Искусство или смерть: стремление к прекрасному продлевает жизнь

?

gorbutovich (gorbutovich) wrote, 2015-07-17 15:00:00 gorbutovich gorbutovich 2015-07-17 15:00:00 Categories: Распространенное латинское изречение Ars longa, vita brevis или Vita brevis, ars longa чаще всего переводят как Жизнь коротка, искусство вечно.

Искусство или смерть: стремление к прекрасному продлевает жизнь

Солнце. Антология философских камней (? — как корректно перевести?). Примерно вторая половина 16 века / Collectanea de Lapide Philosophiae. C. 2nd half of the 16th century. Origin: England. Language: Latin, English, Greek. Dimensions in mm: 150 x 100 (140 x 75). Paper codex. The British Library. Sloane 1171, f. 100v. Sun. SourceВстречаются варианты:Искусство – продолжительно, жизнь – коротка.Искусство долговечно, жизнь коротка.Искусство долговременно, жизнь коротка.Искусство долго – жизнь кратка.Жизнь коротка, наука обширна.Жизнь коротка, искусство обширно.Искусство долговечно, а жизнь (человека) коротка.Но, это неверное понимание фразы, по крайней мере, не совсем верное.Предпочитаю перевод:

Путь искусства долог, а жизнь коротка – он точнее передает смысл.

Можно также:Путь науки долог, жизнь коротка.Жизнь коротка, наука необъятна.Область науки безгранична, а жизнь коротка.2.

Искусство или смерть: стремление к прекрасному продлевает жизнь

Солнце и дракон. Антология философских камней (?). Примерно вторая половина 16 века / Collectanea de Lapide Philosophiae. BL Sloane 1171, ff. 100v-101. Sun and dragon. Ink drawing with washes of the sun and a dragon, in the Collectanea de Lapide Philosophiae. C. 2nd half of the 16th century. Origin: England. Source

Vita brevis, ars longa – латинская форма начала «Афоризмов» Гиппократа (ок.460-ок.370 до н.э.) – «отца медицины», великого древнегреческого мыслителя, естествоиспытателя, врача, основоположника современной медицинской этики. [Гиппократ. Афоризмы, I, 1]. У Гиппократа речь шла об искусстве врачевания.

3.

Искусство или смерть: стремление к прекрасному продлевает жизнь

Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Гиппоктат. Гравюра, 1638 / Hippocrates, engraving by Peter Paul Rubens, 1638. Courtesy of the National Library of Medicine. commons.wikimedia.org/wiki/File:Hippocrates_rubens.jpgВ античности наука и искусство объединялись в одно понятие. Древнегреческому слову техне /τέχνη /techne соответствует латинское ars. В латинском языке не было различий между понятиями «искусство» и «наука»: их смысл передавало слово «ars» – цельное учение, формулирующее и кодифицирующее практические правила.Говоря об «искусстве», Гиппократ имел в виду, естественно, не художественное творчество, а медицину. Смысл этого сопоставления в том, что искусство врачевания столь сложно, требует стольких знаний, что на их постижение не хватит и всей человеческой жизни.

«Отсюда, — пояснял римский философ-стоик Луций Анней Сенека в своем труде «О краткости жизни», – известное восклицание величайшего из врачей о том, что жизнь коротка, а искусство длинно». [Сенека «О быстротечности жизни», I, 1]. Благодаря Сенеке изречение и закрепилось в латинской форме.

4.

Искусство или смерть: стремление к прекрасному продлевает жизнь

Асклепий в поездке на острове Кос. Гиппократ слева. Античная мозаика. Асклепион. Остров Кос / Kos, Asclepeion. «Kos, Asclepeion: Asclepius (in the center) visits Kos, left Hippocrates, right some person from Kos». via. SourceВ оригинале мысль Гиппократа звучит так: Жизнь коротка, путь искусства долог (другой перевод: наука необъятна), случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение затруднительно / лат. Vita brevis, ars vero longa, occasio autem praeceps, experientia fallax, judicium difficile / греч. Ὁ βίος βραχύς, ἡ δὲ τέχνη μακρή, ὁ δὲ καιρὸς ὀξύς, ἡ δὲ πεῖρα σφαλερή, ἡ δὲ κρίσις χαλεπή..

В переводе Владимира Руднева: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно.» И далее: «Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.» [1]

«Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств» – утверждает Гиппократ в сочинении «Закон». Правда, тут же вскрываются сложности: «Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко ниже теперь всех искусств», но этот вечный вопрос – из другой оперы. Настоящий врач занимался общеполезным ремеслом, был мастером-демиургом, владел требующимися в его профессии техническими навыками – техне, что в переводе с греческого и означает «искусство».

Обычно афоризм Ars longa, vita brevis употребляется в смысле: художник, творец умирает, а плоды его рук, творения его духа, ума, искусства живут вечно, и тем самым они хранят память, напоминают о человеке, их сотворившем; мастер живет в своих творениях.

5.

Искусство или смерть: стремление к прекрасному продлевает жизнь

Гиппократ – в нижнем правом углу лысый. Иоганн Каспар Фюссли (1706-1782), отец знаменитого художника Иоганна Генриха Фюссли (1741-1825). Около 1757 года / Johann Caspar Füssli (1706-1782). Oel auf Leinwand. 51,5 x 62,5 cm. Um 1757. Kantonsbibliothek Appenzell Ausserrhoden. Source. Abstract: Füsslis Trompe-l’oeil und Zürcher Freundeskreis von Laurenz Zellweger (Schottengesellschaft). V.l.: Selbstbildnis des Künstlers Johann Caspar Füssli (1706-1782), Johann Jakob Bodmer (1698-1793), Laurenz Zellweger (1692-1764), Johann Jakob Hirzel (1725-1803) und Salomon Gessner (1730-1788); unten rechts: Bildnisse von antiken Köpfen, u.a. von Homer; zusätzlich: Allegorien, Federkiel, Biene, Wespe; Hintergrund imitiertes Fichtenholzbrett / Картина в разрешении 12656×11056 пикселей (в новом окне)Выражение стало популярным после того, как Иоганн Вольфганг Гёте повторил его в своей трагедии «Фауст» в форме: «Искусство долговечно, а жизнь наша коротка»:

Перевод Н.А. Холодковского:

  • Фауст
  • Мефистофель
  • Перевод Бориса Пастернака:
  • Фауст
  • Мефистофель

Но я хочу!Я понимаю это;Боюсь я за одно, в одном лишь мой протест:Ars longa, vita brevis est.А я осилю все.Похвально.Но жизнь, к несчастью, коротка,А путь до совершенства дальний,Нужна помощника рука.

[Гёте, «Фауст». Часть I, сцена 1.]

6.

Искусство или смерть: стремление к прекрасному продлевает жизнь

Иоганн Генрих Фюссли (1741–1825). Художник, приведенный в отчаяние величием обломков древности, 1778-1779 / Henry Fuseli (1741–1825). The Artist Moved by the Grandeur of Antique Fragments. 1778-1779. Red chalk on sepia wash. 415×355 mm. Kunsthaus Zürich. viaСлова древнегреческого врача – о краткости отдельной жизни; лишь научные знания, передаваемые из поколения в поколение, продлевают эту жизнь. За плечами Гиппократа было больше десяти поколений асклепиадов, профессиональных жрецов медицины. А после Гиппократа прошло уже 2,5 тысячи лет.

Как бы то ни было, во всех возможных вариантах перевода Vita brevis, ars longa вопросов по поводу того, что жизнь коротка не возникает. Ибо, жизнь коротка, наука и искусство безграничны, случай шаток, опыт обманчив, суждение затруднительно.

Источники, литература, примечания:

[Spoiler (click to open)][1] Гиппократ. Афоризмы, I, 1; перевод с греческого проф. В.И.Руднева, с. 696 //Гиппократ. Избранные книги. М., 1936 / Цитата из «Законы» – там же, с.94.

Руднев Владимир Иванович (1870-1951) – первый и единственный переводчик Гиппократа на русский язык. Хотя, может быть сейчас и появились новые переводы.

Латинско-русский словарь. Составитель А.М.Малинин. Ответственный редактор А.Н.Попов. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва, 1952. Стр. 760.

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии.

Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.

— Искусство долго — жизнь кратка.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998. — Искусство долговечно, а жизнь (человека) коротка.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений // Автор-составитель Вадим Серов // Буква Ж // Жизнь коротка, искусство вечноБольшой словарь цитат и крылатых выражений. Константин Душенко. 2010https://en.wikipedia.org/wiki/Ars_longa,_vita_brevisТ.Б. Перфилова

Первая ступень подготовки врачей в Римской Империи: «Наставления» // Ярославский педагогический вестник. 2003. No 4 (37)

Наличие цели продлевает жизнь

Искусство или смерть: стремление к прекрасному продлевает жизнь

Всем известно, что такое качество, как целеустремлённость необходимо для человека, однако как оказалось, наличие цели не только наполняет жизнь смыслом, но и может увеличить её продолжительность — это подтверждают совместные исследования американских и канадских специалистов.

Под руководством Патрика Хилла сотрудника Карлтонского университета и Николаса Туриано из Рочестерского университета исследователи изучили жизненный путь более чем 7 тыс американцев в возрасте от 20-ти до 75-ти лет.

С помощью различных тестов эксперты определяли психоэмоциональное состояние участников и их отношение к жизни, а затем на протяжении 14-ти лет наблюдали, как жизненные установки сказываются на здоровье подопытных.

При этом выяснилось, что люди, с трудом представляющие себе, зачем они просыпаются утром, как правило, испытывают больше проблем со здоровьем и умирают раньше, чем целеустремлённые и энергичные личности — среди скончавшихся во время эксперимента 569-ти американцев процент пессимистов и тех, кто не мог определиться со смыслом своей жизни был заметно выше, чем в целом по выборке.

Искусство или смерть: стремление к прекрасному продлевает жизньНиколас Туриано

По мнению Патрика Хилла, можно выделить четыре разновидности наиболее часто встречающихся глобальных жизненных целей и установок — творческие амбиции, профессиональные (они же финансовые), общественные и семейные.

Исследователь уверен, что движение к любой поставленной цели благотворно сказывается на самоощущении человека и его продолжительности жизни — будь то стремление достичь успеха в спорте, желание написать книгу или стать президентом страны.

Читайте также:  Стыдные вопросы про секс

Согласно результатам эксперимента, позитивный эффект от постановки целей и их достижения не зависит возраста человека — иными словами, даже если 70-летний старик вдруг почувствует интерес к живописи и начнёт писать картины, его шансы на долголетие повысятся.

Конечно, вряд ли можно говорить о прямой причинно-следственной связи между амбициями и продолжительностью жизни — целеустремлённость заставляет ответственней относиться к собственному здоровью, в частности, снижает риск развития вредных привычек и способствует активной социализации человека, что также благотворно сказывается на психическом и физическом состоянии.

Подробнее с результатами исследования Патрика Хилла и Николаса Таурино можно ознакомиться в одном из номеров журнала «Psychological Science».

«Человек-магнит»: Как стать харизматичнее и притягивать к себе людей

Вы наверняка знаете таких людей, которые, кажется, настолько обаятельны, что нравятся всем без исключения.

Удивительное свойство личности, принятое называть харизмой, с трудом поддаётся определению, однако, это не значит, что это загадочное качество нельзя развить в себе.

Было бы желание! В помощь вам мы составили список действий, которые поддержат и укрепят вашу харизму и уверенность в себе. 1. Освойте «искусство близости» «Близость» — наиболее важный аспект харизмы. По сути, это умение показать собеседнику,… Читать далее…

Искусство или смерть: стремление к прекрасному продлевает жизнь

25 цитат, которые разбудят вашего внутреннего борца

Слова обладают властью. Они могут вдохновлять, создавать эмоции, побуждать к действиям. Перечисленные ниже цитаты могут помочь преодолеть жизненные трудности и продолжать двигаться к намеченной цели.

«Никогда не поздно быть тем, кем вам хочется быть», — Джордж Элиот. Возможно, вы когда-то думали о том, что всё могло бы сложиться иначе, если бы вы позволяли себе больше рисковать или не боялись быть отвергнутым. Все эти чувства — это нормально.

Просто помните, что если бы их не было,… Читать далее…

Искусство или смерть: стремление к прекрасному продлевает жизнь

10 качеств счастливых людей

Быть счастливым — не такая уж и простая задача, а скорее ежедневный труд, который того стоит. Люди, которым не на что жаловаться, никогда не будут самоутверждаться за счет других, навязчиво требовать внимания и игнорировать собственные чувства.

Они помнят, что жизнь коротка Счастливые люди понимают, что им отведен довольно небольшой срок на то, чтобы прожить полную и удивительную жизнь.

И это их не пугает, а наоборот, заставляет каждый день вставать с кровати, чтобы провести еще один день, о котором не придется… Читать далее…

Искусство или смерть: стремление к прекрасному продлевает жизнь

Андрей Кончаловский: «Голодание продлевает жизнь. Сытость ближе к смерти»

Искусство или смерть: стремление к прекрасному продлевает жизнь

«Жизнь − это боль, да. У дерева же все болит. Но все-таки жизнь − это больше желание. Жизнь − это дефицит. Изобилие − это смерть. Как только вы видите потухший взгляд и отсутствие всяких желаний, то все, жизнь закончена. Надо пестовать свои желания, пока они у тебя есть, и все будет. И творчество, и все остальное. Голодание продлевает жизнь. Сытость ближе к смерти.

Дефицит рождает удивительное ощущение удовольствия. Когда я голодаю или держу диету, возникает совершенно иное отношение к еде и куску хлеба. Дефицит очень важен во всем. В свободе, и то дефицит нужен, даже необходим.

Как только человек имеет всю свободу на свете, он становится животным.

Нельзя не думать о смерти, более того, с возрастом ее присутствие необходимо. Чем дальше живешь, тем интересней понимание того, что в тебе конечно. Конечна твоя проявленная и непроявленная сущность.

Мы же не знаем, насколько мы умираем. Я думаю, что там, за чертой, что-то есть, что остается навсегда. Скажу так, гедонизм исчезает, когда понимаешь, что будет жизнь, с её насущным хлебом и поющими птицами, но без тебя. Конечно, это пугает.

Но пока ты это гонишь от себя, ты жив.

Права человека − это химера и ложные движения европейской цивилизации. Это огромная диктатура лжи. Права человека нигде не соблюдаются.

Все великие цивилизации строятся на обязанностях, нельзя права человека ставить над его обязанностями.

Искусство или смерть: стремление к прекрасному продлевает жизнь

Те, кто не исполняет обязанности, не могут иметь права. Посмотрите на китайскую цивилизацию, на христианскую цивилизацию − там прежде всего обязанности.

Когда человек получает все права, он, грубо говоря, теряет человеческий облик. Что такое обязанности? Это культура! На мой взгляд, либеральная европейская мысль ведет к пропасти только потому, что она фетишизировала права.

Это путь в ад. Я в этом смысле мракобес и ватник.

Глобализация уничтожает суверенитет государств… И зрители наши, к несчастью моему, все чаще становятся киноамериканцами. Едят поп-корн во время сеанса. Почему сейчас такое громкое кино? Потому что все жуют. Голливуд снимает кино для жующих. Я снимаю кино для читающих.

Закон рынка, когда спрос определяет предложение, ведет к уничтожению культуры. Потому что спрос всегда ниже, чем должен быть. Массовость губительна. Человеку свойственна индивидуальность. Недаром в Библии сказано, что дорога наверх трудна и узка.

Поэтому так случается в искусстве, что рынок становится все более массовым.

Человеку легче жить, не делая усилий, а без усилий нет роста. Я часто говорю своему сыну, что люди, которые читают книги, будут управлять теми, кто их не читает.

Я часто думаю, почему, если высокий ВВП, то страна успешная, а низкий ВВП − синоним катастрофы? Это же большая иллюзия, может быть высокий ВВП и несчастные люди. Норвегия − страна с успешной экономикой и высоким уровнем самоубийств. Экономика измеряется цифрами, но не измеряется счастьем людей. Рыночная стоимость и человеческая ценность − это разные вещи.

Все мы меняемся, не меняются только идиоты. С возрастом возникают другие иллюзии. Почему иллюзии? Потому что каждые десять лет мы говорим: о, какой я был дурак. В тридцать лет думаешь, что в двадцать лет был глупый, в сорок лет думаешь, что в тридцать лет был наивный. То же самое и в восемьдесят лет: думаешь, ой, я в семьдесят молодым человеком был.

Искусство или смерть: стремление к прекрасному продлевает жизнь

Нужен ли актеру ум? Тут все сложно. Великие актрисы имеют колоссальную мудрость. Возьмите Инну Чурикову, Джульетту Мазину, Анну Маньяни − они все великие актрисы. Но мудрость у них феноменальная. Великий актер может быть и необразованным, наивным.

Актер может быть очень глупым человеком, но великим актером. А может быть очень умным человеком, но плохим актером. Тут единой формулы нет. Кеша Смоктуновский − он не был интеллектуальным человеком, но был гениальным актером.

Есть актеры нарциссы − у них присутствует определенный нарциссизм, который выдает их актерскую сущность и показывает низкое ай-кью.

Вообще для мужика противоестественно желание нравиться. Это чисто женское начало.

Желание нравиться присуще не только актерам, но и вообще творческим людям. Писателям, например. Все очень индивидуально. Я думаю, что Бунин любил нравиться, а Антон Павлович Чехов терпеть этого не мог.

Завидую людям, которые могут заставить других плакать без собственных слез. Для меня в этом плане феноменален Константин Симонов.

В Интернете есть видео, как Симонов читает «Жди меня» − это шедевр мужского таланта.

Художник не может быть некультурным, сегодня это серьезная проблема. Все серьезные художники хорошо знали мировую культуру. Знали традиции, а традиции − это же человеческая мудрость. А вот новаторство − это уже нарушение традиций.

Прежде чем что-то нарушать, надо знать. Блокбастер − это то, что интересно смотреть. Очень интересно смотреть. Но когда кино заканчивается, его быстро забывают.

А когда кино − произведение искусства, тогда после фильма не хочется разговаривать, а хочется помолчать.

Знаете, что самое дорогое для режиссера? Молчание зрителей после фильма. Это показатель прикосновения к тому, что словами выразить нельзя. А вы говорите свобода. Дело не в свободе, а в таланте».

Андрей Кончаловский

Искусство продлевает жизнь. Теперь это доказано научно — BBC News Русская служба

Искусство или смерть: стремление к прекрасному продлевает жизнь

Автор фото, Getty Images

Поход в галерею или музей может продлить вам жизнь. К такому выводу пришли ученые Университетского колледжа Лондона, изучив данные о здоровье и увлечениях нескольких тысяч англичан старше 50 лет.

Исследователи анализировали массив данных, собранных в ходе Английского лонгитюдного исследования старения, которое проводится по всей Англии уже 17 лет. Это масштабное и долгое исследование интересно само по себе — за 17 лет его авторы собрали подробнейшие данные о 18 тысячах англичан, включая их увлечения до и после пенсии и состояние здоровья.

Исследование об искусстве было менее масштабным — его авторы проанализировали данные 6 710 человек, давших на это согласие. Понятие искусства в исследовании трактуется максимально широко — приобщением к нему авторы считают походы в кино, на выставки, на концерты или в музеи.

Ученые пришли к выводу, что участники исследования, один-два раза в год посещавшие галереи, имели более низкий шанс умереть в течение контрольного периода, то есть в течение 14 лет после того, как зарегистрировались для исследования в 2004 году.

Читайте также:  Слипхакинг: можно ли всё успевать, если спать 4 часа в сутки

Исследователи постарались учесть все факторы, которые влияли на каждого пациента — состояние здоровья, уровень дохода и социальный статус, поведенческие привычки и многое другое. Даже с учетом всех этих факторов для каждого участника исследования взаимосвязь между искусством и продолжительностью жизни четко прослеживается, говорят ученые.

В группе людей, приобщавшихся к искусству лишь изредка, вероятность смерти в течение контрольного периода была на 14% ниже, чем у тех, кто чужд искусству вообще. В первой группе в течение контрольного периода скончались 809 человек из 3042, во второй — 837 из 1762.

Однако здоровее всех оказались участники, посещавшие галереи, концертные залы и кинотеатры регулярно, то есть в среднем каждые два месяца. В группе таких участников умерли 355 из 1906 человек, то есть, по оценке ученых, вероятность смерти в течение контрольного периода была на 30% ниже, чем у тех, кто не любит никакое искусство вообще.

Искусство, конечно, не решающий фактор в вопросе продолжительности жизни, говорит одна из авторов исследования, профессор факультета исследований поведения и здоровья Университетского колледжа Дейзи Фанкур.

«Другие аспекты поведения — курение, употребление алкоголя, физическая активность — безусловно, являются более важными с точки зрения продолжительности жизни факторами. Однако и эти аспекты поведения, которые большинство людей не считают связанными со здоровьем, также играют роль с точки зрения продолжительности жизни», — сказала она в беседе с Си-эн-эн.

Авторы исследования рассматривают искусство как разновидность мультимодальной терапии. В психологии так называют комплексный подход к пациенту, при котором предметом внимания врача становятся сразу несколько граней его здоровья — от биологических функций до образов, занимающих сознание.

«В рамках медицинских исследований приобщение человека к искусству в качестве зрителя можно напрямую связать с продолжительностью жизни, благодаря его способности облегчать хронический стресс и депрессию и давать эмоциональные, когнитивные и социальные ресурсы, необходимые для преодоления проблем», — пишут ученые.

Итак, искусство полезно для психики. Это один из факторов, о котором говорят исследователи.

Подпись к фото,

Понятие искусства авторы исследования толкуют максимально широко

Второй фактор — это социальный капитал, который дает человеку приобщение к искусству. Во-первых, ученые видят четкую связь между одиночеством и ранней смертью. Во-вторых, искусство помогает человеку увеличить когнитивный потенциал и эмпатию, которые помогают нам преодолевать стресс.

Наконец, выход в общество помогает человеку вести активный образ жизни, который связывают со здоровьем сердечно-сосудистой системы.

«Мы считаем, что роль может играть ощущение осмысленности жизни», — говорит Фанкур.

Авторы исследования отмечают, что не первыми пришли к выводам о взаимосвязи искусства и здоровья, похожие мысли высказываются в докладе Всемирной организации здравоохранения, опубликованном в ноябре.

Однако авторы обоих работ признают, что эта взаимосвязь изучена далеко не до конца.

Всем известно, что настроение, самочувствие и здоровье связаны с количеством сна. Сон также влияет на уровень благосостояния, выяснили ученые.

6 ноября 2019

«Искусство или Смерть»

«Искусство или Смерть»

Товарищество ростовских художников, основанное и возглавлявшееся А.С.Тер-Оганяном в 1988-90 годах.

«Однажды в художественных мастерских на Университетском у Валерия Ивановича Кульченко был праздник. Принесли два рюкзака «Алазанской долины» и стали ее пить.

Вася Слепченко захотел показать всем кружочки от банок на своей спине. Он порвал рубашку, потом майку и показал. Праздник продолжался. Время от времени кто-нибудь кричал: «Кружочки!», и Вася показывал.

Было очень весело. Звонили в корабельный колокол, бросали с третьего этажа чугунную гирю. Юрий Леонидович Шабельников пел красивым голосом казачьи песни, а старый Валерий Иванович Кульченко стоял перед ним на коленях и плакал.»

Так пишет Максим Белозор (см.) в своей замечательной книге «Волшебная страна».

Но почему-то он не указал, что происходило это в сентябре 1988 и именно на этой пьянке и было провозглашено создание Товарищества независимых художников «Искусство или смерть».

И когда всей компанией пошли «на яму» за очередной порцией «Алазанской долины», поход этот сопровождался чем-то типа пионерской речевки, когда Оганян выкрикивал

  • — Искусство!
  • А ему хором отвечали:
  • — Или смерть!

Осенью того же 1988 года основные деятели товарищества перебираются в Москву и некоторое время — до начала примерно 1990 года — продолжают и в Москве выступать под этой маркой.

А затем постепенно, это прекратилось: и не рассорились, и продолжали дружить, и жить все вместе, на Ордынке и затем на Трехпрудном, но понятие «товарищества», как некоей специальной художественной группы — уже не употреблялось.

В московской культурной ситуации 1990-х годов понятия «художественной группы», «движения», «течения», столь важные для авангардизма за всю историю его существования уже как раз были совершенно не актуальными, об этом см. в сообщ. «Движения художественные».

Искусство
В конце ущелья, на высоком его склоне расположена деревня. Я подхожу к ней и вижу забор, а рядом билетную будку. Мне навстречу выходит молодая женщина, на голове у нее фуражка, на шее висит связка ключей. Вся она кажется необычайно подвижной. Она радушно

Искусство

Искусство Созданье тем прекрасней,
Чем взятый материал
                      Бесстрастней —
Стих, мрамор иль металл. О светлая подруга,
Стеснения гони,
                      Но туго
Котурны затяни. Прочь легкие приемы,
Башмак по всем

Народное искусство

Народное искусство
Города и деревни Вологодской губернии хранили русские культурные традиции, при этом по-своему переработав стили новгородской, московской, ростовской и ярославской художественных школ. Сложный, стилистически неоднородный, иконописный язык «северных

Искусство

Искусство
Формирование Кандинского как художника в 1880-е гг. совпало с серьезными изменениями в русском искусстве, вызванными поисками новых форм художественного выражения, которые противостояли доминировавшему прежде социально-критическому реализму передвижников.

а) Искусство

а) Искусство
Эстетические взгляды Гегеля изложены им в «Лекциях по эстетике».Согласно Гегелю, у искусства, религии и философии одно и то же содержание. Искусство — это первая форма самопознания идеи. Им, говорит Гегель, можно пользоваться как игрой, как средством

3. «Искусство доказательства» и «искусство убеждения»

3. «Искусство доказательства» и «искусство убеждения»
Сфера методологии Паскаля не ограничивается доказательством истины, но необходимо дополняется «искусством убеждения» в ней. Это связано у него с особым пониманием индивидуального субъекта познания. Мы не находим у

Искусство ли это?

Искусство ли это?
Однажды на вечеринке я играл на бонго, и у меня получалось довольно прилично. Моя игра на барабанах так вдохновила одного парня, что он пошел в ванную комнату, снял рубашку и с помощью крема для бритья нарисовал у себя на груди диковинные узоры. Потом он

ГЛАВА 12 1928-1931 Смерть императрицы Марии Федоровны – Наши краденые вещи проданы в Берлине – Смерть великого князя Николая – Потеря нью-йоркских денег – Кальви – Рисую чудовищ – Матушкин переезд в Булонь – Племянница Биби – Письмо князя Козловского – Двуглавый орел – Смерть Анны Павловой – Похищен

ГЛАВА 12
1928-1931
Смерть императрицы Марии Федоровны – Наши краденые вещи проданы в Берлине – Смерть великого князя Николая – Потеря нью-йоркских денег – Кальви – Рисую чудовищ – Матушкин переезд в Булонь – Племянница Биби – Письмо князя Козловского – Двуглавый орел –

Поселок геологов. Открытие мира для Лыковых. Взаимные визиты. Очередная трагедия — смерть трех Лыковых. Смерть Карпа Осиповича. Одиночество

Поселок геологов. Открытие мира для Лыковых. Взаимные визиты. Очередная трагедия — смерть трех Лыковых. Смерть Карпа Осиповича. Одиночество
Появление людей явилось серьезным, если так можно выразиться, стрессовым событием, особенно для молодых Лыковых. Ладно бы, если бы

Аркадий Белинков Искусство и образ. Искусство прозы Конспект лекции для поэтического семинара в Литинституте

Аркадий Белинков
Искусство и образ. Искусство прозы
Конспект лекции для поэтического семинара в Литинституте
1. Недостаточность и неполноценность определения искусства через образ. Образ как способ экономии сил. Спенсер: «Довести до ума легчайшим путем до желаемого

ИСКУССТВО

ИСКУССТВО
Душа и разум.Мысль и чувство.Для нас привычно такое разделение. И незаметно для себя мы начинаем противопоставлять их, воображать нечто вроде весов, на одной чаше которых лежит чувство, душа, а на другой — мысль, разум: что перетянет!У этой схемы глубокие

Сон или искусство?

Сон или искусство? Музыка буквально разрывала меня, не давала мне жить! Я входила в павильон, включали фонограмму – разливалась музыка, какое блаженство! Мне казалось, что я несусь на крыльях навстречу своей мечте.
Из бесед
Гурченко постоянно возвращается к этой теме в

Читайте также:  Пластиковые и полимерные гипсы: виды, преимущества и правила использования

Глава XI.  Решение Корнилова атаковать Екатеринодар. Бои 29, 30 марта. Смерть полковника Неженцева. Последний военный совет в жизни Корнилова. Его смерть утром 31 марта

Глава XI.
 Решение Корнилова атаковать Екатеринодар. Бои 29, 30 марта. Смерть полковника Неженцева. Последний военный совет в жизни Корнилова. Его смерть утром 31 марта Сравнительная легкость, с какой моей бригаде удалось разбить и отбросить большевиков, наступавших 27 марта

XXXII. Возвращение в Москву. — Последние письма к родным и друзьям. — Разговор с О.М. Бодянским. — Смерть г-жи Хомяковой. — Болезнь Гоголя. — Говенье. — Сожжение рукописей и смерть

XXXII. Возвращение в Москву. — Последние письма к родным и друзьям. — Разговор с О.М. Бодянским. — Смерть г-жи Хомяковой. — Болезнь Гоголя. — Говенье. — Сожжение рукописей и смерть. Из Одессы Гоголь в последний раз переехал в свое предковское село и провел там в последний раз самую

“Всегда следует стремиться к прекрасному” О де Бальзак (По произведению К. Г. Паустовского “Золотая роза”)

1. Книга “Золотая роза” – книга о писательском труде. 2. Вера Сюзанны в мечту о прекрасной розе. 3. Вторая встреча с девочкой. 4. Порыв Шамета к прекрасному. Книга К. Г.

Паустовского “Золотая роза” посвящена, по его собственному признанию, писательскому труду.

То есть той кропотливой работе по отделению всего лишнего и ненужного от по-настоящему важных вещей, которая свойственна любому талантливому мастеру пера.

Главный герой рассказа “Драгоценная пыль” сопоставляется с писателем, которому так же приходится преодолеть

немало препятствий и трудностей, прежде чем он сможет представить миру свою золотую розу, свое произведение, трогающее души и сердца людей. В не совсем привлекательном образе мусорщика Жана Шамета вдруг проявляется прекрасный человек, человек-труженик, готовый ради счастья дорогого ему существа перевернуть горы мусора для получения мельчайшей золотой пыли. Именно это наполняет жизнь главного героя смыслом, его не пугает ежедневный тяжелый труд, насмешки и пренебрежительность окружающих.

Главное, чтобы доставить радость девушке, однажды поселившейся в его сердце. Действие рассказа “Драгоценная пыль” происходило в предместьях Парижа. Жан Шамет, списанный по состоянию здоровья, возвращался из армии. По пути ему нужно было завезти дочку полкового командира, девочку восьми лет, к ее родственникам. В дороге Сюзанна, рано потерявшая мать, все время молчала.

Шамет ни разу не видел улыбки на ее унылом лице. Тогда солдат решил, что его долг как-то развеселить девочку, сделать ее путешествие более увлекательным. Он сразу отмел игру в кости и грубые казарменные песенки – это не годилось для ребенка.

Жан стал рассказывать ей свою жизнь. На первых порах его рассказы были неказисты, однако Сюзанна с жадностью ловила новые и новые подробности и даже часто просила еще раз рассказать ей их.

Вскоре и сам Шамет уже не мог с точностью определить, где заканчивается правда, и начинаются чужие воспоминания. Из уголков его памяти появлялись диковинные истории.

Так он вспомнил удивительную историю о золотой розе, отлитую из почерневшего золота и подвешенной к распятью в доме старой рыбачки.

Согласно преданию, эта роза дарилась возлюбленной и обязательно должна была принести счастье обладательнице. Продать или обменять этот подарок считалось великим грехом. Шамет сам видел подобную розу в доме бедствующей старой рыбачки, которая, несмотря на свое незавидное положение, ни за что не хотела расставаться с украшением.

Старуха, по дошедшим до солдата слухам, все же дождалась своего счастья. Из города к ней приехал сын-художник, и старая лачуга рыбачки “наполнилась шумом и достатком”. Рассказ попутчика произвел сильное впечатление на девочку. Сюзанна даже спросила солдата, подарит ли ей кто-нибудь такую розу.

Жан ответил, что может быть и для девочки найдется такой чудак. Шамет и сам тогда еще не осознавал, насколько сильно привязался к ребенку.

Однако после того, как он передал девочку высокой “женщине с поджатыми желтыми губами”, он еще долго вспоминал Сюзанну и даже бережно хранил ее синюю измятую ленточку, нежно, как казалось солдату, пахнущую фиалками.

Жизнь распорядилась так, что после долгих мытарств Шамет стал парижским мусорщиком. Отныне его везде преследовал запах пыли и помоек. Однообразные дни сливались в один.

Только редкие воспоминания о девочке приносили радость Жану. Он знал, что Сюзанна давно выросла, что ее отец погиб от ран. Мусорщик винил себя в том, что слишком сухо расстался с ребенком.

Бывший солдат даже хотел несколько раз навестить девочку, однако всегда откладывал свою поездку, пока время не было упущено. Тем не менее ленточка девочки так же бережно хранилась в вещах Шамета.

Судьба преподнесла подарок Жану – он встретил Сюзанну и даже, возможно, предостерег ее от рокового шага, когда девушка, поссорившись с возлюбленным, стоя у парапета, смотрела в Сену. Мусорщик приютил выросшую обладательницу синей ленты.

Целых пять дней Сюзанна провела у Шамета.

Наверное, впервые в жизни мусорщик был по-настоящему счастлив. Даже солнце над Парижем поднималось для него не так, как раньше. И как к солнцу, всей душой тянулся Жан к прекрасной девушке.

Его жизнь вдруг приобрела совершенно иной смысл. Активно участвуя в жизни своей постоялицы, помогая ей примириться со своим возлюбленным, Шамет чувствовал в себе совершенно новые силы.

Именно поэтому после упоминания Сюзанной золотой розы во время прощания, мусорщик твердо решил сделать девушке приятное или даже осчастливить ее, подарив ей это золотое украшение. Вновь оставшись один, Жан принялся задело.

Отныне он не выбрасывал мусор из ювелирных мастерских, а тайком уносил его в лачугу, где из мусорной пыли отсеивал мельчайшие крупинки золотого песка.

Он мечтал сделать из песка слиток и выковать маленькую золотую розу, которая, возможно, послужит для счастья многих простых людей. Много труда ушло у мусорщика, прежде чем он смог заполучить золотой слиток, однако Шамет не торопился выковать из него золотую розу. Он вдруг стал бояться встречи с Сюзанной: “…кому нужна нежность старого урода”.

Мусорщик прекрасно понимал, что давно уже стал пугалом для обычных горожан: “…единственным желанием людей, встречавшихся с ним, было поскорее уйти и забыть его тощее, серое лицо с обвисшей кожей и пронзительными глазами”.

Боязнь быть отвергнутым девушкой заставило Шамета чуть ли не впервые в жизни обратить внимание на свою внешность, на то, какое впечатление он производит на окружающих. Тем не менее мусорщик заказал у ювелира украшение для Сюзанны.

Однако впереди его ждало жестокое разочарование: девушка уехала в Америку, и никто не знал ее адреса.

Несмотря на то что в первый момент Шамет испытал облегчение, плохое известие перевернуло всю жизнь несчастного: “…ожидание ласковой и легкой встречи с Сюзанной превратилось непонятным образом в железный заржавленный осколок… этот колючий осколок застрял у Шамета в груди, около сердца”.

Больше мусорщику незачем было жить, поэтому он молил Бога поскорее прибрать его к себе. Разочарование и отчаяние настолько поглотило Жана, что он даже перестал работать, “несколько дней пролежал у себя в лачуге, повернувшись лицом к стене”.

Только ювелир, выковавший украшение, навещал его, не принося ему, однако, никаких лекарств.

Когда старый мусорщик умер, его единственный посетитель вытащил из-под подушки золотую розу, завернутую в синюю ленту, пахнущую мышами. Смерть преобразила Шамета: “…оно (его лицо) стало суровым и спокойным”, а “…горечь этого лица показалась ювелиру даже прекрасной”.

Впоследствии золотая роза оказалась у литератора, который, вдохновившись рассказом ювелира о старом мусорщике, не только купил у него розу, но и увековечил имя бывшего солдата 27-го колониального полка Жана-Эрнеста Шамета в своих произведениях.

В своих записках писатель говорил, что золотая роза Шамета “представляется прообразом нашей творческой деятельности”. Сколько драгоценных пылинок приходится собрать мастеру, чтобы из них родился “живой поток литературы”.

И подвигает к этому творческих людей, в первую очередь, стремление к прекрасному, желание отразить и запечатлеть не только горестные, но и самые светлые, самые хорошие моменты окружающей жизни.

Именно прекрасное способно преобразить человеческое бытие, примирить его с несправедливостью, наполнить совершенно иным смыслом и содержанием.

(1 votes, average: 5.00

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *