Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских

Современные подростки родились в эпоху интернета и смартфонов и воспринимают информацию по-другому. Как минимум не так, как их родители.

В чём их главные отличия от предыдущих поколений — обсудили социологи Юлия Юзбашева и Ирина Морозова (ValidataKIDS) и психолог Анна Привезенцева (центр «Точка») в рамках совместного проекта «Мела» и Pioner Talks «Вы нас даже не представляете: Подростки 2.0».

1. Гордится тем, что он ребёнок

Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских

Детство в СССР, будем честны, никак не было устроено. Оно считалось обыкновенным возрастным этапом, когда ребёнок ходит в школу, делает уроки, бегает во дворе и как-то сам по себе растёт. Современный мир стал детоцентричным. Теперь женщина выстраивает целый сценарий вокруг своего материнства. Ребёнок едва успевает родиться, а уже спит на подушке с собственным изображением (какой кадр для инстаграма!).

Детство сейчас — это огромная инфраструктура: детские медиа, политика, бренды. И подростки прекрасно осознают свой детский статус. Они садятся и говорят: «Окей, сыграем в ваши маркетинговые игры.

Кто тут интереснее за меня борется, тому и отдам родительские деньги». При этом подростки плохо понимают, например, зачем идти в сберкассу и за что-то платить.

Для них взрослый мир — какая-то далёкая реальность.

2. Рано осознаёт свой гендер

Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских

В СССР, как известно, секса не было. А гендер был, но, скорее, функциональный. Он определял общественные роли: мужчина — защитник родины и семьи, женщина — хранительница очага. И тем не менее в детстве мы все носили одинаковые штанишки. Выпячивать свою девочковость или мальчиковость никому и в голову не приходило. Даже герои мультфильмов (Карлсон или кот Леопольд) были совсем не про пол.

Сегодня мамы наряжают годовалых девочек маленькими принцессами, а мальчики, которые лежат как кабачки и ещё ничего не понимают, уже облачены в футболки с Суперменом.

Годам к десяти дети отлично осознают свой гендер и иногда даже заводят первые романтические отношения. А вот дальше, когда ребёнок превращается в подростка, он радикально переворачивает какие-то детские модели.

Отсюда тенденция к унисексу — ему гораздо менее интересно выпячивать то, что и так с ним с рождения.

3. Ищет выгоду из дружбы с родителями

Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских

На замену строгим мамам-консерваторам с их любимым «нельзя» приходят мамы либеральные. Самые продвинутые из них живут по принципу современных психологических учебников. Такая мама многое разрешает ребёнку, но выбор за него всё равно делает сама, причём заранее. Например: «Что ты будешь, сынок, — яблоко или грушу?» Здесь нет варианта с чипсами. Но отношения в таких семьях всё равно хорошие, потому что ребёнок уверен: к его мнению прислушиваются.

У подростка не возникает ощущение давления, как раньше, поэтому он не отторгает родителей. Получаются не авторитарные отношения, а мир-дружба-жвачка (только без жвачки, вредно ведь).

Детям это выгодно, в том числе с материальной точки зрения. Они везде ездят с мамой и папой, которые балуют их одеждой и айфонами.

И ребёнок часто проводит прямую связь между тем, что родители покупают и насколько сильно они его любят.

4. Увлекается сразу всем, но поверхностно

Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских

Мы все помним архетипы советских детей. Например, бунтарь, который не хотел участвовать в школьных огоньках и постоянно прогуливал. Или ботан-отличник, который в жизни всегда почему-то оказывался на троечку с минусом. Считалось, что чем лучше человек учится, тем меньше он приспособлен к реальной жизни.

Сегодня формируется совокупный архетип — этакий Леонардо, о котором грезят все родители: одновременно и спортивный, и интеллектуальный, и добрый, и умеет постоять за себя.

У современного подростка полно неглубоких знаний, но их спектр колоссален. Такой ребёнок-трикстер набит актуальными темами, но слабо ориентируется в них.

Он рассекает социальное пространство, как водомерка, и знает лишь то, как выкинуть очередную ложноножку и сформировать цепкий социальный контакт.

Если подросток серьёзно увлечён какой-то одной темой, например, компьютерным миром и гаджетами, в современном мире он уже гик — и сверстники теряют к нему интерес. Хотя ещё несколько лет назад это казалось крутым.

Теперь немодно увлекаться и определённым стилем в музыке. Подростки зовут себя меломанами — это значит, что в музыкальных течениях ровным счётом ничего не смыслят.

Просто они живут синглами из плейлиста «Топ-100 песен за последний год».

5. Социализируется в сети

Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских

Нынешние дети живут в социальных сетях. С одной стороны, это здорово. Если раньше социализация в школе не удавалась, ребёнок был несчастным (вспомните фильм «Чучело»). Сейчас даже если в школе ребёнок никто, в интернет-мире он повелитель драконов и окружающие его обожают. У человека нет такого ужасного ощущения одиночества.

С другой стороны, вся жизнь теперь выстраивается по принципу постоянного формирования социальной сети. И это тяжело. Нам в СССР было гораздо проще нагулять крутизну — хватало, например, прикида. Сейчас всё иначе: популярность — это прежде всего твоя социальная активность, в том числе в интернете.

6. Старается быть умеренным во всём

Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских

Поскольку мы живём во время тотального плюрализма, сверху не спущено никаких моральных, этических или эстетических норм. Подросткам дают полную свободу и максимум возможностей. А они все мигрируют к центру и формируют собственные нормы — пожёстче, чем были в Советском Союзе. Вот вам яркий пример: папа-рокер повёл дочку на концерт, она встала в очередь. Он ей: стоять тыщу лет, давай через забор! Она: папа, ну ты чего?!

Хороший тон среди подростков — соответствовать общему хипстерскому стилю. Выпендриваться уже не круто. Есть даже понятие «пояснить за шмот», когда ты оделся слишком вызывающе.

Наши дети умерены в питании, в употреблении химических веществ и даже в политических взглядах. Да-да, большинство подростков лояльны к власти и не особенно включены в происходящие события.

У них принято быть в меру патриотичным.

7. Постоянно хочет развлекаться

Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских

Дети сегодня в восторге от агрессивного монтажа. Долго следить за тем, что происходит на экране с одним человеком, они не могут. Ещё в 2000 году внимание подростка в среднем концентрировалось на 12 секунд, а к 2012 году этот показатель снизился до 8 секунд. В общем, детское сознание уже окончательно и бесповоротно стало клиповым. Поэтому ребёнок живёт демотиваторами и общается стикерами.

Подростки всё реже берутся за большие книги: скучно, сложно, много букв. Выражать свои чувства с помощью слов им тоже тяжело. Впрочем, и самих чувств, особенно негативных, ребёнок стал избегать. Он просто не представляет, как вообще можно остаться наедине со своей грустью, раздражением или скукой. Потому что под рукой всегда гаджеты, есть чем поднять настроение.

8. Некритично относится к информации

Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских

Раньше учёба была джедайством: знания перерабатывались внутри подростка и превращались в жизненный багаж. Сегодня шведский стол гугла и яндекса работает круглосуточно, и количество подходов к нему не ограничено. Дети не решают задачи, а сразу ищут ответы. Например, если раньше ребёнок задумывался над вопросом «Быть или не быть?», то сегодня он забивает его в поисковую строку — и ему вываливаются тысячи весьма неглупых ответов.

Все взрослые восхищаются тем, как дети умеют работать с информацией. Но ведь ребёнок просто берёт её во временную аренду, и она не вызывает такого критического отношения, как вещи, которые мы просматриваем через призму знаний. Сегодня дети — не столько созидатели, сколько айтишники: они просто комбинируют разные данные и составляют коллаж, который и становится их взглядом на мир.

9. Боится свободы выбора

Родители почему-то уверены, что подросток живёт с ними в одном пространстве. На деле физическое пространство и правда одно, а вот человеческое изменилось. Если раньше было советское общество, то сегодня у нас социум. Это не просто новое модное слово, а единство непохожих, когда каждый изначально рождается уникальной личностью.

В СССР был культ личности, сейчас — культ личностей (сколько людей, столько и личностей). Чтобы помочь ребёнку раскрыться, почувствовать тягу к какому-нибудь занятию, родители отдают его в миллион секций.

Педагоги там только и делают, что хвалят детей (ведь ругать психологи не советуют). И когда человек вылупляется во взрослую жизнь, он представляет собой не всесторонне развитую личность, а набор пробников.

В нём пруд пруди успешных понравившихся опытов, и вдруг он должен выбрать что-то одно.

Раньше профессия была общественной функцией, винтиком в государственной машине. А сегодня это только твоё дело, лишь бы получал от него удовольствие. Родители дают подростку полную свободу выбора. Но ребёнок не знает, что с этой свободой делать. Он боится, что не сможет резко выбрать специализацию, что не станет успешным и счастливым.

Следующая встреча «Мела» и Pioner Talks «Современные подростки и интернет» пройдёт 18 июня в парке «Сокольники». О том, почему жизнь современных подростков больше не делится на офлайн и онлайн, расскажут психолог и специалист по интернет-зависимости Артем Кондрашкин, SMM-менеджер телеканала RTVi Роман Бордунов и учитель московской гимназии № 45 Иван Сорокин.

Вход бесплатный, но нужно заранее зарегистрироваться.

iStockphoto (Choreograph, Beo88, shironosov, Germanovich, STUDIO GRAND OUEST, PavelIvanov, Yalana)

В чем различие между современными и советскими подростками️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Те, кто вырос в Советском Союзе, часто замечают, насколько их поколение отличалось от современной молодежи.

Разные цели, жизненные приоритеты, задачи, у подростков изменились условия жизни, они мечтают совсем о другом, чем их мамы и бабушки.

Группа российских ученых провела социологическое исследование, в ходе которого был сделан сравнительный анализ подростков разных поколений. И вот к какому выводу пришли ученые.

Читайте также:  Ученые оценили риски заразиться коронавирусом в супермаркете

Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских

Американская теория поколений

Историки из США в 90-х годах прошлого века озвучили теорию X, Z, Y. Ученые утверждают, что каждые 20 лет поколения меняются, а затем идет повторение. Как разделили американские историки людей разных периодов рождения:

  • 1961-1981 годы рождения – поколение Х;
  • 1981-2004 годы рождения – поколение Y;
  • рожденные с 2005 года – поколение Z.

Первая категория (Х) отличается повышенным трудолюбием, выносливостью, блестяще исполняет поставленные задачи, подчиняется общим правилам. Люди, рожденные в этот период, дорожат домом, бережно относятся к вещам, умеют экономить.

Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских Конфликты поколений, или как найти общий язык родителям и детям

Вторая категория (Y) характеризуется следующими качествами: хорошее чувство юмора, позитив, жизнерадостность. Люди, рожденные в этот период, идут по жизни легко и весело, ищут разнообразия во всем, готовы к новым открытиям.

Третья категория (Z) отличаются лидерскими качествами. Это, как правило, самостоятельные, целеустремленные, независимые люди.Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских

Психологи говорят, что у каждого поколения цели и стремления бывают похожими, поэтому теория американских ученых не считается научным доказательством.

Результаты российских исследований

Ученые из России провели большой социологический опрос среди людей, рожденных в 70-80-х годах и 2000-х. Исследовали культурные, психологические отличия разных поколений, их черты характера, жизненные ориентиры, цели, задачи, мечты.

К каким выводам пришли ученые из России? Современная молодежь более уверенная в себе, знает себе цену, идет к поставленным целям, предпочитают получать новые знания.

Для современных подростков важно получить образование, иметь возможность хорошо зарабатывать. Подростки из 80-х относились к учебе немного по-другому, ведь они понимали, что у всех, в основном, будет одинаковое образование.

Как правило, школьники прошлых лет любили прогуливать занятия, ведь всегда была возможность пойти учиться в ПТУ.

Современные школьники по своей инициативе посещают репетиторов, активно учат иностранные языки, хотят получить хорошее образование, которое даст старт для развития и получения материального достатка в будущем.

Если поколение 80-х, в основном, предпочитало гулять на улице, то современная молодежь лучше пойдет на курсы программирования или будет изучать иностранные языки.

Но также нынешние подростки любят играть в компьютерные игры и намного меньше читают книг, чем их родители.

Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских Дети поколения Альфа — 8 особенностей людей виртуальной реальности

Поколение 80-х отличается ответственностью, исполнительностью, самостоятельностью. Молодежь, которая жила в Советском Союзе, могла принимать ответственные решения, не перекладывая их на плечи родителей.

Психологи говорят, что нынешнюю молодежь излишне опекает старшее поколение. Раньше дети развивались без дополнительных занятий, сами делали уроки в школе. Теперь же родители стараются все решения принимать сами, не советуясь с детьми.

Например, многие отдают сыновей и дочерей на курсы иностранных языков, в спортивные секции, в развивающие школы, не интересуясь, чего же на самом деле хотят дети.

Домашнее задание школьники разучились делать самостоятельно, хотя поколение 80-х практически никогда не обращалось к родителям за помощью.

Советские подростки, в первую очередь, думали о коллективе, о судьбе Родины. Современная молодежь на первое место ставит собственные приоритеты, живут сегодняшним днем, получают удовольствие от жизни. Подростки наслаждаются молодостью и не спешат взрослеть.

Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских

Мнение разных поколений

Елизавета, 46 лет:

«У меня двое детей, и мы очень отличаемся. Это естественно, ведь я выросла в Советском Союзе, а дети растут совсем в другой стране. С нами никто не делал уроки, мама работала в больнице, папа был военным.

Родители много работали, но при этом помню, что особо много денег в семье не было. Училась я хорошо, мне самой нравилось получать пятерки. Любила читать, ходила в музыкальную школу.

Но в нашем классе было много двоечников, которым учеба не была особо нужна.

Потом они пошли работать на стройку, водителями, в общем, устроились как-то в жизни. Сейчас у детей совсем другие приоритеты. Дочка работает программистом, хорошо зарабатывает. Для этого она еще в школе активно занялась изучением английского языка, ходила на курсы, к репетиторам. Сын сейчас учится на первом курсе, будет ветеринаром.

Очень любит животных, планирует в дальнейшем открыть свою ветеринарную клинику. Мне кажется, современные дети более целеустремленные, ведь они понимают, ради чего учатся, получают образование. Многие работают, начиная с первого курса. Вот и мой сын подрабатывает, и дочка тоже работала, хотя мы с мужем старались детей обеспечить».

Анна, 15 лет:

«Я хочу поступить в медицинский университет, поэтому активно занимаюсь с репетиторами. От родителей много слышала о советских временах, смотрела фильмы, читала о том, как тогда жили люди. Вроде, недавно было, но мне кажется, я бы не смогла так жить.

Когда нет возможности поехать за границу в любое время, когда стоишь в очередях за «дефицитными» товарами. Для меня на первом месте стоит мое собственное благополучие, а никак не благо Родины.

Конечно, я люблю свою страну, родилась здесь, но вполне возможно, мне захочется через какое-то время уехать в Европу или Америку».

Оставить комментарий

Чем отличаются друг от друга современные и советские подростки

Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских

Российская Академия образования провела масштабное исследование. Оно помогло определить основные отличительные особенности современных и советских подростков, чья юность пришлась на 1989 г.

Как удалось выяснить сотрудникам Академии, самое главное отличие в степени ответственности. Дети-подростки в СССР были самостоятельнее, чем современная молодежь, которая предпочитает перекладывать свои обязанности на кого-нибудь другого.

Есть ли между подростками 20 и 21 веков психологические отличия

Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских

Российские ученые решили провести параллель между подростками конца 1980-х годов и 2020-х, чтобы выявить насколько они разные. Для проведения исследования были привлечены молодые люди 15-16-летнего возраста. Эксперты сравнили их взгляды на жизнь и общество, их жизненные ценности с взглядами подростков 1989 г.

Удалось определить, что современное поколение имеет больше амбиций. Молодые люди ставят перед собой цели и пытаются их добиться.

Современные подростки больше себя ценят и любят, и требуют к себе уважительного отношения. Глава Академии сообщил, что молодежь 21 века стала понимать и видеть, что вокруг происходит.

Молодежь хочет познавать мир и благодаря этому в школе детей стали лучше понимать.

Поколение молодежи 20 века было более ответственным. Подростки умели отвечать за свои поступки. Это указывает на то, что современное общество пытается оградить своих детей с юных лет от самостоятельности и инициативности. Как утверждают психологи, в целом подростки целиком соответствуют тому времени, в котором они жили и живут.

Современные подростки мечтают, мотивируют и думают о себе

Люди будущего: чем современные подростки отличаются от советских

Молодежь 2010-20 гг. растет со знанием о том, что нужно думать только о себе. Подростки привыкли мечтать и мотивировать себя для достижения цели. Советских же подростков всегда учили, что каждый гражданин того времени, неважно какого возраста, должен думать о благах Родины, а не о своем благополучии.

Юное поколение 21 столетия живет настоящим, оно не думает о будущем как взрослые, ему важно жить ярко сейчас. Современная молодежь познает мир, учащиеся старших классов более противоречиво и эмоционально относятся к учебе. Старшеклассники в большинстве своем СССР учились с равнодушием.

Ученые сделали вывод, что современная молодежь хочет брать от жизни как можно больше, чего нельзя сказать про их ровесников 30 лет назад. Скорее всего, произошло это потому, что у современного общества есть больше возможностей для познания мира. В СССР даже границы были закрыты, узнать, как живут люди в других странах, не представлялось возможным.

Чем современные подростки отличаются от советских

Люди, чья молодость пришлась на советское время, наверняка обращали внимание, как сильно современная молодежь отличается от старшего поколения. Изменились мечты и цели, интересы, преобладают иные черты характера, поменялось само мировоззрение.

Читайте также:  Вакцинация от COVID-19 может начаться в России осенью

Но так ли это на самом деле? Российские ученые провели крупное историческое исследование современных подростков и их ровесников из 1980-х. Анализ позволил дать окончательный ответ, чем, с научной точки зрения, нынешние дети отличаются от поколения своих родителей?

Работает ли теория X, Y, Z?

Наиболее популярной моделью, описывающей поколенческие архетипы, является американская теория поколений X, Y, Z. Она была выдвинута в 1991 году двумя историками Уильямом Штраусом и Нилом Хау.

В частности, исследователи выделяют 4 поколенческих архетипа, которые сменяют друг друга через 20 лет, а потом повторяются.

Люди, родившиеся в период с 1961 по 1981 год, получили название поколение X, с 1982 по 2004 год – поколение Y, с 2005 года и по наши дни – поколение Z.

Поколение X отличает трудолюбие, прагматизм, надежда на себя и способность подчиняться правилам. Жизненный лозунг таких людей – «Мой дом – моя крепость».

Поколение Y – оптимистичные, уверенные в себе, общительные люди, жаждущие удовольствий, быстрых результатов и разнообразия. Лозунг – «Жизнь – игра».

Поколение Z – самостоятельные, свободолюбивые, коммуникабельные личности, которые любят быть лидерами, не боятся проблем, ответственности и стремятся ко всему новому. Лозунг – «Нет ничего не возможного».

Несмотря на то, что ценности поколений во всех странах совпадают, психологи не считают теорию полноценным научным анализом, рассматривая её, как историческое эссе.

По мнению директора Института Психологии Павла Сергоманова, общей теории поколений, работающей в каждом обществе, быть не может. Это общие, поверхностные характеристики, основанные на анализе людей в США.

А как у нас в России?

Российская академия наук провела собственный анализ. Участниками исследования стали жители страны 1970-х и 2000-х годов рождения. Рассматривались культурные, социальные и психологические различия людей, живших в указанное время.

Что же было выяснено? Нынешние подростки стали более амбициозными, мечтают о построении грандиозной карьеры, больше ценят и уважают себя, чем поколение из 80-х.

У современной молодежи выше познавательная активность. Если раньше подростки относились к учебе со скукой и стремились больше времени проводить на улицах, то сегодня дети относятся к образованию очень серьезно. Оказавшись между выбором посетить репетитора или прогуляться с друзьями по улице, молодые респонденты выбирали первый вариант.

Подростки в СССРПодростки в СССР

Старшее поколение выигрывает в ответственности и самостоятельности. Советская молодежь была готова принимать важные, судьбоносные решения и отвечать за свои поступки. Вопреки теории X, Y, Z, российская молодежь любит перекладывать такие решения на других людей.

По мнению психологов, проблема кроется в самом обществе. Общество ограждает современных детей от ответственности, самостоятельности и принятия личных решений.

Однако выросла мотивация личных желаний. Современные люди думают прежде всего о себе и, только потом об остальных. Советские подростки, выросшие в духе – «думай о Родине, а потом о себе», жили массовой идеей, а не личной.

***

В целом, люди стали жить настоящим, а не будущим. Дети совершенно не торопятся взрослеть, дорожат своей молодостью и стараются получить от неё всё по максимуму.

Чем отличаются современные подростки от советских

Российские ученые провели масштабное историческое сравнение психологических характеристик современных подростков и их сверстников, которые были подростками в 1989 году.

Результаты сравнения, по словам авторов, помогут лучше понять как самих современных старшеклассников, так и то, чем это поколение подростков отличается от поколения их родителей, когда им было 15-16 лет.

Об этом говорится в исследовании Психологического института Российской академии образования (ПИ РАО), которое имеется в распоряжении РИА Новости.

Теория «X, Y, Z»: наука или нашумевший тренд?

Директор ПИ РАО Павел Сергоманов пояснил, что не существует отдельной теории «X, Y, Z» поколений.

Это лишь часть общей теории поколений, которая была создана Уильямом Штраусом и Нилом Хау в 1991 году и отражала историю поколений на территории современных США начиная с 1584 года.

Сточки зрения строгой науки эта теория представляет собой скорее историческое эссе, нежели теоретический анализ проблемы поколений.

«Глобализация экономических, социальных, технологических процессов сделала эту теорию популярной и в других странах, поскольку описания типичных для поколений X, Y, Z черт легко подходили к большинству людей, живущих в современной технологической среде. В этой своей части это уже не теория про поколения людей. Она про поколения технологий, массовой технологической среды», – объяснил Павел Сергоманов.

По словам эксперта, поколения X, Y, Z – последние в этой цепочке, и в их характеристиках уже присутствуют современные коммуникационные технологии как неотъемлемый элемент среды.

Ученый отметил, что в теории поколений «X, Y, Z» нет свидетельств того, как меняются люди – их когнитивные способности, эмоции, ценности, самооценка и уровень притязаний.

«На сегодняшний день люди совершенно разного возраста (20-летние, 40-летние, 60-летние и даже старше) быстро приобретают одни и те же навыки и привычки – пользоваться поисковиками, переписываться в мессенджерах, смотреть стримы. С помощью мобильного телефона любой может мгновенно связаться с нужным человеком. Все это стало обыденной частью повседневной жизни даже очень пожилых людей», – подчеркнул спикер.

Ученые считают, что столь обобщенные и поверхностные характеристики поколений X, Y, Z не могут дать представления о реальных отличиях поколений людей, выросших и сформировавшихся в конкретных условиях жизни той или иной страны.

«Проведенное исследование – это попытка сравнить и проанализировать два поколения российских подростков: детей и их родителей, временной интервал между которыми не превышает 30 лет.

Так получилось, что это подростки разных для нашей страны исторических эпох, и теория поколений не может дать ответы на вопрос о том, чем же конкретно они отличаются друг от друга», – подчеркнул Павел Сергоманов.

Детали: что отличает современного подростка от советского

Современные подростки, по результатам исследования, стали более амбициозными, рассчитывают на достижение более высоких целей, выше ценят и больше уважают себя.

«Они научились понимать, что к чему. У них более высокая познавательная активность, и современная школа научилась понимать их намного лучше. Особенно, мне кажется, велика тут роль дополнительного образования – у нас оно одно из лучших в мире», – прокомментировал Павел Сергоманов.

Самая большая разница между советскими и современными подростками, по словам ученых, проявляется по параметру ответственности. Сегодня подростки предпочитают перекладывать ее на других.

«Это свидетельствует не только об их неготовности к принятию важных жизненных решений, но и о том, что современное общество и не требует от детей личной ответственности, максимально ограждает их от самостоятельности и инициативных действий.

В этом смысле современные подростки адекватны обществу, в котором они растут, равно как и советские подростки были адекватны требованиям своего общества», – объяснила заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии ПИ РАО Алла Андреева.

По словам экспертов, также серьезно возросла мотивация личных желаний, но желаний для ближайшего окружения стало заметно меньше.

«Что касается советских подростков, то, конечно, массовая идеология другого социально-экономического строя оказывала свое влияние: «прежде думай о Родине, а потом о себе». Не берусь оценивать, насколько это лучше или хуже», – прокомментировал Сергоманов.

Современные подростки, по результатам исследования, также предпочитают жить в настоящем «здесь и теперь».

«Они больше дорожат своей текущей жизнью: жить в настоящем предпочитают свыше 40% респондентов, что, по-видимому, также соответствует тенденции удлинения подросткового периода, отмечаемой многими современными исследователями.

Они рассматривают свой нынешний возраст как мораторий на принятие «взрослых» решений, к которым они не готовы, говорят о том, что переживают сейчас лучшие годы своей жизни», – отметила Алла Андреева.

Сравнение результатов современного исследования и данных 80-х годов также показало, что советские школьники относились к учебе преимущественно равнодушно, как к «школьной скуке». Отношение к учебе сегодняшних девятиклассников более противоречивое и эмоционально насыщенное.

Однако, несмотря на такое отношение к учебе в школе, современные подростки стали более любознательны и активны в познавательной деятельности.

«Это связано с особенностями современной социальной ситуации развития… Рост требований к профессиональной компетентности сформировали в общественном сознании представление о том, что определение своего места в жизни находится в тесной связи с уровнем и качеством общего и профессионального образования, готовностью осваивать новые знания и умения», – объяснила Алла Андреева.

Читайте также:  Реабилитационный период после удаления паховой грыжи у мужчин

Современная образовательная среда, по мнению ученых, откликается на это требование времени, предлагая обучение по весьма широкому кругу профессий и специальностей, однако не все они оказываются реально востребованными на рынке труда.

Что и как изучали

В исследовании принимали участие подростки в возрасте 15-16 лет: 1974 и 2004 года рождения. Эксперты отметили, что сравнение психологических характеристик провели с разницей в 30 лет, в 1989 и в 2019 году.

«Наше исследование относится к категории сравнительно-исторических, позволяющих установить изменения, которые претерпевают культурные и социально-психологические явления в разные исторические эпохи.

Такой подход предполагает преемственность исследовательских стратегий, методов и научных принципов, это обеспечивает высокую надежность и достоверность получаемых эмпирических материалов», – прокомментировала Алла Андреева.

По ее словам, для сопоставления данных были использованы одни и те же методики или их аналоги. В исследовании принимали участие подростки из Москвы и ее окрестностей.

«Для изучения психологической и социальной зрелости подростков, завершающих основной этап школьного образования, мы выбрали те параметры личностного развития, которые отражают меру «взрослости» человека, его ориентированность на будущую самостоятельную жизнь, его представления о своих желаниях и возможностях, его готовность учиться и совершенствоваться», – рассказала эксперт.

Чтобы сравнить подростков, ученые выбрали несколько психологических характеристик: самооценка, уровень ответственности, эмоциональное отношение к учению, мотивационные предпочтения, самоощущение психологического возраста, основания и мотивация выбора образовательного маршрута и жизненного пути в целом, общий уровень притязаний личности.

Психологи считают, что понимание современных подростков может помочь директорам и завучам школ, учителям, родителям и самим детям лучше понимать себя, научиться выбирать, перевыбирать и начинать заново; разрабатывать учебные планы и программы; понимать, что обсуждать со своим ребенком.

Исследование выполнено при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Чем отличаются современные подростки от советских

 Кадр из сериала «Половое воспитание»Кадр из сериала «Половое воспитание»

Ценят детство

Как известно, детство в СССР – обыкновенный период в жизни, когда ребенок ходил в школу, следил за младшей сестрой и просто рос сам по себе. Согласно психологическим исследованиям, которые проводились в 1950-х, дети стремились поскорее вырасти. Объяснение этому – вечно занятые родители.

Сегодня же мамы отдают себя полностью, воспитывая ребенка. У каждой из них есть четко прописанный сценарий. Так, малыш только успел родиться, а уже спит в индивидуальном чепчике, над дизайном которого работали родители.

Детство сейчас – огромная отрасль, на которой зарабатывают предприниматели. Детские медиа, бренды, развлекательные мероприятия, политика внушают ребенку, что он — центр вселенной.

Подростку так удобно, он осознает свой статус и до последнего не готов прощаться с детством.

Дружба с мамой и папой стала выгодной

Сегодня родители понимают, насколько важна связь с ребенком, они сами пытаются стать другом и наставником, найти компромисс во всех разногласиях. В наше время все реже на просьбы ребенка услышишь старое консерваторское «нет» и «нельзя».

Подростку важно, чтобы к нему прислушивались, учитывали его мнение. Он ценит такое отношение родителей, старается стать лучше. Тем более, лапочку-дочку и зайчика-сыночка хочется баловать.

Быть хорошим ребенком – самый быстрый способ получить новый телефон или кроссовки и сохранить мир в семье.

Поверхностные знания во всех сферах

В СССР было два устоявшихся типа детей, от которых знали, чего ожидать. Первый – умница-отличник, который обожал ходить в школу, но в итоге не всегда был приспособлен к жизни. Второй — подрывающий дисциплину бунтарь, которого боялись учителя.

Сегодня все мечтают вырастить человека, который будет разбираться во всех сферах и уметь все: играть на фортепиано, показывать лучшие результаты в плавании, разбираться в информатике и сочинять стихотворения онегинской строфой. Отсюда такое количество различных секций и кружков.

Современный подросток набит огромным количеством неглубоких знаний. Его мозг полон актуальных тем, но ребенок почти не разбирается в них. Получается не всесторонне развитая личность, а набор пробников.

Хотя, такое количество информации помогает быть коммуникабельным, быстро находить контакт с другими людьми.

Подросток и информация

Раньше все полученные знания перерабатывались внутри ребенка и становились жизненным багажом. Сегодня дети не думают над вопросом, а сразу ищут ответ в интернете. Взрослые восхищены умением ребенка искать информацию в Сети, но ведь он просто «арендует» чужие знания, комбинирует их, и выдает неглупый ответ, который вскоре забывает.

Умеренные взгляды на все

В наши дни сверху людям не навязывают каких-то моральных, этических или эстетических норм. Подросткам теперь дают выбор и свободу, а они все же устанавливают свои порядки. У них миролюбивый стиль жизни. Выпендриваться – не круто, быть нетолерантным — ужасно.

В отличие от советской молодежи, современные подростки не разделяют мир на «хорошее» и «плохое», «черное», с которым нужно сражаться, и «белое», за которое бьются до конца. В наше время дети пытаются быть умеренными во всех вопросах: от питания до политических взглядов.

Учёные рассказали, чем современные подростки отличаются от советских

Российские учёные с помощью масштабного исторического сравнения психологических характеристик смогли выяснить, чем отличаются современные подростки от своих сверстников, но 1989 года. Как утверждают авторы, результаты помогут лучше понять молодое поколение. Исследование Психологического института Российской академии образования имеется в распоряжении РИА «Новости».

В первую очередь учёные отмечают, что отдельной теории «X, Y, Z» поколений не существует.

Эти характеристики скорее описывают людей, живущих в современной технологической среде, а такая классификация берёт за основу не эмоции, ценности и, например, самооценку, а навыки и умения.

На сегодняшний день люди совершенно разного возраста приобретают одинаковые привычки, связанные с технологическими достижениями.

Именно поэтому, чтобы узнать точные отличия, исследователи проанализировали два поколения российских подростков: детей и их родителей с разницей в 30 лет.

Отмечается, что современные молодые люди стали более амбициозными, рассчитывают на достижение более высоких целей и сильнее уважают себя. Также подростки, принявшие участие в исследовании в 2019 году, имеют более высокую познавательную активность и больше стремятся к знаниям, но необязательно из школьного курса.

По словам учёных, самая большая разница между современными и советскими детьми заключается в параметре ответственности. Сегодня подростки предпочитают перекладывать её на других. Отмечается, что это свидетельствует не только о неготовности к принятию важных решений, но и о том, что современное общество не требует их от подростков, ограждая от самостоятельности.

Кроме того, за 30 лет серьёзно выросла мотивация личных желаний. Современные подростки также предпочитают жить сегодняшним днём и дорожат текущей жизнью.

Учёные рассказали о численности населения в мире к 2100 году

В исследовании приняли участие подростки из Москвы и её окрестностей в возрасте 15–16 лет 1974 и 2004 года рождения, а опросы проводились с разницей в 30 лет: в 1989 и 2019 годах. Для сопоставления данных использовались одни и те же методики или их аналоги.

Чтобы сравнить подростков, исследователи основывались на нескольких характеристиках: самооценка, уровень ответственности, эмоциональное отношение к учению, мотивационные предпочтения, самоощущение психологического возраста, основания и мотивация выбора образовательного маршрута и жизненного пути в целом, общий уровень притязаний личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *