Правда и мифы о поколении Z

Поколение Z — волна по-новому мыслящих молодых людей, которые наступают на пятки миллениалам и обещают доставить немало хлопот работодателям и всей индустрии потребления. Чтобы общаться с ними на равных, продуктивно сотрудничать, нужно для начала научиться их понимать.

Сеть стала вторым родным домом для поколения Z, высокие технологии и навороченные гаджеты они воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Им непонятно, как их родители, бабушки и дедушки вообще могли существовать без Интернета.

Ведь здесь, в виртуальном пространстве, они делают всё: получают информацию, покупают товары и услуги, общаются, играют. Существование в Интернете для них так же естественно, как дыхание.

Они — поколение Z, и в рамках нашей статьи вы узнаете о них много интересного.

Поколение X Y Z: ху из ху

Очень часто в статьях на тему маркетинга, HR, социологии, демографии можно встретить словосочетания «поколение Х», «поколение Y», «поколение Z». Что означают эти термины?

Правда и мифы о поколении Z

Первыми тему особенностей возрастных отличий в 1991 году подняли два американских исследователя: Нейл Хоув и Уильям Штраус. Именно они стали авторами теории, в основу которой легли отличия в ценностях, которыми руководствуются поколения X, Y, Z.

Теория поколений основана на отличиях представителей этих поколений друг от друга и причинах, которые их обуславливают, в частности экономической и политической ситуации, техническом прогрессе и т. д.

Через определенное время эти теоретические знания нашли практическое применение, поскольку оказались очень эффективны в бизнес-отрасли. Сейчас этой теорией пользуются все чаще.

Население России на сегодняшний день составляют следующие поколения (годы рождения указаны в скобках):

  • Величайшее поколение (1900–1923).
  • Молчаливое поколение (1923–1943).
  • Поколение бэби-бумеров (1943–1963).
  • Поколение Х («Икс») (1963–1984).
  • Поколение Y («Игрек») (1984–2000).
  • Поколение Z (годы рождения, по разным источникам, с 1995 и до начала 2003).

По словам исследователей, границы варьируются в пределах 3 лет в обе стороны, и люди, рожденные на стыке поколений, часто обладают характеристиками и одной, и второй группы. Ниже мы рассмотрим поколения X, Y, Z, их характерные особенности и черты.

  1. Поколение X Правда и мифы о поколении Z

    Отличительные черты Х-поколения — полагаются только на себя, альтернативно мыслят, всегда в курсе мировых событий, готовы делать выбор, не боятся изменений. По большей части это одиночки, которые привыкли упорно трудиться и нацелены на личный успех. Стабильно движутся в выбранном карьерном направлении долгие годы.

  2. Поколение Y

    Поколение Y называют «осенним». Его представители родились в период с 1983 по 1995 (2003) годы. Их детство сопровождали глобальные потрясения: теракты, эпидемии, развал СССР. Но стали стремительно развиваться информационные технологии. Из-за Интернета и мобильной связи людей Y стали называть «поколением большого пальца» (благодаря умению писать сообщения пальцем одной руки).

    Правда и мифы о поколении Z

    Людей Y часто баловали родители, которые росли в период дефицита. Поэтому поколение Y нельзя назвать самостоятельным. Для его представителей характерно стремление к получению хороших эмоций. Они любят делать покупки, гулять по развлекательным центрам, проходить квесты, посещать кинотеатры.

    Эти люди не хотят начинать карьеру с малого. Им нужно признание и высокий доход прямо в эту минуту, просто потому, что они есть. При этом стараются стать профессионалами сразу в нескольких отраслях, получить разносторонние знания, что в современных реалиях, конечно, прекрасно.

  3. Поколение Z Правда и мифы о поколении Z

    Люди Z пользуются планшетами, айпадами, 3D- и VR-реальностью. Часто понятие «поколение Z» используется в качестве синонима к определению «цифровой человек».

    Представителям Z-поколения интересны технология и наука (есть предположения, что многие Z посвятят себя биомедицине, инженерно-техническим вопросам, робототехнике), искусство.

    По прогнозам, они будут рационально расходовать деньги и придерживаться ЗОЖ.

Правда и мифы о поколении Z

В начале 90-х гг. XX века Нейл Хоув и Уильям Штраус выдвинули теорию, согласно которой смена поколений происходит приблизительно раз в 25 лет. Представители каждого поколения обладают определенными качествами, которые сформировались благодаря опыту, полученному в детстве.

Если поколение стало свидетелем войны или диктаторского режима, значит, во взрослой жизни будет стремиться к свободе и т. д. Бэби-бумеры, например, патриотичны, поколение Х стремится к индивидуальному успеху, миллениалы обладают сильной энергией. В наши дни подрастают дети Z, не представляющие жизни без Интернета.

Когда они родились, высокие технологии активно распространялись. Именно поэтому виртуальная реальность для них столь же привычна, как и реальная.

Поколение Z включает в себя линкстеров, iПоколение, центениалов, Digital Natives, «цифровиков», ЯЯЯ, художников. Все это поколение Z. Характерные черты, позволяющие говорить о них как о поколении, следующие:

  • Скорость взросления. Куклы и машинки неинтересны им примерно в 3 года. Они не играют в детские игры, а отдают предпочтение стратегиям и аркадам 5D. Очень ценят время и используют его на максимум. Будучи еще в детском возрасте, разбираются в информационных технологиях лучше, чем родители. Гвоздь они вряд ли забьют, но зато помогут выбрать хороший смартфон или модный костюм, дав экспертную рекомендацию.
  • Личная свобода. Поколение Z очень ценит личную свободу и распоряжается ей довольно разумно. Представители поколения Z, в отличие от предшественников, стараются не употреблять запрещенные вещества, не драться, не вести себя асоциально (их показатели гораздо ниже по сравнению с миллениалами). Предпочтут дом офису, так что выберут работать удаленно, по свободному графику.
  • Замкнутость. Наверное, только в поколении Z можно встретить такое большое количество интровертов среди «цифровиков». Многие из них не хотят живого общения, заменяя его перепиской по email и в социальных сетях). Ценность семьи стирается (многие представители поколения Z растут с одним из родителей или в принципе без них). Отсутствуют гендерные отличия (это порождает сложности с восприятием себя как мужчины или женщины).
  • Самообразование. Видя старшее поколение, Z понимают, что диплом престижного университета не гарантирует хорошую работу и высокий доход. Вместо получения формального образования многие занимаются самообразованием, приобретают на практике знания, которые впоследствии и правда можно применять. Они могут изучить любой вопрос благодаря доступным сведениям в Интернете, выучить иностранный язык, если действительно в этом заинтересованы.
  • Клиповое мышление. Школьные преподаватели жалуются, что ученики стали меньше читать. Это и правда, и нет. Да, представителям Z неинтересны длинные описания архитектуры или чьей-то биографии. Но зато они легко воспринимают небольшие лаконичные тексты со смыслом, где эмоции обозначаются смайлами. Дети Z хотят читать маленькие тексты с большой пользой. Однако если какая-то тема им особенно интересна, осилят и лонгрид (но лучше все же с изображениями).

Общие черты характера поколения Z

Правда и мифы о поколении Z

Каково поколение Z? Перечислим характеристики людей Z, рожденных в годы развития технологий:

  • Вовлеченность. Интернет для них — привычная среда обитания. Они все время в Сети: в чатах, социальных сетях, на форумах. Делают покупки по рекомендациям друзей или под влиянием последних трендов в моде, а также лидеров мнений (медийных личностей, известных блогеров и т. д.). При этом хотят не получить конкретную вещь, а ощутить сопричастность. Им нравятся не сезонные коллекции, а модные тенденции.
  • Убежденность. Представители поколения Z непоколебимы, и эта черта явно прослеживается в их предпочтениях как потребителей. Ретейлер ориентируется на готовность поколения Z воспринимать новое и приоритет индивидуальности (поэтому нужно помнить о кастомизации вещей). Чтобы сделать предложение в нужный момент, важно понять, чем люди Z интересуются и чего они ждут.
  • Любознательность. Постоянное пребывание в виртуальной реальности не означает, что центениалы полностью оторваны от реальности. Правильнее сказать, что они параллельно находятся в двух пространствах. Хотят лично контактировать с продуктом. Практически все люди Z предпочитают сначала увидеть и изучить товар в Интернете, а потом уже купить офлайн. Очень малый процент действует наоборот: сначала видит продукт в офлайне, а потом делает онлайн-заказ. Формат «click&collect» («кликай и забирай»), любимый миллениалами, поколение Z не воспринимает, поскольку в данном случае потрогать купленные вещи можно только после оплаты.

«Поколение миллениалов: кто они и как с ними работать» Подробнее

Чтобы грамотно выстроить контакт с клиентом — представителем Z-поколения, продавцу следует помнить, что основное время «цифровики» все же проводят в Интернете, где чаще всего общаются в социальных сетях и смотрят видеоролики. Не нужно забывать о блогерах, на которых равняются подростки, перенимая их стиль и отношение к жизни. И, как уже было отмечено, важен индивидуальный подход. Для Z-поколения он обязателен.

10 характерных особенностей поколения Z, с которыми стоит считаться

  1. Жизнь в двух мирах Правда и мифы о поколении Z
  2. Непрерывная погоня за модой

    То, что сегодня модно, завтра уже неактуально. Очередное видео заставляет смеяться и становится темой для обсуждения, стильная куртка подчеркивает индивидуальность, а новые часы, как у известной медийной личности, вызывают зависть друзей. Но проходит 2-3 недели, и видео больше не в тренде, новая куртка висит в шкафу, а популярный блогер поменял часы. Представители поколения Z не имеют устойчивых личных убеждений.

  3. Девиз: «бери от жизни все» Правда и мифы о поколении Z
  4. Каждый Z уверен в своей исключительности

    Все представители поколения Z считают себя исключительными. Это истина, которая не нуждается в доказательствах. В людях Z она заложена с рождения. Именно поэтому «зетам» еще сложнее найти свой путь в жизни, чем другим. При этом, считая себя уникальными, «зеты» видят исключительными и других людей.

  5. Краткость и наглядность

    Центениалы мыслят фрагментарно и поэтому очень дозированно воспринимают информацию. Им хватает 8 секунд (например, при просмотре публикации в новостной ленте), чтобы понять, стоит ли читать весь текст. Но если людей Z интересует какой-то вопрос, они будут изучать его детально.

  6. Традиционные семейные ценности

    Счастье ассоциируется у «зетов» в том числе с браком по любви и крепкой семьей. Семейные ценности поколения Z традиционны: мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага. При этом в семье должно быть минимум двое детей.

  7. Партнерские отношения с родителями Правда и мифы о поколении Z
  8. Неуемное стремление к одобрению

    С детства родители хвалят «зетов» за самые простые действия, постоянно говорят, насколько их ребенок красив и исключителен. В результате жажда получить одобрение начинает довлеть над любым поступком и мыслью «зетов» в будущем. К этому прибавляется необходимость признания. Чем больше лайков, подписчиков в соцсетях, чем чаще узнают «зета», тем сильнее он ощущает себя популярным.

  9. Планирование наперед — не для Z

    Один из девизов центениалов: «жить здесь и сейчас». Они не хотят забегать далеко вперед (там все очень неопределенно) и предпочитают ставить цели на ближайшую перспективу. Им нужны яркие впечатления, эмоции, удовольствия. «Зеты» боятся жить скучно, как их родители.

  10. Неглобальные цели

    Несмотря на то, что «зеты» живут в эру глобализации, они не хотят изменить мир и человечество. Их желания более простые и приземленные. Они стремятся к простому человеческому счастью, комфортному быту и достатку.

Представители поколения Z требуют существенно пересмотреть подходы к рекламным кампаниям и сменить рекламные площадки: с контекстной рекламы и лендингов — в соцсети. На первый взгляд, это сложно, поскольку многие проверенные концепции теряют эффективность.

При этом реклама в соцсетях требует намного меньше затрат, в связи с чем маркетологи могут достигать высокой эффективности при минимальных вложениях. Чтобы четко понимать, как адаптировать маркетинговые кампании под людей Z, нужно знать, чем они отличаются от Y.

1. Смартфоны опережают компьютеры

Правда и мифы о поколении Z

Представители предыдущего поколения предпочитали выходить в Интернет с ноутбуков и ПК. Людям Z удобнее использовать для этой цели смартфон. Приведем данные статистики GlobalWebIndex.

В течение дня люди Z проводят в Интернете больше 7 часов — 3 часа 45 минут с компьютера и 4 часа 1 минуту с телефона. Миллениалы в целом тратят на Сеть примерно столько же времени, но при этом 4 часа 1 минуту сидят в Интернете с компьютера и 3 часа 38 минут — со смартфона. Люди Z в среднем на 17 минут дольше каждый день слушают музыку — 1 час 40 минут и на 18 минут меньше смотрят ТВ.

Читайте также:  Открытие в науке: обнаружен белок, восстанавливающий нервы

Остались неизменны 6 основных соцсетей, но при этом люди Z проводят в них на 21 минуту в день больше.

  • YouTube: 84 % — Z, 85 % — Y

Правда о поколении Z

  • Одним из важных общих заблуждений стала идея о том, что у молодого поколения есть какие-то невероятно особые навыки работы с информационными технологиями.
  • Идея о том, что молодежь лучше занимается многозадачностью, не подкрепляется, в том числе, из-за незрелости их нервной системы.
  • Не очень понятно, кто бы мог научить безопасности в Интернете детей, потому что среди взрослых много людей, которые пользовались Интернетом в то время, когда он был анонимным.
  • Миф о том, что характер формируется до 30 лет, связан с тем, что до определенного возраста мы больше открыты изменениям.
  • Сейчас позиция взрослого с точки зрения детей и подростков не выглядит привлекательной. Ее описывают как нагруженную огромной ответственностью и отсутствием времени.

Тамара Ляленкова: : Сегодня мы поговорим о новых качествах, которые приписывают современной молодежи, так называемому поколению Z.

Существует мнение, что именно это поколение наиболее отчетливо отличается не только от родителей, но и от старших братьев и сестер — как способом мыслить, воспринимать, так и умением выстраивать собственные ориентиры.

Например, считается, что представители этого поколения меньше склонны к риску, у них самая короткая фокусировка внимания — 8 минут, однако есть потребность в осознанности того, что они делают.

В московской студии — научный сотрудник Центра исследований современного детства Высшей школы экономики Александра Бочавер, студент, учитель математики Арман Туганбаев и психолог, автор исследования «Мифы о поколении Z» Наталия Богачева.

Тамара Ляленкова: Прежде, чем мы начнем развенчивать и создавать (я надеюсь) мифы, необходимо сказать о том, что сегодня, благодаря пресловутой глобализации, есть возможность говорить о «глобальном» поколении. Просто потому, что большая часть молодых людей живет в похожем экономическом, культурном и социальном контексте.

И мой первый вопрос к Наталии Богачевой. Вы анализировала работы российских и американских коллег — в чем они единодушно заблуждаются, на ваш взгляд?

Наталия Богачева: Мне кажется, что одним из важных общих заблуждений стала идея о том, что у молодого поколения есть какие-то невероятно особые навыки работы с информационными технологиями и что чем раньше эти навыки будут получены, тем лучше. Этим объясняется, в частности, почему совсем маленьким детям пытаются подсовывать планшеты и компьютеры.

любимое заблуждение связано с так называемым клиповым мышлением

Второе, мое любимое заблуждение связано с так называемым клиповым мышлением.

Термин, пришедший к нам из культурологии, включает в себя аспекты и про удержание внимания, и про переключаемость, и про формат восприятия информации.

Не то, чтобы это было глобальное заблуждение, но здесь в один термин включают очень много параметров когнитивной психологии, которые далеко не все так однозначно показывают какие-то изменения.

Тамара Ляленкова: С одной стороны, меня это удивило, но, с другой стороны, понятно, что не все дети этого поколения так хорошо владеют технологиями, как принято думать. И это естественно, потому что они часто используют гаджеты для развлечений, а не они занимаются какими-то серьезными вещами.

Или, Арман, к вам вопрос: в этом все-таки кроется важное поколенческое отличие?

Правда и мифы о поколении Z

Арман Туганбаев: Мне кажется, что детям, которые получают планшет или какой-то другой гаджет в раннем возрасте, не хватает понимания про безопасность того, что они делают.

Потому что часто, когда человек получает планшет, допустим, в 5 лет и все, что он делает — смотрит YouTube, то у него формируется немного странное представление о том, какие его действия публичны, какие не публичные, и как заботиться о своих данных.

С другой стороны, не очень понятно, кто бы мог научить безопасности этих детей, потому что среди взрослых много людей, которые пользовались Интернетом в то время, когда он был совершенно анонимным.

Поэтому, конечно, учить детей безопасности после того, как они начали пользоваться айфонами, стоит, но я не согласен, что этот навык у них развит меньше.

Как и с любой технологией, ее легче осваивать в более раннем возрасте.

Поэтому люди, которые сталкиваются с многочисленными новинками в 40 лет, если у них не было до этого опыта взаимодействия с умными браслетами и часами, конечно, проигрывают по скорости освоения молодому поколению.

Тамара Ляленкова: Сегодня есть опасность, как говорят некоторые психологи, существования одновременно в реальном и в виртуальном мире. Саша, может быть, это нормальная ситуация для сегодняшнего дня, когда параллельные миры пересекаются?

Александра Бочавер: Мне кажется, разделение на реальную реальность и виртуальную, которое 10 лет назад было очень популярным, изменилось. Сейчас Интернет не анонимен: там анализируются и ловятся цифровые следы.

И появляется все больше свидетельств о том, что как раз эти пространства, реальное и ивиртуальное, пересекаются. Мы можем начать разговор по телефону, продолжить его в чате, а потом обсудить живьем, когда встретимся.

И это наша повседневность.

«Чем вы отличаетесь от родителей?» Опрос молодых людей

Тамара Ляленкова: Молодые люди, пытаясь определить главные черты своего поколения, тем не менее, транслируют стереотипы. Почему?

Наталия Богачева: Они не всегда учитывают, что от своих родителей, как минимум, отличаются не только принадлежностью к другому поколению, но и другим возрастом.

Для людей, которые находятся в подростковом возрасте, которые молоды, в целом характерна открытость новому опыту, получению каких-то навыков. Они быстрее обучаются. Их нервная система для этого лучше настроена.

И миф о том, что характер формируется до 30 лет, связан именно с тем, что до определенного возраста мы больше открыты изменениям. Это естественное биологическое и психологическое развитие, в том числе нервной системы.

Тамара Ляленкова: Арман, вы общаетесь с детьми среднего школьного возраста. Есть какие-то вещи, которые вы узнаете про себя? Или, может быть, что-то удивляет?

Арман Туганбаев: То, чего, мне кажется, боятся очень многие взрослые, про что много разговоров — что якобы дети не умеют делить время между телефоном и другими занятиями. Если они занимаются каким-то делом, то ежесекундно поглядывают на телефон.

Меня удивляет в этом плане и мои сверстники, и чуть помладше, и школьники, которые даже успешнее меня справляются с этой задачей. Я достаточно часто вижу 7-классников, 11-классников, первокурсников, которые научились убирать телефон в карман, в рюкзак или куда-то еще.

Если им действительно интересно, то они умеют выходить из онлайн.

Тамара Ляленкова: Есть еще один важный стереотип про поколение Z – что они умеют работать одновременно в разных режимах.

Правда и мифы о поколении Z

Наталия Богачева: На самом деле, наша текущая ситуация с использованием технологий сама по себе провоцирует многозадачность.

То есть практически все, что мы делаем, те же самые технологии, навязывают одновременное восприятие информации. И это делают все! Вопрос нашего исследования был в том, насколько это эффективно.

На данный момент нет уверенных данных о том, что к этой многозадачности молодое поколение адаптировано лучше, чем взрослые. И в этом суть проблемы.

технологии навязывают одновременное восприятие информации

Некоторое время назад Американская психологическая ассоциация выпустила большую резолюцию о том, что многозадачность не приводит к ускорению решения задач. Те же самые вещи можно было бы делать последовательно и они бы занимали меньше времени, потому что происходит концентрированное распределение ресурсов. Больше всего мы тратим времени на переключение между разными видами деятельности.

Собственно, идея о том, что молодежь лучше занимается многозадачностью, не подкрепляется, в том числе, незрелостью их нервной системы.

Ведь чтобы делать этот мультитаскинг хорошо, нужно достаточно четко контролировать различные когнитивные функции — переключение внимания и переход на обработку другой информации.

Правда, это все работает по-другому, если какое-то их действие выполняется автоматически. Например, мыть посуду и слушать музыку — никаких проблем нет до тех пор, пока что-то не изменится достаточно глобально.

«Чем дети отличаются от вас?» Опрос взрослых

Тамара Ляленкова: Может быть, главная опасность для поколения Z — большая информационная, интеллектуальная насыщенность и недостаточный для усвоения всего этого эмоциональный вес?

Арман Туганбаев: Это, наоборот, самое большое благо, которое у нас есть. В некотором смысле это неправильно — встречать информационный поток и защищаться от него. Наоборот, мне кажется, что чем быстрее ты

cтрашно не то, что мы взрослые, а страшно то, что взрослые — это мы

научишься пропускать сквозь себя огромные информационные потоки и вылавливать из них самое важное и самое нужное, тем легче тебе будет.

Если у человека есть внутренняя эмоциональная незрелость, и он как будто бы получает слишком много информации о том, что происходит, она его не унесет куда-то в радикальность…

Вот, он посмотрел на то, как человек умирает, и то, как с ним что-то случилось, и это нанесло бы ему огромную травму, но он компенсирует это совершенно другими вещами.

Страшно не то, что мы взрослые, а страшно то, что взрослые — это мы. Никаких плюсов оттого, что ты стал взрослым, не обнаружено. Моя позиция, что количество прожитых лет не может выступать для индикатором того, насколько я буду внимательно слушать человека. Наверное, это правда, что раньше с гораздо большим почтением относились ко взрослым.

Наталия Богачева: Многозадачность снижает глубину переработки информации. Это факт.

Соответственно, мы говорим об эмоциональной незрелости, когда не хватает каких-то особенностей для того, чтобы не реагировать на информацию.

Поэтому фильтрация осуществляется на другом уровне, на когнитивном, за счет того, что мы снижаем общую глубину переработки информации. В итоге общий поток снижается.

Тамара Ляленкова: Да, он не затрагивает так глубоко. Это такая саморегулирующаяся безопасность, наверное. Наверное, мы еще один миф сейчас создаем.

Но, с другой стороны, теперь учитель, взрослый, преподаватель не стоит и не указывает, что делать, а ему приходится стараться заинтересовать собой молодых людей, привлечь их внимание. Поменялись очень важные роли. Взрослый перестал быть главным?

Правда и мифы о поколении Z

Александра Бочавер: Наши пилотажи показывают, что взрослость как состояние перестало быть притягательным.

Еще в 60-е годы говорили, что подростковый возраст начинается около 12 лет, когда у ребенка появляется некая претензия на то, чтобы к нему относились как ко взрослому.

То есть у ребенка появлялась интенция стремиться к взрослости и хотеть стать взрослым. И через какие-то действия он постепенно превращался во взрослого.

Сейчас позиция взрослого с точки зрения детей и подростков совершенно не выглядит привлекательной. Ее описывают как нагруженную огромной ответственностью, отсутствием времени. В целом, положение ребенка кажется гораздо привлекательным, несмотря на то, что дети сейчас тоже перегружены учебой и так далее.

Тамара Ляленкова: Но и сам подростковый возраст довольно травматичный. Хотя те же самые взрослые стараются выглядеть как молодые и вести себя как молодые.

Арман, что ты наблюдаешь по поводу желания стать взрослым?

Арман Туганбаев: Среди моего окружения все горюют, что они стали взрослыми, что на них свалилась вся эта ответственность. Если раньше было круто, когда ты ведешь хоть сколько-то финансово независимую жизнь от родителей и так далее, то сейчас набор ответственности давит и хочется, чтобы его было поменьше. Никаких плюсов оттого, что ты стал взрослым, не обнаружил.

Тамара Ляленкова: Саша, ваши личные наблюдения насчет поколения Z?

Александра Бочавер: Мне кажется, что они добрые, внимательны к людям, готовы делиться благами, которыми сами обладают. И они довольно сильно отличаются от моих ровесников, в которых больше конкурентности, больше какой-то злости. Наверняка, это мои проекции, но мне кажется, что нынешние дети и молодежь более дружелюбные к миру и больше заботятся о близких, о среде.

Читайте также:  Как принимать лекарства, чтобы они подействовали?

Мифы о «поколении Z»

Главная » Проекты » Миллениалы » Мифы о «поколении Z»

Правда и мифы о поколении Z

Исследование НИУ ВШЭ о мифах в отношении поколения Z. Коллеги дают хорошее определение и объясняют суть поколенчинской теории. Главная ценность доклада – карточки с мифами в конце. С радостью делимся

В повседневной речи мы часто используем термины, взятые из тех или иных научных дисциплин, даже не замечая этого. Один из таких терминов — понятие «поколение», которое нередко используется для того, чтобы, например, подчеркнуть отличие современной молодежи от своих родителей, не говоря уже о бабушках, дедушках или более дальних предках.

Совершенно очевидным для обывателя (по крайней мере, на первый взгляд) является смысл словосочетания «конфликт поколений», и большинство людей хотя бы раз произносили фразу «в их возрасте мы такими не были» (или «не будем»), а также в целом согласны с тем, что современная молодежь — это «другое поколение».

Значительно меньше людей задумываются, где именно проходит (если вообще проходит) граница, отделяющая одно поколение от другого, сколько лет должно пройти, чтобы «поколение сменилось», и можно ли вообще говорить о подобной смене, учитывая, что развитие человека и общества осуществляется непрерывно и постоянно?

Миллениалы эпохи postmodern

Цель данной работы — выделить наиболее устойчивые и распространенные представления о поколении современных подростков, претендующие на универсальность, однако носящие характер популярного знания, не проверенного или не поддающегося эмпирической проверке (далее — «мифы»), и попытаться сопоставить эти представления с данными существующих научных исследований и теоретическими положениями современной науки.

Сформулируем круг исследовательских вопросов по изучаемой теме.

  1. Можно ли говорить о поколенческой специфике современных подростков, а именно о наличии у них общих устойчивых поведенческих особенностей, ценностей и установок, отличающих их как от подростков, живших в другое время, так и от старших современников?
  2. Возможно ли объяснить особенности современных подростков средой, в которой они живут (и на которую сходным образом реагируют и современные взрослые), или спецификой подросткового возраста в целом? Иными словами, не наблюдается ли в случае с представлениями о «поколением Z» своего рода фундаментальная ошибка атрибуции, когда поведение подростков объясняют их особенностями как поколения, а не внешними обстоятельствами?

Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач.

  1. Определить границы применения термина «поколение» в современной популярной и научно-популярной литературе, в особенности по отношению к подросткам; выделить сходные термины («поколение Z», «iGen», «цифровое поколение» и др.) и критерии их использования различными авторами.
  2. Обозначить целесообразность самого применения подобных терминов для описания изучаемой возрастной группы и указать на существующие с научной точки зрения ограничения и риски применения подобных классификаций.
  3. Собрать и классифицировать так называемые «мифы» о рассматриваемом поколении из отечественных и зарубежных популярных и научнопопулярных источников и выделить наиболее распространенные из них.
  4. Проанализировать научные исследования, позволяющие проверить и поддержать, либо опровергнуть состоятельность выделенных ранее «мифов».
  5. Систематизировать полученные знания и оценить, насколько, с точки зрения научных исследований, обоснованно разграничение между «поколением Z» и его предшественниками.

Остановимся также на ограничениях работы: мы рассматриваем данные и исследования из области психологии и некоторых смежных наук, однако подробный научный анализ исторической литературы, социологических и экономических теорий выходит за рамки нашего исследования.

В связи с этим возникает определенное противоречие, поскольку сама по себе теория поколений принадлежит области социологии, а также нередко рассматривается в контексте экономических и маркетинговых исследований.

При этом в мифах о так называемом «поколения Z» изучаются, зачастую без достаточных оснований, особенности протекания психических процессов, что относится к области психологических знаний и позволяет решать задачи нашего исследования.

Таким образом, далее речь пойдет преимущественно о психологических особенностях «поколения Z» и соответствующих ему «мифах».

Евгений Гонтмахер: «Миллениалы» станут драйвером политических реформ

Термин «поколение Z» используется сегодня достаточно широко как в популярной, так и научной литературе. Однако, говоря о «поколении Z» (а также «поколении X, Y, Миллениалах» и т. д.

) как о неких общемировых закономерностях развития социума, мы вольно или невольно делаем отсылку к теории поколений, созданной американскими учеными — демографом и экономистом Нилом Хоу и историком, драматургом и писателем УильямомШтрауссом. В 1991 г.

в своей первой совместной работе они предложили собственную интерпретацию истории США, основанную на циклической смене поколений и жизненных фаз: детства, молодости, зрелости и старости [Generations, 1991]. Само по себе понятие «поколение» распространено в социологии и науках гуманитарного профиля. Так, М.Б.

Глотов определяет поколение как «объективно складывающуюся социально-демографическую и культурно-историческую общность людей, объединенных границами возраста и общими условиями формирования и функционирования в конкретно-исторический период времени» [Глотов, с. 42].

Даже поверхностный анализ литературы показывает, что проблема исследования поколений разрабатывается по меньшей мере с XIX — начала XX века в работах таких авторов как К. Маннгейм, Х. Ортега-и-Гассет, Х. Мариас, Г. Маркузе и др. Несмотря

на то, что Хоу и Штраусс также опирались на эти и другие источники, их теория поколений, являясь значимым элементом научно-популярного знания, принимается академическими учеными с критикой и оговорками.

  • Материалы прессы зачастую более категоричны: публицисты указывают на отсутствие в основе работ Хоу, Штраусса и их последователей эмпирических данных, приводят критические оценки со стороны академических ученых, высказываются о потенциальном вреде стереотипизации целого поколения или поколений для образования, рынка труда [Hoover, 2009] и даже политических и социальных процессов [Fernholz, 2017].
  • В задачи работы не входит «разоблачение» методологии Хоу и Штраусса или других авторов популярных теорий поколений, однако представляется необходимым уточнить, что «поколение Z», «iGen», «цифровые аборигены» («Digital Native») не столько представляют собой термины академической науки, имеющие четкие определения и опирающиеся на эмпирические исследования, сколько принадлежат к области популярного знания, размыты, нередко используются некритично и без понимания стоящей за ними методологии.

Некоторые академические авторы достаточно активно применяют терминологию Хоу и Штраусса (см., например [Солдатова и др., 2017]).

В этом случае «поколение» заведомо выступает как выстраиваемая теоретическая конструкция, не претендующая на точное отражение реальности и используемая для дальнейшего эмпирического анализа.

В этом случае однако уже нельзя говорить о каких-то четких границах этого поколения или о том, что с возрастом его представители сохранят характерную для них специфику психики и мышления (большинство окружающей «поколение Z» «мифологии» как раз-таки настаивает на том, что отличия будут сохраняться и даже усиливаться со временем). Далее в данной работе будет представлена некоторая интерпретация того, почему «мифы» о каждом поколении являются столь живучими по сравнению с более доступными, казалось бы, для проверки научными методами. На данном этапе, однако, необходимо так или иначе обозначить предмет данного исследования.

Что такое «поколение Z»? В глоссарии к своей книге Хоу и Штрауссопределяют «поколение» как «когортную группу, (временная) продолжительность которой приближается к продолжительности фазы жизни, границы которой фиксированы личностью сверстников» [Generations, p. 429, перевод Н. Богачевой].

Иными словами, речь идет о людях, родившихся в 20-летнем интервале (продолжительность каждой из выделяемых в работе «фаз жизни»), определяемом некоторыми историческими событиями.

Помимо годов рождения, люди одного поколения прошли социализацию в рамках общего исторического контекста, а также характеризуются наличием общих убеждений, сходного поведения, ощущения принадлежности к одной социальной общности.

Теория поколений, изначально разработанная на базе американской истории и, как следствие, применимая только к жителям США, позднее в той или иной степени была перенесена и на другие страны. В России попытки адаптировать теорию Хоу и Штраусса предпринимались неоднократно в рамках как популярных проектов, так и научных работ.

Примерами могут служить: проект Rugenerations2, статьи Е.М. Ожигановой [Ожиганова, 2015], работа И.П. Дьяченко под руководством Т.Г. Дулинец [Дьяченко, 2013].

Большинство авторов признают потенциальную применимость теории поколений к России, варьируются лишь некоторые временные рамки и представление о специфике поколений советского периода по отношению к поколениям западных стран. Для поколений Z и Y («Миллениалы», люди, рождавшиеся с начала 80-х до начала нулевых) исторические условия развития считаются схожими во всем мире, что позволяет использовать в данном анализе результаты как отечественных, так и зарубежных исследований (см., например, интервью Евгении Шамис, основателя проекта Rugenerations.su3; аналогичные выводы делаются и в других приведенных ранее статьях).

Публичная травма молодежи: главные тезисы онлайн-дискуссии «Российское поколение Z: Установки и ценности»

Наряду с «поколением Z» Хоу и Штраусса, существуют и другие «поколенческие» теории, описывающие специфику современных подростков: «iGen» американского психолога Джин Твендж [Twenge, 2017], «Цифровые аборигены» (поколение «Digital Native») Марка Пренски, противопоставляемые «цифровым иммигрантам» из предыдущих поколений [Prensky, 2001].

Твендж выделяет схожие с теорией Хоу и Штраусса границы поколений, однако подчеркивает постепенный, размытый характер перехода между ними. Как Твендж, так и Пренски рассматривают специфику нового поколения как следствие развития и распространения информационных технологий (для Твендж это смартфоны, для Пренски — цифровые технологии в целом).

В теории Хоу и Штраусса большая роль отводится цикличности исторического процесса, при этом «поколение Z» в той или иной степени должно повторить судьбу так называемого «молчаливого» поколения 1925–1942-го годов, получившего свое название за сосредоточенность на личных достижениях и низкий уровень активизма. В качестве временных границ «поколения Z» рассматриваются: 1995–2012 гг.

[Twenge, 2017];2000–2020 гг. [Ожиганова, 2015]; 2003–2023 гг. [Rugenerations…]. Это означает, что в трактовке Твендж самым старшим iGen-ам исполнилось 23 года, а по версии Generation.su — только 15 лет. В первом случае в фокусе исследования оказываются молодые взрослые, студенты, и все, кто младше; во втором — только подростки и дети.

С точки зрения возрастной психологии это означает, что в настоящий момент границы поколения включают несколько возрастных стадий, характеризующихся разной ведущей

деятельностью [Эльконин, 1971], психологическими новообразованиями, кризисами и идентичностью [Эриксон, 2006], что создает дополнительные трудности для анализа их, поколений, возможной психологической специфики.

Психологическая специфика разных возрастов описывается во многих теориях в рамках возрастной психологии и психологии развития. В задачи данной работы не входит их подробное рассмотрение, однако отметим некоторые существенные моменты, которые необходимо учитывать при дальнейшем сопоставлении «поколений».

В рамках деятельностного подхода, развиваемого в советской и российской психологии в школе А.Н. Леонтьева, развитие ребенка рассматривается как смена ведущих деятельностей [Эльконин, 1971].

Под ведущей деятельностью подразумевается такая форма деятельности, которая определяет наиболее важные изменения в психике и особенностях личности на том или ином этапе развития.

Ведущей деятельностью младших школьников принято считать учебную, младших подростков — интимно-личностное общение со сверстниками, старших подростков — учебу с позиции подготовки к будущей профессии.

Каждая из этих деятельностей по-своему направляет развитие психики ребенка и ведет к формированию тех или иных ее особенностей. Например, мировоззренческие вопросы и дальние горизонты планирования будущего начинают играть существенную роль в жизни старшего подростка, но еще недостаточно сформированы на более ранних этапах. Иными словами, от подростков 15–17 лет стоит ожидать обдумывания тех или иных

отдаленных планов и целей, в то время как в возрасте 11–14 лет они куда более заинтересованы в социальных связях, а на основании отраженной самооценки у них развивается самоотношение и навыки личностной рефлексии.

На наблюдателя, занимающего позицию взрослого, это может производить впечатление «эгоцентризма», сосредоточенности на собственном «Я», только-только ставшем доступным для полноценного осознания и оттого столь важном.

Читайте также:  Контрацепция навсегда: 6 мифов о мужской стерилизации

Другими авторами реализуются иные подходы к развитию психики и личности ребенка. Так, по Э.

Эриксону, подростковый возраст, который все больше удлиняется с прогрессом общества и технологий, характеризуется поиском пути для реализации своих возможностей, а также своей идентичности во всех ее формах — профессиональной, сексуальной и т. д.

, то есть это этап примеривания на себя стереотипов или отказа от них [Эриксон,2006]. Кроме того, по некоторым данным, развитие и созревание нервной системы и головного мозга продолжается вплоть до 25 лет.

Особенно значимые изменения с начала подросткового периода и до ранней зрелости происходят в префронтальной коре больших полушарий (лобных долях мозга), отвечающей за комплексное управление мышлением, планирование, волевой контроль [Arain et el., 2013].

Таким образом, во-первых, «поколение Z» в 2018 г. является внутренне неоднородным в силу объективных психологических причин, а к его характеристикам, в случае выявления таковых, будет примешиваться возрастная специфика, которую необходимо учитывать при оценке и интерпретации исследований.

Во-вторых, важно помнить, что значительная часть представителей этого поколения еще не достигли взрослого возраста, их развитиееще продолжается.

Поэтому говорить о том, какими будут их предпочтения, привычки, когнитивные возможности и нравственные ориентиры в зрелом возрасте, еще преждевременно, равно как и методологически неверно сравнивать их с взрослыми представителями предыдущего поколения без учета еще продолжающегося развития.

Структура работы: в этом разделе были рассмотрены некоторые теоретические положения теории поколений Штраусса и Хоу, а также обозначены вероятные направления для их критики и анализа, выделены предполагаемые границы так называемого «поколения Z».

В последующих разделах будут представлены основные «мифы» об этом поколении из научных и популярных источников и представлены исследования, подтверждающие или опровергающие их.

Ввиду того, что один из авторов работыявляется психологом, наиболее удобным представляется разделение «мифов» и исследований по условно выделяемым аспектам психики человека: когнитивным функциям, эмоциональной сфере, личностной специфике и т. д.

В заключительной части работы будет предпринята попытка итоговой систематизации результатов анализа работ, а также представлены теоретические основания популярности теории поколения и размышления о том, насколько безобидно, с научной точки зрения, создание «мифов» о крупных социальных группах.

Полную версию исследования можно скачать в формате .pdf или изучить прямо на нашем сайте

SAO-122-elektronnyj

9 особенностей поколения Z, которые пугают и восхищают одновременно

Поколение Z, или зумеры, — люди, родившиеся после 1997 года и выросшие в эпоху интернета. Подростковые проблемы у детей относительно стабильных нулевых все те же, а вот ценности совершенно иные. Например, они очень серьезно относятся к своим аккаунтам в социальных сетях, а блоги и компьютерные игры воспринимают не как развлечение, а серьезный бизнес.

Мы в AdMe.ru решили выяснить, какие особенности свойственны современным тинейджерам и в чем их основные отличия от других поколений.

© sezhukov / Instagram, © sezhukov / Instagram

Поколению Z свойственно ностальгировать по прошлым временам, даже если они в них не жили. В частности, идеализировать былые ценности и подражать эстетике 1980-х и 1990-х годов.

Кроме того, такая тенденция относится и к музыке. Например, вопреки тому, что на творчестве отечественной группы «Руки вверх» росло поколение 1990-х, ее популярность не уменьшается и среди сегодняшней молодежи.

Фронтмен коллектива Сергей Жуков даже признался, что весьма удивлен этому: «Иногда немного не понимаешь, почему так происходит, что слишком много молодых людей в зале».

Кстати, многие юные исполнители делают каверы на давние хиты: певица Гречка вызвала бум в сети песней «Люби меня, люби» группы «Отпетые мошенники», а ребята из «Пошлой Молли» перепели «Нон-стоп» группы Reflex.

© Pledge This! / National Lampoon, © Euphoria / HBO

Как полагают психологи, количество того, что считается модным, в последнее время увеличилось. У современных подростков гораздо больше вариантов для реализации своего творческого потенциала, и они не привыкли сковывать себя рамками.

Очевидно, что тяга к трендам была всегда, просто сейчас вариантов для их воплощения в жизнь стало намного больше.

Например, если в 2000-е самая красивая девочка в школе непременно была гламурной кокеткой в розовом, то теперь красоткой может считаться и яркий фрик с пестрыми волосами, и озорная пацанка, и старшеклассница, которая предпочитает удобную одежду и никогда не пользуется косметикой.

Таким образом, поколение Z постепенно стирает такие устоявшиеся амплуа, как «красотка», «ботаник», «хулиган», которые раньше так любили сценаристы подростковых кинофильмов.

Если сравнивать миллениалов и поколение Z, первые более склонны смотреть в будущее с оптимизмом, в то время как зумеры придерживаются более реалистичных взглядов.

Как считают исследователи, это может быть связано с тем, что у людей Z гораздо меньше шансов поверить в идеализированную «американскую мечту» — ту, где белый забор, 2 ребенка (непременно мальчик и девочка), хорошая машина и стабильная работа. Вместо этого они ищут продукты и сообщения, которые отражают реальный мир, а не идеальную картинку. Вот почему поколение Z уклоняется от традиционных представлений о красоте или способах беззаботного существования, в отличие от прошлых поколений.

Представители поколения Z обращают больше внимания на свое здоровье и менее склонны к употреблению горячительных напитков, чем, скажем, миллениалы в их возрасте. Немалую роль в их жизни играет и спорт. По исследованию некоммерческой организации Hope Lab и фонда Well Being Trust, почти две трети подростков и молодых людей регулярно используют ЗОЖ-приложения.

© isroxen / Instagram, © billieeilish / Instagram, © dualipa / Instagram

Они чаще страдают от тревожности и депрессии, что в немалой степени провоцируется длительным пребыванием в сети.

Психолог Джин Твенге определила взаимосвязь между использованием смартфонов и настроением.

По ее мнению, большинству постмиллениалов комфортнее проводить время в интернете, чем в компании друзей. При этом даже на вечеринках подростки тусуются, не выпуская из рук смартфон.

С физической точки зрения они ведут более безопасный образ жизни, в отличие от других поколений. Однако такой образ жизни грозит нарушениями психического здоровья. Кроме того, известен факт негативного влияния яркого света от экранов на засыпание — как следствие, подрастающее поколение чаще страдает бессонницей и в целом не высыпается.

© Matthew Yohe / wikipedia, © a4omg / Instagram

Для миллениалов, которые в принципе любили создавать что-то с нуля, свойственна ориентация на талантливых людей, совершивших невероятный прорыв в какой-либо сфере.

Поколение Z, напротив, ориентируется на людей таких же, как они сами. Во многом это заслуга соцсетей: теперь легко увидеть человека из такой же среды, как и ты.

Поэтому стали так популярны истории успеха обычных людей, а не только гениев мирового масштаба вроде Стива Джобса.

Поколенческая история с субкультурами, принадлежность к которым раньше определяла предпочтения во всем (музыка, стиль одежды и т. д.), для поколения Z больше не важна.

Субкультуры переместились в цифровое пространство, превратившись в набор интересов, которые чаще всего никак не связаны друг с другом. Для центениалов нет ничего жестко определяющего, они готовы к трансформации, чтобы что-то построить.

Поэтому поменялась и история с их героями, с людьми, на которых они ориентируются.

© phodopus / depositphotos, © Mactrunk / depositphotos

Тестовая система оценки знаний поставила поколение Z перед необходимостью делать выбор с самого раннего возраста (всегда есть 1 правильная опция и 3 неправильные) и создала новый подход к решению проблем на основе уже готового выбора. Кроме того, у молодежи развилось клиповое мышление. Во многом эта тенденция связана с развитием современных технологий, появлением соцсетей, механик «лайка» и «свайпа».

Например, в популярном приложении для знакомств Tinder можно выбрать или отвергнуть потенциального партнера посредством одного движения пальцем. Таким образом, принцип восприятия информации значительно изменился и сократился до 2 исчерпывающих суждений: понравилось / не понравилось.

© suedebrooks / Instagram, © luvanthony / Instagram

Поколение Z не боится повторять друг за другом, ведь для этого у них есть уже готовый набор функций и решений, например успешные блоги в социальных сетях. Согласно исследованию, подростки в среднем смотрят около 68 видео в день, и это только на платформе YouTube.

Тинейджеры понимают, что создателем контента может стать абсолютно каждый и для этого вовсе не обязательно быть особенным. Люди Z живут в постоянных изменениях, в постоянном поиске и придании новых смыслов, казалось бы, обыденным вещам.

В коммуникации зумеры активно используют так называемый гиперязык. Это первое поколение, которое может полностью разговаривать при помощи мемов, стикеров, gif-изображений и эмодзи вместо текста. Существенное влияние на языковую культуру оказала и геймификация: в сленге современных подростков нередко можно встретить геймерский язык.

Эти аспекты связаны с социопатией, интернет-зависимостью, а также многозадачностью, в условиях которой существует поколение Z.

А как вам кажется, чем современные подростки отличаются от прошлых поколений?

Мифы о Поколении Z: что правда, а что вымысел

Так сложилось, что о любом явлении в интернете и жизни складываются определённые мифы и домыслы. Поколение Z не стало исключением. Разбираемся, какие мифы можно встретить про подростков.

Миф первый: зеты не вылезают из виртуальных миров и только и делают, что играют там и скроллят ленту социальных сетей.

Это действительно миф, причём, довольно глупый. Не будем отрицать, что гаджеты давно стали неотъемлемой частью нашей жизни, без них мы вряд ли можем представить свою учёбу, работу и даже отдых. Но убеждение, что современные подростки проводят всё время в своих телефонах и планшетах, постоянно играя, — не будет верным. Гаджеты для зетов — это возможности.

Возможности учиться и саморазвиваться, ведь большинство книг сейчас базируются на электронных платформах; возможности общаться и обмениваться информацией, ведь мессенджеры захватили не только зетов, но и миллениалов; возможности культурно отдыхать и следить за новинками в мире кино, музыки и театров, потому что интернет может предоставить многие новые выпуски, песни и спектакли за один короткий клик.

Миф второй: зеты не могут долго фокусироваться на чём-то одном.

Другими словами, подростки якобы не могут удерживать в своём внимании какую-либо информацию долгое время. Эта информация появилась примерно в 2015 году, когда пошёл слух о том, что время фокусирования подростков на объекте сократилось с 12 секунд до 8.

Связывалось это с активным использованием интернета и коммуникационных технологий, с тем, что постоянное обновление контента заставляет мозг быстрее обрабатывать информацию и не задерживаться на неинтересном, а также с неизвестным исследованием Microsoft.

На самом же деле найти это исследование не удалось, как и не удалось связать с ним второй миф о Поколении Z.

Миф третий: общение в социальных сетях делает зетов апатичными и необщительными в реальной жизни.

Часто можно встретить мнение, что подростки, зависая в социальных сетях, делясь фото и видео в интернете и общаясь исключительно в диалогах во ВКонтакте, совершенно разучились общаться вживую и даже более того, без телефона в руках чувствуют себя неуверенно и потерянно.

Однако исследователи провели эксперимент, суть которого заключалась в том, что у подростков и у взрослых людей забрали телефон на 15 минут и попросили просто посидеть в тишине, ничего не делая. Обе группы испытуемых показали одинаковый результат — негативные эмоции и чувство незащищённости.

Однако в случае с зетами использование виртуального общения идёт им только на пользу — активная деятельность в социальных сетях даёт им уверенность в будущем общении в реальной жизни. В отличие от более старшего поколения зеты не прячутся за социальными сетями и не боятся заводить новые знакомства в обычной жизни.

Именно толпы подростков можно встретить на улице, где они гуляют, занимаются спортом и слушают современных исполнителей.

Миф четвёртый: зеты не читают книг.

Считается, что современные подростки мало времени уделяют книгам, классической и новой литературе, однако это не совсем так. Возможно, сегодня зеты действительно реже обращаются к таким произведениям как «Тихий Дон» или «Анна Каренина», но это вовсе не значит, что чтение и потребление информации совершенно отсутствует в их жизни.

Во-первых, современные подростки читают современную литературу (мы уже писали об этом), во-вторых, если сложить информацию из интернета, подкастов, фильмов и даже электронных книг, то получится, что объём потребляемой информации подростка будет примерно одинаков со взрослым.

Это связано с тем, что информация постоянно обновляется, и зеты вынуждены учиться разбираться во всём и сразу. Ну и напоследок — сегодня существует много групп, где классическая литература представлена в виде мемов — смешных картинок, смысл которых можно понять только прочитав то или иное произведение.

А желание быть в тренде и понимать новые мемчики становится неплохой мотивацией для изучения классической литературы, читать и разбираться в которой всегда будет не лишним.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *