Опасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метро

Такая чистота автопаркам только снится. Это огромное помещение – поездная мойка. Здесь поездам делают «банные процедуры». Каждый вагон моют, дезинфицируют и облучают ультрафиолетом.

Ночью в метро кипит работа. С двух до пяти утра сотрудники метрополитена моют полы и стены на станциях, протирают ступени и поручни эскалаторов. Моют не водой, а специальным химическим раствором. Он и грязь смывает, и обеззараживает.

Ежедневно в метро спускается девять миллионов человек, и каждый делится своими бактериями. Мыть поезда и станции каждые полчаса просто невозможно. Сотрудники метрополитена и так делают все, что в их силах. Но через пару часов после открытия метро вагоны и эскалаторы уже не такие чистые.

Евгений Кузьменко, ученый-микробиолог, знает о микробах все. Вместе с Евгением мы спускаемся в метро, у него с собой колбы, вата и физраствор. Евгений возьмет пробы с эскалаторов, скамеек на станции, сидений и поручней вагона. Их мы отправим на анализ в лабораторию. Специалисты-микробиологи проверят, есть ли там опасные инфекции.

Опасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метроОпасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метроОпасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метроОпасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метроОпасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метроОпасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метроОпасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метро

Мы выбрали пять станций московского метро. Это «Таганская», «Курская», «Комсомольская», «Александровский сад» и «Библиотека имени Ленина».

Есть ли опасные бактерии в московском метро? Чем можно заразиться в вагоне поезда? Об этом вы узнаете через несколько минут.

Опасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метроОпасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метроОпасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метро

Внимание, а сейчас – результаты экспертизы. Вот что эксперты нашли в метро.

«Таганская», скамейка на перроне станции. Обнаружена бактерия стафилококка, кишечной палочки и опасные грибы. Они вызывают расстройство желудка и респираторные заболевания.

«Комсомольская», поручни эскалатора. Обнаружен целый букет инфекций – те же бактерии стафилококка, кишечные палочки, плесень, несколько видов грибов.

Никогда не ешьте в метро. После выхода из метро протирайте руки влажными салфетками – это не перестраховка, это необходимость. И еще один банальный, но действенный совет: придя домой, обязательно вымойте руки.

Ученые изучили микробиоту станций московского метрополитена

В рамках международного проекта группы ученых по всему миру исследуют микробы, живущие в разных городских пространствах — метро, на улице, в присутственных местах.

Недавно российские ученые, работающие в Университете ИТМО, использовав опробованную на других городах методику, провели исследование микробиоты московского метрополитена. Исследование опубликовано в журнале Computational and Structural Biotechnology Journal. Корреспондент ITMO.

NEWS связался с авторами работы и выяснил, какие бактерии живут в столичной подземке и чем они похожи на микробов из нью-йоркского транспорта.   

В течение всего своего существования люди живут в окружении микробов — помимо собственных микробов человека, бактерии есть в воздухе, в почве, в воде, в наших жилищах. Некоторые внешние микроорганизмы способны навредить здоровью людей, другие, напротив, важны для развития иммунной системы и в итоге оказываются даже полезны.

С развитием мегаполисов ситуация стала меняться — человек все еще окружен бактериями, однако их разнообразие и интенсивность контактов стали иными. С одной стороны, в городе больше гладких поверхностей, чаще проводится уборка и дезинфекция.

С другой — есть транспорт, школы, офисы, заводы, библиотеки, больницы, фитнес-центры, где происходит интенсивный обмен бактериями между людьми. Несколько лет назад ученые из разных стран решили выяснить, как выглядит микробиота такой важной транспортной системы, как метрополитен.

Начали исследователи с подземки одного из крупнейших городов мира — Нью-Йорка. 

«Ученые исследовали поверхность пола, поручни, вагоны и обнаружили интересное разнообразие микробиоты, — рассказывает кандидат биологических наук, директор по технологиям компании «Кномикс» (Атлас РнД), сотрудник международной лаборатории «Компьютерные технологии» Университета ИТМО Александр Тяхт. — Далее возник международный консорциум, в рамках которого исследуется городская микробиота по всему миру. Задачи этой работы — описать разнообразие, найти общие закономерности экологии таких микробных сообществ и создать основу для более прицельного анализа микроорганизмов, живущих в общественных местах»

Опасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метро Работы в международном проекте Metasub. Источник: news.weill.cornell.edu

Вопрос метода

Традиционным методом исследования микробиоты, живущей на той или иной поверхности, является культивирование. Проще говоря, ученый берет мазок с пола, стены или поручня и высаживает собранные бактерии на чашку Петри, где они активно размножаются, и их становится проще изучать.

Однако такой метод имеет существенный недостаток: не зная, что за бактерии собраны, ученым сложно заранее выбрать подходящую среду для их культивации — какие-то микроорганизмы любят свет, другие нет, одни не выживают на воздухе, другие плохо переносят соленость. Какие-то микробы вовсе не могут существовать в изоляции от других видов. В результате часть полученных бактерий не станет размножаться на чашке, и об их существовании на исходной поверхности исследователи не узнают.

«Если подходить с точки зрения секвенирования метагенома, то мы можем получить информацию о куда большем разнообразии бактерий на исходной поверхности, даже если их не получится культивировать в лаборатории, — продолжает Александр Тяхт.

— Конечно, есть ограничения: мы не можем сказать, сколько бактерий на поверхности в штуках, какие из них живы, но мы можем понять общее разнообразие, выяснить с точностью до рода, а то и вида, что за бактерии живут в сообществе.

Именно этот метод и использовался в Нью-Йорке и других городах»

Опасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метро Международный проект Metasub. Источник: metasub.org

Обитатели московской подземки

Этот же метод решила применить группа ученых и для исследования микробов, живущих в московском метро.

Александр Тяхт вместе с биоинформатиком компании «Кномикс» Натальей Клименко и сотрудником международной лаборатории «Компьютерные технологии» Университета ИТМО Дмитрием Алексеевым изучили образцы мазков с поручней, пола и других поверхностей нескольких станций с помощью ДНК-секвенирования метагенома. Обработка данных по микробиому метро была проведена с помощью системы Кномикс-Биота, а результаты доступны онлайн в виде интерактивного аналитического отчета.

«Большинство микроорганизмов, которые мы в результате обнаружили, относятся к двум группам — либо это микробы, которые ранее находили на коже, либо это почвенные, то есть их раньше находили в земле или на растениях, — поясняет Наталья Клименко.

— Причем почти на всех поверхностях была смесь из этих двух групп. Разве что на информационных стендах очевидно преобладали кожные бактерии. Мы увидели, что есть устойчивые комбинации почвенных и кожных микробов, которые встречаются вместе.

Можно предположить, что между микробами из двух разных источников возникли некоторые связи, что может играть роль в их влиянии на здоровье человека.

Разумеется, утверждать о таком симбиозе по результатам только наших исследований нельзя, но теперь есть список микробов-кандидатов для проверки связей другими методиками»

Опасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метро Бактерия Stenotrophomonas. Источник: creative-biolabs.com

Ученые сравнили результаты, полученные в Москве, с результатами американских исследований, и выяснили, что самые популярные бактерии, встречающиеся в метро российской столицы, также часто встречаются и в подземке Нью-Йорка.

«Наиболее представленные рода бактерий в Москве — Dietzia, Brevundimonas, Pseudomonas, Arsenicicoccus, Stenotrophomonas, — рассказывает Клименко. — Pseudomonas, Brevundimonas и Stenotrophomonas также были среди наиболее представленных в более раннем исследовании нью-йоркского метро. Получается, что в метро разных уголков мира одни и те же закономерности состава микробных сообществ»

Читайте также:  Названа лучшая питьевая вода в России

Опасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метро Вагоны московского метро. Источник: mir24.tv

Еще одним интересным результатом стало то, что разнообразие бактерий коррелирует с величиной пассажиропотока на конкретных станциях. При этом в местах, где больше бактерий почвенного происхождения, биоразнообразие максимально, а в тех, где преобладает кожная микробиота, оно ниже. Это перекликается с тем, что в земле разных микроорганизмов живет больше, чем на и в теле человека.

Наконец, примечательно, что анализ не выявил свидетельств наличия патогенов: из 10 болезнетворных бактерий, ДНК которых могла быть выявлена точно при использованной методике, достоверно не было найдено ни одной.

Тем не менее, подчеркивают ученые, это вовсе не значит, что руки после поручня эскалатора можно не мыть — образцов было обработано всего немного, проба способна обнаруживать не все патогены и не чувствительна к вирусам, грибам и простейшим.

Опасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метро Анализ микробиоты станций московского метрополитена

Бактериальные следы

Как подчеркивают ученые, данное исследование московского метро — лишь пилотный проект, который показывает, насколько успешно можно применять ДНК-секвенирование для изучения микробиоты общественных пространств.

Для более полного исследования бактериального разнообразия метрополитена надо проанализировать сотни проб на каждой станции, включив все возможные типы поверхностей.

Пока это слишком дорого, но в будущем может стать реальностью.     

«Такой плотный анализ позволит создать детальную пространственно-временную карту микробиоты транспортных систем, — рассказывает Александр Тяхт.

— Из анализа таких “больших данных” в перспективе можно будет извлекать информацию о перемещении человеческих масс по городу и характере взаимодействия с окружающей средой. Конечно, такая карта была бы более полна, если изучить изменение состава микробиоты во времени.

Сейчас образцы на станциях были собраны подряд за один день, но, может быть, есть бактериальные волны, ассоциированные с временем суток, например, с часом пик. Наконец, есть знаменитая станция “Площадь революции” с отполированными до блеска статуями.

Там, к примеру, все трут нос собаки на удачу. Было бы интересно отследить, как меняется микробиота статуи с течением времени: зимой, весной, накануне студенческой сессии и так далее»

Опасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метро Станция метро «Площадь революции». Источник: tvc.ru

Статья: Natalia S.Klimenko, Alexander V.Tyakht, Stepan V.Toshchakov, Margarita A.Shevchenko, Aleksei A.Korzhenkov, Ebrahim Afshinnekoo, Christopher E.Mason, Dmitry G.Alexeev, Co-occurrence patterns of bacteria within microbiome of Moscow subway, Computational and Structural Biotechnology Journal, Volume 18, 2020.

Микробиологи выяснили, какие бактерии ездят в московском метро

Опасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метро

Оказалось, примерно те же, что и в нью-йоркском сабвее.

Индустрия санитарии переживает сейчас один из лучших дней в своей жизни. Благодаря эпидемиям различных вирусов продажи антисептиков, масок, мыла и других антибактериальных товаров подскочили до небес.

Как будто специально, чтобы подогреть панику среди жителей большого города, российские ученые из университета ИТМО подготовили картину микробиома московского метро.

То есть, говоря проще, провели своего рода перепись бактериального населения подземки: взяли пробы с пола, поручней, стен и подошв обуви и проанализировали, каких бактерий оказалось больше.

Получилось довольно любопытно. Во-первых, дышим ровно — несмотря на все наши фобии, патогенных бактерий в метро не обнаружено. Зато обнаружены непатогенные, например Arsenicicoccus, Brevundimonas, Dietzia, Stenotrophomonas, а также псевдомонады, пишет журнал National Geographic. Все эти бактерии характерны для состава почвы в Москве.

Самой зловредной из них оказалась Propionibacterium acnes, которая в больших концентрациях вызывает прыщи, и больше всего их на вагонных поручнях. Все эти пассажиры ездят вместе с нами с линии на линию и приходят к нам домой, но чтобы они не оказали на вас никакого воздействия, достаточно просто мыть руки.

Это и при коронавирусе помогает, кстати.

Больше всего разных видов бактерий было выявлено на станции «Римская», на которой пересаживается большое количество пассажиров с желтой ветки — за день через станцию проходит в два раза больше пассажиров, чем на других пересадочных узлах.

Интересно, что участие американских ученых помогло сравнить микробиом московского метро с бактериальной средой нью-йоркского сабвея. И оказалось, что бактериальное население двух подземок примерно схоже.

«Получается, что в метро разных уголков мира одни и те же закономерности состава микробных сообществ», — пишут авторы исследования. Главное, чтобы эти сообщества в отличие от столичных местных комьюнити не объединились в общественные движения и не потребовали соблюдения своих прав.

Впрочем, пока люди и бактерии сосуществуют в Москве нормально и никто, кажется, ни на кого не нападает.

бактерии московского метромикробиомМосковский метрополитен

Бактерии в метро — чем опасны и как защититься

Опасные попутчики: какие бактерии обитают на станциях московского метро

Общественный транспорт — рассадник микробов, об этом знает даже ребенок. Однако существует наиболее популярная категория транспорта, которой ежедневно пользуются миллионы жителей мегаполиса — метрополитен. Каждый пассажир, спускаясь в метро, несет с собой свой набор микроорганизмов, которые проживают на его коже и в организме.

Билетные кассы, платформы, стены, лавочки, вагоны и поручни в них скрывают триллионы невидимых глазу бактерий. Все они беспрепятственно переносятся на кожу и одежду людей.

Это неизбежно, несмотря на то, что ночью в метрополитене кипит работа: сотрудники моют , дезинфицируют вагоны и все поверхности.

Однако уже через 1-2 часа после открытия и первого потока пассажиров, поручни и эскалаторы уже не отличаются особой чистотой. Обрабатывать дезинфицирующим раствором все элементы на протяжении дня невозможно, поэтому сложно говорить о гигиеничности транспорта.

Местом скопления наибольшего количества бактерий в метро являются поручни. Немного меньше на стеклах дверей, лавочках и стенах вагонов. Несмотря на это, исследования ученых показывают, что большинство микроорганизмов безвредно для человека, и риск заражения крайне мал.

Дело в том, что почти все бактерии, живущие в метрополитене с таким же успехом живут на коже всех без исключения людей. Из всего количества микроорганизмов лишь небольшая часть относится к патогенной группе.

Главная угроза для жителей, пользующихся подземным транспортом — заболевание, которые передаются воздушно-капельным путем. То есть, теоретически любой пассажир может стать жертвой простудных инфекционных заболеваний — ОРВИ и грипп в зимний период.

Однако существует риск распространения туберкулеза, который передается тем же путем. Когда зараженный человек чихает или кашляет, из его носа и рта с невероятной скоростью вылетают тысячи возбудителей, которые способны преодолевать расстояние в несколько метров.

Второй волнующий вопрос — возможность заражения кожными заболеваниями. В эту группу входят педикулез, различные высыпания и чесотка. Однако переживать по этому поводу стоит меньше всего. Чтобы заразиться любым из этих заболеваний, необходим непосредственный контакт именно с зараженным, а не с поручнем.

Переносчики данных медицинских проблем не способны существовать вне организма человека. Даже если возбудитель чесотки или педикулеза попадет на поручень метрополитена, он моментально погибнет. Кроме того, человеческая кожа обладает мощным защитным барьером, поэтому основным условием для профилактики заражений остается соблюдение личной гигиены по прибытию на место назначения.

Если о предотвращении попадания бактерий из метро на кожу человека говорить не приходится, то хотя бы следует соблюдать элементарные правила. Нехитрые действия помогут защититься от нежелательных гостей в своем организме.

Читайте также:  Антибиотики, назначенные стоматологами, в 81% случаев не нужны

Мыло

О важности водных процедур нам твердят с самого детства, и не зря. Руки обязательно надо мыть после посещения туалета, перед тем, как сесть за стол, и главное — после посещения общественных мест, в том числе, транспорта.

Именно на руках концентрация вредных бактерий достигает своего максимума, которые, наверняка, попадут в организм при контакте с другими частями тела. Поэтому по возвращению домой необходимо тщательно вымыть руки горячей водой с мылом.

Даже если променад на улицу был короткий, и не пришлось спускаться в метро или пользоваться другим общественным транспортом, руки все равно необходимо помыть: ручки дверей и кнопки лифтов несут в себе не меньше угрозы.

Антибактериальные гели в емкостях разных объемов сегодня можно найти в любой аптеке или супермаркете. Если нет возможности вымыть руки после выхода из метрополитена, желательно воспользоваться таким вот гелем. Уровень санации — 99,9%, поэтому вещество является отличной альтернативой мылу и воде.

Нанеся несколько капель средства на руки, можно убить практически все микроорганизмы, живущие на коже. Главным достоинством такого антибактериального геля является возможность использовать его повсеместно в любой момент. Кстати, такая полезная привычка в любое время года защитит от заражения желтухой и кишечными инфекциями.

Многим кажется странным встретить в метро человека в медицинской маске, хотя это абсолютно нормальная мера предохранения от ОРВИ и гриппа в сезон. Такая повязка не может полностью защитить от проникновения возбудителя в дыхательную систему, однако она становится своеобразным барьером на пути бактерий.

Медицинская маска особенно нужна людям с ослабленным иммунитетом и беременным женщинам — это поможет уберечься.

Аксессуар необходим и уже зараженным, чтобы не распространять инфекцию дальше: маска не позволяет разлетаться слизистым выделениям и частичкам слюны. Тем не менее маска является все-таки дополнительным средством защиты, поэтому пренебрегать остальными не стоит.

Интересный факт: ученые выяснили, что при чтении газеты в метро, шансы заразиться ОРВИ минимальны: бумага также является препятствием. Правда в этом случае стоит помнить, что как раз газета и становится рассадником бактерий.

В сезон простуды и гриппа хорошей профилактической мерой становится промывание носовых проходов специальными лекарственными препаратами.

Возбудители ОРВИ и гриппа проникают в организм через слизистые оболочки, однако всасываются не так быстро.

В некоторых случаях можно успеть элементарно смыть вирусы с поверхности слизистой и избежать заражения. Использовать для этого можно обычный профилактический спрей для носа, например, с морской водой.

Наверняка, каждому доводилось встречать людей в солнцезащитных очках в метрополитене в зимний сезон. Казалось бы, несусветная глупость: под землей, да еще и зимой. Однако такая категория людей как раз делает все правильно.

Возбудители заболеваний проникают в организм не только через нос или рот, но также — через слизистую глаз.

Очки в этом случае выступают гарантом, что вирус не попадет в глаз. К тому же, при ношении очков желание на автопилоте потереть глаза значительно ниже, чем без очков.

Конечно, в метрополитене, особенно в пиковые часы о соблюдении безопасной дистанции вряд ли приходится говорить. Но во всех других случаях отодвинуться на некоторое расстояние от зараженного пассажира необходимо.

Заболевания распространяются воздушным путем, мокрота от чихающего человека при этом разлетается на 2 метра, поэтому целесообразность сохранения дистанции очевидна. Если возможности нет, следует хотя бы отвернуться от потенциального разносчика ОРВИ.

Риск заражения в метрополитене, безусловно, имеется. Однако при соблюдении элементарных правил, он сводится к минимуму. Кроме того, необходимо взять за правило не прикасаться к лицу руками в общественном транспорте, или тереть глаза.

Но единственной эффективной профилактической мерой является использование антибактериальных влажных салфеток и геля для рук. Бактерии не страшны, если при себе всегда есть такой набор.

Какие микробы обитают в московском метро

Международная команда ученых из России и Америки провела исследование, в ходе которого выяснила, насколько метро Москвы и Нью-Йорка загрязнено. Эксперты хотели выяснить, каких микробов в метрополитене больше.

С помощью современного оборудования специалисты тщательно изучили станции метро и сравнили их с показателями других городов.

Все началось с американского метро. Ученые собрали образцы с эскалаторов, пола, вагонов метро, кабин машиниста и стен метрополитена. Микробиота оказалась довольно-таки разнообразной, рассказали ученые.

Сложно представить, что в замкнутом пространстве находится столько микробов. В своем исследовании мы хотел выяснить, как все эти микроорганизмы связаны, и есть ли какая-то закономерность в их нахождении, — пояснили авторы работы.

В лаборатории микробы подверглись культивированию — методу, с помощью которого можно изучить микроб. Авторы исследования рассказали, что культивирование не до конца прояснило ситуацию, поэтому пришлось воспользоваться методом ДНК-секвенирования.

Секвенирование ДНК и РНК — это рутинный процесс, позволяющий, тем не менее, вникнуть в суть всего живого и «прочитать» генетический код. Оказалось, что чаще всего в американском метрополитене встречаются следующие микробы: Dietzia, Brevundimonas, Pseudomonas, Arsenicicoccus, Stenotrophomonas.

Все так страшно?

На самом деле, нет. Например, Brevundimonas — это род протобактерий, в который входят и палочковидные бактерии, и кокки, и спиралевидные бактерии. Brevundimonas — одна из немногих бактерий, которая демонстрирует высокую выживаемость в условиях марсианской модели.

Несмотря на ее устойчивость, для здорового человека она безопасна.

Pseudomonas или Синегнойная палочка — бактерия, с которой человеку лучше не встречаться, так как она является возбудителем нозокомиальных инфекций, например, туберкулеза, инфекций мочевыводящих путей, гастроэнтерита и других заболеваний.

Лечение таких инфекций затруднено, так как они обладают высокой устойчивостью к антибиотикам. Кстати, подцепить этого микроба можно не только в метро, но в воде, почве, в других общественных местах.

Stenotrophomonas maltophilia — слабовирулентный микроорганизм, который также имеет большую устойчивость к антибиотикам. Эта бактерия широко распространена в окружающей среде и географических регионах, включая Антарктику, поэтому она обитает не только в метро.

На сегодняшний день эта бактерия мало изучена, поэтому ученые не берутся утверждать, что она может провоцировать развитие опасных заболеваний.

Микробы окружают нас везде и всюду. И помимо собственных микробов человека, бактерии есть в воздухе, в почве, в воде, в наших жилищах. Для человека с крепким иммунитетом эти бактерии не являются чем-то страшным, так как организм вполне способен справиться самостоятельно, — считают ученые.

Интересно, что эти же самые бактерии были обнаружены и в московском метро. Несмотря на пугающие названия, ученые отметили, что они не выявили ни один патогенный организм из 10 бактерий, которые можно было обнаружить с помощью ДНК-секвенирования.

Авторы работы сделали вывод, что метро — это не самое стерильное место, однако людям с крепким иммунитетом бояться нечего. Детям, беременным и пожилым людям в период вирусных заболеваний, в сезон гриппа и ОРВИ лучше избегать общественных мест и стараться укреплять иммунитет.

Какие микроорганизмы живут в автобусах и метро

Какие микроорганизмы живут в автобусах и метро

ISTOCK

Воздух в общественном транспорте населен бактериями и спорами грибов. Но в метро и салонах автобусов численность микробиоты, по подсчетам почвоведов, — в пределах нормы.

В отличие от автобусных остановок: туда ветер наносит пыль — частицы почв с окрестных территорий, в которых и содержатся микроорганизмы.

Статью о невидимых пассажирах транспорта опубликовал журнал ВШЭ «Городские исследования и практики».

Пыль цивилизации

В воздухе транспорта всегда есть микроорганизмы. Они переносятся вместе с пылью.

Читайте также:  Вентральная (послеоперационная) грыжа: виды, симптомы и лечение

Пыль — это мельчайшие частицы почв и грунтов, которые разносит ветер. Земля — клондайк разнообразных бактерий, спор грибов и прочей микробиоты. Вместе со взвесью пыли они могут долго носиться в воздухе и не оседать.

Но в метро пыль удаляют: регулярно делают влажную уборку, и повторно в воздух грязь уже не поднимается. Да и воздух в подземку поступает разный: не только с пыльных придорожных участков, но и с более чистых.

В воздухе вагонов поездов метрополитена зимой в кубометре воздуха в среднем содержится 1230 колониеобразующих единиц (КОЕ), подсчитали почвоведы. Это количество не превышает норму (1500 и 2500 КОЕ/м3 для лета и зимы соответственно).

Салоны автобусов — намного грязнее. Их воздух вдвое богаче микробиотой по сравнению с вагонами метро — 2463 КОЕ/м3, отмечают Владимир Тихонов, Ольга Николаева и Полина Пильгун.

Но и это количество в пределах нормы.

С воздухом на платформах подземки и автобусных остановках ситуация намного сложнее. Для первых показатель, как выяснилось, 3882 КОЕ/м3. И это явно не образец чистоты. Но и эти данные, подчеркивают исследователи, не зашкаливают.

Зато автобусные остановки — вне конкуренции по численности микроорганизмов. Их показатель — 10328 КОЕ/м3, то есть вчетверо больше, чем в салоне автобуса.

Однако норматива для воздуха автобусных остановок нет (санитарно-микробиологический контроль проводится только в помещениях, а не на улицах). Но если бы эти цифры были, то остановки бы явно их превысили.

Повышенное содержание микроорганизмов в воздухе на автобусных остановках вполне логично, поясняют авторы. Во-первых, там много грязи из-за «естественного пыления» соседних почв и грунтов. Во-вторых, движущийся транспорт тоже наносит пыль.

Пробы воздуха отбирались зимой 2017 года на четырех линиях метро и четырех автобусных маршрутах. Исследовалась среда поездов и платформ подземки, а также автотранспорта и его остановок. Число проб в общей сложности — 108.

Учитывалась также температура воздуха, количество пассажиров в транспорте и длина маршрута.

Как измеряли

Воздух в вагонах метро исследовался на Арбатско-Покровской, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской и Таганско-Краснопресненской линиях. Пробы на платформах отбирались на станциях «Славянский бульвар», «Бабушкинская», «Тульская», «Волгоградский проспект».

Среди автобусных маршрутов были «М2» (Фили — Рижский вокзал), «М10» (Лобненская улица — метро «Китай город»), «688» (Озерная ул. — Крылатское), «137» (Братцево — метро «Речной вокзал»). Воздух отбирался на автобусных остановках у метро «Парк Победы» и «Лубянка».

Для анализа воздуха (отбора проб) в транспорте ставился контейнер с тремя чашками Петри, в которых была создана питательная среда для микроорганизмов. Они осаждались на нее. Количество и состав микробиоты определяли с помощью подсчета колониеобразующих единиц.

Отбор шел на высоте один метр от пола в транспорте и на такой же высоте от земли на остановках и платформах. Пробы отбирали в центральной части автобусов, вагонов метро, а также остановок и платформ.

Ближе к почве

Избыток микроорганизмов в воздухе влияет на наше здоровье. Есть риски респираторных и аллергических заболеваний.

Исследователи подсчитывали численность сапротрофных бактерий и спор мицелиальных грибов в транспорте. И те, и другие небезвредны для человека.

Сапротрофные бактерии — гнилостные, они участвуют в разложении отмерших организмов. Среди них выделены:

  1. мезофильные бактерии, обитающие в почве и растущие при 25 градусах Цельсия (Б25);
  2. условно-патогенные, растущие при 37 градусах Цельсия (Б37).

Споры грибов (СГ) тоже небезобидны: могут вызывать аллергию.

Выяснилось, что по численности безусловно лидируют Б25. Именно они делают наземный транспорт существенно грязнее вагонов метро.

Значительно меньше условно-патогенных бактерий и еще меньше — спор грибов.

Причем концентрация Б37 и спор грибов в обоих видах транспорта сопоставима.

Численность микроорганизмов в транспорте во многом определяется их количеством в воздухе окружающей среды, поясняют исследователи.

«Более высокие значения содержания микроорганизмов на платформах метро и автобусных остановках по сравнению с транспортом обусловлены пропорциональным ростом доли Б25 и СГ, — поясняют исследователи. — Количество Б37 значимо не растет, и даже отмечается их некоторое снижение в воздухе на автобусных остановках».

Второй эффект может быть связан с меньшим числом людей на единицу площади, а также с рассеиванием микрофлоры ветром. В исследованиях доказана обратная корреляция между содержанием патогенной микрофлоры и скоростью воздуха в городе.

А вот с другими факторами численность бактерий и спор грибов коррелирует слабо.

Анализ «не выявил связей между содержанием микроорганизмов в воздухе транспортных средств и температурой воздуха, количеством пассажиров в транспорте и длиной маршрута».

Уровни биологического загрязнения

Итак, чем меньше взвесь пыли в воздухе, тем меньше наземка и метро загрязнены микроорганизмами. При этом автотранспорт играет роль защитного экрана: численность микроорганизмов внутри него в несколько раз ниже, чем в воздухе окружающей среды. Пассажир автобуса сталкивается с меньшим количеством микроорганизмов, чем пешеход, бредущий вдоль дороги.

Если опираться на нормативы ЕС для воздуха помещений, то среда внутри вагонов метро и автобусов загрязнена бактериями на среднем уровне, а спорами грибов — на низком. Воздух платформ метро сильно заселен бактериями и слабо — спорами. А на автобусных остановках целое скопище как первых, так и вторых.

Категории загрязнения воздуха в зависимости от содержания микроорганизмов в воздухе помещений

Группы микроорганизмов Содержание в воздухе домов, КОЕ/м3 Категория загрязнения
Бактерии < 100 Очень низкая
100–500 Низкая
500–2500 Средняя
2500–10000 Высокая
> 10000 Очень высокая
Грибы < 50 Очень низкая
50–200 Низкая
200–1000 Средняя
1000–10000 Высокая
> 10000 Очень высокая

Источник: Comission of the European Communities (СЕС), 1993 год

По содержанию микробиоты на платформах московский метрополитен оказался в одном ряду с подземкой в Лондоне, Мехико и Санкт-Петербурге. А вот пекинское метро намного загрязненнее.

По условно-патогенной микрофлоре сходные данные получены для автобусов Бангкока.

Без шума, без пыли

Пыль и грязь во многом связаны с тем, как организовано городское пространство. Если много пустых, не засаженных растениями почв, много строек и инженерных работ, то и пыли немало. А с ней — и микробиоты.

Чтобы почвы не разлетались вместе с ветром, их надо закреплять корнями растений. Нужно больше газонов, кустов и деревьев.

Состояние воздуха ухудшают и вытаптывание газонов и парковка на них машин. Надо защищать газоны.

Наконец, если общественные зоны сформированы у трасс, нужно создавать защитные полосы из лиственных деревьев. Они снижают концентрацию пыли в воздухе.

Дороги стоит планировать так, чтобы частицы почвы «не выносились плоскостным смывом» на поверхность дорог и не поднимались в воздух транспортом.
IQ

Авторы исследования:

Владимир Тихонов, кандидат биологических наук, младший научный сотрудник факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова

Ольга Николаева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова

Полина Пильгун, студентка факультета прикладной экономики и коммерции МГИМО

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 30 марта, 2020 г.

Подпишись на IQ.HSE

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *