Половое созревание: что нужно рассказать дочери-подростку

Половое созревание: что нужно рассказать дочери-подростку

Подростковый возраст относится к пубертатному периоду психосексуального развития. Он связан с перестройкой организ¬ма ребенка — половым созреванием. И хотя линии психи¬ческого и физиологического развития не идут параллель¬но, границы этого периода достаточно неопределенны. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэто¬му подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет.

Половое воспитание подростков имеет свои особенности. В задачи полового воспитания на этом этапе входит правильное реагирование на особенности поведения взрослеющего ребенка. Период полового созревания связан также с формированием эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки.

Как описывают в своих работах И.Ю. Кулагина и В.Н.Колюцкий, в этот период ребенок вынужден по¬стоянно приспосабливаться к физическим и физиологи¬ческим изменениям, происходящим в его организме, пе¬реживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Осознание этого со¬стояния приводит к заключениям типа: «В 14 лет мое тело будто взбесилось».

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я».

Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, зам¬кнутости, даже неврозу.

На образ физического «Я» и самосознание в целом ока¬зывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положе¬нии; акселерация создает более благоприятные возможно¬сти личностного развития.

Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны, и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны.

Физи¬чески более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстниками. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и тем самым провоцируют его протест или раздражение.

Такие мальчики пытаются привлечь к себе внимание всеми спо¬собами и ведут себя неестественно, становясь возбудимыми, суетливыми, излишне разговор¬чивыми. У них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.

Активизация и сложное взаи¬модействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Уве¬личиваются рост и вес, причем у мальчиков в среднем пик скачка роста приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17.

У девочек скачок роста обычно начинается и кончается на два года раньше (даль¬нейший более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).

Появляются вторичные половые признаки — внешние признаки полового созревания в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у неко¬торых резко снижается тембр голоса, временами срываю¬щегося на высоких нотах, что может переживаться доволь¬но болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.

Половое созревание: что нужно рассказать дочери-подростку

Важно в подростковом возрасте не допустить у детей эмоциональных срывов, психических травм, которые могут оставить глубокий след на всю жизнь. Ведь подросток уже чувствует себя взрослым и стремится к независимости.

В этот период детские компании в основном формируются из подростков одного пола, а дружба между мальчиками и девочками нередко переходит в романтическую привязанность.

Такая дружба-любовь воспитывает у подростков стремление ухаживать и заботиться друг о друге, нежность и преданность. Происходит примерка взрослых ролей мужчины и женщины.

Родителям важно бережно относиться к первым чувствам своих детей, не насмехаться и не критиковать их!

Половое созревание: что нужно рассказать дочери-подростку

Настроение подростка часто меняется, чувства восхищения собой резко сменяются презрением и недовольством и т.п. Эмоциональную нестабильность подростка усилива¬ет сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Большинство мальчиков в большей мере осознают истоки этого возбуждения.

У девочек боль¬ше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большин¬ство — более неопределенные, связанные с удовлетворе¬нием других потребностей (в привязанности, любви, под¬держке, самоуважении).

Половое созревание: что нужно рассказать дочери-подростку

Например, расскажите сыну или дочери:

  • о том, что существуют приемлемые морально-этические принципы в разных культурах, обществах, просто у разных людей, об их неодинаковости;
  • о физических и физиологи¬ческих изменениях, происходящих в его организме, о «гормональных бурях» этого возрастного периода;
  • о биологических аспектах репродукции (строением мужских и женских детородных органов и половых клеток);
  • о том, что ведущим мотивом вступления в первую половую связь, у подростков является: в 13–14 лет – интерес и любопытство, в 15–16 – жажда переживаний и потребность в сексуальной разрядке, а в 17 лет и старше доминирует любовь. Но есть одна закономерность, когда мальчики и девочки, вступившие в интимную близость в 13–15 лет, в дальнейшем, как правило, ведут беспорядочную половую жизнь, часто меняют партнеров, крайне нетребовательны в их выборе, физическая близость становится для них самоцелью;
  • о том, что половую жизнь не следует начинать до полного физического созревания. В пользу этого факта свидетельствуют аргументы как педагогического, так и медицинского характера. Ведь, чем меньше энергии, сосредоточенной на объекте полового влечения, будет израсходовано на половую жизнь, тем большая ее часть пойдет на развитие и укрепление организма в целом — скелета, мышц, мозга и связанных с ним функций высшей нервной деятельности. Выходом может служить сублимация — трансформация сексуальной энергии в творческую;
  • о том, что незащищенные половые контакты приводят к незапланированной беременности, а также к распространению не только множества инфекций, передаваемых половым путем, но и ВИЧ-инфекция;
  • о безопасных сексуальных отношениях (о презервативах и половой зрелости важно говорить, прямо и открыто объяснять ошибочность распространенного представления о том, что прерванный половой акт может предотвратить беременность и пр.);
  • о том, что в современном обществе мало адаптивными являются установки на многоженство, брак без секса, свободную любовь, промискуитет (неупорядоченные половые отношения, присущие первобытному обществу и сексуально незрелым субъектам);
  • о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного поведения (средства массовой информации значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);
  • о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих. О том, как сказать «нет», как противостоять влиянию сверстников и среды, направленному на вовлечение их в сексуальную активность;
  • об учреждениях, где можно получить психологическую и медицинскую консультации (центры, дружественные к подросткам и молодежи).

Половое созревание: что нужно рассказать дочери-подростку

И ещё немного «об этом» для родителей.

В этом возрасте наши дети становятся очень люботными, что является естественным явлением. Одна из сторон подросткового любопытства связана со многими происходящими в организме ребят изменениями. И каждому из них хочется знать, что, как и почему происходит с ним.

Позже их интерес переносится на противоположный пол, причем первое время он лишен сексуальной направленности. И вопросы «про это» носят достаточно абстрактный характер, т.к. помыслы спрашивающего чисты.

Другое дело, что, мы, взрослые воспринимаем их на уровне «своей испорченности», заливаемся краской и отрывисто заявляем: «Рано ещё, вырастешь – узнаешь!». И тем самым невольно устанавливаем «ловушку», укрепляя в подростке мнение, что в сексе он может доказать свою взрослость.

А кто в 13 – 16 лет не хочет скорее стать взрослым!? Наша ханжеская реакция провоцирует интерес к интимной жизни, а легальная информация отсутствует. Зато вовсю работают уличные, подвальные «университеты».

Да, эта тема, в которой мы хорошо должны разбираться, – сложная и неоднозначная. Естественно, что существует множество подходов, широкий спектр мнений на этот счет.

Но, если мы, взрослые, решаемся ответить на вопросы детей, то, отвечая, должны помнить о том, что говорить надо только правду, иначе рано или поздно нам придется менять свою версию на другую.

Тогда, возможно, у него возникнет мысль, что мы неискренни с ним, и вряд ли в таком случае он спросит нас когда-либо еще о таких вещах. Лучше, если сексуальное просвещение будет осуществлять родитель одного пола с ребенком.

Не имеется никаких данных, свидетельствующих о том, что сексуальное образование увеличивает уровень сексуальной активности подростков.

Сексуальное образование увеличивает уровень знаний относительно сексуальных проблем; кроме того, сексуальное образование приводит к отсрочке начала сексуальной активности, увеличению использования контрацепции и снижению риска опасного сексуального поведения.

Если дети обращаются к нам за советом, значит, они доверяют нам и уверены в том, что мы будем говорить с ними серьезно. Но, если вдруг мы почувствуем, что с сыном или дочерью что-то случилось, нужно побеседовать с ними откровенно, но, ни в коем случае, ни ругать. Если правильно себя повести в такой ситуации, дети все поймут, хотя у них совсем нет никакого опыта в жизни.

Хорошее половое воспитание начинается с того, что мы не должны проявлять беспокойства по поводу секса, уважать целомудрие наших детей, всегда отвечать на их вопросы и давать им понять, что мы считаем сексуальную тему приятной, интересной, естественной и сугубо личной, но не запретной.

Только близкие и доверительные отношения между родителями и детьми помогут подростку успешно пройти через период взросления, сформировав правильные мужские и женские качества.

Читайте также:  Гендерная боль: почему коронавирус опаснее для мужчин

Суть полового воспитания сводится к тому, чтобы подготовить к взрослой жизни здоровых мужчин и женщин, способных адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами. В конечном счете, это означает воспитание эмоционально зрелой личности.

Половое воспитание девочек: как, когда и с чего начинать?

Половое созревание: что нужно рассказать дочери-подростку

Большинство родителей считает, что половое воспитание следует начинать с начала полового созревания. Но это мнение неправильное, потому что половое  воспитание тесно должно быть связано с общей системой воспитания духовного. Оно должно начинаться с самого рождения малыша. Воспитание нужно проводить с учетом некоторых признаков – с учетом особенности ребенка, с учетом возрастного признака. Но существуют общие этапы и принципы, которые родителям нужно знать.

В начальном этапе полового воспитания девочки нужно прививать навыки гигиенические. Это купание, смена пеленок, подмывание и т. д.  Но следует заметить, что чем раньше папа будет отстранен от купания девочек, а мама от купания мальчиков, тем лучше.

Если в семье, например,  нет женщин и отец один воспитывает дочь, то он должен приучить девочку с двух-трех лет подмываться самостоятельно во время принятия душа. В пять-шесть лет большинство детей способны мыться относительно самостоятельно: им достаточно помочь потереть спинку и вымыть голову.

Причем в ванну малыша следует посадить в трусиках, а после того как необходимая помощь будет оказана, следует выйти, чтобы он сам сделал все остальное.

 В каждом ребенке есть естественная стыдливость, это нормальный защитный механизм, который многие неразумные родители сами же и ломают.

Затем, когда малышка подрастет нужно научить ее пользоваться туалетной бумагой, самостоятельной гигиене половых органов.

При ежедневном выполнении этих процедур у девочек закладывается привычка к постоянной смене белья. Это очень важно в половом воспитании ребенка. При правильной гигиене минимален риск заболеваний воспалительных внутренних и наружных половых органов.

Хотелось бы отметить, что половое воспитание ребенка должно брать свое начало из семьи. Но, к сожалению, все чаще родители перекладывают этот немаловажный этап воспитания на школы, интернет ресурсы, или просто оставляют без внимания.

Ребенок растет. Рано или поздно он задаст родителям вопрос, который поставит родителей в тупик. «Как я появился на свет?» Многие родители отшучиваются, рассказывая истории об аисте и капусте.

Но если подойти к этому вопросу правильно, то можно рассказать маленькому человеку правду. Это совершенно не значит, что следует рассказывать истории о своем сексуальном опыте. Рассказ можно построить так, чтобы он был максимально прост для восприятия ребенком.

Когда начинать половое воспитание? Разговаривать с ребенком «об этом» нужно уже тогда, когда он сам к этому готов.

Когда и с чего необходимо начинать половое воспитание? Единого ответа на этот вопрос нет. Все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка. По большому счету, половое воспитание начинается с момента рождения ребенка: приучение малыша к гигиене и отношения родителей в семье тоже можно рассматривать как его аспекты.

Как рассказать ребенку?

О взаимоотношениях полов говорят повсюду. И, даже если вам в детстве никто не объяснял, откуда берутся дети, а вы все-таки как-то разобрались, будет лучше, если вы расскажете своему чаду «про это» сами. Иначе это сделает кто-нибудь другой.

На вопрос «Как рассказать малышу о половой жизни?» психологи единогласно отвечают: честно и просто. Примерно так же, как вы объясняете ему, почему осенью желтеют листья или отчего у велосипеда крутятся колеса.

Главное – не прибегайте к бабушкиным фантазиям про аистов и капусту, иначе вы только запутаете малыша. И, конечно, выберите подходящие возрасту и темпераменту вашего сокровища образы.

Половое созревание: что нужно рассказать дочери-подростку

  1. «3 года: сочините  сказку»

Первый интерес к щекотливой теме малыш начинает проявлять года в три. «Мама, а откуда я взялся?» Не отмахивайтесь от подобных вопросов маленького почемучки, просто дайте ему ответы на доступном языке.

Психологи уверены, что лучше всего в этом возрасте дети воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Так что приготовьтесь сочинить сказку, где главными героями будете вы, папа и сам ребенок.

К примеру, эта история может выглядеть так: «В некотором царстве, некотором государстве жили-были папа-король и мама-королева. Они любили друг друга и хотели, чтобы у них появилась дочка. И вот как-то раз они проснулись, обнявшись, в своей кроватке и поняли, что в животике у мамы кто-то есть.

Этот кто-то был очень маленький, но он быстро рос. Когда малыш стал размером с кулачок, придворный доктор сказал, что это девочка, и все сразу решили, что назовут ее Катенькой. Прошло несколько месяцев, и дочка выросла настолько, что ей стало тесно в мамином животе. Тогда она вышла через специальную дверку.

Как же все были рады этому появлению!»

 Поверьте, такой «ликбез» в раннем возрасте облегчит вам жизнь, когда позже чадо начнет задавать более каверзные вопросы.

  1. «Забудьте о своем сексуальном опыте»

Очень большая разница между детскими вопросами и взрослыми ответами. Ребенок не знает, что под такими вопросами кроется эротика, ему просто очень интересно, он же ещё малыш и ему хочется знать все. Ему хочется знать, как устроены девочки, почему свет солнце, идет дождь.

Родители, прежде чем ответить на простой вопрос, подразумевают сексуальный опыт, и этим усложняют ответ.

Перед тем,  как ответить ребенку, на некоторое время забудьте о своем сексуальном опыте, и скажите прямо: у девочки и мальчика по разному устроены половые органы, так решила природа.

Не нужно запугивать ребенка предвестиями того, что потом ты вырастешь, и поймешь, и узнаешь, как это нелегко. 

  1. «Говорите правду, но не всю»

 В этом пункте заключается вся мудрость правильного полового воспитания малыша. При этом не забывать, что нужно давать размытые определения, разные виды подсказок, не забегай вперед. Отвечайте прямо и лаконично. Давайте ответ, только на его вопросы, не уходите в сторону. Пройдет время, и малыш снова задаст новый вопрос, вот тогда и ответишь на него. 

Самый распространённый вопрос детей, который вводит родителей в ступор: «откуда берутся дети». Почему все лгут? Рассказывают разные сказки, будто детей находят в капусте или приносит аиста. Сначала дети верят, но потом они подрастают и узнают, что им сказали не правду, и они чувствуют себя обманутыми.

Поэтому родители теряют авторитет и доверие перед малышом, как лгуны. Скажите, что дети рождаются от мам, когда мамы живут вместе с папой. Это является законом продолжения рода. Такому закону подчиняется все: рождаются новые красивые животные, растут новые растения. И объясните, что у людей также происходит.

  1. Хотите вы этого или нет, но рано или поздно в садике или, например, на пляже кроха обязательно столкнется с голеньким представителем противоположного пола. Поэтому не забудьте познакомить ребенка с его собственным телом. Расскажите ему о каждой его части: спинке, ручках, ножках и, конечно, половых органах. Объясните, что у девочек и мальчиков они устроены по-разному. На этом можете остановиться.

Половое созревание: что нужно рассказать дочери-подростку

  1. «В 5 лет: добавьте немного биологии».

Будьте готовы, что ребенку, достигшему пятилетнего возраста, мало знаний о том, что он появился из маминого животика. На первый план выходит вопрос, каким образом он туда попал. Вот тут в ответ уже стоит добавить немного биологии и философии.

Как считают психологи, самым понятным для малыша будет рассказ о том, что папа так любит маму, что дал ей свою клеточку. Потом она соединилась с маминой, и когда они стали единым целым, из них вырос малыш. Если ребенок удовлетворился ответом, не приставайте к нему с разъяснениями. Время более конкретных разговоров еще не пришло.

А если кроха продолжает свои «а почему?», просто объясните, что люди так устроены: любовь рождает следующую жизнь.

Не переживайте, в пять лет ребенку совершенно не важно, как это происходит технически. И запомните, ложная информация о взаимоотношениях между полами («детей покупают в магазине») может глубоко отпечататься в его сознании. Со временем эта неразбериха способна перерасти в неуверенность или даже ощущение собственной неполноценности.

Даже если вы очень стеснительны, вам придется переступить через себя. Поймите, что, если вы в пять лет не обеспечите малыша ответами, совсем скоро он получит их со стороны. И, возможно, не в самых лучших формулировках, которые способны стать причиной душевной травмы.

  1. «В 8 лет : подготовьте почву для перемен».
Читайте также:  Грибной сезон: как распознать грибок ногтей и избавиться от него

Половое созревание у современных детей начинается гораздо раньше, чем это было у их родителей. Первая менструация у 8-9-летней девочки давно уже перестала быть исключением.

Ваша задача – подготовить почву для перемен, которые произойдут не только в теле, но и в голове ребенка. Кстати, психологи не рекомендуют устраивать один «большой серьезный разговор».

Многие подростки воспринимают такие изменения как что-то, мешающее им жить как раньше, и ваша главная задача – примирить их с этими «новинками» и научить не стыдиться.

  1. «В 12 лет: купите энциклопедию».

 Первый по-настоящему серьезный всплеск интереса к пикантным вопросам возникает у маленького человека, когда ему исполняется 12-13 лет. Ребенок начинает исследовать тему подробнее и настырнее.

Поэтому будьте готовы к неожиданным вопросам из серии «Мам, что такое гей?» или «Кто такие трансвеститы?». Психологи рекомендуют родителям заранее подтянуть знания в этой тематике или иметь под рукой литературу, способную подсказать ответ.

И не стесняйтесь признаться: «Дорогой, в этой книге написано лучше, чем я смогу объяснить тебе. Давай посмотрим вместе».

И никогда не ругайте его за подобные вопросы! Если ребенок будет уверен, что может спросить вас обо всем и поделиться с вами любой проблемой, это поможет вам быть в курсе происходящего и вовремя поддержать его тогда, когда это действительно будет нужно.

Кстати, именно в 12-14  лет необходимо поднять тему контрацепции.Вы можете поговорить с чадом на тему контрацепции или вручить ему литературные инструкции. Главное – избегайте жутких страшилок.

Не стоит внушать юной девочке, что беременность – это что-то ужасное, ведь рано или поздно ей предстоит стать матерью.

Негативная информация может сказаться на ее сексуальных отношениях и даже привести к страху перед появлением собственного ребенка.

Половое созревание: что нужно рассказать дочери-подростку

За подростковым возрастом приходит тревожный девический период. Это возраст от 15 до 18 лет. Бурные изменения происходят в организме в этом возрасте. В конце этого периода происходит половая зрелость. К наступлению этого возраста девочки должны знать, что преждевременная половая жизнь приводит к беременности нежелательной.

Мамы, психологи, врачи должны ознакомить детей с методами контрацепции (предохранение от зачатия). Девочки должны быть осведомлены, что прерывание беременности в этом возрасте – это опасно. Это может привести к бесплодию, а также могут развиться после этого гинекологические заболевания.

Но если случилась незапланированная беременность – дочка не должна бояться рассказать об этом своим родителям.

Разговаривать с ребенком на данную тему нужно непременно. Семья – источник информации и модель действительности. Говорите правильно и доброжелательно. Этим вы убережете его от неверных или несвоевременных взрослых решений, поступков. Отвечать даже на самые неловкие вопросы – ваша задача. Не скажете вы, скажут другие. И их ответ может натолкнуть ребенка на неправильные действия.

Воспитание девочек – процесс, в некоторой степени, творческий. Будьте для своего ребенка не только мамой, но и подругой. Проводите больше времени со своими детьми, посещайте совместно различные мероприятия. Если вы создадите в своих отношениях атмосферу доверия, то дочь не будет скрывать от вас свои проблемы, а также вы будете знать круг ее общения!

Статью подготовила: педагог-психолог Кабинета кризисных ситуаций для беременных женщин Ю.О. Мытницкая

Половое созревание у девочки

Половое созревание: что нужно рассказать дочери-подростку

Половое созревание (пубертатный период) девочек — это процесс изменений в организме, затрагивающий их физическое, психологическое и эмоциональное состояние. Через этот период проходят все девочки, у которых не отмечается аномалий в развитии.

В процессе полового созревания выделяю 2 фазы:

  • пресексуальная  — наступает в возрасте 8-9 лет и продолжается около 5 лет. Начинается, когда появляются вторичные половые признаки, происходит активное развитие организма, быстрый рост тела девочки в длину. Конец этой стадии совпадает с  менархе (первая менструация);
  • пубертатная — начинается с 13-14 до 18 лет. Начинается менархе, наступает в возрасте 13-14 лет. Происходит замедление роста, появление овуляторных циклов. Эта фаза заканчивается с завершением полового и соматического развития, когда организм функционально и анатомически готов к зачатию и вынашиванию ребенка.

Половое созревание у девочек ознаменуется:

  • резким ростом и изменением фигуры;
  • появлением прыщей (акне);
  • развитием молочных желез;
  • появлением и ростом волос;
  • началом менструации;
  • изменениями в настроении.

В период полового созревания организма совершается резкий скачок к началу первых месячных, перед которым наблюдается ускорение роста. При этом рост мышц отстает от роста костей, из-за чего девочка кажется нескладной и угловатой.

В свою очередь, развитие нервных окончаний и кровеносных сосудов не успевает за ростом мышц, и именно это вызывает плохую координацию движений, неловкость, неуклюжесть девочки-подростка.

Бедра становятся шире, жир откладывается в области груди, ягодиц и лобка, придавая телу юной девочки женственные очертания. Девочкам ни в коем случае не стоит бояться увеличения своего веса.

В пубертатный период увеличение жира в организме нормальный и необходимый процесс для подготовки к родам и здорового менструального цикла. Стремительный рост у девочек обычно заканчивается через 2 года после начала менструаций.

Из-за роста скелета начинает изменяться и кожа девочки: она не успевает расти пропорционально росту костей и начинает растягиваться.

При этом могут возникнуть трещины и другие повреждения кожи, и для того, чтобы их избежать, начинают активно работать сальные железы, выделяющие смазку.

Это делает и кожу, и волосы более жирными, на коже появляются прыщи и угри на лице, шее и спине девочки,  которые доставляют девочке немало страданий.

Одновременно со всеми изменениями, связанными с ускоренным ростом, обычно, с 10 лет у девочки начинается созревание и рост молочных желез. Грудь у девушки растет долгое время. Предпоследняя стадия развития груди завершается в 14-16 лет, а окончательный размер груди устанавливается только после кормления ребенка грудью.

Вскоре после того, как начинает расти грудь, начинает развиваться оволосение лобка.  Сначала волоски редкие и почти не заметны, но со временем они становятся темнее, толще и начинают занимать весь лобковый треугольник.

Следом, по истечении нескольких месяцев, начинается рост волос на других участках тела (подмышки, ноги, руки и т.д.).

Если у девочки заметен рост темных волос на груди или подбородке, то в этом случае стоить обратиться к врачу за консультацией.

Появление выделений из влагалища– это нормальный процесс для поддержания влагалища влажным и чистым. В норме выделения должны быть бесцветными или белым. За помощью к гинекологу необходимо обратиться лишь в том случае, если выделения из влагалища зеленого, темно-желтого цвета и имеют сильный запах — все это может быть симптомом вагинальной инфекции.

Обычно появление выделений из влагалища сигнализирует о том, что остается примерно 6-18 месяцев до наступления менархе (первой менструации).

Менструация представляет собой внешнее проявление гормональных изменений в женском организме. В яичнике созревает яйцеклетка, а в матке формируется особый функциональный слой эндометрия (внутренняя слизистая оболочка), который должен будет «принять» оплодотворенную яйцеклетку, а также обеспечить все необходимые условия для развития.

Первые месячные, перед которыми наблюдаются изменения в организме девочки, наступают в возрасте 11-15 лет. Следует помнить о том, что появление первой менструации в возрасте до 10 лет, а также их задержка далее 16 лет должны быть поводом для визита к врачу.

Регулярный цикл устанавливается не сразу, а примерно в течение года. Но после появления первых месячных, даже при неустановившемся нерегулярном цикле, девушка может забеременеть в случае начала половой жизни, и поэтому предохранение уже необходимо.

После наступления месячных в развитии девушки начинается так называемый пубертатный период. Для него характерно активное развитие наружных и внутренних половых органов, а также установление регулярного менструального цикла. В норме продолжительность установившегося цикла – от 21 до 35 дней.

Напомним о том, что цикл считается с первого дня менструации включительно по первый день следующей менструации исключительно. Менструация в норме длится от 3 до 7 дней.

Если продолжительность цикла намного больше или меньше, или менструация длится долго и при этом девушка теряет большое количество крови, необходимо обратиться к врачу-гинекологу, так как, скорее всего, это свидетельствует о каких-либо нарушениях в половой сфере.

К 18 годам период полового созревания, как правило, заканчивается.

Врач акушер-гинеколог Центра женского здоровья Букинич Людимла Сергеевна

Ключевые слова ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ  

Воспитательный час "Особенности полового созревания. Уход за телом."

Воспитательный
час «Особенности полового созревания. Уход за телом»

(Воспитатель Медведева И.В.)

  • Цель: формирование у
    подростков представлений о собственном теле, его изменениях в период полового
    созревания и правильном уходе за ним.
  • Задачи:
  • 1. познакомить
    воспитанников с основными этапами развития человека;
  • 2. рассмотреть с подростками особенности периода
    полового созревания;
  • 3. развивать у воспитанников потребность в чистоте и
    правильном уходе за своим телом;
Читайте также:  Диагностика заболеваний легких и дыхательных путей

 4. научить подростков некоторым правилам личной
гигиены.

  1. Ход занятия:
  2. 1.                
    Периоды
    развития человека
  3. Человек в своем развитии проходит несколько периодов:
  4. I  Период
    новорожденности.
  5. II Грудной
    период
  6. (продолжается до года).
  7. III Период
    раннего детства ( от 1 года до 4 лет).
  8. IV Период
    первого детства (С 4 до 7 лет).
  9. Период нейтрального детства, поскольку мальчики и
    девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

V Период
второго детства
(у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек — с 8 до 11 лет).
В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также
начинается усиленный рост тела в длину.

Темпы роста у девочек выше, чем у
мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два
года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек)
обусловливает развитие вторичных половых признаков.

Последовательность
появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале
формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом — в
подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с
формированием молочных желез.

В гораздо меньшей степени процесс полового
созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается
ускоренный рост яичек, мошонки, а затем — полового члена.

VI
Подростковый
период.

Следующий период — подростковый — называется также
периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у
мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет.

VII
Юношеский
возраст.

Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21
года, а у девушек — от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются
процесс роста и формирование организма и все основные размерные признаки тела
достигают дефинитивной (окончательной) величины.

  • VIII Зрелый,
    пожилой, старческий возраст.
  • Подробней мы остановимся на подростковом периоде —
    периоде полового созревания или пубертате.
  • 2.                
    Особенности
    периода полового созревания (пубертата)

Пубертат – время, когда
ребенок переживает несколько существенных телесных изменений. Эти изменения
касаются физиологии, психологии и эмоциональной сферы и означают, что ребенок
постепенно расстается с детством и вступает в период отрочества.

  1. Изменения, которые происходят в это время,
    включают:
  2. — физический рост и развитие тела, которое затрагивает
    и внешний вид, и внутренние органы;
  3. — изменение половых органов;
  4. — изменения в мозге;
  5. — изменения в эмоциях, отношениях и социальных связях.
  6. Этот очень сложный возрастной этап, характеризующийся
    созреванием организма, изменением функционального состояния в их органах и
    системах, резкими эндокринными сдвигами, связанными с половым созреванием.

В подростковом возрасте происходит существенная
перестройка всего организма ребенка, которая отражается и на психических
особенностях. Это период бурного и в то же время неравномерного физического
развития, когда происходит усиленный рост тела, совершенствуется мускульный
аппарат, идет процесс окостенения скелета, однако интенсивность и
продолжительность этого процесса индивидуальны.

Особенно интенсивно происходит рост скелета и
конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, что создает
впечатление угловатости, нескладности подростка. Это вызывает и некоторые психологические
проявления — подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается
сгладить свою нескладность: принимает иногда неестественные, вычурные позы.

Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии
сердечно-сосудистой системы. Сердце значительно увеличивается в объеме,
становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов
отстает в развитии.

Это часто приводит к некоторым временным расстройствам
кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности,
следствием чего являются головокружения, сердцебиение, головные боли, слабость,
сравнительно быстрая утомляемость.

Эти особенности развития сердечно-сосудистой системы и
начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции приводят к некоторым
скоропроходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка: у него
могут наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость,
которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффекта.
Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные и
длительно действующие монотонные раздражители и под их влиянием часто переходит
в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.

В пубертатный период происходят изменения в грубой и
тонкой моторике, что приводит к временным нарушениям координации движений, она
затруднена и ненадежна.

Так, сформировавшаяся в детстве схема взаимодействия
«глаз — рука» теряет жесткость и должна заново сложиться уже на новом
уровне.

Вместе с тем на характере движений сказывается относительная
неискушенность подростка в жизненных ситуациях, переоценка собственных
двигательных способностей, основанная на непривычно крупных размерах тела,
скованность и неуверенность.

У подростков в это время происходит интенсивный рост и
половое созревание, вырабатываются половые гормоны, которые усиливают работу
сальных желез, а также появляются вторичные половые признаки – рост волос на
лобке и в подмышечных впадинах, возникают первые поллюции (непроизвольные извержения
семенной жидкости).

Также у мальчиков отмечается резкий рост туловища,
увеличивается мышечная масса и начинает ломаться голос, появляется характерный
мужской запах, может возникнуть угревая сыпь.

У девочек растет грудь — формируются молочные железы,
происходит увеличение таза и половых органов, как половых губ, так и матки.
Пубертат сопряжен с первой менструацией. У девочки начинает часто болеть живот,
портится настроение, появляются прыщи.

Именно в этом возрасте подростки должны особенно
тщательно следить за своей личной гигиеной.

3.                
Уход
за телом подростков в период полового созревания

Ежедневный прием душа или ванны с
применением специальных средств (мыло, гель для душа) помогает избавиться от
избытков кожного сала и пота, которые провоцируют не только неприятный запах,
но и могут способствовать размножению болезнетворным микроорганизмам на коже.
Температура воды не должна быть очень горячей, оптимально 36 – 38 °C. Можно
принимать и контрастный душ – такой душ помогает снять усталость и придает
бодрости.

Во время принятия душа или ванны подростку не следует
забывать мыть половые органы.

Принимать ванну или душ с применением мочалки
желательно 1 раз в неделю.

Следует помнить, что появление угревой сыпи в
подростковом периоде не является редкостью и далеко не всегда угревая сыпь
является признаком недостаточной гигиены. Использовать противоугревые лосьоны и
другие средства для борьбы с прыщами, а также выдавливать угри не следует.
Правильно будет обратиться с этой проблемой к врачу.

Следует не забывать и о чистоте рук и ногтей.
Необходимо тщательно мыть руки после улицы, посещения туалета, перед едой,
контакте с животными, деньгами.

Лучше использовать жидкое мыло, не обязательно оно
должно быть антибактериальное, ведь принцип действия мыла в смывании микробов с
кожи, а не в их уничтожении. Мойте руки не меньше 15-20 секунд.

Волосы необходимо мыть по мере загрязнения, но не
реже одного раза в неделю. Мыть голову необходимо теплой водой, так как горячая
вода активизирует работу сальных желез.

Нельзя забывать и про уход за зубами
Подросток, имеющий плохие зубы, помимо эстетического дефекта и неприятного
запаха изо рта, не может нормально измельчать пищу, что затрудняет процессы
переваривания в желудке, приводит к гастритам и язвенной болезни.  Зубы следует
чистить 2 раза в день — утром и перед сном, сверху вниз, а также круговыми
движениями в течение 2 — х минут.

Именно в подростковом периоде многие юноши начинают бриться.
Чтобы бритье было приятным и быстрым, необходимо позаботиться о необходимых
принадлежностях. Экономить на них не нужно, так как от этого страдать будет
кожа. После бритья лицо нужно смазать кремом после бритья или лосьоном.

Расчески, бритвенный станок, зубная щетка
и другие предметы гигиены должны быть индивидуальными.

Изменения, происходящие в организме подростка в
совокупности с дополнительными нагрузками в школе или спортивных секциях,
приводят к повышенной утомляемости и снижению иммунитета.

Чтобы у подростка не было психоэмоционального
перенапряжения или каких — либо соматических заболеваний, ему необходимо четкое
планирование своего дня.
Нельзя допускать длительного просмотра телевизора,
работы за компьютером, прослушивания громкой музыки (особенно в наушниках). Сон
должен составлять не менее 8 часов.

Менять обувь и носки нужно как
можно чаще во избежание неприятного запаха, а также грибкового или
бактериальное поражения кожи ног и ногтей. Влажную обувь необходимо хорошо
просушивать. Носки и нательное белье следует менять ежедневно.

Дети не знают некоторых очевидных правил. Хорошо, если
им расскажут об этом родители (воспитатели) – так, чтобы личная гигиена стала
не просто полезной привычкой, но необходимым условием самоуважения, частью
представления подростков о цивилизованном поведении по отношению к себе и
окружающим людям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *