника собираются желающие прочитать свои стихи. Выступить может любой. За один выход к микрофону читают одно-два стихотворения, после чего уступают место следующему чтецу.

Выходить можно неограниченное количество раз – частая смена выступающих, по словам организаторов чтений, придает мероприятию динамики и не позволяет публике отвлекаться от происходящего.

Ну и делает выступление менее страшным для новичков, что тоже немаловажно.

Продолжаются чтения до последнего слова последнего участника – иногда поэты расходятся вечером, иногда зачитываются за полночь. Как говорит один из координаторов проекта Даня Берковский, чтения, или «Маяки», как их называют постоянные участники, иногда проходят самоорганизованно – то есть участники начинают читать стихи, даже если никто из организаторов на встречу не пришел.

Узнать о Маяковских чтениях подробнее можно в одноименном сообществе «ВКонтакте».

Ближайшая встреча у памятника поэту состоится 24 апреля.

Поэзия как лекарство: почему заикающиеся люди читают стихи в центре Москвы

vk.com/chtecy_msk

Чтецы МСК»Чтецы» – общероссийское движение, объединяющее молодых поэтов в Москве и еще восьми российских городах – Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Уфе, Казани, Улан-Удэ и Владивостоке.

Как пояснил главный идеолог движения Павел Плохой, «Чтецы» не ограничиваются только, собственно, чтением стихов – на встречах участники также исполняют музыку, читают рэп, показывают актерские этюды. Главный критерий отбора – неформатность.

Чтобы попасть в ряды «Чтецов», претенденту нужно снять видео, в котором он читает свои стихи, и отправить организаторам через паблик движения «ВКонтакте». Встречи проходят в разных местах – чаще всего, в клубах и барах.

Последняя на сегодня встреча «Чтецов МСК» прошла 10 марта в клубе «Дума» на Моховой, 11. Чтобы узнать места проведения будущих встреч, стоит следить за анонсами в паблике. Читать обычно начинают в 20:00. Вход платный: 300 рублей.

Послушать чужое

Что такое поэтическая терапия?

“Поэтическая терапия” не является самостоятельной формой терапии. Однако врачи могут включить ее в другие формы терапии, такие как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).

Поэзия побуждает человека писать о своих эмоциях. Терапевты, использующие поэзию, могут поощрять своих пациентов читать стихи дома.

Библиотерапия относится к терапии, которая использует чтение или письмо как часть терапии. Поэтическая терапия — это подтип библиотерапии. В поэтической терапии врач включает поэзию в лечение, чтобы помочь пациенту лучше понять чувства — как свои собственные, так и чувства других людей.

Хотя чтение и написание стихов может помочь лучше справляться со своими эмоциями и выражать их, поэзия сама по себе не является самостоятельной формой терапии. По этой причине поэтическую терапию обычно включают в другие виды терапии. Например, психотерапевты могут использовать поэтическое письмо, чтобы помочь пациенту лучше идентифицировать свои эмоции и мысли.

В качестве альтернативы терапевт может включить поэзию в структуру привязанности, чтобы помочь человеку определить связь между его отношениями и эмоциями.

Как работает поэтическая терапия?

Врачи могут использовать поэтическую терапию для пациентов всех возрастов и происхождения, и им не нужно иметь никакого предварительного опыта работы с поэзией. Например, в статье 1987 года подчеркивается потенциальная ценность использования поэтической терапии для помощи детям, пережившим жестокое обращение.

Вот некоторые примеры того, как психотерапевт может использовать поэзию:

  • Помочь пациенту достичь своих целей лечения. Например, побудить ребенка, который пережил жестокое обращение, прочитать стихи о гневе, чтобы лучше определить свои собственные чувства.
  • Использовать поэзию для выражения эмоций, которые трудно выразить одними словами. Метафоры и ритм поэзии могут облегчить некоторым людям возможность поделиться своими чувствами.
  • Поэзия может помочь пациенту общаться с другими людьми, например, с родителем или ребенком, о своих эмоциях.
  • Образы и метафоры, которые пациент использует в поэзии, могут открыть окно в его эмоциональные связи. Например, метафоры, связанные с заброшенностью, могут помочь выявить или подтвердить проблемы привязанности.

На сеансах психотерапии, связанных с поэзией, пациенты могут писать стихи, читать их или делиться стихами с другими. В зависимости от целей лечения, они могут писать или читать стихи под руководством и с помощью врача, или могут использовать это как способ сосредоточиться на своих целях лечения между сеансами.

Поэзия как терапия более популярна среди врачей, практикующих определенные терапевтические подходы. Например, очень совместима с экзистенциальной терапией.

Экзистенциальная терапия — это высоко философский подход, который побуждает пациентов исследовать состояние человека, его роль в человеческом существовании и то, как обычная человеческая борьба влияет на них.

Польза поэтической терапии

Преимущества поэзии как терапии могут включать в себя:

  • Творческую отдушину. Для людей, которые уже наслаждаются поэзией и художественным самовыражением, это может быть приятным дополнением к традиционной терапии.
  • Поэзия может быть более легким способом, чтобы выразить себя и свои чувства. Некоторые пациенты борются с прямым разделением своих чувств, но метафоры поэзии могут облегчить этот процесс.
  • Поэзия может помочь людям со сложными психическими заболеваниями чувствовать себя менее одинокими. Например, пациенты с шизофренией могут выразить свои переживания через поэзию.
  • Поэзия может обучить пациентов общим эмоциям и проблемам общения. Чтение чужих стихов может помочь человеку почувствовать себя менее одиноким. 
  • Поэзия дает пациентам возможность исследовать сложные экзистенциальные проблемы. Например, психотерапевты иногда используют поэзию с пациентами, которые умирают, живут в домах престарелых или сталкиваются с другими жизненными событиями.

Недостатки поэтической терапии

Поэзия как форма терапии подходит не для всех. Недостатки могут включать в себя:

  1. Некоторые люди могут не любить писать или читать стихи. Поэтическая терапия может не давать никакой дополнительной ценности.
  2. Написание стихов может быть эмоционально трудным для некоторых людей, особенно для тех, кто чувствует давление, чтобы сочинить “хорошее” стихотворение. 
  3. Поэзия не всегда точно отражает эмоции человека. Например, человек может сосредоточиться на форме, а не на сути, что заставит его написать “хорошее” стихотворение, полностью не исследуя свои эмоции.

Поэтическая терапия против других методов лечения

Поэзия как терапия — это не альтернатива другим формам терапии, а скорее дополнение. Это означает, что врач может включить его в широкий спектр терапевтических подходов.

Большинство исследований показывают, что поэтическая терапия может быть очень эффективной. Например, исследование 2008 года показало, что поэзия как терапия может уменьшить вторичные симптомы травмы у людей, перенесших насилие в семье.

Исследователи обычно не сравнивают поэзию с другими формами терапии, поскольку является дополнением к другим модальностям, а не заменой. Тем не менее, для некоторых людей это может стать хорошей альтернативой традиционным формам терапии. В частности, это может быть отличным выходом для выражения некоторых сдерживаемых или трудно выражаемых эмоций.

Заключение 

Поэзия веками помогала людям идентифицировать и делиться своими эмоциями. В рамках терапии это может углубить способность человека подключаться к своим собственным эмоциям и переживаниям других людей. Люди могут использует поэзию наряду с другим, более доказательным подходом, таким как КПТ.

Статья по теме: Межличностная психотерапии: что нужно знать и кому помогает.

Перед применением советов и рекомендаций, изложенных на сайте «Medical Insider», обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Поэзия как лекарство: почему заикающиеся люди читают стихи в центре МосквыПриглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен

Добавьте «Medical Insider» в любимые источники Яндекс Новости

Вам также может понравиться

Заикание у взрослых: причины и основные методы коррекции

Эта патология развивается в детстве, первые симптомы можно заметить у ребенка в возрасте 4-5 лет, но некоторые люди начинают заикаться в более зрелом возрасте.

Заики часто сами считают свое заболевание неизлечимым, поскольку походы к логопедам не увенчались успехом. Однако заикание не приговор – при правильном подходе к коррекции можно избавиться от этого дефекта речи.

В этой статье мы рассмотрим возможные способы лечения заикания.

Немного истории и причины возникновения

Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.

Наиболее известна нам история Демосфена.

Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.).

Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой.

История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.

С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:

  • стрессовая ситуация. В некоторых случаях нарушение темпа речи становится заметно в раннем возрасте, но многие такие дети разговаривали вполне нормально до определенного момента. Заикание резко возникло на фоне психотравмирующей ситуации, например, сильного испуга. Однако страх в детстве испытывали многие, а заиками становится около 2-3% населения земного шара. Вероятно, эти люди имели некую предрасположенность;
  • неврологическая патология. Нарушения в работе отделов ЦНС, отвечающих за речевую функцию, могут возникнуть на фоне травм, контузии, после перенесенных инфекционных заболеваний. Патология также может развиться из-за некоторых вялотекущих хронических заболеваний;
  • наследственная предрасположенность. Если в семье есть заики, то вероятность развития данного расстройства речи становится более высокой. Считается, что генетически обусловленное заикание должно проявить себя в первые семь лет жизни. Если этого не произошло, значит, подобных нарушений в речи у человека уже не будет. Как правило, передается заикание через поколение, но иногда дети просто подражают «неряшливой» речи людей из близкого окружения.
Читайте также:  Беспечные ездоки. Опасны ли электросамокаты?

Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.

Особенности патологии

Сложность в лечении заикания состоит также в том, что эта патология имеет большое количество форм. Такая неоднородность свидетельствует о сложности происхождения заикания. Данное нарушение речи часто сопровождается нарушениями в работе мышечного аппарата. Заика может испытывать общее напряжение, быть скован и угловат или же, наоборот, излишне подвижен.

Есть у заикающихся людей и общие психологические особенности:

  1. Чрезмерная впечатлительность.
  2. В присутствии незнакомых людей излишняя робость и смущение.
  3. Яркая фантазия, оказывающая влияние на усиление речевого дефекта.
  4. Ослабленная волевая сторона характера.
  5. Страх перед необходимостью говорить в присутствии большого количества людей.

Как правило, все заики сильно фокусируются на своем дефекте. И, чем сильнее человек ожидает приступа заикания, тем сильнее он становится.

У взрослых людей заикание часто сопровождается психологическими проблемами. Этот дефект сильно осложняет им жизнь.

Многие заики не могут устроиться на хорошую работу, им недоступен карьерный рост, они не в состоянии построить взаимоотношения с противоположным полом. Все это приводит к тому, что заикающийся человек становится еще более замкнутым.

Он испытывает чувство одиночества, на фоне которого могут развиться нефроз, депрессия и другие психические расстройства.

Эволюционным называют расстройство речи, возникающее в раннем возрасте (от 2 до 5 лет). Оно может развиваться постепенно, а также возникнуть внезапно в результате индивидуальной предрасположенности или психической травмы. Эволюционное заикание обычно называют невротическим (логоневроз) и неврозоподобным.

Второй тип заикания является вторичным или симптоматическим. Такая патология речи возникает на фоне других заболеваний, например, травмы головы, эпилепсии и т.д.

Методы коррекции

Заикание, как и другие заболевания, легче поддается исправлению на ранних стадиях. В некоторых случаях избавиться от этого нарушения речи удается всего за несколько недель. Но чаще всего это требует намного больше времени.

Как уже упоминалось выше, начинать лечение нужно с визита к невропатологу. Врач проведет обследование, целью которого будет обнаружение причин речевой дисфункции. Если заикание обусловлено сбоем в работе центральной или периферической нервной системы, то пациенту будет назначено адекватное медикаментозное лечение. Кроме того, лечением заикания будут заниматься такие специалисты:

  • рефлексотерапевт. Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, локализующихся в области плечевого пояса, шеи и живота;
  • психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их. В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать более уверенным в собственных силах, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, наладить отношения с окружающими людьми и т.д.;
  • логопед. Специальные логопедические упражнения позволят выработать правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее темп.

Комплексное лечение и постоянная работа над собой позволит добиться устойчивого результата в максимально короткие сроки.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов. Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов.

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие.  При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Современные методики

Лечение заикания по традиционной схеме, используемой большим количеством специалистов, требует длительного времени. К тому же далеко не во всех случаях оно позволяет достичь желаемого результата. Поэтому многие заики пытаются самостоятельно искать способы избавления от этого нарушения речи.

На сегодняшний день большую популярность приобрела книга Андрея Кузнецова «Заикание: ставка – жизнь», в которой автор рассказывает о собственном опыте. Андрей заикался с детства, так же как его старший брат и дед, считая свое заболевание неизлечимым.

Это расстройство сильно осложняло жизнь молодому человеку, поэтому в возрасте 25 лет он начал самостоятельно изучать эту проблему.

В результате Андрей пришел к выводу, что всю жизнь его учили заикаться, вместо того, чтобы учить разговаривать! Работа Кузнецова увенчалась разработкой уникальной методики избавления от заикания.

Есть что-то схожее и в методике академика Снежко Р.А. Он также считает, что заикание возникает в результате того, что человек не знает, как правильно произносить звуки. На своих сеансах Роман Алексеевич учит пациентов различать названия букв от произношения звуков, правильно ставить ударение, делить слова на слоги и т.д.

Занятия по обеим методикам будут полезны всем без исключения. Но если заикание обусловлено поражением ЦНС, то без помощи невропатолога обойтись вряд ли получится.

Релаксация и самомассаж

Попытаться самостоятельно избавиться от заикания можно. Первое, на что стоит обратить внимание, это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти две составляющие обеспечивают нормальную естественную речь. Поэтому заика должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от избыточного напряжения.

В этом помогут приемы релаксации. Можно выполнять упражнения на напряжение и мгновенное расслабление мышц, они помогут создать ощущение контраста между напряжением и расслабленным состояние. Для выполнения необходимо сильно напрячь, например, шею, а затем максимально ее расслабить. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.

Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять собственную мускулатуру. Чтобы добиться нужного эффекта, при их выполнении следует придерживаться определенных правил:

  •  контролируйте силу напряжения мышц не только при помощи телесных ощущений. Выполняйте упражнения перед зеркалом, контролируя движения мышц визуально, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
  • упражнения нужно выполнять ежедневно в течение 5–7 минут. В результате не будет возникать перенапряжение при использовании речевой мускулатуры при разговоре;
  • комплекс должен включать упражнения не только для речевого аппарата. При заикании важно снизить тонус мышц в области рук, живота, плеч и шеи;
  • заниматься нужно неторопливо, ритмично выполняя упражнения. Не допускайте переутомления;
  • обращайте внимание на дыхание – оно должно быть свободным.

После того как все упражнения будут освоены, можно их немного усложнить, добавив фонацию. Начинайте говорить в момент расслабления, плавно и протяжно произнося гласные звуки и их сочетания. После переходите к проговариванию слогов и целых слов.

Избавиться от напряжения или, наоборот, повысить тонус слабых мышц, поможет самомассаж. Он бывает двух типов: гигиенический и вибрационный. В первом случае процедура выполняется поглаживанием.

Читайте также:  Еда против боли в суставах

Тем самым активизируются нервные окончания, расположенные близко к коже, и нормализуется тонус лицевых и мимических мышц.

Вибрационный массаж предусматривает использование энергичных постукиваний для активизации глубинных нервных окончаний.

Научиться приемам релаксации и самомассажа можно самостоятельно, например, при помощи интернета. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проконтролирует правильность выполнения процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.

Психотерапия

Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.

Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли.

Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной.

В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.

Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия.

Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии.

Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.

Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией.

Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом.

Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.

Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия.

Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками.

В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.

Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!

13 мест, где в Москве водятся настоящие поэты

Для непосвященного человека поэзия, кажется, вся вышла в интернет или осталась в книгах.

Не так много людей приходит послушать вживую выступления людей, которые составляют тексты, генерирующие новые смыслы — в основном, это один и тот же, свой, круг.

Хотя запрос на то, что люди считают стихами, есть — достаточно посмотреть, как активно в соцсетях расходятся стихи, рифмованные тексты и видео с выступлений, а у популярных «сетевых» и «клубных» поэтов — тысячи поклонников. 

Так всех научили в школе: что в столбик — то и стих.

Казалось бы, в век абсолютной, всеобщей информатизации попасть на чтения просто – нашел, где будут ближайшие и пришел, но отнюдь не все знают, что в Москве проходят подобные мероприятия.

Time Out уже рассказывал о современных московских поэтах, а теперь выяснил, где в городе можно послушать выступления интересных стихотворцев, и насколько сейчас активна литературная жизнь.

Данил Файзов поэт, сооснователь проекта «Культурная инициатива»

Проект «Культурная инициатива» был создан в январе 2010 года (организаторы — Данил Файзов и Юрий Цветков — Time Out). Мы занимаемся организацией литературных мероприятий: презентацией книг, поэтических вечеров, литературных фестивалей, книжных ярмарок и т.п. Помимо этого, еще мы организуем дистрибьюцию поэтических изданий, книг и поддерживаем региональные проекты, в том числе, поэтические фестивали.

Думаю, что до половины литературных мероприятий заметного масштаба в Москве делается именно нами. Мы работаем с авторами самых разных направлений, групп, стилей, сред — независимо от их эстетических предпочтений.

Если поэт или прозаик талантлив, то он у нас выступает, именно поэтому такая объемность и получается. Поэтическая жизнь в Москве достаточно активна.

Происходит масса событий, вечеров, она вполне бурлящая, живая и интересная. 

Компании поэтов — совсем разные, одни могут отказаться находиться рядом с другими, но мы представляем все спектры современной литературы. Иногда поэтов послушать приходят только другие поэты, и это нормально, но аудитория не состоит исключительно из своих.

Круг приходящих на чтения расширяется или сужается естественным образом — появляется молодежь, новые люди, кто-то прекращает ходить на вечера.  Многое зависит от того, кто выступает.

Если человек интересуется не вообще литературой, а непосредственно творчеством Гандлевского или Полозковой, он на эти выступления будет приходить независимо от того, где они проходят, а на другие, возможно, нет, потому что не интересно.

Каждый автор, каждое событие надо рассматривать отдельно. На каком-то вечере будут преимущественно коллеги-литераторы, а на другом — полный зал и аудитория, интересующаяся поэзией.

https://www.youtube.com/watch?v=N7mq_Hmb1_8

Мы давно думаем о том, что тысячные залы не нужны, это было бы даже лишним, потому что когда появляется большая аудитория — это становится бизнесом. А поэзии, как наиболее тонкому жанру литературы, важнее поиск смыслов, языка и т.д.

Когда нет большой кассы, тогда и ситуация честнее, и поэты могут заниматься непосредственно тем, чем должны — написанием стихов, нахождением наиболее важных смыслов. У них появляется возможность чувствовать дыхание времени, а не выступать и получать гонорары. Для поэта более чем необходимо публичное чтение стихов и общение с аудиторией.

В основном они зарабатывает деньги, работая где-то, но не на чтениях. Выступлениями невозможно заработать, так как подавляющее большинство встреч в Москве – мероприятия со свободным входом. 

Сергей Сдобнов  поэт, критик, культуролог

Основной источник информации сегодня — это «новые медиа». На самых крупных площадках, посвященных городской культуре, нет разделов «Литература», есть отдельные материалы о книгах. Мне кажется, отсутствие связано с тем, что литературные чтения сложно назвать развлечением и продать. Многообразие поэтических вечеров в Москве и фестивалей поэзии в разных городах России приятно и опасно. Приятно, потому что у нас «есть выбор» и иллюзия того, что многообразие — это много интересных вариантов досуга/развития.

Опасно другое — рынок выравнивает поэта, графомана и эпигона. Тут в игру вступает «скорость доступа»: извлечь знакомую информацию из текстов Ес Сои или участников «Бабушки Пушкина» проще, чем слушать и пробовать воспринимать тексты современных поэтов — от Александра Скидана до Ксении Чарыевой. Тут каждый сам принимает решение, чего хочет.

Например, прожевать тексты, которые служат материалом для шоу (рифмованные строки в «Бабушке Пушкина» — это лишь сценарный/психологический прием – подмена говорить в рифму – говорить стихами).

С другой стороны, если вам интересен новый опыт, ощущения «не на раз», то стоит задуматься о том, как мы все выбираем наш досуг, где те гиды, которым мы могли бы доверить свое время? 

На днях Лев Оборин начал публиковать обзоры литературного интернета в новом проекте о книгах «Горький». Но этого столь нужного начинания недостаточно, хочется, чтобы у каждого крупного медиа появился адекватный обозреватель литературных событий и книг.

Хочется честности и доверия, как от читателей, авторов и критиков. Для самостоятельного поиска интересных авторов стоит обратиться к новой карте русской литературы, проекту Вавилон или учебнику «Поэзия» — это не идеальные, но интересные и пополняющиеся архивы.

Впрочем, нам не помешает подборка тех ресурсов в сети, где можно читать интересные стихи, этой осенью и составим.

13 сентября Библиотека иностранной литературы, Центр книги Рудомино и Международный клуб «Открытый диалог» устраивают юбилейный вечер «8 ½ Павла Грушко».

Грушко — мэтр российской испанистики, поэт, переводчик, драматург, исследователь, один из учредителей Ассоциации испанистов России.

На вечере покажут отрывки из фильмов, прозвучит музыка, вдохновленная поэзией и переводами Грушко, а также сам автор прочитает несколько своих любимых произведений.

Библиотека иностранной литературы (Николоямская, 1) Начало: 18.30

15 сентября  Презентация книги поэтессы и прозаика Татьяны Ананич «Антиутопия». Автор прилетит на вечер из Лос-Анджелеса. Мероприятие проведет поэт Герман Гецевич. 

Дом Остроухова в Трубниках (Трубниковский пер., 17) Начало: 18.30

15 сентября  Алеша Прокопьев проведет встречу с переводчиком Юлией Дрейзис в рамках цикла «Метаморфозы…». Дрейзис ― кандидат филологических наук, доцент кафедры китайской филологии Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель Института философии РАН, специалист по китайской литературе классического и современного периодов и истории китайского языка. 

Музей Серебряного века (Пр. мира, 30) Начало: 19.00

15 сентября В литературном клубе «Классики XXI века» пройдет вечер, посвященный 80-летию поэта Александра Кушнера. По программе ожидается чтение стихов, встречи с поэтами и писателями.

Классики ХХI века (Страстной б-р, 6) Начало: 19.00

15 сентября На открытии нового сезона литературного клуба «Современники-XXI» состоится вечер молодых поэтов – представителей новой волны: Сергей Гейченко, Максим Маркевич, Евгений Илькаев, Анна Харитонова, Юлия Экономова.

Российская государственная библиотека для молодежи (Большая Черкизовская, 4, корп. 1) Начало: 19.00

16 сентября  Поэтический вечер Елены Дорогавцевой и Александра Курбатова в рамках цикла «Полюса». Для участия приглашаются два автора, работающие в разных поэтиках. Они читают, несколько раз сменяя друг друга, и потом отвечают на вопросы зала. Это самый первый и самый известный цикл «Культурной инициативы», который проходит с января 2004 года. 

Читайте также:  Переживаем холода: как помочь пищеварению зимой

Музей Серебряного века (Пр. мира, 30) Начало: 19.00 

17 сентября  Презентация итогов 8-го Международного конкурса хайку (на русском языке) в рамках ежегодного фестиваля «Японская осень». В программе: награждение победителей конкурса; чтение призовых хайку; выступления членов жюри и почетной гостьи из Японии, поэта хайку Икэда Луна. 

Библиотека иностранной литературы (Николоямская, 1) Начало: 13.00

19 сентября В феврале 2016 года «Культурная инициатива» совместно с сетью кафе «Жан-Жак» запустила новый виток клубной литературной жизни, куда приглашает любимых авторов. В рамках 13-х жан-жаковских чтений выступит поэт, филолог и переводчик Наталия Азарова, автор семи книг стихов, а также лауреат Премии Андрея Белого.

Кафе «Жан-Жак», Никитский бульвар, 12 Начало: 19:00 

23 сентября В цикле «Пункт назначения», представляющего авторов, живущих вне Москвы, пройдет поэтический вечер Евгения Прощина ― поэта, филолога, культуртрегера из Нижнего Новгорода.

Он с 2005 года является организатором и соорганизатором различных литературных проектов в своем городе: фестиваля современной русской поэзии «Стрелка», фестиваля «Слоwwwо», летнего фестиваля на открытом воздухе «Речет», Всероссийского фестиваля верлибра, регионального поэтического проекта «Нижегородская волна». 

  • Музей Серебряного века (Дом Брюсова), Проспект мира, 30  Начало: 19:00
  • 24 сентября Состоится презентация седьмой поэтической книги Андре Полонского «Остаюсь», а также шестой поэтической книги Анастасии Романовой «Простое свечение шифровальной машинки». 
  • Музей Серебряного века (Дом Брюсова), Проспект мира, 30  Начало: 19:00
  • 26 сентября В 14-х жан-жаковских чтениях участвует поэт, переводчик, журналист, автор шести книг стихов, лауреат Премии Андрея Белого, стипендиат фонда Бродского Елена Фанайлова. 
  • Кафе «Жан-Жак», Никитский бульвар, 12 Начало: 19:00

27 сентября Поэт, автор более десяти книг стихов Владимир Салимон презентует свою новую книгу «Месяц в деревне» ― первую из поэтической серии журнала «Интерпоэзия». Автор ― лауреат премий журналов «Золотой век», «Октябрь», Европейской премии римской Академии им. Антоньетты Драга, премии Романской академии, премии «Московский счет», Новой Пушкинской премии. 

Музей Серебряного века (Дом Брюсова), Проспект мира, 30 Начало: 19:00 

28 сентября В 15-х жан-жаковских чтениях поучаствует поэт, прозаик, общественный деятель, автор более десяти книг стихов Евгений Бунимович.

Он ― инициатор международного фестиваля «Биеннале поэтов в Москве» (с 1999), московского фестиваля в рамках Всемирного дня поэзии ЮНЕСКО (с 2000), профессиональной премии за лучшую изданную в Москве поэтическую книгу года «Московский счет», вице-президент Русского ПЕН-центра (с 2014), лауреат премии журнала «Знамя», премии «Венец» Союза писателей Москвы.

Кафе «Жан-Жак», Никитский бульвар, 12 Начало: 19.00 

Спасибо за помощь при подготовке материала: Дарья Суховей и Данил Файзов.

Чтение стихов развивает мозг

Наука » Экология » Человек

Стихи не только облагораживают нас духовно, но и развивают наш мозг. Ученые наблюдали нейронную активность в сером веществе добровольцев, читавших шедевры классической поэзии. Они заставляли активизироваться зоны мозга, ответственные за воспоминания о прошлом опыте. Выходит, что читая «Евгения Онегина», мы можем переосмыслить собственное прошлое?

Они не ошиблись. Наблюдая за людьми, читавшими сочинения Шекспира, Вордсворта, Томаса Стернза, Элиота и других светил английской поэзии, экспериментаторы анализировали, как в это время работает их мозг. Чтобы сравнить, как реагировала бы ЦНС испытуемых на те же истории, рассказанные обычным языком, произведения классиков переписывали в прозе и давали на прочтение тем же добровольцам.

Оказалось, что при чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты. Например, когда шекспировский эпитет «безумный» в адрес ветра заменяли на более простое в данном контексте слово «яростный», мозг воспринимал это прилагательное как само собой разумеющееся.

Но именно необычный эпитет «безумный» заставлял нервную систему мобилизоваться, словно мозг пытался осознать, что делает здесь это слово.

Высокая поэзия, как обнаружили ученые, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Причем этот эффект сохраняется еще некоторое время: обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения. Можно сказать, что хорошие стихи действуют на людей наркотически!

Изучение языков вызывает прирост мозга

Чтение поэзии, по словам ученых, активировало также правое полушарие мозга, а точнее — его зону, ответственную за автобиографические воспоминания. Читатель словно обращался к пережитому личному опыту в свете только что полученных впечатлений.

Получается, что читая «Гамлета» и «Вордсворта», мы можем переосмыслить собственное прошлое. Интересно, возьмут ли психологи на вооружение эту методику.

К примеру, людям, находящимся в кризисе, можно было бы рекомендовать ежевечерне читать классическую поэзию.

Исследователи обещают проверить эту догадку, а заодно и то, не будет ли похожего эффекта от чтения прозы (ливерпульские ученые собираются проверить это на примере Диккенса и других своих соотечественников — корифеев).

Пока же можно сделать вывод о том, что искусство — это не просто сложение рифмованных слов, нот или беспорядочный хаос мазков на полотне. И теперь это подтверждено научно. Прошлые исследования доказывают, что и музыка, и живопись удивительным образом развивают и «структурирует» мозг.

Музыка, никак, казалось бы, не связанная с остальными школьными дисциплинами, помогает школьникам лучше учиться. После длительного исследования обнаружилось, что музыка развивает вербальную память (то есть способность запоминать слова и текст).

Эксперимент, подтверждающий это, был проведен в Гонконге. Китайские ученые набрали 90 мальчиков, половина из которых играла в школьном оркестре, а другая половина музыкой никогда не занималась.

При этом все мальчики учились в одной школе, то есть качество образования, которое они получали, было одинаковым.

Но ребята, которые играли на каком-либо инструменте, запоминали слова и фразы намного лучше, чем их немузыкальные сверстники.

Спустя год экспериментаторы попросили тех же мальчиков снова пройти тестирование. Из 45 участников оркестра занятия продолжили только 33 человека. А еще 17 школьников пришли на занятия музыкой, узнав о результатах первого исследования. Группа начинающих продемонстрировала худшую вербальную память, чем те, кто занимался уже долго.

То есть чем дольше вы занимаетесь музыкой, тем лучше ваша память. У тех 12 учеников, которые бросили занятия, способности к запоминанию сохранились на прежнем уровне — не улучшились, но и не ухудшились. Можно предположить, что человек, который хотя бы несколько лет занимался музыкой в школьном возрасте, на долгие годы сохранит хорошую память.

Музыка синхронизирует умы

Эксперименты с живописью показали, что картины знаменитых художников отвечают некоему необъяснимому чувству гармонии, которое есть у большинства людей.

Сотрудница Бостонского колледжа (США) Анджелина Холи-Долан решила проверить, правда ли, что современное искусство — мазня, подобная детским каракулям ли рисункам, которые создают животные.

Ведь существует немало сторонников такой точки зрения.

Участники ее эксперимента рассматривали пары картин — либо творения известных художников-абстракционистов, либо каракули любителей, детей, шимпанзе и слонов — и определяли, какая картина нравится им больше, кажется более «художественной».

Согласитесь, немногие обыватели узнают картины абстракционистов «в лицо», поэтому повальное узнавание картин было вряд ли возможно.

А чтобы еще больше запутать участников эксперимента, подписи имели только две трети произведений — причем некоторые таблички еще и сообщали ложную информацию.

К примеру, подпись гласила, что зрители рассматривают «творения» шимпанзе, тогда как в действительности видели перед собой картины известного художника.

Но обмануть добровольцев не удалось. Люди чувствовали произведения, созданные художниками, и, невзирая на неправильно расставленные подписи, выбирали именно их в качестве «настоящих» картин.

Объяснить причину своего решения они не могли.

Получается, что художники, даже творящие в жанре абстракционизма, следуют некоему чувству визуальной гармонии, которое воспринимают практически все зрители.

Но не обманывают ли они сами себя, считая ту или иную комбинацию фигур и цветов совершенной? К примеру, на одном из полотен Мондриана большой красный квадрат уравновешивается небольшим синим на противоположной стороне. Есть ли в этом какая-то особенная гармония? Экспериментаторы при помощи компьютерной графики поменяли квадраты местами — и картина перестала вызывать у зрителей неподдельный интерес.

Наиболее узнаваемые картины Мондриана представляют собой цветовые блоки, разделенные вертикальными и горизонтальными линиями. Взгляд участников эксперимента останавливался на определенных частях картин, которые нашему мозгу казались наиболее выразительными. Но когда добровольцам предлагали перевернутые версии, они безучастно скользили глазами по полотну.

Впечатление от таких картин волонтеры впоследствии оценили намного ниже, чем эмоциональный отклик от оригинальных полотен. Заметим, что добровольцы не были искусствоведами, способными отличить «перевернутую» картину от оригинальной, и в оценке ее выразительности опирались исключительно на субъективные впечатления.

Похожий эксперимент провел Ошин Вартанян из Университета Торонто (Канада). Он переставлял элементы самых разных картин, от натюрмортов Винсента Ван Гога до абстракций Жоана Миро. Но оригиналы всегда нравились участникам больше.

В картинах великих мастеров были найдены и другие закономерности, которые «нравятся» мозгу. Алекс Форсайт из Ливерпульского университета (Великобритания) с помощью технологии компьютерного сжатия изображений установила, что многие художники — от Мане до Поллока — использовали определенный уровень детализации, который не был скучным, но и не перегружал мозг зрителя.

Почему одни любят Мане, а другие — Пикассо?

К тому же, многие произведения знаменитых живописцев имеют черты фрактальных узоров — мотивов, многократно повторяющихся в разных масштабах. Фракталы — распространенное явление в природе: их можно увидеть в зубчатых вершинах гор, в листьях папоротника, в очертании северных фьордов.

Куратор: Владимир Губарев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *