5 вопросов и ответов об аутизме

Первый доклад об аутизме был опубликован в 1942 году австрийским психиатром доктором Каннером. Хотя Каннер отмечал, что почти у всех его пациентов были гастроэнтерологические проблемы, это не помешало ему прийти к ложному выводу, что аутизм вызывается состоянием матери ребенка –  холодной женщины-ледышки, которая слишком сдержанна в эмоциях при выполнении материнского долга.

Возможно, дело состоит в том, что он был очень «модным» психиатром, и поэтому пытался перевести вопрос в известную ему плоскость. Отмечу, что подобные ошибки медики допускали и до, и после Каннера (например, язва желудка вызывается не стрессом, а бактериями).

На самом деле аутизм вызывается расстройствами всего организма, при которых мозг работает не так, как положено. Здоровье гастроэнтерологического тракта играет здесь важную роль. По состоянию на нынешний 2011 год это почти все, что можно определенно сказать об этой болезни.

Генетические факторы играют свою роль в заболеваемости аутизмом. Об этом говорит то, что большая часть больных – мальчики, что аутизм может повторяться у близнецов, и что в семьях больных аутизмом у предыдущих поколений он тоже встречался.

При этом аутизм действительно встречается чаще, чем во времена Каннера. Отмечу, что человечество – не мухи-дрозофилы, и нам на то, чтобы мутировать, нужны миллионы лет.

Гены аутизма не могли возникнуть из ниоткуда за короткий период в шесть десятилетий.

Списать весь прирост заболеваемости только лишь на «лучшее выявление» также невозможно – спросите об этом любого учителя начальных классов, которому за сорок.

Окружающая среда также имеет значение. Мы варимся в похлебке из токсинов, к которой наши гены просто не были приспособлены.

И этим ядам несть числа: у меня был пациент, которому стало существенно лучше после того, как он переехал из дома, облицованного штукатуркой из Китая, которая, как уже неопровержимо доказано, содержала большое количество ядовитых примесей.

Другой пациент переселился из дома, расположенного рядом с высоковольтной линией – и в его состоянии наметилось улучшение. Огромное количество химических веществ вступают в реакции вокруг нас – с совершенно непредсказуемыми результатами.

Аутоиммунные проблемы играют свою роль. Существует большое количество исследований, которые отражают, что в организме больного РАС проходят воспалительные процессы. Хотя четкого признания со стороны официальной медицины до сих пор нет, многим моим пациентом помогает выявление больных участков тела и их излечение.

Эпигенетика – это новейший термин, который используется при рассказе о причинах РАС.  Вот, что им описывается: гены влияют на хромосомы, которые влияют на белки, которые влияют на клетки, которым приходится сталкиваться с новыми незнакомыми токсинами, что приводит к заболеванию. Ничего более детального мы пока не знаем.

Добавление из 2014 года: По словам одного из экспертов, в начале века почти все исследования вопроса основывались на предположении, что это заболевание полностью генетическое по своей природе и что вопросы токсинов в окружении не играют никакой роли. Однако заболеваемость аутизмом растет. Несмотря на то, что проводились очень масштабные исследования, так и не было выявлено узкое число генов аутизма. Это заставляет ученых все больше обращать свой взгляд на окружение.

Является фактом и то, что возле полей, обрабатываемых пестицидами, заболеваемость аутизмом выше. Для того, чтобы повысить урожайность пшеницы, почти повсеместно используется пестицид «Раундап» от фирмы «Монсанто». Если дело в нем, это может объяснить, почему такому большому количеству пациентов становится лучше после перехода на безглютеновую диету.

  Как проявляются признаки синдрома Аспергера у ребенка

К другим факторам риска можно отнести:

  • генетически модифицированные продукты
  • мощные электромагнитные поля
  • чрезмерное использование антибиотиков
  • стероиды и тяжелые металлы.

2.Приводит ли к аутизму вакцинация?

5 вопросов и ответов об аутизме

Как бы мне не хотелось избежать праведного гнева со стороны иммунологов-инфекционистов, мой ответ – да. Я считаю, что некоторые из вакцинаций привели к аутизму у некоторых моих пациентов. Мне приходилось общаться со многими родителями, которые объясняли, как стремительно развились симптомы аутизма вскоре после вакцинации – в частности, были потеряны речь и глазной контакт. Таких случаев слишком много, чтобы списать их на «просто совпадение».

Считаю ли я, что все случаи нынешней эпидемии аутизма объясняются прививками? Нет, но 10-15% моих пациентов приобрели аутизм именно после вакцинации.

Влияет ли содержащаяся в вакцинах ртуть на заболеваемость аутизмом? Такая теория существует и до сих пор вызывает жаркие споры.

Если предположить, что у склонных к аутизму детей очень хрупкая иммунная система, удар по ней тяжелыми металлами может оказаться той самой последней каплей.

3.Слышали ли вы об этом новом лекарстве или этой пищевой добавке? Помогают ли они?

В настоящее время существует огромное множество «лекарств» от аутизма, которые применяются людьми без медицинских дипломов, и об эффективности которых нет объективных данных.

Это происходит из-за того, что медицинская профессия в целом и педиатрическая неврология в частности оказались неспособны дать адекватный и действенный ответ на резкий рост заболеваемости аутизмом.

Фактически, массы взяли дело в свои руки.

Важно понимать, что каким бы дорогим не было бы то или иное лечение, его эффективность и безопасность в долгосрочном периоде не могут быть гарантированы. Лучше всего довериться медикам, имеющим большой практический опыт, и не проводить исследования самим.

4.Как прекратить эти назойливые стимы?

5 вопросов и ответов об аутизме

Прежде всего, родителям нужно разобраться в том, почему ребенок так себя ведет. Как я уже писал в другой статье, стимы – это в основном альтернативный способ коммуникации, поэтому стоит приложить усилия и понять, что хочет сказать пациент.

Заклейте себе рот скотчем и попробуйте так пожить какое-то время: не сомневаюсь, что вы начнете демонстрировать странные на посторонний взгляд движения или прибегать к вокализациям

Чем больше родителей раздражает стим, тем выше вероятность того, что ребенок использует его, чтобы привлечь ваше внимание. Говорите ему: «Что не так?», «Что ты хочешь?», «Иди сюда и поиграй с этой игрушкой».

Если малыш стимится от скуки, постарайтесь направить его энергию на полезную деятельность.

Если стимы происходят от возбуждения (просмотр одного и того же видеоролика), постарайтесь переключить ребенка на другое занятие. Дети ничему не учатся, когда смотрят одно и то же видео раз за разом.

Не стоит говорить: «Прекрати немедленно». Лучше используйте такие фразы: «Ты можешь посмотреть еще один раз» или «У тебя есть еще три минуты».

И, наконец, научитесь отличать зерна от плевел. Есть виды поведения, которые тревожат только одного родителя, не нарушают нормальной жизни семьи и даже не особо отличаются от того, как занимают себя нейротипичные дети. Эти виды стимов можно игнорировать.

  Связь между аутизмом и СДВГ

С течением времени при надлежащем лечении и бережной педагогической коррекции обычно происходит следующее:

  • Стимы появятся — Изменятся по сложности или своему проявлению — Снова возникнут в привычном виде — Превратятся во что-то совершенно иное и… по большей части исчезнут по ходу взросления (!)

5.Почему биомедицинское лечение делает ребенка беспокойным?

5 вопросов и ответов об аутизме

Когда ребенок переживает пробуждение от аутического тумана, мир вокруг него становится более раздражающим, а сфокусироваться на чем-то становится трудно. К такому периоду начальных трудностей приводит большинство биомедицинских практик.

Поскольку сознание и самосознание начали присутствовать более явно, возникает проблема тревожности. Тревожность и неготовность к сосредоточению отражают незрелость, поэтому поведение ухудшается.

Один из моих пациентов сказал: «Я променял черно-белое на оттенки серого». Но это суть самой жизни. В два года дети закатывают истерики, в три – проверяют ваше терпение, в четыре – учатся манипулировать родителями. Неужели вы действительно мечтаете о тех временах, когда ваш ребенок присутствовал здесь только лишь телесно и никого не раздражал?!

Именно поэтому биомедицинское вмешательство, которое улучшает здоровье пациента, должно сочетаться с такими традиционными видами терапий как занятия с логопедом и АВА. Со времен доктора Спока были написаны сотни томов о том, как воспитать «обычного» ребенка.

Одна-две книги о том, что делать со своим ребенком-аутистом – это капля в море того, что нужно знать о том, как его правильно воспитать.

Поскольку на самом деле существует множество типов аутизма, есть много причин, по которым его развитие будет проблемным, и вам надо быть к этому готовым, постоянно занимаясь самообразованием.

Читайте также:  Как вернуть искру в любовные отношения

6.Как же все-таки приучить ребенка к горшку?

5 вопросов и ответов об аутизме

Здоровый кишечник – это первый шаг на пути к приучению к горшку.

Если pH стула кислый, пациенту просто невозможно не иметь запор. При запорах лучше всего помогают большие количества жидкости, пищевых волокон и пробиотиков. Если ребенок не может сходить по большому на протяжении двух дней, используйте глицериновые суппозитории (детям с РАС нельзя принимать полиэтиленгликоль).

Рыхлый и пухлый, влажный, частый или жидкий стул надо проверить на наличие избыточных колоний патогенных бактерий и дрожжевых грибков, и лечить в соответствии с полученным результатом анализа кала на дисбактериоз.

После того, как ребенок достиг возраста 3,5 лет, лучше всего использовать любовь детей с РАС к расписаниям. Возьмите то число раз в день, когда ваш ребенок ходит по большому, и прибавьте к нему один. Так, ребенок, который дает 2 стула в день, должен высаживаться на горшок 3 раза за день.

Начните с 5-ти секунд пребывания на горшке и постепенно удлините этот период до 30-60 секунд простого сидения. Больше находиться там не нужно – это скучно и приведет к протестам малыша — так же, как и более частые высаживания с постоянным вознаграждением за послушание.

  • Заведите традицию – в одинаковое время – каждый день – на горшок – и, вуаля, многие дети понимают, чего от них хотят.
  • Брайан Д. Уделл
  • Перевод мнений врача из нескольких статей блога

Источник: http://www.theautismdoctor.com

Аутизм: тесты, вопросы и советы врачей, специалистов и к людей с РАС

5 вопросов и ответов об аутизме

10 особенностей восприятия мира людьми с РАС, о которых рассказали они сами.

  • «Мы все разные, но проблемы у нас похожи»

РАС влияет на то, как человек слышит, видит, чувствует, получает и обрабатывает информацию, взаимодействует с предметами и людьми. Коммуникация, как правило, вызывает беспокойство и напряжение.

РАС проявляется по-разному: кто-то может отказываться от общения совсем, кто-то — пользоваться письменной речью, жестами или программами-вокализаторами, кто-то может быть шумным и общительным. Похожие проблемы в общении влияют на поведение по-разному.

  • Чувствительность к звукам

РАС может (и обычно так и происходит) значительно повышать слуховое восприятие.

Это значит, что человек слышит практически все вокруг: уличный шум, музыку, другие разговоры, и для снижения возбуждения слуховых центров шумы приходится фильтровать. Это энергозатратный процесс.

В общении с таким человеком стоит помнить: речь в шумном помещении им трудно распознается, а ведь речь — основной источник информации для людей с РАС. Ищите тихое место или готовьтесь повторять слова.

  • Нюансы могут не восприниматься

Намеки, интонации, фразы в переносном значении, мимика, изменяющая смысл сказанного и тому подобные нюансы нашей речи чаще всего не воспринимаются при РАС. Сарказм, иронию, метафоры лучше не включать в разговор, по крайней мере при первых контактах.

Люди с РАС могут научиться распознавать невербальные сигналы и игру слов, но это — именно обучение, а не умение, которое приходит само собой.

Нейротипики чаще всего связывают информацию с контекстом. Человеку с РАС нужна дополнительная информация. Чтобы ускорить понимание, лучше предоставить ее сразу. Например, фраза «Смотри, роза расцвела» при РАС будет требовать дополнительного пояснения, чтобы понять, почему это — факт, достойный удивления. «Странно, на улице ноябрь, для цветов уже холодно». Вот это — контекст ситуации.

Нейротипики интуитивно понимают, когда можно начать разговор, когда сделать паузу и когда ее прервать. При РАС все это требует наработки навыков, а лучше — явных знаков. Начать разговор первым, задать четкие вопросы помогает устанавливать контакт.

Монотонная, медленная речь, с остановками, неверными ударениями — все это может присутствовать у людей с РАС, так как нередко сам процесс дается непросто. Важно внимательно слушать: смысл фраз от вариантов произношения не зависит.

Хотя при высокофункциональном аутизме человек может оставлять впечатление общительного и разговорчивого, это — результат работы над собой. И в процессе общения также приходится трудиться. Многие люди с РАС предпочитают отправлять текстовые сообщения или общаться через интернет, это менее энергозатратно.

Непривычный способ выражения чувств или неожиданные для окружающих эмоции — тоже часть РАС. Это не означает, что человек с аутизмом не чувствует. В большинстве случаев его восприятие окружающего отличается от привычного нам.

Личный опыт

5 вопросов и ответов об аутизме

Марлиз Хюбнер, 33 года, Великобритания. РАС диагностирован в 25 лет

Мои мысли часто настолько насыщенны, что не позволяют мне реагировать. Однажды мой бойфренд признался, что любит меня. И я ответила, что я должна об этом подумать. Он, разумеется, такой реакции не ожидал.

Я была не способна ответить как-то иначе, я начала размышлять, что я чувствую, любовь ли это, каков среднестатистический период на объяснение в любви, как часто согласно статистике расстаются после ранних признаний, можно ли отказаться от своих слов, если потом поймешь, что сказал неправильно?..

Мысли переполняли меня, а он стоял рядом и ждал ответа.

  • Повторение слов собеседника

Есть несколько причин, почему люди с РАС повторяют фразы собеседника.

  • Это может быть эхолалия, повторение любых фраз. В таком случае реальная коммуникация часто невозможна.
  • Повтор фразы в беседе показывает, что произносящего услышали, но человеку с РАС нужно больше времени, чтобы найти ответ. Повтор дает возможность заполнить паузу.
  • Повтор ответа или объяснения собеседника может означать запрос на дополнительную информацию. Дополните объяснение, перефразируйте ответ.
  • Напряжение и тревога усложняют общение

РАС заставляет мозг постоянно работать над тем, что нейротипикам дается как бы само собой. Страх дать неверный ответ, проявить неправильную реакцию усиливает тревогу.

И общество тоже этому способствует: вопреки распространяющемуся мнению, люди с аутизмом — не преступники, а жертвы преступлений, которым сложно из-за особенностей восприятия распознать опасность.

Гиперчувствительность и нарушения коммуникации значительно осложняют жизнь. Хотя и в гиперчувствительности есть свои плюсы.

5 самых частых вопросов о детском аутизме

5 вопросов и ответов об аутизме

Эксперты фонда «Выход» отвечают на самые частые вопросы об аутизме, которые задают им в соцсетях.

Нет, аутизм — это расстройство развития, которое сопровождает человека всю жизнь.

Главное отличие болезни от расстройства в том, что у болезни есть начало, период протекания и конец. Сегодня в науке доминирует мнение о том, что аутизм появляется из-за генетических причин, следовательно, он у ребенка с самого рождения. Аутизмом нельзя заболеть или заразиться от кого-то. Поэтому корректно называть аутизм не болезнью, а расстройством развития.

Тест на аутизм можно пройти здесь

Наталья Устинова, психиатр, д.м.н, член научно-экспертного совета фонда «Выход»:

Мне кажется, не следует избыточно противопоставлять болезнь расстройствам развития, хотя некоторые различия в этих понятиях действительно существуют. Существуют наследственные болезни, например, фенилкетонурия и туберозный склероз, которые не называют расстройствами развития.

Шизофренией тоже нельзя заразиться от кого-то. Расстройства аутистического спектра (РАС) сегодня действительно принято относить к расстройствам развития. Не факт, что в дальнейшем они целиком или частично не перейдут в разряд заболевания.

Возможно, в социальном дискурсе РАС предпочтительней называть расстройством развития, хотя в медицинском смысле это может выглядеть как заболевание сложной природы.

Пока не установлены базовые причины состояния, акцентирование и без того несколько искусственной дилеммы — расстройство или болезнь, — выглядит как игра в термины ©.

Потому что проявления расстройства сильно различаются в зависимости от тяжести симптомов аутизма, общего уровня развития и возраста человека.

Все проявления аутизма рассматривают как континуум. Один ребенок с аутизмом отличается от другого по уровню владения коммуникативными и социальными навыками, стереотипности поведения, движений, мыслей и т.д.

Сума Джейкоб , психиатр, руководитель лаборатории по исследованиям аутизма:

РАС представляет собой многоаспектный процесс из-за клинической гетерогенности. Фенотипическая вариативность расстройств аутистического спектра (РАС) очень значительна, поэтому исследователи рассматривают аутизм как зонтичный термин, под которым объединяется несколько синдромов, появляющихся по самым разным причинам ©.

С позиции диагностики — ни в чем.

Отличия синдрома Аспергера заключаются в отсутствии у людей с таким диагнозом нарушений коммуникативного языка и речи, а также в отсутствии интеллектуальных нарушений.

В Международной классификации болезней 11-го пересмотра (вступит в силу

в 2022 году) такого диагноза, как «синдром Аспергера», не будет. Он войдет в категорию «расстройства аутистического спектра».

В связи со сменой диагностической классификации термин «синдром Аспергера» скоро можно будет считать устаревшим. Уже сегодня в связи с появлением информации о сотрудничестве Ганса Аспергера с фашистским режимом, ведутся дискуссии о том, что употребление термина «синдром Аспергера» и вовсе неэтично.

Наталья Рахлина, лингвист, PhD, доцент кафедры лингвистики Университета Уэйна, специалист по развитию языка у детей и расстройствам развития языка и речи:

Читайте также:  Почему нельзя выдёргивать волосы из носа

Его работа в должности главного детского психиатра Вены напрямую служила идеологии национал-социализма и системе уничтожения детей с инвалидностью. Он был причастен к исполнению нацистского закона о предотвращении наследственных болезней потомков, который требовал уничтожения генетически «непригодных» детей ©.

Нет, диагностика расстройств развития — это задача квалифицированного специалиста.

Но заметить у себя симптомы и обратиться к доктору, сообщив ему о своем беспокойстве, — можно.

Елизавета Мешкова , психиатр, член Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику, эксперт фонда «Выход»:

В моей практике и практике моих коллег достаточно много историй о самодиагностике синдрома Аспергера.

Как правило, это делают взрослые люди, которые случайно нашли описание синдрома, узнали в этом описании себя, прошли тестирование и психологическое обследование и получили наконец ответ на вопрос: «Почему мне так сложно коммуницировать?» Самодиагностика в нашей стране — зачастую неплохой способ заподозрить диагноз. Но вопрос о диагнозе и дифференциальной диагностике все равно должен ставиться перед психиатром или психологом ©.

Синдром Аспергера предполагает, что у человека нет нарушений интеллекта (IQ выше 70) и функциональной речи. При высокофункциональном аутизме (ВФА) отсутствуют только интеллектуальные нарушения.

Некоторые исследователи подвергают сомнению целесообразность разделения синдрома Аспергера и ВФА.

Тони Этвуд, клинический психолог, специалист по синдрому Аспергера:

Изучив литературу, мы, вероятно, подошли к ответу на вопрос, есть ли различия между синдромом Аспергера и ВФА. Он заключается в том, что исследования и клиническая практика показывают отсутствие ясных доказательств наличия разницы между двумя расстройствами. Схожие черты значительно превосходят различия. Сегодня в клинической практике оба термина могут быть взаимозаменяемы ©.

В России статистики по РАС нет. По самому оптимистичному допущению, не менее 300 тыс. российских детей живут с такими расстройствами. Официальный диагноз поставлен 31 тыс российских детей. Значит, 269 тыс. не получают необходимую помощь. Причины возникновения РАС науке неизвестны, поэтому лекарства от него нет, несмотря на то, что над проблемой работают тысячи ученых по всему миру.

Ребенок с РАС может родиться в любой семье. Аутизм не должен быть приговором, считают эксперты фонда «Выход». Сегодня существуют эффективные подходы, которые позволяют каждому ребенку с аутизмом развиваться и жить полноценной жизнью.

Что такое аутизм: ответы на главные вопросы

На самых длинных выходных в истории России я продолжаю вести своё карантин-шоу «Вечерний Лошманов» — хожу в гости к разным людям не выходя из дома. Семь прошлых выпусков можно найти в моём канале.

Сегодня отступление от коронавирусных тем. Апрель — всемирный месяц информирования об аутизме, и карантин — совсем не повод забывать об этом. Так что я позвонил Юле Азаровой, главному редактору медиаресурсов фонда «Выход», который содействует решению проблем аутизма в России. И попросил её как раз проинформировать.

Картинка для обложки поста

Юля отвечает на главные вопросы: что такое расстройства аутистического спектра, в чём они проявляются, каковы их причины, можно ли считать аутизм болезнью, как часто он встречается, как можно помочь людям с аутизмом, что такое ресурсные классы и зачем они нужны, — а также рассказывает о том, чем конкретно занимается фонд «Выход».

Синий — цвет аутизма, а синий мишка по имени Петруша — символ фонда. Он, к сожалению, не смог присутствовать при нашем разговоре.

Смотрите видео!

А вот где можно получить дополнительную информацию об аутизме:

Сайт фонда «Выход», на котором можно найти ответы на главные вопросы и сделать пожертвование.

Там можно найти тест M-CHAT-R,который позволяет определить риск аутизма у ребенка в возрасте 16-30 месяцев, а также энциклопедию аутизма: важные термины и люди, которые работали и работают с РАС.

У фонда есть ещё один сайт: там можно подробно узнать о том, чем именно он занимается, а также полезные статьи и научные исследования. И есть канал в «Дзене».

Сайт Spectrum Фонда Саймонса: подробная информация на английском языке. Статьи об аутизме, рассказы о научных исследованиях, вебинары и видео и многое-многое другое.

В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — продолжение моего карантин-шоу, рассказы про то, как делают моцареллу на заводе и как работает мусоросортировочный завод, — и другие истории; в основном про еду, но далеко не только про неё. Пока же можно почитать про дагестанскую кашу из кураги или про самый вкусный в России пряник. Подписывайтесь!

Часто задаваемые вопросы

В данном разделе представлены самые часто задаваемые вопросы. Если вы не нашли ответа на ваш вопрос, воспользуйтесь формой обратной связи.

Есть ли у моего ребенка аутизм?

При возникающих проблемах или подозрениях у родителей на нарушения в развитии детей, семья может обратиться либо в центры ранней помощи (если таковые имеются в регионе), либо в центры психолого-медико-социального сопровождения для проведения скрининговой диагностики на выявление риска развития РАС. Некоторые скрининговые методики могут использовать как специалисты, так и родители без специальной подготовки. Следует помнить, что скрининговые методики не являются основанием для постановки диагноза. Более того, никто, кроме врача-психиатра не имеет права ставить диагноз.

Так, например, для детей младшего возраста (от 16 до 30 месяцев) удобно использовать Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей (M-CHAT-R/F; Robins, Fein, Barton).

Для детей 2-4 лет обычно применяется Рейтинговая шкала аутизма у детей — CARS (Childhood Autism Rating Scale, Schopler E., Reichler R.J., DeVellis R.F, Daly K.).

Далее, если риск выявляется, то необходимо обращаться к врачу-психиатру для уточнения диагноза и получения лечения.

Дополнительно рекомендуем познакомиться с диагностическими критериями расстройств аутистического спектра согласно пятому изданию Диагностического и статистического руководства по психическим болезням (DSM-5).

Назад к списку вопросов.

С ребенком отказываются заниматься педагоги, потому что он плохо себя ведет (убегает, кричит, дерется). Что нам делать?

Проблемное поведение ребенка – одна из наиболее частых причин обращения за помощью. Наиболее эффективным подходом для коррекции нежелательного поведения считается прикладной анализ поведения (АВА).

Основными функциями проблемного поведения являются: 

  • доступ к желаемому предмету или действию,
  • прекращение или избегание неприятных действий,
  • привлечение внимания,
  • аутостимуляция.

Для определения функции дезадаптивного поведения и выявления поддерживающих его условий используется метод функционального анализа поведения.

Функциональный̆ анализ поведения включает: наблюдение за поведением ребенка, запись результатов наблюдения и их анализ. Данный̆ метод основан на модели A–B–C, где B – собственно поведение, A – предшествующие ему обстоятельства, С – последствия, то есть события, которые произошли сразу после поведения.

На основе полученных данных анализа поведения необходимо четко и конкретно сформулировать, как именно должен вести себя ребенок в той ситуации, когда он демонстрирует проблемное поведение, иначе говоря, – определить альтернативное поведение, которое будет приемлемым в данной ситуации.

Для организации данного направления работы необходимо обратиться к специалисту, имеющему компетенции в области коррекции поведения.

Дополнительно рекомендуем прочитать  книгу  «Детский аутизм и ABA», автор Роберт Шрамм, а также познакомиться с методическим пособием «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС», раздел 2.2.1 «Коррекция дезадаптивного поведения» на стр. 31-52.

Назад к списку вопросов.

Ребенок с РАС очень чувствителен к резким и громким звукам, прикосновениям, что приводит к проблемам в поведении. Как помочь?​

Многие проблемы в поведении связаны с тем, что люди с РАС воспринимают и перерабатывают сенсорную информацию качественно иначе, чем нейротипичные. У большинства детей с РАС обнаруживается целый ряд отклонений в сенсорной сфере.

Поэтому для создания оптимальных условий обучения каждый раз необходимо исследовать сенсорную сферу ребенка и опираться именно на его индивидуальные особенности.

При наличии у ребенка значимых сенсорных нарушений часто бывает необходима консультация специалиста, который поможет понять проблемное поведение, связанное с необычной сенсорной чувствительностью, и поможет создать комфортную обстановку для обучения ребенка, убрав все непереносимые раздражители.

В ряде случаев необходимым условием обучения ребенка может стать наличие специального сенсорного оборудования (например, шумопоглощающие наушники, утяжеляющий жилет,  специальные жевалки и др.).

Помимо исключения неприятных для ребенка с РАС сенсорных раздражителей, важно обеспечить ему возможность получать приятные ощущения. Получение приятных сенсорных ощущений помогает ребенку успокоиться.

Именно это становится причиной того, что многие дети с РАС трясут руками, раскачиваются, постоянно произносят какие-то фразы или издают звуки, стучат по парте и т.п.

Такие стереотипные формы поведения и аутостимуляции (стимминг) у людей с РАС являются попыткой сохранить неизменность, комфортность среды, справиться с сенсорной перегрузкой, отрегулировать сенсорную систему.

Учитывая данные особенности развития ребенка с РАС, специалистам и родителям важно:

  • иметь общие представления о функциях и нарушениях сенсорных систем;
  • понимать функции самостимулирующего поведения, разделять сенсорные ощущения на комфортные и не комфортные для ребенка;
  • понимать, что у каждого ребенка с аутизмом есть свой собственный индивидуальный сенсорный профиль (нет двух одинаковых детей с РАС);
  • уметь пользоваться диагностическим инструментарием для определения индивидуального сенсорного профиля ребенка;
  • организовывать окружающую среду (в том числе уметь подбирать необходимое сенсорное оборудование) для снижения дискомфортных ощущений;
  • подбирать подходящие обучающие материалы и методы работы;
  • предоставлять ребенку возможности получать приятные ощущения безопасным для него способом для регуляции эмоционального состояния.
Читайте также:  Почему нужно носить солнечные очки?

Для того, чтобы познакомиться с методикой выявления сенсорного профиля детей с РАС, а также с рекомендациями по коррекционной работе в данном направлении, рекомендуем изучить методическое пособие «Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи».

Назад к списку вопросов.

В какую школу пойти учиться ребенку с РАС

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» каждый обучающийся должен получать образование по месту прописки или регистрации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Согласно положениям Закона «Об образовании в РФ», а именно части 4 статьи 79, части 5 статьи 41, обучение и воспитание детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, может быть организовано несколькими способами:

  • В общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (специальные (коррекционные) школы).
  • В общеобразовательных организациях, имеющих в своей структуре отдельные классы для детей с ОВЗ, в которых реализуются адаптированные основные образовательные программы.
  • В общеобразовательных организациях, в которых ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися без нарушений здоровья по индивидуальному учебному плану (ИУП).

На дому или в медицинских организациях для детей, нуждающихся в длительном лечении, – по индивидуальным учебным планам. В соответствии с обозначенными вариантами организации обучения для обучающегося определяется модель организации образования.

Дополнительно рекомендуем познакомиться со списком организаций РФ, оказывающих помощь детям с РАС.   Также можно познакомиться со списком организаций Москвы и Подмосковья на сайте Центра лечебной педагогики.

Назад к списку вопросов.

Какие диагностические методики использовать в работе с детьми с РАС?

Относительно диагностики познавательной сферы детей с РАС мы рекомендуем Вам познакомиться с такими методиками, как:

  • Тест Векслера — детский вариант WISC
  • Батарея тестов Кауфманов для оценки когнитивного развития KABC-II
  • Методика LEITER-3

Более подробная информация о данных методах в презентации на портале:

С целью выявления сформированности функциональных навыков, а также для составления программ коррекционной работы с ребенком, возможно использование следующих диагностические методик:

  • Методика, предложенная американскими учеными E. Schopler, M.D. Lansing, R.J. Reichler, L.M. Marcus, 2004, предназначенный для оценки уровня возможностей детей, имеющих нарушения коммуникации – Психолого-образовательный профиль PEP-3 (Psychoeducation Profile).
  • Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития, VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program) — это инструмент оценки вербального поведения с точки зрения поведенческого подхода (http://aba-kurs.com/vb-mapp-about/
  • Для оценки нескольких функциональных областей развития и разработки комплексных индивидуальных коррекционно-образовательных программ возможно использование Методики оценки базовых речевых и учебных навыков, ABLLS-R (Assessment of Basic Language and Learning Skills, Revisited) –разработанной в парадигме прикладного анализа поведения и основанной на данных исследований, проведенных в рамках этого подхода.
  • Для определения уровня социальной адаптации и выявления психологического возраста ребенка применяется Шкала адаптивного поведения Вайнленд, (S. Sparrow, D. Balla, & D. Cicchetti. Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS). American Guidance Service, Inc., 1984.) –  общепризнанный в международной практике инструмент оценки адаптации лиц с нормальным и отклоняющимся развитием в возрасте от 0 до 18 лет.

Дополнительно рекомендуем познакомиться с материалами методического пособия «Консультативно-диагностическая работа с семьями, воспитывающими детей с РАС».

Назад к списку вопросов.

Что такое ресурсный класс? Как туда попасть?

В соответствии с различными вариантами организации обучения детей с РАС выделяются следующие модели организации образования:

  1. Классы для детей с ОВЗ (в том числе и с РАС) в школе, реализующей адаптированные основные образовательные программы.
  2. Частичная инклюзия, вариант 1: учащиеся с РАС проводят со сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью, только часть учебного и внеклассного времени (модель «ресурсный класс»).
  3. Частичная инклюзия, вариант 2: учащиеся с РАС обучаются в классах для детей с иными нарушениями развития (с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями) в условиях общеобразовательной организации – инклюзивной школы (специальные (коррекционные) школы).
  4. Полная инклюзия: один или несколько учащихся с РАС постоянно обучаются в обычном общеобразовательном классе со сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, при условии обязательной организации психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, модель «Ресурсный класс» является формой инклюзивного образования и предполагает, что ребенок зачислен в обычный класс и основное обучение ребенка происходит в общеобразовательном классе, а темы и навыки, представляющие для ребенка наибольшие трудности, отрабатываются отдельно. «Ресурсный класс» – это специально организованное пространство, в котором дети получают интенсивные индивидуальные занятия.

Ученики «ресурсного класса» зачисляются в обычный класс типично развивающихся сверстников и последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов, посещают уроки по школьным предметам, которые они могут изучать вместе с другими детьми при поддержке тьютора. При этом процент совместного обучения для каждого из учеников может быть разным.

Подробная информация по организации работы ресурсного класса имеется на сайте РОО «Контакт», в разделе «Ресурсные зоны»:

В разделе «Правовая информация» можно ознакомиться с содержанием ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где опубликованы требования по образованию и квалификации педагогических работников.

Дополнительно рекомендуем ознакомиться с материалами практического пособия «Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе».

Назад к списку вопросов.

Нет возможности выезжать на интересующие семинары ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с РАС. Каким ещё способом можно получить информацию?

ФРЦ ежегодно проводит тематические вебинары. Ознакомиться с расписанием и зарегистрироваться можно на сайте ФРЦ в соответствующем разделе.

  • С материалами прошедших мероприятий можно ознакомиться в разделе Видеозаписи и материалы.
  • Назад к списку вопросов.
  • Где можно пройти обучение по работе с детьми с РАС?
  • Информация о прохождении курсов повышения квалификации по работе с детьми с РАС доступна на сайте ФРЦ по ссылке: https://autism-frc.ru/work/trainings
  • Назад к списку вопросов.

По какой программе необходимо обучать детей обучавшихся по программе начальной школы АООП варианта 8.3 и перешедших на основное общее образование (5-11 классы)?

В данном случае для ребенка с РАС, обучавшегося на уровне начального общего образования по АООП варианта 8.

3 и перешедшего на уровень основного общего образования, необходимо разработать адаптированную основную образовательную программу с учетом психофизических особенностей обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями (с опорой на программу Варианта 1) и с учетом рекомендаций ПМПК. А также для данного обучающегося необходима адаптация учебных материалов и адаптация среды, учитывающих особенности развития ребенка с РАС.

  1. Дополнительно рекомендуем Вам познакомиться с методическим пособием «Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра».
  2. Назад к списку вопросов.
  3. Какую документацию ведёт тьютор и в чем заключается его работа?
  4. К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:
  1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
  2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
  3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся.

В обязанности тьютора входит ведение следующего пакета документов:

  • график работы;
  • план работы тьютора по сопровождению детей;
  • дневник наблюдений;
  • календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
  • расписание занятий;
  • журнал учёта проведённых занятий;

Дневник наблюдений – основной документ, которые ведет тьютор; форма отчетности позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается совместно с основными педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами.

С более подробной информацией об обязанностях тьютор рекомендуем познакомиться в письме Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”.

Назад к списку вопросов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *